Становление индивида в личность предполагает осознание им самого себя как существа, отличного от других, как некоторой субъективно замкнутой реальности. Все это проявляется в факте именования себя «Я». Поэтому феномен «Я» есть центральный пункт формирования личности и ее структуры. В известном смысле можно утверждать, что личность – это и есть «Я» или прежде всего «Я». Поэтому многие психологи полагают, что узкое понимание личности должно включать только ее ядро, т.е. «Я» – концепцию и направленность личности (мотивация, ценностные ориентация).
«Я» – концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую «Я» – концепции часто называют образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. В сущности, «Я» – концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает и как смотрит на свои настоящие возможности и возможности развития в будущем.
Образ своего «Я», можно рассмотреть и как совокупность установок, направленных на самого себя и включающих следующие основные компоненты:
когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности и социальной значимости (самосознания);
эмоциональный – аффективная оценка «Я» – образа, которая проявляется в самоуважении, себялюбии или самоуничижении;
оценочно-волевой – потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой (это и стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение).
«Я» – концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Стремление защитить «Я» – концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения (Бернс Р., 1986).
Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается в следующих его главных функциях:
1) самоидентичности, т.е. целостности «Я» с чувством непрерывности,
сохранения и понимания тождественности самому себе в настоящем, прошлом и будущем;
2) активности «Я» с чувством собственной автономности и
независимости от других;
3) защиты «Я» с чувством собственного достоинства;
4) самосовершенствования «Я» с чувством определенного рода линии надежды, направленности на цели, реализация которых мыслится как будущее личной жизни.
Переживание наличия «Я» является результатом длительного процесса формирования личности. Образ «Я» – не статическое, а динамическое образование личности индивида. Фактически психологи фиксирую у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я» – образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия.
В «Я» – концепции можно выделить следующий «Я» – образы:
«Я» – реальное, т.е. представление о себе в настоящем, текущем времени. Если человек говорит или думает в какой-то момент времени о себе с презрением, то это не должно восприниматься как стабильная характеристика его «Я» – образа. Более чем вероятно, что его представление о себе сменится через некоторое время на противоположное.
«Я» – идеальное – можно противопоставить «Я» – реальному представлению о себе. «Я» – идеальное – это представления о том, каким бы хотел быть индивид в данных конкретных условиях. «Я» – идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности.
Иногда в «Я» – концепции выделяют еще и «Я» – фантастическое, т.е. то, каким бы субъект пожелал стать, даже если невероятное оказалось возможным. Фантастический образ своего «Я» имеет большое значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии и мечты. Однако преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, которые не сопровождаются осуществлением желаемого, не всегда положительное явление, т. к. очевидное несовпадение желаемого и действительного могут дезорганизовать самосознание и травмировать человека.
Во всем множестве «Я» – образов следует упомянуть и о «Я» – зеркальном, т.е. собственных представлений человека о том, каким он воспринимается глазами окружающих его людей. Этот компонент «Я» – образа является существенным для формирования личностной значимости и самооценки.
Сложность «Я» – концепции понимается как число аспектов «Я», воспринимаемых человеком, степень дифференциации «Я» – концепции. На ранних стадиях самосознания происходит отделение человеком себя от других. Далее «Я» в его сознании разделяется на неограниченное число частей. В последствии у человека появляется тенденция оценивать себя в сравнении с другими людьми. Этот процесс получил подробный анализ в теории социального сравнения Л. Фестингера (1954). Главным положением теории является утверждение, что в основе стремления человека правильно оценить свое мнение и способности в сравнении себя с другими лежит потребность иметь ясную и определенную «Я» – концепцию. Через процесс социального сравнения у человека устанавливаются рамки социального рассмотрения «Я» как точки отсчета.
Отмечено, что люди с высокой сложностью «Я» – концепции имеют тенденцию стремиться получить как можно больше информации перед принятием решения, чем обладающие низкой сложностью «Я» – концепции (Зиллер Р., 1973). Лица с более высокой сложностью «Я» – концепции легче ассимилируют как негативную, так и позитивную информацию от других.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.