Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется уполномоченным органом по изучению и использованию недр в целях обеспечения разработки отраслевых (секторальных) и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений, а также решения других задач.

2. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

3. Порядок ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых устанавливается Правительством Республики Казахстан.

Государственный кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра

1. Государственный кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра организует уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в целях оперативного получения информации, принятия решения в области охраны окружающей среды, планового контроля за состоянием мест захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра.

2. Государственный кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра содержит сведения, характеризующие тип и вид захороненных веществ и сброшенных вод с указанием их количественных и качественных показателей, горнотехнических, специальных инженерно-геологических, гидрогеологических и экологических условий захоронения и сброса.

3. Порядок ведения государственного кадастра захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра устанавливается Правительством Республики Казахстан.

Государственный кадастр техногенных минеральных образований

 

1. Государственный кадастр техногенных минеральных образований ведется уполномоченным органом по изучению и использованию недр.

2. Государственный кадастр техногенных минеральных образований содержит сведения по складируемому объекту, характеризующие тип и вид техногенных минеральных образований с указанием количественных и качественных показателей, горнотехнических и экологических условий хранения.

3. Порядок ведения государственного кадастра техногенных минеральных образований устанавливается Правительством Республики Казахстан.

 

Государственный мониторинг недр

 

1. Государственный мониторинг недр представляет собой систему наблюдений за состоянием недр для обеспечения рационального использования государственного фонда недр и своевременного выявления их изменений, оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

2. Структура, содержание и порядок осуществления государственного мониторинга недр устанавливается Правительством Республики Казахстан.



Положение о государственном мониторинге недр Республики Казахстан

Общие положения

1. Положение определяет цели и задачи государственного мониторинга недр, содержащие, структуру и порядок его ведения на территории Республики Казахстан.

2. Государственный мониторинг недр представляет собой систему наблюдений за состоянием недр для обеспечения рационального использования государственного фонда недр и своевременного выявления их изменений, оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

3. Объектом государственного мониторинга недр являются недра Республики Казахстан и происходящие в них процессы.

4.Государственный мониторинг недр функционирует во взаимодействии с иными системами мониторинга окружающей среды (атмосферы, поверхностных вод, земель, растительности, животного мира и др.).

5.Государственный мониторинг недр включается в международные программы глобального мониторинга недр и окружающей среды с участием Республики Казахстан.

6.Государственный мониторинг недр осуществляют Министерство геологии и охраны недр Республики Казахстан и его территориальные подразделения.

7. Министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы, юридические и физические лица, располагающие материалами о состоянии и использовании недр, обязаны передавать их Министерству геологии и охраны недр Республики Казахстан.

Цели и задачи государственного мониторинга недр

8. Целью государственного мониторинга недр является информационное обеспечение рационального использования государственного фонда недр, включая подземные воды, а также управление недропользованием и охраной недр.

9. Основными задачами государственного мониторинга недр являются:

а) наблюдение за состоянием недр для получения данных, характеризующих:

состояние горных пород, в т.ч. загрязнение их вредными химическими и радиоактивными компонентами;

состояние подземных вод;

опасные геологические процессы (экзогенные и эндогенные) ;

месторождения полезных ископаемых;

состояние полигонов захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра/ подземные сооружения;

географические, сейсмические и другие поля;

б) оценка состояния недр и недропользования;

в) составление прогнозов изменения состояния недр;

г) разработка рекомендаций для принятия административных

решений соответствующими государственными органами по предотвращению, ослаблению или ликвидации негативных последствий изменения состояния недр; .

д) представление информации о состоянии недр и недропользовании, факторах, оказывающих негативное воздействие на них, а также возможных чрезвычайных ситуациях, связанных с изменением состояния недр; контроль и оценка эффективности мероприятий по предотвращению вредного воздействия на недра, а также экологическому оздоровлению недр и их рациональному использованию,

Осуществляется с целью обеспечения управления государственным фондом недр и недропользованием информацией об оценке состояния геологической среды и прогноза ее изменения под влиянием природных и антропогенных факторов. Ведение государственного мониторинга состояния недр по территории Республики Коми включает: производство наблюдений на государственной наблюдательной сети, ее реконструкцию; сбор и систематизацию данных о состоянии недр; ведение баз данных мониторинга подземных вод; информационную деятельность и др. Порядок и регламент функционирования системы ГМСН определен соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Функционирование системы ГМСН в Республике Коми осуществляется на трех уровнях: федеральном, территориальном и объектном. Ведение ГМСН первых двух уровней обеспечивается специализированной службой ГМСН в составе: ООО "Воркутагеология" (Воркутинская комплексная гидрорежимная партия), ООО "Геонорд" (Усинский гидрорежимный отряд), ООО "Геолог-1" (Ухтинская гидрорежимная партия), ООО "Комигеология" (Вычегодская гидрорежимная партия). Объектный мониторинг выполняется недропользователями или, по их поручению, сторонними организациями. Базовым звеном системы ГМСН в республике является КТЦ ГМСН. Единая служба мониторинга позволяет обеспечивать: возможность централизованного координационно-методического руководства, унификацию и комплексность наблюдений, получение сопоставимых данных и пр. Работы по ведению мониторинга состояния недр проводились в 2004 году по объектам, в основном, федерального и республиканского уровней и представляли собой систему регулярных наблюдений по опорным сетям пунктов наблюдений (ПН), сбора, накопления, обработки и анализа информации для оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных и антропогенных факторов на территории республики. Мониторинговые наблюдения проводились по сокращенной программе (согласно выделенных ассигнований) в пределах Воркутинского опорного мерзлотно-гидрогеологического полигона и на 5 стационарных участках, расположенных в Северо-Восточном, Северном, Центральном и Южном районах Республики. Опорная государственная сеть включала 234 ПН, из них 142 ПН федерального уровня, 92 ПН - территориального. Сведения по объектному мониторингу недр в 2004 г. представили в МПР РК, ТАН по РК и в КТЦ ГМСН лишь 18 недропользователей из 443 по состоянию на 1 апреля 2005 г. Поэтому данные о реальной численности ПН объектной сети, функционировавших в 2004 г., отсутствуют. Из 18 недропользователей, представивших отчетность по ГМСН, 8 - связаны с добычей углеводородов и угля; но лишь 2 компании ("Енисей" и отчасти "Северная нефть") представили данные наблюдений за воздействием своей основной производственной деятельности, добычи полезных ископаемых, на геологическую среду. То есть можно констатировать, что практически все недропользователи игнорируют требования Закона РФ "О недрах" (статья 22, часть 2, пункт 7) и одного из условий Лицензионных соглашений (об охране недр и рациональном их использовании). В результате, органы управления республиканским фондом недр полностью лишены сведений о состоянии недр на площадях недропользования. Мониторинг состояния недр РК в 2004 г. в целом сохранил свою структуру и был продолжен по 6 подсистемам: подземных вод; экзогенных геологических процессов; месторождений твердых полезных ископаемых; участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием; месторождений углеводородов; участков недр, испытывающих воздействие подземных ядерных взрывов.

Государственный мониторинг состояния недр в РК осуществляется преимущественно в горно-добычных северных районах, в областях развития голоценовых и реликтовых многолетнемерзлых пород, а также в промышленных и сельскохозяйственных освоенных центральных и южных районах. Объектами наблюдений являются подземные воды и экзогенные геологические процессы: по федеральной и территориальной сетям преимущественно в природных (естественных) условиях и, гораздо реже, на разрабатываемых угольных и нефтяных месторождениях; по объектной сети - на упомянутых месторождениях, водозаборах подземных вод, промышленных и сельскохозяйственных объектах, в промышленно-городских агломерациях и т. п.

Мониторинг подземных вод (МПВ)

Выделяется в составе системы ГМСН и является подсистемой государственного мониторинга водных объектов, включающего государственный учет подземных вод и ведение государственного водного кадастра. Основными изучаемыми объектами являются гидрогеологические бассейны, водоносные горизонты, зоны и комплексы наиболее активного хозяйственного освоения и, прежде всего, зоны активного водообмена как главного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения. Наблюдения проводились по 131 ПН, в т.ч. 88 ПН федерального уровня и 43 ПН территориального уровня. Наблюдались показатели: уровни, качество и температура подземных вод, а на участках эксплуатации - и величины их водоотбора.

Мониторинг экзогенных геологических процессов (МЭГП)

Предусматривает наблюдение за развитием экзогенных (криогенных) геологических процессов и факторами их развития. Наблюдения велись на Воркутинском федеральном опорном полигоне, на нефтяных месторождениях и площадях распределения их инфраструктуры (Усинский и Возейский участки), в пределах городской агломерации г. Ухты. Мониторингом были охвачены 67 ПН, в т.ч. 34 ПН федеральных и 33 ПН территориальных. Опорная сеть МЭГП охватывала основные и наиболее типичные для северной части территории РК ландшафты: низкие аккумулятивные равнины, высокие аккумулятивно-денудационные равнины, предгорья и горы. Они качественно различаются по геокриологическим условиям, в т.ч. по геотемпературному режиму. Объектами наблюдений являлись криогенные процессы: аградация-деградация ММП, криогенное пучение - термокарстовое проседание отложений, термоэрозия, и факторы их развития. Наблюдаемыми показателями являлись температура ММП и талых пород, глубина залегания кровли и подошвы ММП, мощность деятельного слоя, пучение и осадка грунтов.

Мониторинг месторождений твердых полезных ископаемых (ММТПИ)

Осуществлялся на полях действующих шахт Воркутского и Воргашорского угольных месторождений, а также на поле ликвидированной шахты Юнь-Яга одноименного месторождения. Продолжены многолетние наблюдения за воздействием на подземную гидросферу шахтного водоотлива, работы водозаборов, хвостохранилища Печорской ЦОФ, золоотвала ТЭЦ-2. На Юньягинском угольном месторождении, наряду с мониторингом подземных вод, производятся наблюдения за экзогенными геологическими процессами, включая криогенные, а также влиянием на состояние недр действующего угольного карьера. Данная подсистема ГМСН включала 6 ПН федерального уровня и 10 ПН территориального.

Мониторинг участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, несвязанной с недропользованием (МУНХ),

Проводился на участках техногенного воздействия городской застройки г. Ухты и бывшей птицефабрики "Воркутинская". Направленность работ - оценка изменений состояния недр под воздействием деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Действовали 9 ПН: 4 федеральных и 5 территориальных.

Мониторинг участков недр, испытавших воздействие подземных ядерных взрывов (МУПВ),

Ведется за изменениями гидрохимических показателей подземных вод в пределах сферы влияния Хановейского подземного ядерного взрыва, произведенного в 1971 г. в мирных целях (6 федеральных ПН).

Оценка состояния недр проводилась по комплексу количественных и качественных показателей, характеризующих пространственные, временные, качественные и количественные изменения изучаемых объектов. В 2004 г. продолжены работы по изучению закономерностей режима формирования подземных вод (уровенного, температурного, гидрохимического) в естественных условиях и на урбанизированных территориях; динамики развития экзогенных геологических процессов; влияния разработки месторождений углеводородов и твердых полезных ископаемых на состояние подземных вод. Мониторинг состояния недр осуществлялся в комплексе с наблюдениями за смежными природными средами: снежным покровом, почвами, поверхностными водами, атмосферными характеристиками.

Продолжено формирование информационных ресурсов (банка данных) ГМСН в части подземных вод. Информационная деятельность КТЦ ГМСН и служб мониторинга включала информационное обеспечение территориальных органов управления государственным фондом недр, обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами, подготовку регламентной продукции. Подготовлено и выдано 184 документа различного назначения: гидрогеологические заключения, согласования спецводопользования и различных проектов, включая строительство нефтяных скважин; согласование программ ведения мониторинга. По распоряжению МПР РФ составлены 3 реестра гидрогеологических скважин на территории РК: пробуренных и неликвидированных при гео-логоразведочных работах (1332 скв.), эксплуатационных на воду (431 скв.) и включенных в систему ГМСН (515 скв.), а также 590 паспортов скважин. Разработана программа по организации и ведению геоэкологического мониторинга состояния недр на территории железной дороги Чиньяворык-СТБР ОАО "Коми Алюминий". Проведена инвентаризация 10 месторождений пресных подземных вод нераспределенного фонда недр в южных районах республики.

Численность ПН федеральной и территориальной сетей на территории республики, наблюдавшихся в 2004 г., сократилась, в сравнении с 2003 г., в 1,7 раза. Секвестирование сетей ГМСН в наибольшей степени затронуло подсистемы: месторождений твердых полезных ископаемых (в 2,5 раза); месторождений углеводородов (в 6 раз); участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием (в 6,2 раза). В полном соответствии со спецификой реформирования геологической отрасли страны упомянутое сокращение распространилось практически исключительно лишь на территориальную сеть ГМСН, уменьшившуюся всего за год с 234 до 91 ПН, т.е. в 2,6 раза. Учитывая, что федеральная сеть ориентирована на отслеживание состояния недр в естественных, главным образом, условиях, нетрудно спрогнозировать, к чему приведет указанная тенденция развития системы ГМСН в преимущественно минерально-сырьевом регионе, каковым является Республика Коми. Станет невозможным своевременное выявление и предотвращение (или, по крайней мере, минимизация) негативных экологических последствий добычи полезных ископаемых для состояния недр. "Смягчению" возникшей ситуации способствовало бы более требовательное отношение органов управления фондом недр к неукоснительному соблюдению недропользователями природоохранных положений Закона РФ "О недрах" и нормативных актов, конкретизирующих эти положения, которые обязывают недропользователей и субъектов хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на недра, вести мониторинг их состояния и представлять результаты этих наблюдений в систему мониторинга Министерства природных ресурсов.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 245.