Введение
Актуальность работы: Ушедшее столетие ознаменовалось резким обострением противоречий в сфере «общество - природа». С одной стороны удовлетворение растущих потребностей населения вызывает необходимость все большего вмешательства в окружающую природную среду, с другой -повышение нагрузки на природу приводит к резкому ухудшению среды обитания. В результате сложившаяся в настоящее время экологическая ситуация в РК оценивается как критическая, поскольку более 20% территории уже находится в зоне экологического кризиса и эта зона продолжает расширяться.
Горнопромышленный комплекс в настоящее время является одним из основных источников формирования экологических проблем, поскольку ежегодно в мире добывается и перерабатывается 1000 млрд.т минерального сырья и 15-18 кубометров пустых пород. Предполагается, что в ближайшие 50 лет объем добычи в горной промышленности, включая топливно-энергетический комплекс, возрастет не менее чем в 5 раз, что будет сопровождаться изъятием больших земельных площадей. Так добыча 1 млн.т железной руды открытым способом приводит к потере от 14 до 640 га земель, марганцевой от 76 до 600 га, кроме того, извлечение полезного компонента из руды сопровождается выходом большего объема пустых пород. Так, в среднем на 1 т выплавленного железа приходится 1,9 т добытой породы, алюминия - 5,8 т, цинка - 60 т, свинца - 70 т, меди - 95т. И тем не менее, получение полезных ископаемых из недр Земли является сегодня и в обозримом будущем безальтернативной необходимостью для самого факта существования человечества.
В связи с этим реальный переход на путь устойчивого развития может произойти лишь в том случае, когда деятельность горно-промышленного комплекса будет ориентирована не только на достижение определенного уровня экономической эффективности, но и обеспечение экологической безопасности, поскольку окружающая природная среда уже понесла значительный экологический ущерб. Все это определяет актуальность исследования по комплексной оценке экологического фактора при освоении ресурсов недр, что будет способствовать достижению бесконфликтному развитию техно- и биосферы при разработке месторождений полезных ископаемых.
Реализация концепции устойчивого развития предусматривает формирование эколого-экономической политики государства и использование конкретных инструментов государственного регулирования эколого-экономического развития исходя из сложной экологической ситуации, сложившейся в стране.
Применительно к проблеме освоения земных недр, реализация основополагающих принципов концепции устойчивого развития возможна только в развитие новых научных направлений непосредственно в области горной экологии и геотехнологии, обеспечивающих бесконфликтное развитие биосферы и техносферы при освоении недр.
Понятие ОВОС
Оценка воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) производится в целях определения экологических и иных последствий вариантов принимаемых управленческих и хозяйственных решений, разработки рекомендаций по оздоровлению окружающей среды, предотвращению уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов.
ОВОС разрабатывается для проектной документации, регламентирующей создание (развитие, реконструкцию, консервацию, ликвидацию) конкретных масштабных и (или) экологически опасных объектов и сооружений намечаемой деятельности, и в комплекте с ней представляется на согласование в государственную экологическую экспертизу.
Настоящая Инструкция определяет общие положения проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о ведении намечаемой хозяйственной и иной деятельности на всех стадиях ее организации, в соответствии с предпроектной, проектной документацией.
ОВОС проводится для следующих видов документации:
1) прединвестиционной стадии обоснования концепций, программ развития или отрасли, строительства предприятий, объектов, комплексов;
2) градостроительного развития территорий, областей и застройки городов и населения мест;
3) технико-экономического обоснования и расчетов строительства (расширения, реконструкции, технического перевооружения) предприятий, объектов, комплексов;
4) проектов, рабочей документации, на строительство предприятий, объектов, комплексов, сертификации техники, технологии и материалов;
5) обосновывающих материалов лицензий на природопользование и обращения с отходами производств;
6) нормативной и инструктивно-методической документации, регулирующие вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности населения.
Процедура ОВОС для действующих объектов регламентируется нормативно-методическими документами в области экологического аудита.
Термины и определения
В Инструкции используются следующие основные термины и определения:
окружающая среда - совокупность природных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой земли, воду, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии;
воздействие - любое последствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды, включая здоровье и безопасность людей, животный и растительный мир, почву, недра, воздух, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты, взаимосвязь между этими факторами; оно охватывает так же последствия для культурного наследия и социально-экономических условий, является результатом изменения этих факторов;
заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу;
изменение - обратимая и (или) необратимая перемена в компонентах окружающей среды и (или) их сочетаниях;
последствие - результат воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности и вызванные изменения, получившие отражение в окружающей природной и (или) социально-экономической средах;
разработчик документации по ОВОС - юридическое или физическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, имеющее соответствующую лицензию на проведение указанной деятельности, выданную центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды;
общественные обсуждения - обобщенное наименование обязательной составной части ОВОС, обеспечивающей прямые и обратные информационные связи, гарантирующие участие населения (общественности) в принятии решений по реализации намечаемой деятельности, затрагивающей его интересы;
экологическая экспертиза - определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий;
экологический риск - вероятность неблагоприятных для окружающей среды и здоровья населения последствий любых (преднамеренных или случайных, постепенных и катастрофических) антропогенных изменений природных объектов и факторов;
экологическое сопровождение - процедура, обеспечивающая последовательность организационно-технических и логически взаимосвязанных действий по экологическому обоснованию намечаемой деятельности на всех стадиях ее осуществления;
экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду;
экологическая опасность - состояние, характеризующееся наличием или вероятностью разрушения, изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающее жизненно важным интересам личности и общества;
экологически опасная деятельность - прямая и опосредованная деятельность, включая управленческую и инвестиционную, оказывающая или могущая оказать вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
экологически опасный объект - объект экспертизы, реализация которого может оказывать или оказывает вредное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.
Право недропользования
Виды права недропользования
1. Право недропользования предоставляется для ведения следующих операций:
1) государственное геологическое изучение недр;
2) разведка;
3) добыча;
4) строительство и (или) эксплуатация подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей.
2. Право недропользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, возмездным или безвозмездным.
3. На праве постоянного и безвозмездного недропользования осуществляется добыча общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд на земельных участках, принадлежащих недропользователю на праве частной собственности или землепользования.
Все остальные виды операций по недропользованию осуществляются на основе временного и возмездного недропользования.
Требования в области рационального и комплексного использования недр и охраны недр
1. Требованиями в области рационального и комплексного использования недр и охраны недр являются:
1) обеспечение полноты опережающего геологического изучения недр для достоверной оценки величины и структуры запасов полезных ископаемых, месторождений и участков недр, предоставляемых для проведения операций по недропользованию, в том числе для целей, не связанных с добычей;
2) обеспечение рационального и комплексного использования ресурсов недр на всех этапах проведения операций по недропользованию;
3) обеспечение полноты извлечения из недр полезных ископаемых, не допуская выборочную отработку богатых участков;
4) достоверный учет извлекаемых и погашенных в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, в том числе продуктов переработки минерального сырья и отходов производства при разработке месторождений;
5) исключение корректировки запасов полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе, по данным первичной переработки;
6) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения;
7) охрана недр от обводнения, пожаров и других стихийных факторов, снижающих их качество или осложняющих эксплуатацию и разработку месторождений;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении операций по недропользованию, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов, сбросе сточных вод;
9) соблюдение установленного порядка приостановления, прекращения операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов разработки месторождений;
10) обеспечение экологических требований при складировании и размещении промышленных и бытовых отходов в целях предотвращения их накопления на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.
2. Недропользователи при проектировании работ, связанных с пользованием недрами, осуществлении геологического изучения, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых обязаны обеспечить требования по рациональному использованию и охране недр, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Общие положения
1. Положение определяет цели и задачи государственного мониторинга недр, содержащие, структуру и порядок его ведения на территории Республики Казахстан.
2. Государственный мониторинг недр представляет собой систему наблюдений за состоянием недр для обеспечения рационального использования государственного фонда недр и своевременного выявления их изменений, оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
3. Объектом государственного мониторинга недр являются недра Республики Казахстан и происходящие в них процессы.
4.Государственный мониторинг недр функционирует во взаимодействии с иными системами мониторинга окружающей среды (атмосферы, поверхностных вод, земель, растительности, животного мира и др.).
5.Государственный мониторинг недр включается в международные программы глобального мониторинга недр и окружающей среды с участием Республики Казахстан.
6.Государственный мониторинг недр осуществляют Министерство геологии и охраны недр Республики Казахстан и его территориальные подразделения.
7. Министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы, юридические и физические лица, располагающие материалами о состоянии и использовании недр, обязаны передавать их Министерству геологии и охраны недр Республики Казахстан.
Цели и задачи государственного мониторинга недр
8. Целью государственного мониторинга недр является информационное обеспечение рационального использования государственного фонда недр, включая подземные воды, а также управление недропользованием и охраной недр.
9. Основными задачами государственного мониторинга недр являются:
а) наблюдение за состоянием недр для получения данных, характеризующих:
состояние горных пород, в т.ч. загрязнение их вредными химическими и радиоактивными компонентами;
состояние подземных вод;
опасные геологические процессы (экзогенные и эндогенные) ;
месторождения полезных ископаемых;
состояние полигонов захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра/ подземные сооружения;
географические, сейсмические и другие поля;
б) оценка состояния недр и недропользования;
в) составление прогнозов изменения состояния недр;
г) разработка рекомендаций для принятия административных
решений соответствующими государственными органами по предотвращению, ослаблению или ликвидации негативных последствий изменения состояния недр; .
д) представление информации о состоянии недр и недропользовании, факторах, оказывающих негативное воздействие на них, а также возможных чрезвычайных ситуациях, связанных с изменением состояния недр; контроль и оценка эффективности мероприятий по предотвращению вредного воздействия на недра, а также экологическому оздоровлению недр и их рациональному использованию,
Осуществляется с целью обеспечения управления государственным фондом недр и недропользованием информацией об оценке состояния геологической среды и прогноза ее изменения под влиянием природных и антропогенных факторов. Ведение государственного мониторинга состояния недр по территории Республики Коми включает: производство наблюдений на государственной наблюдательной сети, ее реконструкцию; сбор и систематизацию данных о состоянии недр; ведение баз данных мониторинга подземных вод; информационную деятельность и др. Порядок и регламент функционирования системы ГМСН определен соответствующими постановлениями Правительства РФ.
Функционирование системы ГМСН в Республике Коми осуществляется на трех уровнях: федеральном, территориальном и объектном. Ведение ГМСН первых двух уровней обеспечивается специализированной службой ГМСН в составе: ООО "Воркутагеология" (Воркутинская комплексная гидрорежимная партия), ООО "Геонорд" (Усинский гидрорежимный отряд), ООО "Геолог-1" (Ухтинская гидрорежимная партия), ООО "Комигеология" (Вычегодская гидрорежимная партия). Объектный мониторинг выполняется недропользователями или, по их поручению, сторонними организациями. Базовым звеном системы ГМСН в республике является КТЦ ГМСН. Единая служба мониторинга позволяет обеспечивать: возможность централизованного координационно-методического руководства, унификацию и комплексность наблюдений, получение сопоставимых данных и пр. Работы по ведению мониторинга состояния недр проводились в 2004 году по объектам, в основном, федерального и республиканского уровней и представляли собой систему регулярных наблюдений по опорным сетям пунктов наблюдений (ПН), сбора, накопления, обработки и анализа информации для оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных и антропогенных факторов на территории республики. Мониторинговые наблюдения проводились по сокращенной программе (согласно выделенных ассигнований) в пределах Воркутинского опорного мерзлотно-гидрогеологического полигона и на 5 стационарных участках, расположенных в Северо-Восточном, Северном, Центральном и Южном районах Республики. Опорная государственная сеть включала 234 ПН, из них 142 ПН федерального уровня, 92 ПН - территориального. Сведения по объектному мониторингу недр в 2004 г. представили в МПР РК, ТАН по РК и в КТЦ ГМСН лишь 18 недропользователей из 443 по состоянию на 1 апреля 2005 г. Поэтому данные о реальной численности ПН объектной сети, функционировавших в 2004 г., отсутствуют. Из 18 недропользователей, представивших отчетность по ГМСН, 8 - связаны с добычей углеводородов и угля; но лишь 2 компании ("Енисей" и отчасти "Северная нефть") представили данные наблюдений за воздействием своей основной производственной деятельности, добычи полезных ископаемых, на геологическую среду. То есть можно констатировать, что практически все недропользователи игнорируют требования Закона РФ "О недрах" (статья 22, часть 2, пункт 7) и одного из условий Лицензионных соглашений (об охране недр и рациональном их использовании). В результате, органы управления республиканским фондом недр полностью лишены сведений о состоянии недр на площадях недропользования. Мониторинг состояния недр РК в 2004 г. в целом сохранил свою структуру и был продолжен по 6 подсистемам: подземных вод; экзогенных геологических процессов; месторождений твердых полезных ископаемых; участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием; месторождений углеводородов; участков недр, испытывающих воздействие подземных ядерных взрывов.
Государственный мониторинг состояния недр в РК осуществляется преимущественно в горно-добычных северных районах, в областях развития голоценовых и реликтовых многолетнемерзлых пород, а также в промышленных и сельскохозяйственных освоенных центральных и южных районах. Объектами наблюдений являются подземные воды и экзогенные геологические процессы: по федеральной и территориальной сетям преимущественно в природных (естественных) условиях и, гораздо реже, на разрабатываемых угольных и нефтяных месторождениях; по объектной сети - на упомянутых месторождениях, водозаборах подземных вод, промышленных и сельскохозяйственных объектах, в промышленно-городских агломерациях и т. п.
Мониторинг подземных вод (МПВ)
Выделяется в составе системы ГМСН и является подсистемой государственного мониторинга водных объектов, включающего государственный учет подземных вод и ведение государственного водного кадастра. Основными изучаемыми объектами являются гидрогеологические бассейны, водоносные горизонты, зоны и комплексы наиболее активного хозяйственного освоения и, прежде всего, зоны активного водообмена как главного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения. Наблюдения проводились по 131 ПН, в т.ч. 88 ПН федерального уровня и 43 ПН территориального уровня. Наблюдались показатели: уровни, качество и температура подземных вод, а на участках эксплуатации - и величины их водоотбора.
Мониторинг экзогенных геологических процессов (МЭГП)
Предусматривает наблюдение за развитием экзогенных (криогенных) геологических процессов и факторами их развития. Наблюдения велись на Воркутинском федеральном опорном полигоне, на нефтяных месторождениях и площадях распределения их инфраструктуры (Усинский и Возейский участки), в пределах городской агломерации г. Ухты. Мониторингом были охвачены 67 ПН, в т.ч. 34 ПН федеральных и 33 ПН территориальных. Опорная сеть МЭГП охватывала основные и наиболее типичные для северной части территории РК ландшафты: низкие аккумулятивные равнины, высокие аккумулятивно-денудационные равнины, предгорья и горы. Они качественно различаются по геокриологическим условиям, в т.ч. по геотемпературному режиму. Объектами наблюдений являлись криогенные процессы: аградация-деградация ММП, криогенное пучение - термокарстовое проседание отложений, термоэрозия, и факторы их развития. Наблюдаемыми показателями являлись температура ММП и талых пород, глубина залегания кровли и подошвы ММП, мощность деятельного слоя, пучение и осадка грунтов.
Мониторинг месторождений твердых полезных ископаемых (ММТПИ)
Осуществлялся на полях действующих шахт Воркутского и Воргашорского угольных месторождений, а также на поле ликвидированной шахты Юнь-Яга одноименного месторождения. Продолжены многолетние наблюдения за воздействием на подземную гидросферу шахтного водоотлива, работы водозаборов, хвостохранилища Печорской ЦОФ, золоотвала ТЭЦ-2. На Юньягинском угольном месторождении, наряду с мониторингом подземных вод, производятся наблюдения за экзогенными геологическими процессами, включая криогенные, а также влиянием на состояние недр действующего угольного карьера. Данная подсистема ГМСН включала 6 ПН федерального уровня и 10 ПН территориального.
Мониторинг участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, несвязанной с недропользованием (МУНХ),
Проводился на участках техногенного воздействия городской застройки г. Ухты и бывшей птицефабрики "Воркутинская". Направленность работ - оценка изменений состояния недр под воздействием деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Действовали 9 ПН: 4 федеральных и 5 территориальных.
Мониторинг участков недр, испытавших воздействие подземных ядерных взрывов (МУПВ),
Ведется за изменениями гидрохимических показателей подземных вод в пределах сферы влияния Хановейского подземного ядерного взрыва, произведенного в 1971 г. в мирных целях (6 федеральных ПН).
Оценка состояния недр проводилась по комплексу количественных и качественных показателей, характеризующих пространственные, временные, качественные и количественные изменения изучаемых объектов. В 2004 г. продолжены работы по изучению закономерностей режима формирования подземных вод (уровенного, температурного, гидрохимического) в естественных условиях и на урбанизированных территориях; динамики развития экзогенных геологических процессов; влияния разработки месторождений углеводородов и твердых полезных ископаемых на состояние подземных вод. Мониторинг состояния недр осуществлялся в комплексе с наблюдениями за смежными природными средами: снежным покровом, почвами, поверхностными водами, атмосферными характеристиками.
Продолжено формирование информационных ресурсов (банка данных) ГМСН в части подземных вод. Информационная деятельность КТЦ ГМСН и служб мониторинга включала информационное обеспечение территориальных органов управления государственным фондом недр, обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами, подготовку регламентной продукции. Подготовлено и выдано 184 документа различного назначения: гидрогеологические заключения, согласования спецводопользования и различных проектов, включая строительство нефтяных скважин; согласование программ ведения мониторинга. По распоряжению МПР РФ составлены 3 реестра гидрогеологических скважин на территории РК: пробуренных и неликвидированных при гео-логоразведочных работах (1332 скв.), эксплуатационных на воду (431 скв.) и включенных в систему ГМСН (515 скв.), а также 590 паспортов скважин. Разработана программа по организации и ведению геоэкологического мониторинга состояния недр на территории железной дороги Чиньяворык-СТБР ОАО "Коми Алюминий". Проведена инвентаризация 10 месторождений пресных подземных вод нераспределенного фонда недр в южных районах республики.
Численность ПН федеральной и территориальной сетей на территории республики, наблюдавшихся в 2004 г., сократилась, в сравнении с 2003 г., в 1,7 раза. Секвестирование сетей ГМСН в наибольшей степени затронуло подсистемы: месторождений твердых полезных ископаемых (в 2,5 раза); месторождений углеводородов (в 6 раз); участков недр, испытывающих воздействие хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием (в 6,2 раза). В полном соответствии со спецификой реформирования геологической отрасли страны упомянутое сокращение распространилось практически исключительно лишь на территориальную сеть ГМСН, уменьшившуюся всего за год с 234 до 91 ПН, т.е. в 2,6 раза. Учитывая, что федеральная сеть ориентирована на отслеживание состояния недр в естественных, главным образом, условиях, нетрудно спрогнозировать, к чему приведет указанная тенденция развития системы ГМСН в преимущественно минерально-сырьевом регионе, каковым является Республика Коми. Станет невозможным своевременное выявление и предотвращение (или, по крайней мере, минимизация) негативных экологических последствий добычи полезных ископаемых для состояния недр. "Смягчению" возникшей ситуации способствовало бы более требовательное отношение органов управления фондом недр к неукоснительному соблюдению недропользователями природоохранных положений Закона РФ "О недрах" и нормативных актов, конкретизирующих эти положения, которые обязывают недропользователей и субъектов хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на недра, вести мониторинг их состояния и представлять результаты этих наблюдений в систему мониторинга Министерства природных ресурсов.
Введение
Актуальность работы: Ушедшее столетие ознаменовалось резким обострением противоречий в сфере «общество - природа». С одной стороны удовлетворение растущих потребностей населения вызывает необходимость все большего вмешательства в окружающую природную среду, с другой -повышение нагрузки на природу приводит к резкому ухудшению среды обитания. В результате сложившаяся в настоящее время экологическая ситуация в РК оценивается как критическая, поскольку более 20% территории уже находится в зоне экологического кризиса и эта зона продолжает расширяться.
Горнопромышленный комплекс в настоящее время является одним из основных источников формирования экологических проблем, поскольку ежегодно в мире добывается и перерабатывается 1000 млрд.т минерального сырья и 15-18 кубометров пустых пород. Предполагается, что в ближайшие 50 лет объем добычи в горной промышленности, включая топливно-энергетический комплекс, возрастет не менее чем в 5 раз, что будет сопровождаться изъятием больших земельных площадей. Так добыча 1 млн.т железной руды открытым способом приводит к потере от 14 до 640 га земель, марганцевой от 76 до 600 га, кроме того, извлечение полезного компонента из руды сопровождается выходом большего объема пустых пород. Так, в среднем на 1 т выплавленного железа приходится 1,9 т добытой породы, алюминия - 5,8 т, цинка - 60 т, свинца - 70 т, меди - 95т. И тем не менее, получение полезных ископаемых из недр Земли является сегодня и в обозримом будущем безальтернативной необходимостью для самого факта существования человечества.
В связи с этим реальный переход на путь устойчивого развития может произойти лишь в том случае, когда деятельность горно-промышленного комплекса будет ориентирована не только на достижение определенного уровня экономической эффективности, но и обеспечение экологической безопасности, поскольку окружающая природная среда уже понесла значительный экологический ущерб. Все это определяет актуальность исследования по комплексной оценке экологического фактора при освоении ресурсов недр, что будет способствовать достижению бесконфликтному развитию техно- и биосферы при разработке месторождений полезных ископаемых.
Реализация концепции устойчивого развития предусматривает формирование эколого-экономической политики государства и использование конкретных инструментов государственного регулирования эколого-экономического развития исходя из сложной экологической ситуации, сложившейся в стране.
Применительно к проблеме освоения земных недр, реализация основополагающих принципов концепции устойчивого развития возможна только в развитие новых научных направлений непосредственно в области горной экологии и геотехнологии, обеспечивающих бесконфликтное развитие биосферы и техносферы при освоении недр.
Понятие ОВОС
Оценка воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) производится в целях определения экологических и иных последствий вариантов принимаемых управленческих и хозяйственных решений, разработки рекомендаций по оздоровлению окружающей среды, предотвращению уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов.
ОВОС разрабатывается для проектной документации, регламентирующей создание (развитие, реконструкцию, консервацию, ликвидацию) конкретных масштабных и (или) экологически опасных объектов и сооружений намечаемой деятельности, и в комплекте с ней представляется на согласование в государственную экологическую экспертизу.
Настоящая Инструкция определяет общие положения проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о ведении намечаемой хозяйственной и иной деятельности на всех стадиях ее организации, в соответствии с предпроектной, проектной документацией.
ОВОС проводится для следующих видов документации:
1) прединвестиционной стадии обоснования концепций, программ развития или отрасли, строительства предприятий, объектов, комплексов;
2) градостроительного развития территорий, областей и застройки городов и населения мест;
3) технико-экономического обоснования и расчетов строительства (расширения, реконструкции, технического перевооружения) предприятий, объектов, комплексов;
4) проектов, рабочей документации, на строительство предприятий, объектов, комплексов, сертификации техники, технологии и материалов;
5) обосновывающих материалов лицензий на природопользование и обращения с отходами производств;
6) нормативной и инструктивно-методической документации, регулирующие вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности населения.
Процедура ОВОС для действующих объектов регламентируется нормативно-методическими документами в области экологического аудита.
Термины и определения
В Инструкции используются следующие основные термины и определения:
окружающая среда - совокупность природных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой земли, воду, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии;
воздействие - любое последствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды, включая здоровье и безопасность людей, животный и растительный мир, почву, недра, воздух, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты, взаимосвязь между этими факторами; оно охватывает так же последствия для культурного наследия и социально-экономических условий, является результатом изменения этих факторов;
заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу;
изменение - обратимая и (или) необратимая перемена в компонентах окружающей среды и (или) их сочетаниях;
последствие - результат воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности и вызванные изменения, получившие отражение в окружающей природной и (или) социально-экономической средах;
разработчик документации по ОВОС - юридическое или физическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, имеющее соответствующую лицензию на проведение указанной деятельности, выданную центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды;
общественные обсуждения - обобщенное наименование обязательной составной части ОВОС, обеспечивающей прямые и обратные информационные связи, гарантирующие участие населения (общественности) в принятии решений по реализации намечаемой деятельности, затрагивающей его интересы;
экологическая экспертиза - определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий;
экологический риск - вероятность неблагоприятных для окружающей среды и здоровья населения последствий любых (преднамеренных или случайных, постепенных и катастрофических) антропогенных изменений природных объектов и факторов;
экологическое сопровождение - процедура, обеспечивающая последовательность организационно-технических и логически взаимосвязанных действий по экологическому обоснованию намечаемой деятельности на всех стадиях ее осуществления;
экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду;
экологическая опасность - состояние, характеризующееся наличием или вероятностью разрушения, изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающее жизненно важным интересам личности и общества;
экологически опасная деятельность - прямая и опосредованная деятельность, включая управленческую и инвестиционную, оказывающая или могущая оказать вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
экологически опасный объект - объект экспертизы, реализация которого может оказывать или оказывает вредное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.
Принципы оценки воздействия на окружающую среду
ОВОС осуществляется на основе следующих принципов:
1) интеграции (комплексности) - рассмотрение вопросов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, местное население, сельское хозяйство и промышленность осуществляется в их взаимосвязи с технологическими, техническими, социальными, экономическими, планировочными и другими проектными решениями;
2) альтернативности - оценка последствий базируется на обязательном рассмотрении альтернативных вариантов проектных решений, включая вариант проектных решений, включая вариант отказа от намечаемой деятельности ("нулевой" вариант);
3) достаточности - степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической значимостью воздействия намечаемой деятельности для окружающей среды, местного населения, сельского хозяйства и промышленности;
4) сохранения - намечаемая деятельность не должна приводить к уменьшению биологического разнообразия, снижению биопродуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также ухудшению жизненно важных свойств природных компонентов биосферы в зоне влияния намечаемой деятельности;
5) совместимости - намечаемая деятельность не должна ухудшать качество жизни местного населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам хозяйственной деятельности, сельскому хозяйству, животному и растительному миру;
6) гибкости - процесс ОВОС изменяется по масштабу, глубине и виду анализа в зависимости от конкретного характера намечаемой деятельности и вида документации;
7) обязательного участия общественности - в процессе проведения ОВОС обеспечивается доступность общественности к информации по ОВОС и проводятся общественные слушания (общественные обсуждения материалов ОВОС).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 171.