Замена натуральной формы предоставления социальных льгот денежными выплатами находится в центре внимания специалистов, ученых и широкой общественности. При этом высказываемые оценки носят диаметрально противоположный характер: одни рассматривают такую замену как вполне логичную в контексте развития рыночных отношений, другие – как закамуфлированный обман населения[11]
Проблема действительно сложная. Во- первых, она имеет значительную социальную составляющую, поскольку затрагивает более 40 млн. человек. Во – вторых, налицо политическая составляющая, так как вопрос замены является предметом поддержки или критики со стороны разных движений и партий, стремящихся использовать возникшую коллизию в своих интересах. Наконец, немало важную роль играет экономическая составляющая – выполнение социальных обязательств государства напрямую зависит от его финансовых возможностей.
Различия позиций сторонников и противников реформы обуславливаются разными подходами к рассмотрению проблемы: первые руководствуются экономическими соображениями, вторые акцентируют тему социальной справедливости.
Концепция реформы социальных обязательств государства основывается на фиксации полномочий и обязанностей всех уровней власти. В законодательной базе предусматриваются крупные правовые новации.
v Изменение порядка финансирования и условий реализации мер социальной защиты, установленных для ветеранов, участников Великой Отечественной войны, инвалидов, Героев СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда, кавалеров ордена Славы, репрессированных по политическим мотивам, облученных вследствие Чернобыльской катастрофы, почетных доноров России и ряда других категорий граждан;
- Разграничение полномочий в социальной сфере между федеральными органами и органами власти субъектов РФ, передача части функций в области обеспечения льгот с федерального на региональный уровень;
- Изменение существующего порядка финансирования оплаты труда работников бюджетной сферы и правовой базы, регулирующей прожиточный минимум, а также государственных гарантий для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Федеральный закон предусматривает замену существующих натуральных льгот (по бесплатному проезду на городском и пригородном железнодорожном транспорте, санаторно-курортному обслуживанию и др.) на конкретные и адресные меры - прежде всего на выплату денежных компенсаций. На первом этапе монетизации были созданы федеральный и региональный регистры граждан. Сделано это было для распределения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы. Правовой статус нового нормативного порядка закрепляется в термине «социальная поддержка».
Вопросы выплат ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным по политическим мотивам (численность которых - 11,8 млн. человек, или 46,5% от 25,4 млн. граждан, затрагиваемых реформой) предполагается передать на региональный уровень.
Регионы могут устанавливать формы социальной поддержки по своему усмотрению - либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньги. По мнению представителей ряда субъектов Федерации, осуществлять финансовое обеспечение расходных обязательств по социальной поддержке такой категории льготников, как ветеран труда, большинству из них без субвенций центра будет весьма сложно.
Финансирование замены льгот на денежные компенсации федеральным льготникам, а это 42 категории граждан, с 2005 года осуществляется из федерального бюджета. Три категории льготников - ветераны труда, труженики тыла и репрессированные - в зоне ответственности региональных бюджетов, и это создало определенные проблемы. Хотя их льготы, по сравнению с ветеранами войны, инвалидами первой, второй и третьей степени, небольшие по масштабу, но именно ветераны труда и труженики тыла представляют самые многочисленные группы населения.
Согласно Федеральному закону № 122-ФЗ о «монетизации» льгот, предполагалось решить следующие задачи:
1. Разграничить расходные полномочия
2. Ликвидировать отдельные не финансируемые обязательства.
3. Сократить расходные обязательства, закрепленные в федеральном законодательстве
4. Возложить на региональные и местные органы власти ответственность по балансированию доходных возможностей.
Для населения данная реформа означает разделение всех льготных категорий получателей на региональные и федеральные, и для федеральных категорий были установлены размеры денежных выплат, дифференцированные по категориям льготополучателей. В ходе разработки механизмов реализации данного закона был введен «социальный пакет» для федеральных льготников, практически предусматривающий сохранение льгот на лекарства и оплату санаторно-курортного лечения. Региональным властям предписывалось разрабатывать свои механизмы монетизации, но положение льготников не должно было ухудшаться[12].
Законом предусмотрены размеры компенсаций, которые получат граждане, отнесенные к федеральным льготникам. В дальнейшем, в ходе реализации нового законодательства, из этих сумм будет вычтена стоимость социального пакета (450 рублей), предусматривающего сохранение натуральных льгот на оплату санаторно-курортного лечения и лекарственного обеспечения. Размеры денежных компенсаций, реально выплаченных населению, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ежемесячные денежные выплаты за счет средств федерального бюджета (без учета стоимости социального пакета)
Категории населения, которые в соответствии с установленным законодательством порядке имеют право на получение различных социальных льгот | Размер выплат без социального пакета, руб./месяц |
Инвалиды (кроме инвалидов войны) | |
I степени (III группы) | 350 |
II степени (II группы) | 550 |
III степени (I группы) | 950 |
Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территориях других государств (инвалиды войны) | 1550 |
Участники Великой Отечественной войны, другие категории граждан, имеющие льготы в связи с Великой Отечественной войной | 1050 |
Ветераны боевых действий | 650 |
Члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств | 150 |
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации | 1250 |
В соответствии с Федеральным законом граждане, которым социальная поддержка будет оказываться за счет средств федерального бюджета, будут учитываться в системе индивидуального (персонифицированного) учета, ведение которого осуществляет Пенсионный фонд РФ.
Те, кому не нужны услуги по «соцпакету», могли от них отказаться с 1 января 2006 года. Для этого необходимо было обратиться в Пенсионный фонд и написать заявление об отказе от «соцпакета».
«Социальный пакет» равняется 450 рублям. Многие действительно думают, что эти 450 рублей льготникам должны выплачивать на руки. Но это не так. Так называемый «соцпакет» - это набор социальных услуг, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ отдельным категориям граждан. (Необходимо уточнить, что «соцпакет» предоставляется только гражданам, получающим льготы за счет средств федерального бюджета). Условно в него входят: 350 рублей - на лекарства, 50 рублей - на санаторно-курортное лечение, 50 рублей - на проезд в пригородном железнодорожном транспорте.
В прежнем виде останется механизм предоставления льгот по проезду на междугородном автомобильном транспорте и проезду на железнодорожном транспорте как для категорий граждан федерального, так и областного регистров.
С 1 июля 2009 года «монетизировали» социальную поддержку на оплату жилья и коммунальных услуг, а с 1 февраля - проезд в городском и пригородном транспорте. Эти меры социальной поддержки были заменены на реальные деньги. Так, вместо бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) для областных льготников выплачивается пособие в размере 275 рублей, а для федеральных льготников - единовременное ежегодное пособие в 600 рублей.
Что касается ЖКХ, то расходы на выплаты рассчитаны на максимальные стандарты, в особенности для федеральных льготников. Предлагаемые пособия для многих граждан, входящих в областной регистр, также выше действующих льгот в сфере ЖКХ. Речь идёт о суммах от 500 до свыше 1000 рублей - в зависимости от района проживания и установленных там норм оплаты. К тому же размеры пособий индексируются на коэффициент инфляции.
Введение в действие с 1 января 2005 г. Федерального закона № 122-ФЗ наглядно продемонстрировало институциональные недостатки системы социальной защиты населения, слабость ее экономических и организационных механизмов, отсутствие достоверных данных о реальной стоимости транспортных расходов населения, лекарственного обеспечения, санаторно-курортного лечения[13].
Таблица 2
Меры социальной поддержки для ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий в натуральном виде
Ветераны труда | 50-процентная скидка в оплате жилья и коммунальных услуг; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, 50-процентная скидка со стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах установленных норм, и транспортных услуг для его доставки. |
Труженики тыла | На тружеников тыла, одновременно являющихся ветеранами труда, распространяются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. |
Жертвы политических репрессий | 50-процентная скидка в оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе членам семьи, совместно с ним проживающим; |
Хотя в законе № 122-ФЗ достаточно четко зафиксированы объемы ответственности федерального бюджета, эффективная технология взаимодействия последнего с региональными бюджетами в нем отсутствует.
Это наглядно видно при распределении ответственности за финансовые обязательства по категориям льготников: большая их часть - от 21 млн. до 28 млн. человек - отнесена к компетенции регионов, а меньшая - 14 млн. человек - федерального центра. Но даже при условии социальной поддержки граждан по минимальным нормативам финансовые обязательства большинства регионов не обеспечены соответствующими ресурсами. Во многом это связано и с тем, что по своим финансовым возможностям, структуре населения, численности льготников, сложившемуся уровню социальной защиты населения субъекты Федерации существенно отличаются друг от друга.
Финансовая поддержка регионов предусматривается в форме социальных трансфертов (34,5 млрд. руб.), кроме того, существенно увеличивается объем Фонда софинансирования социальных расходов (22,9 млрд. руб.), средства которого будут предоставляться субъектам Федерации, на долевых условиях исходя из их бюджетной обеспеченности.
Учитывая, что бюджеты около 40 субъектов РФ сводятся со значительным дефицитом, нельзя исключить возможности возникновения у них проблем при социальной поддержке «своих» льготников, несмотря на трансферты из федерального бюджета.
Очевидно, что приемлемого уровня социальных выплат можно достичь лишь путем увеличения дотаций подобным регионам.
При переводе натуральных льгот в денежную форму субъекты Федерации не имеют права уменьшать совокупный объем их финансирования или ухудшать условия предоставления [14]. При этом субъекты РФ не принуждаются к монетизации тех льгот, за которые они теперь отвечают: закон № 122-ФЗ не содержит требования об обязательности замены. Таким образом, на региональном уровне возможно сохранение льгот в натуральной форме.
В рассматриваемом законе серьезные сомнения вызывают два момента.
Первый связан с требованием об оценке объема финансирования ранее предоставлявшихся льгот и сохранении уровня гарантий. Оно адресуется исключительно регионам, Центр остается как бы в стороне. По-видимому, это и стало одной из причин того, что Правительство РФ не представило Федеральному собранию детального обоснования размеров ЕДВ для отдельных категорий населения.
Второй вытекает из возможного толкования статьи 153 в том смысле, что на региональном уровне объем финансирования выплат по льготам не может быть уменьшен, однако он не обязательно должен увеличиваться в соответствии с темпами инфляции. Во всяком случае, такого требования закон № 122-ФЗ не содержит, что может привести к снижению уровня социальной защиты граждан.
Очевидно, что закон № 122-ФЗ требует серьезной доработки, включая уточнение его положений, устранение правовых недочетов и т.д.
Для компенсации возможных потерь получателей льгот предполагается набор дополнительных мер: часть компенсации можно получить в виде ”социального пакета” (бесплатный проезд на пригородном транспорте, бесплатные лекарства и - раз в три года - бесплатная путевка). Гражданин сможет выбирать по своему усмотрению определенные льготы из этого списка, а остальное получать в форме прибавки к пенсии.
Отрицательные моменты новой системы социальной поддержки
- отсутствие у большинства субъектов Федерации финансовых ресурсов на обеспечение передаваемых на их уровень льгот;
- понижение уровня социальной защиты ряда категорий населения - в частности, детей-сирот (при отказе им в праве на привилегии в получении жилья при наступлении совершеннолетия); ветеранов, проживающих в городах, в случае отмены для них бесплатного проезда на городском транспорте; работников бюджетной сферы в регионах, заработная плата которых может быть заморожена; людей, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, которых планируется приравнять к инвалидам по общим заболеваниям, имеющим значительно меньший объем льгот;
- усиление дифференциации заработной платы по аналогичным профессиям не только по регионам (в зависимости от их экономического положения), но и внутри регионов, а также по отраслям экономики и муниципальным образованиям;
- понижение уровня правового регулирования вопросов, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
Следует отметить, что значительная часть граждан, имеющих право на льготы, не поддержало концепцию законопроекта. Категорически против проведения реформы выступали почти 40% российских граждан, еще 20% скорее ее не одобряли, лишь 16% поддерживали замену льгот на выплаты, а еще 20% готовы согласиться с этим при определенных условиях[15].
Совокупные реальные расходы бюджетов всех уровней на компенсацию льгот оцениваются экспертами в сумму около 500 млрд.руб. в год. После замены натуральных льгот денежными выплатами расходы федерального бюджета составят примерно 170 млрд. руб., региональных - около 100 млрд. руб. Таким образом, реальные расходы на эти цели сократятся почти в два раза - на 230 млрд. руб.
Заявленная реформа монетизации льгот выгодна для большинства населения страны. Однако существующие объемы трансфертов из центра в регионы, с целью обеспечения выигрыша абсолютно всех категорий льготников, недостаточны. Проведение реформы не было согласовано с субъектами РФ, не полностью подготовлены нормативно-правовые документы и законодательная база. На первом этапе возникла проблема в информационной неподготовленности реформы, что привело к массовым протестам по всей стране. Очередной урок на будущее - реформы надо готовить заранее и объяснять их возможные последствия населению.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 199.