Верховный суд союзной республики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Положением о судоустройстве РСФСР, принятым четвёртой сессией ВЦИК 31 октября 1933 г., была введена единая судебная система во главе с Верховным Судом РСФСР[33].

Верховный суд союзной республики в соответствии с Положением о судоустройстве и другими нормативными актами осуществлял надзор за судебной деятельностью всех судебных органов республики. Он обеспечивал правильное направление судебной практики, единообразное понимание и применение судами законов, а также исполнение ими постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного суда республики.

Верховному суду союзной республик было предоставлено право рассматривать дела к кассационном и надзорном порядке. В кассационном порядке он проверял законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров, решений и определений нижестоящих судов. В порядке судебного надзора он рассматривает протесты на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу.

Решения, приговоры, определения и постановления, выносимые Верховным судом союзной республики, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежали. Они могли быть проверены лишь в порядке судебного надзора[34].

Верховный суд союзной республики на основании изучения и обобщения судебной практики давал судам руководящие разъяснения по вопросам применения республиканского законодательства. Ему принадлежало право законодательной инициативы: он мог ставить перед Президиумом Верховного Совета союзной республики вопросы об издании новых законов, об отменен устаревших законов, о толковании законов.

В союзных республиках, не имевших областного деления, где не было краевых, областных судов, судов автономных областей и судов национальных округов, например в Молдавской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Верховному суду были подсудны все дела, отнесённые законом к ведению краевого и равных ему судов.

 Верховный суд союзной республики состоял, как правило, из председателя, его заместителей, членов суда и народных заседателей.



Военные трибуналы

 

 

Задачи, устройство и компетенцию определяло Положение о военных трибуналах, утверждённое Законом СССР от 25 декабря 1958 г.[35], изменённое и дополненное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 19071 г. "О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР"[36].

Организация Вооружённых Сил СССР имела свои особенности. В армии и на флоте уставы, наставления, инструкции и приказы подробно регламентируют все стороны жизни, быта и службы военнослужащего, поведение при исполнении воинских обязанностей и при нахождении вне службы. Такая подробная регламентация имелась только в Вооружённых Силах. Воинская дисциплина обязывала каждого военнослужащего строго соблюдать законы и точно выполнять требования военной присяги, воинских уставов, приказы и приказания начальников.

Поэтому перед военными трибуналами, наряду с общими для судов задачами, стояла задача по укреплению воинской дисциплины.

Деятельность военных трибуналов протекала в тесном взаимодействии с командованием и политическими органами армии и флота

В армии и на флоте в соответствии с воинскими уставами вся полнота власти принадлежала командиру, несущему ответственность за состояние данного подразделения, части или соединения, за их боеспособность, боевую и политическую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину личного состава.

Военное командование, отвечавшее за состояние вверенных ему войск, прежде всего было заинтересовано в борьбе с нарушениями воинской дисциплины, в искоренении преступлений среди военнослужащих. Оно располагало рядом прав, непосредственно связанных с уголовным судопроизводством. Так, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений являлись органами дознания.

Военнослужащие, совершившие уголовные преступления, привлекались к уголовной ответственности с согласия командования.

Однако в соответствии с законом рассмотрение и разрешение конкретных уголовных дел военными трибуналами должно было протекать в условиях, исключающих вмешательство военного командования, политорганов, а также каких-либо других органов или должностных лиц.

Военные трибуналы, рассматривая конкретные уголовные дела, выясняли причины и условия, способствовавшие совершению того или иного преступления, и ставили о них в известность командование и политорганы, вносили конкретные предложения, направленные на устранение установленных на судебном процессе недочётов в жизни воинских частей[37].

Кроме того, каждый председатель военного трибунала изучал и обобщал судебную практику по отдельным воинским частям, соединениям и о результатах информировал командование и политорганы. Такая информация, а также предложения, вносимые председателями военных трибуналов, использовались в проводимых командованием и политорганами мероприятиях по предупреждению правонарушений, по укреплению воинской дисциплины.

Военные трибуналы армий, флотилий, воинских соединений и гарнизонов являлись низовым звеном в системе военных трибуналов и действовали только как суды первой инстанции.

Вышестоящие военные трибуналы – вида Вооружённых Сил, военного округа, группы войск, флота – помимо рассмотрения отнесённых к их ведению дел по первой инстанции являлись судами второй инстанции, а также пользовались правом рассматривать дела по протестам в порядке судебного надзора.

В соответствии со своей компетенцией Военная коллегия Верховного Суда СССР рассматривала дела как по первой инстанции, так и в кассационном и надзорном порядке.

Каждый военный трибунал состоял из председателя военного трибунала, его заместителя (в трибуналах видов Вооружённых сил, округов, групп войск, флотов, а также крупных гарнизонов) и членов. 

Непосредственное руководство трибуналами соединений и гарнизонов осуществляли председатели военных трибуналов видов Вооружённых Сил, округов, групп войск, флотов, которые организовывали проверку деятельности нижестоящих военных трибуналов, руководили изучением судебной практики и ведением судебной статистики, давали указания по организационной работе.

 



Верховный Суд СССР

 

 

Верховный Суд СССР был введён в соответствии с положением первой советской конституции 1924 г. Верховный Суд был введён "в целях утверждения революционной законности на территории союза советских Социалистических Республик". Введением Верховного Суда фактически завершилось формирование новой советской судебной системы.

Каково же место Верховного Суда в судебной системе?

Верховный Суд осуществлял надзор за деятельностью судебных органов Союза ССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных Положением о Верховном Суде СССР. В соответствии с Положением Верховный Суд был наделен правом проверять решения, постановления и приговоры судов союзных республик по делам, рассмотренным Верховными судами этих республик. Причём проверка законности и обоснованности решений, приговоров и постановлений Верховных судов союзных республик могло иметь место только в том случае, если эти приговоры, решения и постановления противоречили общесоюзному законодательству или нарушали интересы других союзных республик.

Верховный Суд СССР был не вправе истребовать дело из любого суда республики и принять его к своему производству, минуя Верховный суд союзной республики.

Деятельность Верховного Суда СССР, как высшего судебного органа Советского государства, имело исключительно большое значение для установления единообразия в применении всеми судами законов при рассмотрении гражданских и уголовных дел.

Верховный Суд СССР действовал в составе:

· Судебной коллегии по гражданским делам;

· Судебной коллегии по уголовным делам;

· Военной коллегии;

· Пленума Верховного Суда СССР[38].

Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам рассматривали:

· в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела исключительной важности, отнесённые законом к их ведению;

· в порядке судебного надзора протесты Председателя Верховного Суда СССР, Генерального Прокурора СССР и их заместителей на решения и приговоры Верховных судов союзных республик по гражданским и уголовным делам в случае противоречия этих решений и приговоров общесоюзному законодательству или нарушения интересов других союзных республик.

Военная коллегия Верховного Суда рассматривала:

· в качестве суда первой инстанции уголовные дела исключительной важности, дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинское звание генерал (адмирал), а также военнослужащих, занимающих должность командира соединения и выше, и им равных;

· кассационные и частные жалобы и протесты на приговоры, решения и определения военных трибуналов видов Вооружённых Сил, округов, групп войск, флотов и отдельных армий в случаях, предусмотренных законом;

· в порядке судебного надзора протесты Председателя Верховного Суда СССР, Генерального Прокурора СССР, их заместителей.

Пленум Верховного Суда СССР разрешал споры между судебными органами союзных республик. Он утверждал также составы судебных коллегий Верховного Суда СССР – председателей коллегии и их членов, заслуживал доклады Председателя Верховного Суда СССР и его заместителей по вопросам организации работы Верховного Суда СССР и отдельным вопросам судебной практики, а также отчёты председателей судебных коллегий Верховного Суда СССР.

Таким образом, Верховному Суду СССР принадлежала исключительно важная роль в советской судебной системе. Он обеспечивал единство системы советских судебных органов, осуществлял верховный контроль за деятельностью нижестоящих инстанций судебной власти.

Заключение

Мы рассмотрели некоторые вопросы, связанные с формированием и функционированием советской судебной системы. Подведём итоги.

Советская судебная система прошла в своём развитии несколько этапов. Основы советского судебного законодательства закладывались сразу же после Октябрьской революции, но в первые годы своего существования (в период "военного коммунизма"), судебная система РСФСР ещё не была упорядочена. В этот первый период существования советской власти огромную роль в системе судопроизводства играли революционные трибуналы, основная задача которых заключалась в подавлении политических противников революции.

С окончанием гражданской войны и переходом к новой экономической политике наметились изменения и в функционировании судебной системы. Ключевую роль здесь, безусловно, сыграло Положение о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 года, на основании которого судебные учреждения республики были перестроены в соответствии с новыми условиями развития общества. В первой конституции образованного СССР были закреплены основные положения, во многом предопределившие дальнейшее развитие советской судебной системы. Судебная система Советского государства в соответствии с Конституцией 1924 года состояла из трёх звеньев: первое звено составляли районные (городские) народные суды; второе – краевые, областные суды, суды автономных областей и национальных округов; третье – Верховные суды союзных республик. В тех союзных республиках СССР, которые не имели деления на национальные округа, устанавливалась двухуровневая судебная система (районные народные суды и Верховный суд республики). Был учреждён также и Верховный Суд СССР. Такая судебная система с небольшими изменениями воспроизводилась и в Конституции 1936 года.

Существенные изменения в структуру и функции судебной системы внесла война.

Условия военного времени потребовали реорганизации в военные трибуналы линейных судов железнодорожного и водного транспорта. В местностях, объявленных на осадном положении, народные и областные суды преобразовывались в военные трибуналы.

Были введены упрощённые процедуры расследования гражданских и уголовных дел. Однако все эти мероприятия, обусловленные экстремальными условиями военного времени, в целом оправдали себя, так как позволили повысить уровень эффективности функционирования советской судебной системы. С окончанием войны и – особенно – с началом "оттепели" чрезвычайные меры в области советского судопроизводства были отменены.

Окончательное оформление советской судебной системы связано с принятием Конституции 1977 года. В соответствии с этой Конституцией, а также всеми ранее принятыми указами и положениями, судебная система СССР состояла из: Верховного Суда СССР, Верховных судов союзных республик, автономных, краевых судов, Верховных судов автономных республик, областных, краевых судов, городских судов, судов автономных областей, судов автономных округов, районных (городских) народных судов; в судебную систему СССР входили также военные трибуналы.

В ходе исследования были выявлены следующие особенности советской судебной системы: включение в неё общесоюзных судов и судов союзных республик, единство судебной системы, разрешение дела по существу лишь в суде первой инстанции, положение районного (городского) народного суда как основного звена судебной системы, относительная простота судебной системы, осуществление Верховным Судом СССР – высшим судебным органом советского государства – надзора за деятельностью судов.

Судебная система СССР была сконструирована так, что все её звенья соединялись в одно единое целое. Все суды были организованы в соответствии с государственным устройством СССР и его административно-территориальным делением. Это позволяет говорить о функциональной эффективности советской судебной системы.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 228.