Конституционные реформы 80-90-х годов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Конституция 1977 года была сбалансированным и тщательно продуман-ным Основным Законом, созданным на основе шестидесятилетнего опыта советской власти. Она отражала сложившиеся на тот момент общественные отношения в стране, как говорилось в руководящих документах КПСС, "развитого социализма". Надо отметить, что социально-экономические права граждан СССР выполнялись и обеспечивались во все возрастающем масштабе, однако это порождало атмосферу иждивенчества и лени – ведь работай человек много или мало – отличие в его уровне жизни будет совсем небольшим: необходимый гарантированный государством уровень жизни и в лучшем случае немного сверх того.

После прихода к власти в 1985 году на пост генсека КПСС М.С. Горбачева руководство страны взяло курс на реформирование экономической и политической системы страны. Эти "реформы" привели в конечном итоге к разрушению государственной системы управления и распаду СССР.

В последние годы существования СССР в текст Конституции было принято множество поправок. Важнейшая из них отменила ст.6 о руководящей роли КПСС.

1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял поправки к Конституции СССР и новый закон о выборах народных депутатов, согласно которым был учрежден Съезд народных депутатов СССР. Съезд формировал Верховный Совет и избирал Председателя Верховного Совета, наделенного президентскими функциями.

В результате конституционной реформы в 1990 г. были приняты поправки к Конституции СССР, согласно которым упразднялся Совет Министров СССР и создавалось правительство нового типа - Кабинет Министров СССР при Президенте, с более низким статусом и более узкими функциями, нежели традиционный Совмин. Поправки к статьям 10-13 Конституции, принятые 14 марта 1990 года, фактически признали право частной собственности на средства производства – краеугольный камень марксистской социали-стической экономики был разрушен. Они допускали наличие в собственности граждан и негосударственных юридических лиц средств производства, ценных бумаг, иных материальных и нематериальных объектов и прав, приносящих доход. По крайней мере декларативно все три легальные формы собственности - собственность граждан, коллективная (включая акционерную) и государственная - были объявлены равными с точки зрения объема прав и защиты. Поправки к Конституции в 1990-1991 году не спасли экономику от разрушения, а страну от развала. В конце 1991 года СССР как государство перестал существовать, и последняя Конституция страны "развитого социализма" стала достоянием истории.

 



Итоги по главе

Конституция (Основной Закон) СССР 1977 года воплощала концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Советские граждане согласно Конституции имели довольно широкий набор прав и свобод, были социально защищены в области здравоохранения, образования, трудоустройства, обеспечения жильем и т.д. Провозглашалась социальная однородность общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов. Внешнеполитические цели и задачи СССР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 года не могли не отразиться на содержании Конституции. Она неоднократно и существенно менялась. С учетом поправок 1988-1991 годов Конституция СССР приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, руководящей роли и монопольного положения КПСС в политической системе, в ней признавались идеология плюрализма мнений, концепция разделения властей. Однако никакие изменения Конституции не смогли предотвратить хаос государственной системы ввиду неквалифицированного руководства и последующий распад СССР, прекращение его существования как единого государства. Этот факт доказывает, что любые самые хорошие законы оказываются бессильными перед политической волей людей, стоящих у власти и имеющих власть эти законы изменять, а также перед необратимостью объективных исторических процессов.

 



Заключение

 

При детальном рассмотрении особенностей содержания Конституций Советского государства 1918, 1924, 1936, 1977 годов прослеживается тесная взаимосвязь и влияние социально-экономической обстановки в стране, а также задач, стоящих перед находящейся у власти партии ВКП(б) – КПСС с содержанием принимаемых Основных Законов. Видно, как с укреплением мощи государства и ослаблением классовых противоречий в обществе расширяются права и свободы граждан. Этапу острейших классовых противоречий и борьбы за власть соответствует Конституция 1918г, в ней наиболее радикально решен вопрос о способах классовой борьбы, декларируются основные принципы внутренней и внешней политики, как они тогда понимались руководством только что захватившей власть большевистской партии. Образование единого государства – Союза ССР неизбежно повлекло за собой создание новой Конституции 1924 года, юридическое оформление нового государства и разграничение властных полномочий между республиками и центральной властью было основной ее задачей. В 1936 году, после построения "основ социализма", была принята новая Конституция, в которой значительно расширялись права и свободы граждан; одним из главных демократических достижений в ней было введение всеобщего равного и тайного избирательного права. Этапу наивысшего развития Советского государства – "развитого социализма" - соответствует Конституция 1977г. Права и свободы в ней не только декларируются, но и гарантированы. Ведь экономическая мощь СССР в 70-х годах ни у кого не вызывала сомнений, и государство могло себе позволить фактическую реализацию многочисленных прав своих граждан. Таким образом, развитие права (а конституционное право является основой всей системы права) неразрывно связано с развитием государства. Особенно это видно на семи десятилетиях истории Советского государства, когда особенности действующих в разное время конституций отражали уровень общественных и экономических отношений в обществе, устанавливаемых и санкционируемых властью. Развалу СССР предшествовало внесение многочисленных , часто друг с другом не согласованных поправок в Конституцию, и это опять таки доказывает взаимосвязь государства и права: изменение конституционного права неизбежно привело к изменению государственного устройства страны. Задачу, поставленную перед данной курсовой работой, можно считать выполненной.

 



Список использованной литературы

1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. – М., Политиздат, 1980.

2. Большая Советская Энциклопедия. - М, 1978.

3. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М. Норма, 2000.

4. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года – М., Зерцало-М, 2003.

5. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. –М., Зерцало-М, 2004.

6. Баглай В.М. Конституционное право Российской Федерации.(учебное пособие) - М. Норма, 2008.

7. Зиновьев А.В. Поляшова И.С. Основы конституционного права России. (учебно-методическое пособие) - СПб. Издательский дом Герда, 2008.

8. Исаев И.А. История государства и права России (учебник, 2-е издание) - М., Юрист, 2001.

9. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. (учебное пособие) - М., Юрист, 2004.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право России (учебник)- М.Юрист,2007.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 183.