Особенности компьютерной обработки данных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Способ обработки хозяйственных операций при ведении бухгалтерского учета оказывает существенное влияние на организационную структуру фирмы, а также на процедуры и методы внутреннего контроля. Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля. Ниже приведены отличия компьютерной обработки данных от неавтоматизированной.

1. Единообразное выполнение операций. Компьютерная обработка предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появлению случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной обработке. Напротив, программные ошибки (или другие систематические ошибки в аппаратных либо программных средствах) приводят к неправильной обработке всех идентичных операций при одинаковых условиях.

2. Разделение функций. Компьютерная система может осуществить множество процедур внутреннего контроля, которые в неавтоматизированных системах выполняют разные специалисты. Такая ситуация оставляет специалистам, имеющим доступ к компьютеру, возможность вмешательства в другие функции. В итоге компьютерные системы могут потребовать введения дополнительных мер для поддержания контроля на необходимом уровне, который в неавтоматизированных системах достигается простым разделением функций. К подобным мерам может относится система паролей, которые предотвращают действия, не допустимые со стороны специалистов, имеющих доступ к информации об активах и учетных документах через терминал в диалоговом режиме.

3. Потенциальные возможности появления ошибок и неточностей. По сравнению с неавтоматизированными системами бухгалтерского учета компьютерные системы более открыты для несанкционированного доступа, включая лиц, осуществляющих контроль. Они также открыты для скрытого изменения данных и прямого или косвенного получения информации об активах. Чем меньше человек вмешивается в машинную обработку операций учета, тем ниже возможность выявления ошибок и неточностей. Ошибки, допущенные при разработке или корректировке прикладных программ, могут оставаться незамеченными на протяжении длительного периода.

4. Потенциальные возможности усиления контроля со стороны администрации. Компьютерные системы дают в руки администрации широкий набор аналитических средств, позволяющих оценивать и контролировать деятельность фирмы. Наличие дополнительного инструментария обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и, таким образом, снижение риска его неэффективности. Так, результаты обычного сопоставления фактических значений коэффициента издержек с плановыми, а также сверки счетов поступают к администрации более регулярно при компьютерной обработке информации. Кроме того, некоторые прикладные программы накапливают статистическую информацию о работе компьютера, которую можно использовать в целях контроля фактического хода обработки операций бухгалтерского учета.

5. Инициирование выполнения операций в компьютере. Компьютерная система может выполнять некоторые операции автоматически, причем их санкционирование не обязательно документируется, как это делается в неавтоматизированных системах бухгалтерского учета, поскольку сам факт принятия такой системы в эксплуатацию администрацией предполагает в неявном виде наличие соответствующих санкций.



Заключение

 

Вряд ли кто-то будет спорить, что на пути реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности предстоит сделать еще немало. Однако то, что уже сейчас отчетность как довольно полезную и очень полезную оценивают порядка 2/3 опрошенных, можно считать обнадеживающим фактом.[4]

Сейчас предпринимается попытка развеять бытующее представление, что применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), на приближение к которым, и нацелена отечественная бухгалтерская реформа, выгодно в основном крупным компаниям. При этом акцент делается на управленческих плюсах и пользе от совершенствования качества учетной информации. В то же время рекомендуется сопоставлять выгоды, связанные с переходом на МСФО, с соответствующими издержками. Среди последних отмечаются затраты на приобретение и обновление программных продуктов и тренинг персонала, а также возможное снижение конкурентных преимуществ в связи с расширением объема информации, раскрываемой для внешних пользователей.

И все же Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определено, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. По сравнению с действовавшими ранее Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263, такая трактовка цели аудита - несомненный шаг вперед (ранее речь шла об установлении достоверности, что несогласуется с современным пониманием задач и возможностей аудита). В то же время из Федерального закона выпало уточнение о том, что выражается мнение о достоверности во всех существенных отношениях. Не исключено, что это станет возможной причиной завышения ожиданий от точности результатов аудиторских проверок.

Многие проблемы во взаимоотношениях аудиторских фирм и проверяемых экономических субъектов связаны с тем, что последние изначально склонны требовать от аудиторов большего, чем позволяют рамки аудиторской проверки. Так, в источниках подчеркивается, что члены профессионального сообщества должны ясно отдавать себе отчет, что объективно существует так называемый разрыв ожиданий, то есть разрыв между той информацией (с точки зрения ее объема, достоверности и полезности), которую профессиональное сообщество может предоставить, и той, которая от него ожидается.

Учитывая необходимость разъяснительной работы по вопросам аудиторских проверок, сразу после законодательного установления в декабре 1993 г. Временных правил аудиторской деятельности появились весьма полезные пособия.

С тех пор актуальность публикации материалов по данной проблематике только возрастает. Но если аудиторы уже имеют хорошую информационную базу, содержащую фундаментальные сведения, рекомендации и комментарии по организации и проведению аудиторских проверок, то бухгалтеры и руководители экономических субъектов находятся в более сложной ситуации. А между тем, аудит регламентируется не только как деятельность одной стороны, но и как процесс, затрагивающий и действия самих проверяемых экономических субъектов.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что аудит - контроль особого рода, имеющий принципиальные отличия от контроля государственного по целям, задачам, порядку осуществления и результатам деятельности.

Аудитор - не проверяющий, функцией которого является призвать нарушителей к ответственности, но и не правая рука бухгалтера. Аудитор - профессионал, чье мнение представляет ценность для пользователей отчетности.[5] Осознание этого обстоятельства чрезвычайно облегчает общение с аудитором и повышает эффективность работы последнего. Новый Закон должен стать краеугольным камнем в процессе построения системы цивилизованного взаимодействия между участниками рынка профессиональных аудиторско-консультационных услуг.



Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ, части I, II, III, IV

2. Кодекс об административных правонарушениях, введенный в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ, вступил в силу с 1 июля 2002 г.;

3. Налоговый кодекс РФ, части I, II

4. Федеральный закон от 30.11.95 № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"

5. Фе­деральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"(в ред. Федеральных законов от 13.06.1996 N 65-ФЗ, от 24.05.1999 N 101-ФЗ, от 07.08.2001 N 120-ФЗ,от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 31.10.2002 N 134-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 24.02.2004 N 5-ФЗ,от 06.04.2004 N 17-ФЗ, от 02.12.2004 N 153-ФЗ,от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 27.12.2005 N 194-ФЗ,от 31.12.2005 N 208-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ,от 27.07.2006 N 138-ФЗ, от 27.07.2006 N 146-ФЗ,от 27.07.2006 N 155-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ,от 24.07.2007 N 220-ФЗ)

6. Федеральный закон "О бухгалтерском уче­те" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ,Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ,от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н с изменениями, внесенными приказами Минфина от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г. № 31н, 18 сентября 2006 г. , от 26 марта 2007г. №26н.

8. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н (в ред. приказа Минфина РФ от 30 декабря 1999 г.№107н)

9. Положение по бухгалтерскому учету "Учет догово­ров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94) ), утвержденное приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167

10. Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов  и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденное приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. (в ред. приказа Минфина РФ от 25 декабря 2007 г. №147н)

11. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утверж­денное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н (в ред. приказа Минфина РФ от 18 сентября 2006 г.№115н)

12. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. приказов Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. №107н, от 30 марта 2001 г. №27н, от 18 сентября 2006 г. №116н, от 27 ноября 2006 г. №156н)

13. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах», утвержденное приказом Минфина РФ от 29 апреля 2008 г. № 48н (с годовой отчетности за 2008 год)

14. Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. № 66н (в ред. приказа Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. №116н)

15. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (ПБУ 17/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н (в ред. приказа Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. №116н)

16. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н в ред.приказа Минфина РФ от 2008 №

17. Положение по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" (ПБУ 20/03), утвержденное приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н (в ред. приказа Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. №116н)

18. Положение по бухгалтерскому учету долго­срочных инвестиций, утвержденное приказом Минфина России 30 декабря 1993 г. № 160

19. План счетов и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94 н с изменениями, внесенными приказом Минфина РФ от 7 мая 2003 г. № 38н, от 18 сентября 2006 N 115н

20. Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденнын приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15

21. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н с изм.и доп., внесенными приказом Минфина РФ от 23.04.2002 г.№33н и от 26.03.2007 г. №26н)

22. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособле­ний, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н)

23. Методические рекомендации по бухгалтер­скому учету затрат, включаемые в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом Российской Федерации по торговле 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2. (действует в той части, в которой не противоречит положениям главы 25 НК РФ).

24. Порядок ведения кассовых операций (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18)

25. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (приказ ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П)

26. Липатова В. А. Организацией утрачены документы: как выйти из ситуации // Бухгалтерский учет №10 май 2008 с.33-36

27. Липатова В.А. Последствия отсутствия у организации документов, необходимых для исчисления налогов//Профессиональный журнал для бухгалтера «Бухгалтерский учет» № 9/2008 С. 25-30

28. Морозова Ж.А. Арендные отношения. Правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение:

 

Интернет ресурсы:

www.buhgult.ru

www.garant.ru

www.nalog.ru

www.minfin.ru

www.consulting.ru


[1] Материалы по данному параграфу подготовлены на основе учебника: Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др. Аудит Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям’ Под ред. проф. ВИ. Подольского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

[2] См. например: Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов НА. и др. Аудит: Учеб. пособие. М.: ИПК ФБК-ПРЕСС, 2002.

[3] Материалы по данному параграфу подготовлены на основе учебника: Подольский В.И., Савин АЛ, Сотникова Л.В. и др. Аудит: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Пап ред. проф. ВИ. Подольского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

[4] Богомолов А.М. Внутренний аудит: Учебное пособие. – Приор,2000. С. 425

 

[5] Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия: Учеб. пособие. - М.: Юнити, 2001 С. 503

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 217.