Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации и за рубежом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Актуальность темы заключается в том что аудит налогообложения — сложный и трудоемкий процесс, подразумевающий тщательную проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также контроль устранения выявленных нарушений.

Эффективная экономика страны требует наличия развитой системы финансового контроля, представляющего собой систему организационно-правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления.

Учебное пособие, в котором рассмотрены все проблемы, касающиеся организации и проведения аудита налогообложения в России, состоит из четырех разделов:

1. Правовые и организационные основы аудиторской деятельности.

2. Планирование и методика аудита налогообложения.

З. Проверка начисления и уплаты отдельных видов налогов.

4. Заключительный этап аудита налогообложения.

В первом разделе рассмотрено регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, международные и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Дано понятие налогового контроля, его основные принципы, цели и задачи. Приведены виды налогового контроля. Рассмотрена организация аудита налогообложения.

Во втором разделе представлены составление общего плана и программы аудита налогообложения, оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита налогообложения, а также существенность, аудиторский риск, особенности проведения аудита налогообложения в условиях компьютерной обработки данных. Отдельно излагаются проблемы использования работы эксперта, привлекаемого при проведении аудита налогообложения.

В третьем разделе приводятся методики проверок федеральных, региональных и местных налогов и сборов, включая налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц.

В четвертом разделе приведены оценка влияния выявленных нарушений и действия аудитора на обнаружение искажений отчетности и налоговых деклараций, оценка аудитором результатов аудита налогообложения, показано взаимодействие аудиторов с руководством и персоналом аудируемого лица в ходе проверки. Отдельно представлено содержание заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица, сообщение информации, полученной по результатам аудита налогообложения, руководству аудируемого лица (собственникам).

При подготовке данного учебного пособия использованы материалы нормативных и регламентирующих документов.



Заключение

 

Вряд ли кто-то будет спорить, что на пути реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности предстоит сделать еще немало. Однако то, что уже сейчас отчетность как довольно полезную и очень полезную оценивают порядка 2/3 опрошенных, можно считать обнадеживающим фактом.[4]

Сейчас предпринимается попытка развеять бытующее представление, что применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), на приближение к которым, и нацелена отечественная бухгалтерская реформа, выгодно в основном крупным компаниям. При этом акцент делается на управленческих плюсах и пользе от совершенствования качества учетной информации. В то же время рекомендуется сопоставлять выгоды, связанные с переходом на МСФО, с соответствующими издержками. Среди последних отмечаются затраты на приобретение и обновление программных продуктов и тренинг персонала, а также возможное снижение конкурентных преимуществ в связи с расширением объема информации, раскрываемой для внешних пользователей.

И все же Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определено, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. По сравнению с действовавшими ранее Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263, такая трактовка цели аудита - несомненный шаг вперед (ранее речь шла об установлении достоверности, что несогласуется с современным пониманием задач и возможностей аудита). В то же время из Федерального закона выпало уточнение о том, что выражается мнение о достоверности во всех существенных отношениях. Не исключено, что это станет возможной причиной завышения ожиданий от точности результатов аудиторских проверок.

Многие проблемы во взаимоотношениях аудиторских фирм и проверяемых экономических субъектов связаны с тем, что последние изначально склонны требовать от аудиторов большего, чем позволяют рамки аудиторской проверки. Так, в источниках подчеркивается, что члены профессионального сообщества должны ясно отдавать себе отчет, что объективно существует так называемый разрыв ожиданий, то есть разрыв между той информацией (с точки зрения ее объема, достоверности и полезности), которую профессиональное сообщество может предоставить, и той, которая от него ожидается.

Учитывая необходимость разъяснительной работы по вопросам аудиторских проверок, сразу после законодательного установления в декабре 1993 г. Временных правил аудиторской деятельности появились весьма полезные пособия.

С тех пор актуальность публикации материалов по данной проблематике только возрастает. Но если аудиторы уже имеют хорошую информационную базу, содержащую фундаментальные сведения, рекомендации и комментарии по организации и проведению аудиторских проверок, то бухгалтеры и руководители экономических субъектов находятся в более сложной ситуации. А между тем, аудит регламентируется не только как деятельность одной стороны, но и как процесс, затрагивающий и действия самих проверяемых экономических субъектов.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что аудит - контроль особого рода, имеющий принципиальные отличия от контроля государственного по целям, задачам, порядку осуществления и результатам деятельности.

Аудитор - не проверяющий, функцией которого является призвать нарушителей к ответственности, но и не правая рука бухгалтера. Аудитор - профессионал, чье мнение представляет ценность для пользователей отчетности.[5] Осознание этого обстоятельства чрезвычайно облегчает общение с аудитором и повышает эффективность работы последнего. Новый Закон должен стать краеугольным камнем в процессе построения системы цивилизованного взаимодействия между участниками рынка профессиональных аудиторско-консультационных услуг.



Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ, части I, II, III, IV

2. Кодекс об административных правонарушениях, введенный в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ, вступил в силу с 1 июля 2002 г.;

3. Налоговый кодекс РФ, части I, II

4. Федеральный закон от 30.11.95 № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"

5. Фе­деральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"(в ред. Федеральных законов от 13.06.1996 N 65-ФЗ, от 24.05.1999 N 101-ФЗ, от 07.08.2001 N 120-ФЗ,от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 31.10.2002 N 134-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 24.02.2004 N 5-ФЗ,от 06.04.2004 N 17-ФЗ, от 02.12.2004 N 153-ФЗ,от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 27.12.2005 N 194-ФЗ,от 31.12.2005 N 208-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ,от 27.07.2006 N 138-ФЗ, от 27.07.2006 N 146-ФЗ,от 27.07.2006 N 155-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ,от 24.07.2007 N 220-ФЗ)

6. Федеральный закон "О бухгалтерском уче­те" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ,Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ,от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н с изменениями, внесенными приказами Минфина от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г. № 31н, 18 сентября 2006 г. , от 26 марта 2007г. №26н.

8. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н (в ред. приказа Минфина РФ от 30 декабря 1999 г.№107н)

9. Положение по бухгалтерскому учету "Учет догово­ров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94) ), утвержденное приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167

10. Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов  и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденное приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. (в ред. приказа Минфина РФ от 25 декабря 2007 г. №147н)

11. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утверж­денное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н (в ред. приказа Минфина РФ от 18 сентября 2006 г.№115н)

12. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. приказов Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. №107н, от 30 марта 2001 г. №27н, от 18 сентября 2006 г. №116н, от 27 ноября 2006 г. №156н)

13. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах», утвержденное приказом Минфина РФ от 29 апреля 2008 г. № 48н (с годовой отчетности за 2008 год)

14. Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. № 66н (в ред. приказа Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. №116н)

15. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (ПБУ 17/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н (в ред. приказа Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. №116н)

16. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н в ред.приказа Минфина РФ от 2008 №

17. Положение по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" (ПБУ 20/03), утвержденное приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н (в ред. приказа Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. №116н)

18. Положение по бухгалтерскому учету долго­срочных инвестиций, утвержденное приказом Минфина России 30 декабря 1993 г. № 160

19. План счетов и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94 н с изменениями, внесенными приказом Минфина РФ от 7 мая 2003 г. № 38н, от 18 сентября 2006 N 115н

20. Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденнын приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15

21. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н с изм.и доп., внесенными приказом Минфина РФ от 23.04.2002 г.№33н и от 26.03.2007 г. №26н)

22. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособле­ний, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н)

23. Методические рекомендации по бухгалтер­скому учету затрат, включаемые в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом Российской Федерации по торговле 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2. (действует в той части, в которой не противоречит положениям главы 25 НК РФ).

24. Порядок ведения кассовых операций (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18)

25. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (приказ ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П)

26. Липатова В. А. Организацией утрачены документы: как выйти из ситуации // Бухгалтерский учет №10 май 2008 с.33-36

27. Липатова В.А. Последствия отсутствия у организации документов, необходимых для исчисления налогов//Профессиональный журнал для бухгалтера «Бухгалтерский учет» № 9/2008 С. 25-30

28. Морозова Ж.А. Арендные отношения. Правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение:

 

Интернет ресурсы:

www.buhgult.ru

www.garant.ru

www.nalog.ru

www.minfin.ru

www.consulting.ru


[1] Материалы по данному параграфу подготовлены на основе учебника: Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др. Аудит Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям’ Под ред. проф. ВИ. Подольского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

[2] См. например: Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов НА. и др. Аудит: Учеб. пособие. М.: ИПК ФБК-ПРЕСС, 2002.

[3] Материалы по данному параграфу подготовлены на основе учебника: Подольский В.И., Савин АЛ, Сотникова Л.В. и др. Аудит: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Пап ред. проф. ВИ. Подольского. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

[4] Богомолов А.М. Внутренний аудит: Учебное пособие. – Приор,2000. С. 425

 

[5] Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия: Учеб. пособие. - М.: Юнити, 2001 С. 503

 


Введение

 

Актуальность темы заключается в том что аудит налогообложения — сложный и трудоемкий процесс, подразумевающий тщательную проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также контроль устранения выявленных нарушений.

Эффективная экономика страны требует наличия развитой системы финансового контроля, представляющего собой систему организационно-правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления.

Учебное пособие, в котором рассмотрены все проблемы, касающиеся организации и проведения аудита налогообложения в России, состоит из четырех разделов:

1. Правовые и организационные основы аудиторской деятельности.

2. Планирование и методика аудита налогообложения.

З. Проверка начисления и уплаты отдельных видов налогов.

4. Заключительный этап аудита налогообложения.

В первом разделе рассмотрено регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, международные и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Дано понятие налогового контроля, его основные принципы, цели и задачи. Приведены виды налогового контроля. Рассмотрена организация аудита налогообложения.

Во втором разделе представлены составление общего плана и программы аудита налогообложения, оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита налогообложения, а также существенность, аудиторский риск, особенности проведения аудита налогообложения в условиях компьютерной обработки данных. Отдельно излагаются проблемы использования работы эксперта, привлекаемого при проведении аудита налогообложения.

В третьем разделе приводятся методики проверок федеральных, региональных и местных налогов и сборов, включая налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц.

В четвертом разделе приведены оценка влияния выявленных нарушений и действия аудитора на обнаружение искажений отчетности и налоговых деклараций, оценка аудитором результатов аудита налогообложения, показано взаимодействие аудиторов с руководством и персоналом аудируемого лица в ходе проверки. Отдельно представлено содержание заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица, сообщение информации, полученной по результатам аудита налогообложения, руководству аудируемого лица (собственникам).

При подготовке данного учебного пособия использованы материалы нормативных и регламентирующих документов.



Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации и за рубежом

1.1. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ[1]

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся следующие:

1. Конституция РФ (в ред. от 25 июля 2003 г.).

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Налоговый кодекс РФ.

4. Уголовный кодекс РФ.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

6. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

7. Закон РФ от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

8. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности (с последними дополнениями и изменениями)».

9. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации (в ред. от 31 декабря 1997 г.)».

10. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

11. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

12. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об  обществах с ограниченной ответственностью».

13. Федеральный закон от7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

14. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»

15. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «0б утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред. постановлений Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405, от 7 октября 2004 г. № 532, от 16 апреля 2005 г. № 228, от 25 августа 2006 г. № 523).

16. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80

«О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

17. Отчет об аудиторской деятельности ф. 1 — аудит, утверждено 13 июля 2004 г. № 26 постановлением Федеральной службы государственной статистики «Сведения об оказании услуг в области аудита за — г.».

18. Отчет об аудиторской деятельности ф. 2— аудит, утверждено 14 ноября 2006 г. Кд 66 постановлением Федеральной службы государственной статистики «06 утверждении статистического инструментария для организации Минфином России статистического наблюдения за аудиторской деятельностью».

19. Другие.

Приведенный перечень нормативно-правовых документов обеспечивает организацию аудиторской деятельности в РФ, однако он будет расширяться за счет принятия новых федеральных стандартов и других нормативных документов.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности[2]. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, в которых аудиторская деятельность строю регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (СIIIА, Великобритания), где аудиторская деятельность в некоторой степени саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Каждый уровень включает определенные виды документов, область регулирования и степень разработанности нормативной документации.

Приложение 1

Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в системе финансового контроля как необходимого и равноправного элемента. для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, определены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В данном Федеральном законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи указанного Закона посвящены управлению аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

В соответствии с Федеральным законом «06 аудиторской деятельности» руководство аудиторской деятельностью возложено на уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. В качестве такого органа выступает Министерство финансов РФ (департамент организации аудиторской деятельности Минфина России). Кроме того, этими проблемами занимаются и общественные структуры: аккредитованные профессиональные объединения и Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основными исполнителями аудиторской деятельности выступают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

В Законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Законом должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в РФ. Как следует из перечня нормативных документов, разработанных и принятых в 2001—2002 гг., основные положения Федерального закона получили в них конкретное уточнение и разъяснение. Это позволило регулировать аудиторскую деятельность в соответствии с основными положениями Закона, начиная с момента его вступления в силу.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты), законодательные и подзаконные нормативные акты. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и федеральных служб и агентств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов — прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. На основе этих стандартов организуется деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.


1.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[3]

Прежде чем рассмотреть классификацию стандартов, отметим, что процессы стандартизации, разработки и применения стандартов носят универсальный характер.

Стандарт (от англ. standard — норма, образец, мерило) в широком смысле слова — образец, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.

Стандарты распространяются на различные сферы деятельности: науку, технику, промышленность и сельское хозяйство, производство, строительство, здравоохранение, транспорт и др. Коснулась стандартизация и сферы бухгалтерского учета и финансового контроля, включая и аудит.

Термин «стандарт» в России (ранее в СССР) традиционно имеет техническую окраску, а произошедшее за последнее время расширение его смысла не настолько велико, чтобы охватить еще бухгалтерский учет и аудиторскую деятельность и подвести их под сферу компетенции Государственного комитета по стандартизации. Иначе говоря, с позиции, распространенной в России, это все-таки правила (положения, предписания, нормы). Вместе с тем это аналог того, что в странах с развитой рыночной экономикой принято называть стандартами отчетности (учета) — применительно к бухгалтерскому учету и стандартами аудита — применительно к аудиторской деятельности.

В этой связи в качестве определения национального (российского) бухгалтерского стандарта был выбран термин положение по бухгалтерскому учету (ПБУ), а для аудиторской деятельности — двойной термин «правило (стандарт)». Это разъяснение важно, поскольку в адрес России могут выдвигаться обвинения не только в отсутствии стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту, но и в том, что бухгалтерский учет не ориентирован на современную технологию, вследствие чего заключениям российских аудиторов доверять нельзя.

Аудиторские стандарты подразделяются на международные и национальные.

Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ).

В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В этой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.

В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг отмечено, что страны — члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.

Возможны несколько вариантов использования МСА и национальных стандартов. Первый предусматривает применение только МСА, второй — создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный, вариант предусматривает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).

Россия в области как бухгалтерского учета, так и аудита выбрала второй вариант, предусматривающий разработку полной гаммы

национальных стандартов.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» национальные правила (стандарты) определены следующим образом (ст. 9).

1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

­ федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

­ внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

­ правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.

5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы несоответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Закон предусматривает три вида правил (стандартов):

­ федеральные;

­ внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений;

­ внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты являются внешними и носят универсальный характер.

Правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующие разделы:

­ Общие принципы правила (стандарта);

­ Основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте;

­ Сущность стандарта;

­ Практические приложения.

В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются:

­ цель и необходимость разработки данного стандарта;

­ объект стандартизации;

­ сфера применения стандарта;

­ взаимосвязь с другими стандартами.

Раздел «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» охватывает современные термины и их краткую характеристику.

В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Раздел «Практические приложения» включает различные приложения — схемы, таблицы, образцы документов и др.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты: номер стандарта, дату ввода в действие, цель разработки, сферу применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

Структура документа для оформления стандарта следующая:

титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).


Дата: 2019-07-30, просмотров: 181.