Цель: развитие у ребенка способности копировать образец, зрительно-моторной координации.
Ребенку предлагается рисовать узоры на листе бумаги в клеточку, выполняя работу последовательно слева направо на нескольких строчках. Вращать листок и отрывать ручку (карандаш) от бумаги нельзя. Примеры заданий приведены на рис. 2 (а, б).
Рис. 2а
Рис. 2б
Вырезание фигур из бумаги
Цель: развитие быстрых и точных движений кисти руки.
Предлагается набор фигур разной сложности. Нужно аккуратно ножницами вырезать их по контуру. Примеры фигур приведены на рис. 3 (а, б, в, г).
Рис. 3а Рис. 36
Рис. 3в Рис. 3г
Обведение по контуру геометрических фигур
Цель: формирование графических навыков, развитие тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации.
Предлагается набор парных геометрических фигур разной сложности, изображенных на листах стандартного формата. Рис. 4 (а, б, в, г).
Рис. 4а Рис. 4б
Рис. 4в Рис. 4г
Каждая фигура имеет два исходных размера: большой и маленький. Большую фигуру нужно обводить по внутреннему контуру, постепенно сужая радиус обводки. Маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится новых фигур, тем лучше.
Рисование плавных линий
Цель: формирование графических навыков, развитие способности копировать сложный образец.
Ребенку предлагается написать несколько строчек спиралей (в горизонтальной и вертикальной плоскости). Листок поворачивать нельзя. Примеры заданий представлены на рис. 5 (а, б). [5, с. 28–33]
Рис. 5а
Рис. 5б
Заключение
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей сенсомоторной координации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, в ходе которой мы ознакомились с психолого-педагогической, научной и методической литературой и выяснили, что у большинства детей с ОНР несовершенство движений проявляются во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, – на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Полученные нами результаты показывают, что у детей с ОНР недостаточная координация пальцев рук и низкий уровень развития сенсомоторной функции.
Низкая успешность при выполнении заданий обусловлена недостатками зрительного восприятия (неумение проанализировать образец, вычленить его составные части), низким развитием моторных навыков или же нарушением взаимодействия перцептивной и моторной функции, т.е. зрительно-моторной координации.
Для достижения цели с практической точки зрения мы поставили 2 задачи, которые решались в 3 главе:
1. Изучить особенности сенсомоторной координации у учащихся 2 класса с ОНР.
2. Провести количественно-качественную обработку полученных данных с выделением наиболее устойчивых показателей.
При исследовании особенностей сенсомоторной координации у детей младшего школьного возраста с ОНР мы использовали методики И.В. Дубровиной «Срисовывание образцов», «Домик», «Квадрат и круг». [5, с. 5–28]
Базой проведения констатирующего эксперимента (март 2007 г.) является средняя общеобразовательная школа №33. Общее число респондентов – 6 учащихся в возрасте 8–9 лет. Из них 1 девочка и 5 мальчиков.
В нашей работе была выдвинута гипотеза о том, что у детей с ОНР недостаточная координация пальцев рук и низкий уровень развития сенсомоторной функции. Данная гипотеза подтвердилась.
Список литературы
1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – М., 2004.
2. Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология – М.: Просвещение, 1984.
3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная Литература, 1997.
4. Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания / Ин-т Открытое о-во; Сост. Филиппова Ю.В. – Ярославль, 2003.
5. Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 1999.
6. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006.
7. Крупенчук О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией./О.И. Крупенчук // Дошк. педагогика. – 2005. – №6.
8. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
9. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002.
10. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998.
11. Сибирский учитель. Журнал, 2000, №5 (9).
12. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2005.
13. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. – СПб.: КАРО, Дельта+, 2004.
14. http://adalin.mospsy.ru/1_01_11.shtml
15. http://www.all4kids.ru/article_info.php/tPath/2/articles_id/7? osCsid=
16. http://www.detskiysad.ru/ped/ped246.html
17. http://galactic.org.ua/clovo/p-m9994.htm
18. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi? RQl (rlqyuwtul! qur;.u
19. http://www.medeffect.ru/abc/r/rkolco.shtml
20. http://http.postindex.otrok.ru/doktor/psy/index.php? t=161808
21. http://www.psylist.net/slovar/12a59.htm
22. http://www.referats.ru
23. http://www.sensus-ego.ru/
Дата: 2019-07-30, просмотров: 366.