Количественная и качественная обработка полученных исследовательских данных заключалась в выявлении особенностей сенсомоторной координации младших школьников с ОНР.
Общая сумма баллов, набранная испытуемыми по всем 8 образцам, сопоставляется с показателями, приведенными в таблице
Уровни | Возраст, лет | ||||||||
5–5,11 | 6–6,11 | 7–7,11 | 8–8,11 | 9–9,11 | 10–10,11 | 11–11,11 | 12–12,11 | ||
Низкий | 1 2 3 | 1 2 3 | 1 2–5 6–7 | 1–5 6 7 | 1–8 9 10–11 | 1–9 10–13 14–15 | 1–9 10–13 14–17 | 1–12 13–18 19–20 | 1–16 17–18 19–21 |
Средний | 4 5 6 7 | 4–5 6 7 8 | 8 9–11 12 13–14 | 8–11 12–13 14–15 16 | 12–13 14–15 16–17 18–20 | 16–17 18–19 20–21 22–23 | 18–19 20–21 22–23 24–27 | 21–22 23–25 26–27 28–29 | 22–24 25–26 27–28 29 |
Высокий | 8 9 10 | 9 10–15 16 и выше | 15 16 17 и выше | 17–19 20–21 22 и выше | 21–23 24 25 и выше | 24–27 28–29 30 и выше | 28–29 30–31 32 и выше | 30–31 32 33 и выше | 30–31 32–33 34 и выше |
Из результатов проведенного анализа видно, что:
Высокий уровень – 0 человек (0%);
Средний уровень – 4 человека (67%);
Низкий уровень – 2 человека (33%).
Проведенный анализ показывает, что у детей, относящихся к среднему уровню, сенсомоторные функции достаточно развиты. Низкие же оценки подтверждают недостатки сенсомоторного развития, что характерно для детей с ОНР.
Низкая успешность при выполнении задания на срисовывание обусловлена недостатками зрительного восприятия (неумение проанализировать образец, вычленить его составные части), низким развитием моторных навыков или же нарушением взаимодействия перцептивной и моторной функции, т.е. зрительно-моторной координации.
Методика «Домик»
Протокол исследования
№ п/п | Фамилия имя | Особенности выполнения задания | Допущенные ошибки | Баллы | |
1. | Саша М. | Рисует правой рукой, часто смотрит на образец, сверяет сделанное с образцом, медленно проводит линии, не отвлекается во время работы. В конце работы заметил неточность в рисунке и дорисовал крышу. | 1. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления: перекос вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; изменение угла наклона боковых линий крыши. | 1 б.
| |
2. | Юра Р. | Рисует правой рукой, часто смотрит на образец, сверяет сделанное с образцом, медленно проводит линии, отвлекается во время работы. | 1. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления: перекос вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; изменение угла наклона боковых линий крыши. 2. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены. 3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка: основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком). 4. Залезание линий одна за другую. | 5 б. | |
3. | Маша Б. | Рисует правой рукой, часто смотрит на образец, быстро проводит линии, не отвлекается во время работы, не сверяет рисунок с образцом после окончания работы. | 1. Неправильно изображенный элемент рисунка: неправильно нарисована правая часть забора. 2. Залезание линий одна за другую. | 8 б. | |
4. | Антон З. | Рисует правой рукой, часто смотрит на образец, сверяет сделанное с образцом, быстро проводит линии, не отвлекается во время работы. | 1. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка: увеличена в размере крыша. 2. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены. 3. Залезание линий одна за другую. | 7 б. | |
5. | Сережа Т. | Рисует правой рукой, часто смотрит на образец, сверяет сделанное с образцом, медленно проводит линии, не отвлекается во время работы. | 1. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка. | 3 б. | |
6. | Дима Л. | Рисует правой рукой, часто смотрит на образец, сверяет сделанное с образцом, медленно проводит линии, не отвлекается во время работы. | 1. Залезание линий одна за другую. | 1 б. | |
Из результатов проведенного анализа видно, что:
3 человека получили баллы от 1 – 3 = 50%;
1 человек получил 5 баллов = 17%;
2 человека получили баллы от 7 – 8 = 33%.
Проведенный анализ показывает, что 3 человека умеют ориентироваться на образец, точно его копировать, сенсомоторные функции достаточно развиты.
1 человек, относящийся к среднему уровню, также умеет срисовывать образец, но делает это с незначительными ошибками, сенсомоторная координация недостаточно хорошо развита.
2 человека имеют низкие оценки. Дети не умеют ориентироваться на образец, точно его копировать, пространственное восприятие плохо развито, так же как и сенсомоторная координация.
Все это характерно для детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Методика «Квадрат и круг»
Протокол исследования
№ п/п | Фамилия, имя | Уровень выполнения | Характеристика уровня |
1. | Саша М. | высокий | Инструкция соблюдена. В рисунках хотя бы одной руки (левой или правой) можно различить формы квадрата и круга. |
2. | Юра Р. | низкий | Неспособность соблюдать инструкцию – рисовать одновременно двумя руками, не делая остановок, с закрытыми глазами. |
3. | Маша Б. | средний | Инструкция соблюдена, но ни на одном рисунке невозможно различить форму фигур. |
4. | Антон З. | низкий | Неспособность соблюдать инструкцию – рисовать одновременно двумя руками, не делая остановок, с закрытыми глазами. |
5. | Сережа Т. | высокий | Инструкция соблюдена. В рисунках хотя бы одной руки (левой или правой) можно различить формы квадрата и круга. |
6. | Дима Л. | высокий | Инструкция соблюдена. В рисунках хотя бы одной руки (левой или правой) можно различить формы квадрата и круга. |
Из результатов проведенного анализа видно, что:
3 человека имеют высокий уровень выполнения = 50%;
1 человек – средний уровень = 17%;
2 человека имеют низкий уровень выполнения = 33%.
Проведенный анализ показывает, что у 3 человек хорошо развита зрительно-моторная координация.
У 1 человека зрительно-моторная координация недостаточно развита.
У 2 человек зрительно-моторная координация развита плохо.
Вывод: в ходе проведения экспериментального исследования мы выявили особенности сенсомоторной координации младших школьников и пришли к выводу о том, что у детей с ОНР недостаточная координация пальцев рук и низкий уровень развития сенсомоторной функции.
Поставленная нами в начале курсовой работы гипотеза подтвердилась.
3.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию сенсомоторной координации
Развитию зрительно-двигательной (сенсомоторной) координации и тонкой ручной моторики способствуют виды деятельности, хорошо знакомые каждому ребенку: рисование, аппликация, лепка из пластилина (глины), конструирование и работа с мозаикой. Заметный развивающий эффект дает и освоение детьми азов различных ремесел: шитье, вышивание, вязание, макраме, работа с бисером, резьба и выжигание по дереву и др. Наряду с этим можно предложить и ряд специальных упражнений. Данный комплекс направлен, прежде всего, на развитие зрительно-моторной координации у ребенка, тонкой моторики руки, формирование графических навыков.
Вариант теппинг-теста
Цель: определение уровня развития у ребенка зрительно-моторной координации.
Взяв шариковую ручку (желательно с граненым корпусом) и держа руку на весу, т.е. немного приподняв локоть над столом, в максимально возможном темпе легкими постукиваниями стержнем ручки о бумагу ставьте точки в прямоугольник. От занятия к занятию исходная площадь прямоугольника может дробиться (см. рис. 1). Бланки выполняются на стандартных листах писчей бумаги. Время выполнения упражнения – 1 мин. В конце работы можно посчитать количество проставленных точек.
Рис. 1
Дата: 2019-07-30, просмотров: 330.