Эмоциональные отношения в семье
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрирующих переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей.

Отношения между супругами выступают главными в системе внутрисемейных отношений. Они создают семью и определяют ее тип. Именно от характера и состояния супружеских взаимоотношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи и ее воспитательные возможности [9, с.38].

Эмоциональные отношения супругов, как правило, проходят последовательно пять стадий.

1) Первая стадия - период глубокой страстной влюбленности человека, когда он полностью находится под влиянием положительной установки ("герой"): супруг безраздельно занимает все внимание, окрашивая собой в радужные тона восприятие действительности, не покидая ни на минуту сознания любящего человека.

2) На второй стадии наступает некоторое охлаждение: образ любимого все реже всплывает в его отсутствие, однако одно только его появление вызывает сильный прилив положительных эмоций, любви, нежности.

3) На третьей стадии происходит дальнейшее остывание эмоционального отношения. Теперь уже в отсутствие партнера супруг испытывает своеобразный психологический дискомфорт, чувствует себя плохо, всяческие "черные" мысли лезут в голову. При одном только его появлении нежность, любовь не вспыхивает. Теперь для этого необходим стимул: надо, чтобы он делал что-то приятное, доказывающее его любовь, от него требуются теперь ласки, нежные слова, подарки, какие-нибудь услуги. Это стадия привыкания.

4) Если же на этой стадии не снизить интенсивность общения, начинается четвертый период, когда присутствие супруга вызывает неосознанное раздражение, когда те или иные его особенности - во внешности, поведении, привычках - воспринимаются уже как недостатки, и создаются предпосылки для размолвок. Человек начинает попадать под влияние отрицательной установки ("преступник").

Каждое слово, жест или поступок супруга воспринимается теперь с недоброжелательных, враждебных позиций, невинная оплошность его рассматривается как умышленное злодеяние. Но как только он - "с глаз долой", равновесие восстанавливается.

5) На пятой стадии человек полностью находится под влиянием отрицательной установки. Теперь забыты все приятные слова и поступки, зато явственно выступает и вырастает до гигантских размеров, выстраивается в единую, бесконечную цепочку все отрицательное, совместная жизнь "теряет всякий смысл". Этот этап наиболее опасен и сопровождается обычно соответствующими отношениями.

Влияние семьи огромно. Интересные сравнительные исследования, проведенные в бывшем СССР, а также в США и Дании. Исследователями Д. Кенделем и Г. Лессером выявлено, что демократический тип семьи имеет воспитательное влияние, а также установлено, что, например, в семье с более высоким уровнем демократизации семейных отношений значительно выше успешность детей в школе, более развиты такие качества, как доброта, трудолюбие, самостоятельность, бескорыстие, скромность, самокритичность. Дети из таких семей имеют лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет более социальную ценность, чем у детей из семей с низким уровнем демократизации супружеских взаимоотношений [14, с.82].

Исследование Р.М. Капраловой и А.И. Ушатикова показали, что семейные отношения имеют значительное влияние на волевое развитие ребенка в подростковом возрасте. В условиях затяжных конфликтов в семье нравственно-волевая сфера ребенка травмируется. В таких семьях было выявлено всего 13% учеников с положительно направленной и относительно развитой волей. 97% респондентов имели отклонение в направленности и степени волевого развития, в том числе 30% из них имели отрицательно направленную сильную волю и 20% - отрицательно направленную слабую волю [5, с.78].

Исследование детей из благополучных семей показало, что большинство детей имеет положительную волевую направленность.

По результатам, полученным В.А. Горшковым, у 89,4% подростков в семьях с дезорганизованными отношениями зафиксировано чувство страха, отсутствие навыков культуры общения, наблюдается озлобленность, противоречия интересов, в 58,7% респондентов - стыд за родителей.

Анализируя мотивацию обучения, показатели успешности, следует отметить, что 57,6% подростков из этих семей систематически нарушают дисциплину в школе, 63% - второгодники, 91,7% - не проявляют стойкого интереса к обучению и к общественной деятельности [5, с.79].

По данным Л.М. Сазоновой, неблагополучная семья отрицательно влияет не только на познавательную деятельность, но и на языковое развитие ребенка. Установлена также закономерность, соответственно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными к супружеской жизни [5, с.81].

И.И. Друкаров указывает, что постоянные конфликты между родителями становятся причиной детской преступности, а согласно данных, до 70-75% малолетних преступников росли в конфликтных семьях.

По данным А.Ю. Тавита, конфликтные взаимоотношения между родителями создают условия для ранних сексуальных связей у детей. Таким образом, патология семейных отношений проектирует чрезвычайно широкий спектр аномалий.

Американский социолог Э.И. Глюк, например, считает, что там, где в семье здоровая обстановка, шансы на возникновение у ребенка антисоциальных наклонностей можно определить, как 3 к 100. В тех же случаях, где домашние условия неудовлетворительные, шансы поднимаются до 98 к 100 [5, с.82]. Анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что семейные отношения - сильный специфический воспитательный фактор и, в то же время, сильное ранимое место в семье.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 169.