Система и виды административных наказаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С введением нового КоАП РФ определенные изменения претерпел институт административной ответственности. Законодатель устранил административную ответственность за отдельные виды деяний, утратившие на современном этапе свойство общественной вредности. Но теперь увеличены максимальные размеры штрафов, налагаемых за ряд правонарушений. Вместе с тем смягчены отдельные жесткие санкции, принятые в последние годы. Теперь, за совершение административных правонарушений, в соответствии со ст. 3.2 КоАП, могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

Все перечисленные виды наказаний образуют единую систему административных наказаний, включающую в себя различные по своему характеру и правовым последствиям санкции, которые объединяет общая цель: предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Необходимо отметить, что перечень административных наказаний является закрытым. При этом законодательством РФ может быть установлено любое административное наказание из данного перечня, а законодательством субъектов РФ – только предупреждение и штраф.

В перечне наказаний исчезли исправительные работы. Вместе с тем появился новый вид административного наказания – дисквалификация. Согласно ст. 3.11 КоАП под дисквалификацией понимается лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

КоАП, как и КоАП РСФСР, классифицирует виды административных наказаний на применяемые и устанавливаемые в качестве основных административных наказаний и на применяемые и устанавливаемые в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний.

Под основными административными наказаниями понимаются административные наказания, которые не могут устанавливаться и применяться в дополнение к другим видам административных наказаний (предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест, дисквалификация).

Административными наказаниями, которые могут выступать и в качестве основных, и в качестве дополнительных, являются такие, которые устанавливаются и применяются для рационального дополнения потенциала воздействия основного административного наказания (возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение).

Итак, первым в списке административных наказаний стоит – предупреждение – официальное порицание и предостережение о недопустимости противоправного поведения физического или юридического лица. Оно выносится только в письменной форме, и является самостоятельным видом административного наказания и назначается за совершение незначительных административных правонарушений. О назначении данного наказания орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, выносит постановление, которое исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления лицу, в отношении которого оно было вынесено, или его законному представителю под расписку. В соответствии со ст. 28.6 КоАП, данное административное наказание может быть оформлено на месте обнаружения правонарушения в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении). Предупреждение может применяться только в качестве основного административного наказания, т.е. самостоятельно, без сочетания с другим административным наказанием, и чаще всего оно предусматривается в санкциях альтернативно административному штрафу.

Административный штраф – вид наказания имущественного характера, денежное взыскание, которое выражается во внесении нарушителем в доход государства определенной суммы денежных средств. Вместо просто ''штрафа'' законодатель пользуется термином «административный штраф», подчеркивая тем самым отличие штрафа, назначаемого в качестве уголовного наказания, от штрафа, назначаемого за совершение административного правонарушения. Административный штраф предусмотрен КоАП в качестве наказания за подавляющее большинство административных правонарушений.

Административный штраф как мера административного наказания по своей сущности является денежным взысканием. Юридическое содержание административного штрафа проявляется в следующем:

административный штраф является основным наказанием (ст.3.3);

особенностью данного наказания является возможность его установления не только КоАП, другим федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ об административной ответственности (ст.3.2);

штраф, представляя собой административное наказание имущественного характера, в отличие от гражданско-правового не выполняет компенсационной функции.

Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

а) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Под минимальным размером оплаты труда понимается гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека;

б) стоимости предмета административного правонарушения, на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

в) сумме неоплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, сумме незаконной валютной операции.

Таким образом, данной статьей предусматриваются различные варианты определения размеров штрафа. При этом штраф является величиной переменной и зависящей от условий развития экономической жизни. Например, с учетом темпов инфляции минимальный размер оплаты труда постоянно корректируется, следовательно, корректируется и размер штрафа.

Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 минимального размера оплаты труда.

Максимальный размер штрафа зависит как от порядка его исчисления, так и от субъекта, привлекаемого к административной ответственности. Так, размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

В КоАП значительно возросло количество норм, которыми установлены повышенные размеры административных штрафов. Установление повышенных размеров штрафа в целом увязывается с характером правонарушения, размером причиненного вреда, степенью вины правонарушителя, его имущественным положением и иными существенными обстоятельствами деяния.

Административный штраф за нарушение федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства, а также законодательства о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть установлен с превышением размеров, указанных в ч.1 данной статьи, но не может превышать для должностных лиц - двухсот минимальных размеров оплаты труда; для юридических лиц - пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Как правило, штрафы носят относительно-определенный характер. Это означает, что размер штрафа устанавливается с указанием минимального и максимального пределов. Например, нарушение законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (ст.14.3). Очевидно, относительно-определенный подход к установлению размеров штрафа имеет преимущества перед абсолютно-определенным, поскольку это позволяет дифференцировать его размер при наложении взыскания в зависимости от характера правонарушения, личности нарушителя, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов. Порядок исчисления размера штрафа исходя из стоимости предмета административного правонарушения, например, предусмотрен за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ (ст.16.1); за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст.16.2). Размер штрафа, исчисляемый исходя из суммы неуплаченных налогов и сборов, в конкретных составах пока не предусмотрен.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Административный штраф применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке. В случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил - в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда, взимание штрафа возможно в рамках упрощенного производства (исключение составляет штраф, налагаемый за совершение правонарушений, предусмотренных гл.12 КоАП). Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения или назначенный штраф, составляется протокол об административном правонарушении.

Исполнение постановления о наложении административного штрафа осуществляется в соответствии с исполнительным производством, предусмотренным КоАП.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – выражается в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Данное наказание может применятся как в качестве основного, так и дополнительного административного наказания. Конфискация назначается судьей и оформляется в форме постановления, порядок исполнения которого закреплен ст. 32.4. КоАП.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу – вид административного наказания, выражающегося в лишении физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения специального права может составлять теперь от 1 месяца до 2 лет (по КоАП РСФСР – от 15 дней до 3 лет). Лишение специального права как вид административного наказания может применяться только в качестве основного наказания и назначается судьей. КоАП выделяет 4 вида лишения специального права: 1) лишение права управлять транспортным средством; 2) лишение права управлять судном (в том числе маломерным); 3) лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; 4) лишение права охоты. Законодатель относит исполнение постановления о лишении специального права к компетенции различных органов. Срок лишения специального права начинается с момента вступления в законную силу постановления о назначении наказания. Порядок исполнения постановления о лишении специального права предусмотрен ст. 32.6 КоАП.

Административный арествид наказания, заключающегося в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества, применяется только в качестве основного административного наказания и предполагает оказание психологического воздействия на правонарушителя и возложение на него физических тягот, связанных со строгой изоляцией от общества, с подчинением условиям режима. Срок административного ареста не должен превышать 15 суток. Увеличение максимального срока в условиях чрезвычайного положения и режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток является новеллой КоАП. Административный арест назначается судьей. Свое решение судья оформляет постановлением, порядок исполнения которого урегулирован ст. 32.8 КоАП.

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – вид административного наказания, которое состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин и лицо без гражданства могут быть выдворены за пределы РФ: а) если их действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц; в) если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство[4].

Решение о выдворении принимается судьей и оформляется постановлением об административном выдворении. Иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны покинуть Российской Федерации в срок, указанный в этом постановлении. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы РФ производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда указанного лица. До административного выдворения за пределы РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.