Административное правонарушение и сущность административного наказания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение. 3

1. Административное правонарушение и сущность административного наказания. 5

2. Система и виды административных наказаний. 9

3. Порядок производства, назначения и исполнения административного наказания. 17

3.1. Органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела. 17

3.2. Возбуждение дела об административном правонарушении. 20

3.3. Рассмотрение дела об административном правонарушении. 22

3.4. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении. 27

3.5 Порядок исполнения административных наказаний. 28

Заключение. 32

Список использованных источников и литературы.. 34

 


Введение

 

С 1 июля 2002 года в РФ действует новый Кодекс об административных правонарушениях (в дальнейшем - КоАП РФ)[1], который имеет основополагающее значение не только для настоящего и будущего административного права, административно-правовой практики, но и для всего российского права и, прежде всего той ее части, которая связана с охраной правопорядка.

С принятием КоАП РФ завершена замена «штрафного» (наказательного, охранительного) права, созданного в советский период. КоАП РСФСР устарел и «отстал от жизни». Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, при этом равное признание получили частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. А это требует, с одной стороны, надежных гарантий защиты экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, с другой – равного подхода к этой защите се стороны правоохранительных и контрольных (надзорных) органов.

КоАП РСФСР не обеспечивал в полной мере соблюдение указанных требований в силу своей ориентации на защиту государственного интереса и имеющихся пробелов. Несоразмерными новым экономическим условиям, зачастую попросту символическими являлись размеры наиболее распространенного административного взыскания – штрафа, установленные КоАП РСФСР.

Теперь КоАП создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, укрепления законности в стране. Он, в частности, восполняет имеющиеся пробелы в административно-правовой защите частного и публичного интереса, содержит более надежные гарантии прав потерпевших лиц, привлекаемых к ответственности, устанавливает более жесткие требования к процессуальной форме решения дела.

Определенные изменения претерпел институт административной ответственности. Расширена сфера общественных отношений, подлежащих административно-правовой охране, за счет установления административной ответственности за некоторые деяния в сфере экономической деятельности, обеспечения экологической и общественной безопасности, в области информации и др. в то же время законодатель в новом КоАП устранил административную ответственность за отдельные виды деяний, утратившие на современном этапе свойство общественной вредности. Увеличены максимальные размеры штрафов, налагаемых за ряд правонарушений, вместе с тем смягчены отдельные жесткие санкции, принятые в последние годы. Уточнены с учетом наработанной практики признаки многих составов административных правонарушений.

В новом КоАП, как и в КоАП РСФСР, закреплены общие принципы административной ответственности, составы конкретных правонарушений и процессуальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, их подведомственность (подсудность), порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Можно с уверенностью говорить, что таким уровнем комплексности не обладает ни один из ныне действующих кодифицированных актов о юридической ответственности.

 В настоящей работе будут рассмотрены особенности административного наказания, его  цели и виды, порядок производства, возбуждения и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Приоритет в данной работе будет отдан наиболее распространенному из всех видов административных наказаний – административному штрафу.




Заключение

 

По результатам  проведенной работы можно прийти к следующим выводам.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Закрепленные в КоАП, виды наказаний образуют единую систему административных наказаний, включающую в себя различные по своему характеру и правовым последствиям санкции, которые объединяет общая цель: предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Новый КоАП, как и КоАП РСФСР, классифицирует виды административных наказаний на применяемые и устанавливаемые в качестве основных административных наказаний и на применяемые и устанавливаемые в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний.

Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Дополнительными являются такие административные наказания, которые могут назначаться как самостоятельно, так и присоединяться к основным мерам наказания. В качестве как основного, так и дополнительного административного наказания, как и прежде, законодатель указывает возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административное наказание должно назначаться с учетом всех положений Общей части КоАП. Прежде всего должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство всех перед законом, справедливость, принцип презумпции невиновности и др.).

Наказание назначается конкретному лицу. Индивидуализация административного наказания зависит от многих факторов. При назначении административного наказания учитывается личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Таким образом, в новом КоАП воплощены последние достижения теории административного права, и это создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, укрепления законности в стране.


Список использованных источников и литературы

 

Нормативные акты

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ// "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 256

2. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // "Российская газета" от 5 августа 1997 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3591

3. Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (в редакции ФЗ от 30.12.2001 № 196-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1999 № 10 ст. 1163

4. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001 № 196-ФЗ «О введение в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

5.  Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 2002 № 30 с. 3032.

Научная и учебная литература

6. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва, 1996

7. Административное право Российской Федерации. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996

8.  Бахрах Д.Н., Севрюгин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М.: Юридическая литература, 1977

9. Комментарий Конституции РФ/ под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М. "Юридическая литература" 1994

10. Комментарий к Кодексу об Административных правонарушениях РСФСР. «Юридическая литература», Москва, 1995

11. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловьева. – 2-е изд –М: Юрайт-Издат, 2003.

12. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Чижевский В.С. – М: Книжный мир, 2002

13. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2002.


[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ// "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 256.

[2]См: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Чижевский В.С. – М: Книжный мир, 2002. С.78.

[3] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/ Под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловьева – 2-е изд., испр. и доп. М: Юрайт-Издат, 2003 С. 54

[4] см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»//СЗ РФ. 2002 № 30 с. 3032

[5] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/ Под реда. В.В. Черникова и Ю.П. Соловьева с. 532

[6] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/ Под реда. В.В. Черникова и Ю.П. Соловьева -М: Юрайт-Издат, 2003 с. 717

[7] Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // "Российская газета" от 5 августа 1997 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3591



Содержание

 

Введение. 3

1. Административное правонарушение и сущность административного наказания. 5

2. Система и виды административных наказаний. 9

3. Порядок производства, назначения и исполнения административного наказания. 17

3.1. Органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела. 17

3.2. Возбуждение дела об административном правонарушении. 20

3.3. Рассмотрение дела об административном правонарушении. 22

3.4. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении. 27

3.5 Порядок исполнения административных наказаний. 28

Заключение. 32

Список использованных источников и литературы.. 34

 


Введение

 

С 1 июля 2002 года в РФ действует новый Кодекс об административных правонарушениях (в дальнейшем - КоАП РФ)[1], который имеет основополагающее значение не только для настоящего и будущего административного права, административно-правовой практики, но и для всего российского права и, прежде всего той ее части, которая связана с охраной правопорядка.

С принятием КоАП РФ завершена замена «штрафного» (наказательного, охранительного) права, созданного в советский период. КоАП РСФСР устарел и «отстал от жизни». Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, при этом равное признание получили частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. А это требует, с одной стороны, надежных гарантий защиты экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, с другой – равного подхода к этой защите се стороны правоохранительных и контрольных (надзорных) органов.

КоАП РСФСР не обеспечивал в полной мере соблюдение указанных требований в силу своей ориентации на защиту государственного интереса и имеющихся пробелов. Несоразмерными новым экономическим условиям, зачастую попросту символическими являлись размеры наиболее распространенного административного взыскания – штрафа, установленные КоАП РСФСР.

Теперь КоАП создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, укрепления законности в стране. Он, в частности, восполняет имеющиеся пробелы в административно-правовой защите частного и публичного интереса, содержит более надежные гарантии прав потерпевших лиц, привлекаемых к ответственности, устанавливает более жесткие требования к процессуальной форме решения дела.

Определенные изменения претерпел институт административной ответственности. Расширена сфера общественных отношений, подлежащих административно-правовой охране, за счет установления административной ответственности за некоторые деяния в сфере экономической деятельности, обеспечения экологической и общественной безопасности, в области информации и др. в то же время законодатель в новом КоАП устранил административную ответственность за отдельные виды деяний, утратившие на современном этапе свойство общественной вредности. Увеличены максимальные размеры штрафов, налагаемых за ряд правонарушений, вместе с тем смягчены отдельные жесткие санкции, принятые в последние годы. Уточнены с учетом наработанной практики признаки многих составов административных правонарушений.

В новом КоАП, как и в КоАП РСФСР, закреплены общие принципы административной ответственности, составы конкретных правонарушений и процессуальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, их подведомственность (подсудность), порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Можно с уверенностью говорить, что таким уровнем комплексности не обладает ни один из ныне действующих кодифицированных актов о юридической ответственности.

 В настоящей работе будут рассмотрены особенности административного наказания, его  цели и виды, порядок производства, возбуждения и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Приоритет в данной работе будет отдан наиболее распространенному из всех видов административных наказаний – административному штрафу.




Административное правонарушение и сущность административного наказания

 

В Российской Федерации ежегодно совершаются миллионы административных правонарушений, под которыми в соответствии со ст. 2.1. КоАП, понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2. КоАП, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства. При этом, общим объектом административных правонарушений выступают общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности. В качестве непосредственного объекта могут выступать конкретные нормы, правила, предписания, требования, запреты.

Существо административного правонарушения раскрывается законодателем в совокупности его признаков. В узком смысле выделяются три признака административного правонарушения – противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе можно указать дополнительно еще два признака: деяние и общественная вредность.

Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, т.е. запрещенное КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом противоправность административных правонарушений проявляется в совершении деяния, нарушающего не только нормы административного, но ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, и др. Противоправность является юридическим выражением общественной вредности как материальной характеристики административного правонарушения. Не может считаться административным правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством об административных правонарушениях. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. с определенным психическим отношением физического или юридического лица в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП) как к самому совершенному деянию, так и к его последствиям[2].

Отмеченные признаки административного правонарушения образуют юридический состав – единственное основание административной ответственности и применения административного наказания. Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы: 1) объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности); 2) объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступивши результатом); 3) субъект правонарушения (физические и юридические лица, обладающие административной деликтоспособностью); 4)субъективная сторона (психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его последствиям, т.е. вина в форме умысла или неосторожности, а иногда еще и мотив и цель). Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, которая заключается в применении мер административного наказания к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам. Административная ответственность имеет ряд специфических черт, позволяющих ей занять особое место в системе юридической ответственности: основанием административной ответственности выступает административное правонарушение; она выражается в применении к виновным физическим и юридическим лицам мер административного наказания, предусмотренных КоАП; привлечение к административной ответственности виновных лиц осуществляется в соответствии с особым процессуальным порядком уполномоченными органами и должностными лицами, которым правонарушитель не подчинен по службе.

Итак, административное правонарушение является административно наказуемым деянием, и за его совершение к виновным лицам специально уполномоченными органами и должностными лицами применяются административные наказания.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.[3]

Административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Наказание может быть назначено судьей, мировыми судьями, уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения. Это вытекает из смысла и содержания ст.1.5, 2.1.

Административное наказание как мера юридической ответственности отличается от уголовного наказания, применяемого к лицу, признанному виновным по обвинительному приговору суда за совершенное преступление. Уголовные наказания предусмотрены в УК, а также в УПК.

Административное наказание как ответную реакцию государства на совершение правонарушения следует отграничивать от иных мер административного принуждения. К ним относятся:

административно-предупредительные меры (проверка документов, прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов, различные надзорные проверки, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, досмотр, карантин, принудительное медицинское освидетельствование отдельных категорий граждан и т.д.). Они применяются при определенных условиях, например, при стихийных бедствиях, проведении массовых мероприятий и не связаны с совершением конкретного правонарушения. Цель их применения - предотвращение и предупреждение правонарушений;

меры административного пресечения (требование прекратить противоправное деяние, административное задержание, прекращение эксплуатации транспортных средств, применение работниками милиции физической силы и технических средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, и др.). Они направлены на принудительное прекращение противоправных действий, на предотвращение их вредных последствий, на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административном правонарушении и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Административные наказания следует отличать и от мер воздействия принудительно-воспитательного характера, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К числу этих мер относятся следующие: обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей.

Сущность наказания как меры административной ответственности определяется и целями его применения. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, административное наказание, выражая отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, тем не менее содержит в себе предупредительную и профилактическую направленность. Это относится и к тем лицам, к которым наказание не применялось. При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение (в отличие от прежнего закона), не провозглашается целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов и правопорядка. Степень достижения целей зависит от экономических, социальных, психологических и иных факторов и находит свое выражение в комплексе мер со стороны как государства, так и общества в целом.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 152.