В процессе изучения психолого-педагогической литературы определено, что сопровождение рассматривается как психологическая помощь, направленная на развитие и саморазвитие личности, активизацию собственных ресурсов человека. Далее следует рассмотреть направления, в которых осуществляется социально-педагогическое сопровождение детей и подростков:
· решения проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;
· решение социально-эмоциональных проблем;
· преодоление затруднений в учебе, которая является основным компонентом жизнедеятельности ребенка;
· помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или в выборе пути дальнейшего профессионального развития и трудоустройства;
· помощь ребенку в выборе досуговой сферы самореализации
[13, 98].
Целью социально-педагогического сопровождения является формирование у клиента способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления. [13, 98]
Исходя из представленной цели, задачами социально-педагогического сопровождения будут:
- создание оптимальных условий для осуществления ситуации жизненного выбора клиента;
- посредничество в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, таких как, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
- развитие психолого-педагогической компетентности у ближайшего социального окружения клиента (учащихся, родителей, педагогов);
- улучшение социального статуса развивающейся личности.
- профилактика возникновения проблем развития ребенка, способных деформировать характер;
- сохранение естественных механизмов развития личности.
Принципы социально - педагогического сопровождения исходят из следующих положений:
- активная позиция ребенка: главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
- «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
- автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими ценностями и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной системы; специалист системы сопровождения не подменяет деятельности других субъектов учебно-воспитательного процесса, но координирует свою работу с ними в решении приоритетных задач развития ребенка;
непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения ребенка
на всем периоде его обучения в образовательном учреждении, и преемственность в решении задач сопровождения с учетом специфики задач развития в соответствующем возрасте; организация преемственности в работе специалистов дошкольного, общего, начального профессионального образования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка;
- комплексность: соорганизация различных специалистов в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
- превентивность: необходимо обеспечить переход от реагирования на уже возникшие проблемы, к предупреждению возникновения проблемных ситуаций [13, 112].
И.Трус определены функции социально-педагогического сопровождения подростка. Они таковы:
o Восстановительная функция. Она предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростков до появления у них акцентуаций характера.
o Компенсирующая функция. Эта функция проявляется в формировании у подростков стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.
o Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у подростков.
o Корректирующая функция Она заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у подростка с возникновением акцентуаций характера.
o Социализирующая функция. Она направлена на предоставление возможностей подростку для социального развития и социального познания, формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности [37, 24].
o Подросток группы риска нуждается в особой форме сопровождения. Учеными разработана следующая последовательность мероприятий технологии социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска:
1. Диагностика личностного развития ребенка (клиента).
2. Нахождение первичного контакта с клиентом. Создание позитивных отношений «взрослый-ребенок». Принятие клиента, создание доверительных отношений. Включенное наблюдение за ребенком.
3. Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка.
Индивидуальные маршруты сопровождения строятся поэтапно:
Первый этап - диагностический, выявление особенностей межличностного общения подростка в многодетной семье, определение степени удовлетворения базовых потребностей подростка, выявление реализации потребности в самоактуализации подростка.
Второй этап - апробация возможностей построения ситуаций двух видов: индивидуального взаимодействия и посредничества. Эти ситуации, решающие множество задач, позволяют осуществить поиск наиболее адекватных форм контакта.
Третий этап - основной, связанный с углублением контактов социального педагога с матерью и детьми.
Ситуация посредничества может осуществляться:
- между матерью и старшим ребенком,
- между матерью и средним ребенком,
- между матерью и младшим ребенком,
- между детьми (возможны три и более варианта связей: старший - младший, старший - средний, средний - младший).
Четвертый этап - прогностический, связанный с предугадыванием конфликтной ситуации (на основе знания обстановки в семье) и выстраивании возможных путей ее предупреждения. Знание проблем многодетной семьи позволяет прогнозировать и предупреждать возможные конфликтные ситуации.
Пятый этап - контрольный, выявление результативности мероприятий сопровождения, при необходимости внесение коррективов в маршрут сопровождения [19, 116].
4. Сотрудничество с другими специалистами, «значимыми другими», способными помочь клиенту.
5. Реализация различных мероприятий, направленных на развитие активности клиента (Специалист исполняет роль посредника в реализации программы индивидуального маршрута сопровождения).
6. Коррекция нарушения личностных нарушений, негативных поведенческих проявлений.
7. Завершение реализации программы. Приобретение клиентом чувства защищенности и позитивного социального статуса.
8. Анализ социально-педагогической деятельности.
Диагностика в технологии социально - педагогического сопровождения подростка имеет ключевое значение. В системе сопровождения появляется особый предмет диагностики: ситуация развития ребенка, отношения возникающие между участниками учебно-воспитательного процесса, процесс сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. Масштаб объекта диагностики может варьироваться: от традиционной диагностики детско-родительских отношений до комплексного анализа образовательной среды конкретного учреждения» [13, 156].
Сопровождение подростка из многодетной семьи можно рассматривать как часть воспитательного процесса, направленного на преобразование его отношений с членами семьи посредством преодоления противоречий между родителями, старшими и младшими детьми через:
- создание ситуации эмоционального сопереживания в системе «мать — подросток», обеспечивающей, с одной стороны, проникновение матери во внутренний мир ребенка и осознание глубины его переживаний, связанных с нарушением его базовых потребностей, что мотивирует изменение воспитательной позиции матери. С другой стороны, изменяются отношения самого подростка к сложившейся ситуации, что позволяет значительно снизить или снять травмирующее воздействие переживаний, осложняющих процесс его социализации. В результате посредничества социального педагога подросток понимает, что сложившиеся травмирующие его отношения в семье обусловлены позицией его рождения, то есть имеют объективные причины и не связаны с его личными характеристиками;
- организацию совместной деятельности членов многодетной семьи, способствующую развитию конструктивных навыков общения, раскрытию лучших качеств ее членов, и в целом улучшению психологического климата семьи;
- информирование родителей о специфическом протекании подростковости в условиях многодетной семьи.
Специфическая особенность сопровождения подростка из многодетной семьи заключается:
- в расширенном поле субъектов сопровождения (взаимодействие в системе родители - подросток, подросток - сиблинги);
- многовариативности и своеобразии коммуникативных связей в семье;
- в необходимости учета проблем подростков, обусловленных очередностью их рождения.
В процессе социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи социальным педагогом реализуются следующие функции:
- Диагностическая функция. Данная функция заключается в установлении личностной проблемы подростка, изучении среды его социализации.
- Прогностическая функция. Данная функция предполагает постановку первичного прогноза поведения подростка в напряжённых ситуациях взаимодействия.
- Фасилитационная функция. Данная функция проявляется в усилении продуктивности решения проблемных вопросов, как совместной деятельности педагога и подростка, развития субъектов педагогического взаимодействия за счет их особого стиля общения и особенностей личности педагога.
- Посредническая функция. Данная функция заключается в сотрудничестве с другими специалистами, «значимыми другими», способными помочь подростку.
- Предупредительно — профилактическая. Данная функция предполагает помощь подростку и значимому для него окружению в прогнозировании возможных напряжённых ситуаций взаимодействия и моделировании оптимальных путей их разрешения с опорой на те положительные личностные характерологические образования и опыт решения проблемных ситуаций, которые есть у подростков.
- Компенсаторная функция. Эта функция проявляется в формировании у подростков стремления реализовать нарушенную потребность третьего уровня (потребности самоуважения: самоодобрение, принятие себя, уверенность в себе) усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.
- Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у подростков.
- Корректирующая функция Она заключается в корректировке негативных характеристик воспитательного потенциала многодетной семьи, создания условий для удовлетворения базовых потребностей подростка,
- Социализирующая функция. Она направлена на предоставление возможностей подростку для социального развития и социального познания — формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности [19, 114].
Вывод. Итак, в рамках данного параграфа рассмотрены цели, задачи, направления, а так же, принципы и функции социально- педагогического сопровождения. Подробно описана технология сопровождения подростков из многодетных семей.
Социально-педагогическое сопровождение трактуется как особая деятельность специалиста по созданию условий для принятия ребенком оптимальных решений в различных ситуациях собственного жизненного становления.
Технологию социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи можно представить как последовательность специально планируемых ситуаций:
- индивидуального взаимодействия «социальный педагог подросток»;
- «социальный педагог - члены семьи», нацеленного на установление контакта и выявление проблем подростка;
- посредничества, направленного на преодоление выявленных противоречий посредством актуализации возможностей подростка и воспитательного потенциала его семьи; - прогнозирования, связанного с предугадыванием конфликтной ситуации и выстраиванием возможных путей ее предупреждения.
Посредническая деятельность социального педагога в рамках технологии сопровождения подростка из многодетной семьи, направленная на включение матери и подростка в совместную творческую деятельность, создание ситуации эмоционального сопереживания и понимание подростком и родителями друг друга способствует успешному осуществлению процесса сопровождения подростка.
Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи направлена на предупреждение (снятие) противоречий между родителями и детьми, между старшими и младшими детьми, на актуализацию внутренних резервов личности матери и подростка для решения возникающих проблем, на активизацию позиции многодетных родителей в отношении повышения психолого- педагогической грамотности.
Осуществление технологии социально - педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи способствует оптимизации установки на воспитание и образование подростков, улучшает психологический климат в семьях и повышает характеристики воспитательного потенциала их семей.
Реализация сопровождения способствует совершенствованию и формированию коммуникативных способностей подростков, позитивным изменениям в личностной и социальной сферах.
Заключение
Теоретический анализ источников позволил выявить, что семья продолжает играть большую роль в жизни подростка. Несмотря на его стремление к независимости, характер отношений с родителями и другими членами семьи, является определяющим в становлении личности подростка, в процессах его социализации и самоактуализации. Кроме влияния целенаправленно организованных родителями условий для развития и самоактуализации личности на подростка воздействует психологический климат семьи, образ жизни семьи в целом.
Эти условия находят свое отражение в понятии «воспитательный потенциал семьи», который трактуется как статистическая характеристика жизнедеятельности семьи, включающая совокупность различных ее потенциальных возможностей, отражающая способность семьи самостоятельно решать возникающие проблемные ситуации. С психолого-педагогической точки зрения - это знания, навыки, умения, мотивы, качества, стиль поведения каждого члена семьи в области внутренних отношений.
На основе анализа литературных источников выявлены сущностные характеристики многодетной семьи, проанализирован ее воспитательный потенциал, который имеет ряд позитивных и негативных факторов.
Особое место в структуре воспитательного потенциала многодетной семьи занимает специфика отношений между старшими и младшими детьми. Она состоит в том, что подростки могут выступать в роли «родителей» младших детей. Такая позиция может влиять на формирование личности как в позитивном (формирование у младших чувства сопричастности и доверия, у старших - чувства собственного достоинства и ответственности), так и в негативном плане (тревога старших по поводу того, что младшие отнимают у них любовь и внимание родителей, формирование чувства ревности и зависти).
По всей совокупности причин и факторов, которые могут вызвать семейное неблагополучие по отношению к подростку в многодетной семье, определяющими являются субъективные факторы психолого-педагогического свойства, т. е. нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, обусловленные дефектами воспитания, психолого-педагогической неосведомленностью родителей.
Многодетная семья и подросток в ней испытывают потребность в социально - педагогической поддержке и сопровождении, направленном на реализацию их собственного потенциала и обеспечение активной субъектной позиции.
Подробный анализ проблемы социально-педагогического сопровождения, показал, что это понятие тесно сопрягается с понятием поддержки, но не тождественно ему. Сущность сопровождения заключается в обеспечении условий для личностного роста ребенка, помощи ему в процессе вхождения в зону ближайшего развития, в создании условий для успешной адаптации к условиям его жизнедеятельности, в предупреждении и преодолении проблем его развития. Целью социально-педагогического сопровождения является формирование у ребенка способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления.
Специфическая особенность сопровождения подростка из многодетной семьи заключается:
- в расширенном поле субъектов сопровождения (взаимодействие в подсистемах подросток - родители, подросток - сиблинги);
- многовариативности и своеобразии коммуникативных связей в семье;
- в необходимости учета проблем подростков, обусловленных очередностью их рождения.
Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи конструируется как последовательность специально планируемых ситуаций:
· индивидуального взаимодействия «социальный педагог - подросток», «социальный педагог - члены семьи», нацеленного на установление контакта и выявление проблем подростка;
· посредничества, направленного на преодоление выявленных противоречий посредством актуализации возможностей подростка и воспитательного потенциала его семьи;
· прогнозирования, связанного с предугадыванием конфликтной ситуации и выстраиванием возможных путей ее предупреждения.
В рамках технологии сопровождения подростка из многодетной семьи, осуществляется посредническая деятельность социального педагога направленная на создание ситуации эмоционального сопереживания матери и ребенка и обеспечивающая информированность родителей о специфическом протекании подростковости в условиях многодетной семьи, что способствует актуализации ее воспитательного потенциала.
Технология сопровождения выстраивается как цепочка ситуаций индивидуального взаимодействия и посредничества. Индивидуальные маршруты сопровождения состоят их нескольких этапов:
Первый этап – диагностический;
Второй этап - апробация возможностей построения ситуаций;
Третий этап - основной;
Четвертый этап – прогностический;
Пятый этап - контрольный, где происходит выявление результативности мероприятий сопровождения.
В настоящее время остро стоит потребность в социально- педагогической поддержке детей и подростков в семьях мигрантов, которые в большинстве своем являются многодетными и имеют свою специфику. В педагогике не разработана методика работы классных руководителей с многодетной семьей, не раскрыты характеристики воспитательного потенциала многодетных семей разного типа. Данные вопросы являются перспективными для дальнейшего изучения.
Учеными и практическими работниками в области педагогики, психологии, социальной педагогики предлагаются методики и технологии оказания помощи подростку в процессе социализации, которые включают в себя следующие формы работы: индивидуальные и групповые беседы; тренинги, создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций; ролевые игры; рекомендации для чтения специальной литературы.
Многодетная семья может реализовать свой воспитательный потенциал наиболее эффективно при осуществлении социально-педагогической поддержки и сопровождения, направленных на реализацию собственного потенциала многодетной семьи, обеспечение ее собственной субъектной позиции в обществе.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга,1999. - 624 с.
2. Ачильдиева Е.Ф., Синельников А.Б. Многодеиная семья в современной России // Семья в России, 1994. - №2. - С. 102-117.
3. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию. - М.: «Академия», 2006. - 256 с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М.: «Академия», 2000. - 192 с.
5. Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. - М., 1998. - 234с.
6. Бордовская П. В, Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Издательство Питер, 2000. - 304 с.
7. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: «Академия», 2004. - 160 с.
8. Василькова Ю. В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: «Академия», 2001. - 440 с.
9. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании Материалы всерос. конф. [окт. 1995 г., Зеленоград / Под ред. О. С. Газмана]. - М. УВЦ "Инноватор", 1996. - 72,[3] с.
10. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века// Новые ценности образования. Выпуск 6. -М.: Инноватор, 1996. - С. 12-15.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 1995. - 240 с.
12. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: «МарТ», 2005. - 448 с.
13. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-экономические проблемы//Под науч. Ред. Л.М.Щипициной и Е.И.Казаковой. -СПб., 2000. - с. 234.
14. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник / М-во труда и соц. развития Рос. Федерации, Департамент по делам детей, женщин и семьи, Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания; [сост.: В. В. Бараташвили и др.]. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2004 (ПИК ВИНИТИ). - 335 с.
15. Косарецкий С.Г. Направления психолого-педагогического сопровождения// (http: // humanities/ edu.ru).
16. Косарецкий С.Г. Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях модернизации образования// (http: // humanities/ edu.ru).
17. Крайг Г. Психология развития. 7-е международное издание. - СПб.: Питер, М., Харьков, Минск, 2002. - 992 с.
18. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: «Академия», 1999. - 232 с.
19. Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. кандидата пед. наук. - СПб, 2005. - 198с.
20. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // http:// www. Lipsky. ru/ statii/ soprov.htm
21. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение/ Под ред. Л.М.Митиной. - М.: «Академия»,2005. - 336 с.
22. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: «Академия», 2003. - 192 с.
23. Методика и технология работы социального педагога/ Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др./ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: «Академия», 2007. - 188 с.
24. Мудрик А.В. Социальная педагогика/ Под редакцией В.А.Сластенина. - М.: «Академия», 1999. - 184 с.
25. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект,2001. - 416 с.
26. Никитин Б.П. Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Мол. Гвардия, 1980. - 223 с.
27. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 480 с.
28. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: «Академия», 2002. - 256 с.
29. Основы соцальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф.Басов, В.М. Басова, Н.Н.Бессонова и др. Под ред. Н.Ф.Басова. - М.: «Академия», 2007. - 288 с.
30. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: «Академия», 1995. - 316 с.
31. Психология от рождения до смерти// Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак; Изд. дом Нева. - М.: Олма-Пресс, 2004. - 411 с.
32. Российская педагогическая энциклопедия//Гл. ред. В.В. Давыдов. - М., 1998. -672 с.
33. Словарь по социальной педагогике/ Под. ред. Л.В. Мардахаева. - М.: «Академия», 2002. - 368 с.
34. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности, СПб, 1992. - 128 с.
35. Соколова Л.А. Особенности межличностных отношений в городской многодетной семье// Тенденции развития современной семьи. - М., 1992. С. - 25-28.
36. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общ. Ред. М.А Галагузовой. - М.: Владос, 2000. - 416 с.
37. Трус И.Ю. Подготовка социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера// Воспитание школьников, 2003. - С.-15-17.
38. Харчев , А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев . - М.: Центр социал. прогнозирования, 2003 (Люберцы (Моск. обл.) ПИК ВИНИТИ). - 339, [2] с.
39. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: «Академия», 2002. - 272с.
40. Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи // Социальная педагогика, 2005. - №1. - С.31-50.
Приложение 1
Рекомендации по воспитанию подростков в многодетной семье с учетом очередности их рождения
Необходимо учитывать, что общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Недопустимо обязывать подростка проводить досуг только в обществе братьев и сестер. Каждый подросток должен иметь возможность иметь свой круг друзей и свободное время для общения с ними.
Подросток первой очереди рождения
• Не отягощайте старшего подростка ответственностью за младших детей.
• По возможности предоставьте подростку личное пространство и время, чтобы он имел возможность приглашать к себе своих друзей и знакомых.
Подросток второй очереди рождения
• Поддерживайте самобытность вашего ребенка. Не пытайтесь сравнивать его с другими.
• Помогите подростку найти сферу деятельности, где бы он смог проявить свою индивидуальность.
• Содействуйте реализации присущего среднему ребенку в семье духа соперничества в игре, спорте, общественно-полезной деятельности.
Подросток третьей очереди рождения
• Необходимо показывать подростку, являющемуся младшим в семье, что его дела, проблемы и достижения так же важны и значимы для родителей, как и проблемы других детей.
• Необходимо одобрять, поощрять и стимулировать самостоятельность младшего подростка.
Приложение 2
Рекомендации родителям по профилактике конфликтов между детьми в многодетной семье
Необходимо учитывать, что причина соперничества детей в многодетной семье - борьба за любовь родителей. Дети должны осознать, что им не нужно прилагать особых усилий, чтобы заслужить родительские любовь и внимание. Для этого им просто нужно быть самими собой.
Уделяйте индивидуальное внимание каждому ребенку (каждый ребенок должен знать, что определенный час принадлежит только ему, мама поговорит с ним, почитает ему книгу, сходит с ним в парк и т.д.)
Прием: "Час звезды". "Звездой" объявляется один из подростков (по очереди), и в объявленный час он обладает всеми привилегиями, ему предоставляется первоочередное слово, все проявляют к нему внимание, за ним право выбора телепередач, семейных игр и т.д. Основная цель - удовлетворить потребность каждого ребенка во внимании и признании. Все дети имеют возможность упражняться, с одной стороны в уступчивости, с другой стороны в ответственности за организацию деятельности остальных членов семьи. Недопустимо ставить детей друг другу в пример, так это, с одной стороны, приводит к появлению ощущения меньшей значимости в глазах родителей, понижению общей самооценки у того подростка, которому приводят в пример его брата или сестру и вызывает зависть и ревность, с другой стороны может стать основанием для появления чувства превосходства и желания доминировать в подсистеме «дети-дети» у того ребенка, которого предлагают в качестве образца.
Нельзя сравнивать детей между собой. Д. Добсон выделил три сферы, в которых особенно важно придерживаться данного правила: 1) физическая привлекательность и телосложение, 2) умственные способности, 3) физические способности и возможности ребенка (особенно у мальчиков). При высказывании похвалы в адрес одному ребенку, надо найти повод похвалить и остальных. Подчеркивайте достоинства каждого ребенка. Важно следить за собой — не делаете ли вы одному из своих детей замечаний, больше чем к другим.
Вдохновляйте и ободряйте подростка, вместо упреков и нотаций для того, чтобы повысить его самооценку и вселить уверенность в вашей любви к нему.
Отмечайте прогресс и усилия детей, а не сегодняшний результат. Хвалите или порицайте поступки, а не самого ребенка. Пусть дети чувствуют вашу любовь, даже когда вы недовольны их поступками. Равномерно распределяйте домашние обязанности между детьми.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.