Специфические особенности подросткового возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Подростковый период (10-17 лет) считается наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности, вследствие этого многие исследователи определяют его как кризисный этап в становлении личности человека. Это тяжелый период, как для ребенка, так и для взрослых. Здесь актуализируются различные проблемы, а в многодетной семье могут присутствовать и дополнительные факторы риска для социализации подростка.

Для подросткового возраста характерны:

-доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных и эмоционально-комфортных потребностей;

- решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;

- возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях. Возникает юридическая ответственность за правонарушения;

-сохранение высокой значимости от влияния взрослых (учителей, родителей) в зависимости от самопознания, личного самоопределения.

Следует учитывать, что в подростковом возрасте требования к родителям намного выше, чем к посторонним. Подросток требует к себе особого подхода, большей самостоятельности, настаивает на том, чтобы считались с его мнением. Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно происходят конфликты, где взрослые, не понимая сложностей этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимости, где вместо помощи читают нотации и нравоучения, где практикуется жестокое обращение, происходит психологическое или сексуальное насилие [7, 46].

Подросток чувствует, что у него появляются новые возможности, что прежние отношения с родителями и учителями не устраивают, он стремится отвоевать равенство в отношениях со взрослыми. По мере взросления ребенка в семье изменяются отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Это вполне закономерное явление, обусловленное возрастом ребенка, ведущим видом деятельности, социальной ситуацией развития ребенка на данном возрастном этапе. Подростковый возраст особенно сложный как для самих детей, так и для родителей.

В процессе социализации подростка из многодетной семьи могут нарушаться условия, обеспечивающие базовые потребности подростка в принадлежности, любви, и потребности в самоактуализации в связи с загруженностью, дефицитом внимания, неосведомленностью о проблемах подросткового возраста со стороны родителей.

Исследование Н.В.Маляровой и М.И.Несмеяновой показало, что подростки из многодетных семей в значительно большей степени ориентируются на комфорт и благополучие, чем на активную деятельность. Образ будущего у них не определен. Высоко оценивая волевые качества личности, эти подростки в достижении целей в большей степени склонны к риску. Они демонстрируют расхождение между высокой оценкой нравственных качеств личности и реаль­ными поступками. Исследователи предполагают, что стремление к лидерству, авантюризм, нечеткая нравственная позиция при определенных обстоятельствах могут проявиться в социально неодобряемом поведении [18, 60].

По сведениям Л.А.Соколовой, особенностью жизнедеятельности детей в многодетных семьях является раннее их включение в выполнение домашних обязанностей. Такие заботы, как покупка продуктов(36% семей) и уборка квартиры (28%) выполняют преимущественно дети 7—11 лет. На них же возлагается обязанность гулять с младшими детьми.(21%). К обязанностям старших детей относятся, приготовление пищи, стирка белья, для мальчиков починка бытовой техники и мелкий ремонт в квартире [Соколова Л.А., 79]. В то же время ученые отмечают, что «включенность подростков в выполнение домашних дел не оценивается ими как отрицательное, хотя занимает значительную часть времени» [2, 116].

Таким образом, можно утверждать, что, досуг подростков в многодетной семье в большей степени ориентирован на домашнее хозяйство и замыкается в сфере семьи.

Негативное влияние на социализацию подростка оказывают следующие факторы, характерные для многодетной семьи:

- жилищные и материальные трудности

- сниженные возможности потребления культуры

- проблемы с организацией личного пространства и удовлетворением потребности в уединении

- проблемы с проведением и организацией досуга

- чрезмерную занятость старших детей уходом за младшими, повышенную
ответственность за них, что может привести к установке на бездетность

- сиблинговую ревность

С влиянием этих факторов авторы связывают следующие личностные и поведенческие проблемы подростков из многодетных семей:

- наличие заниженной самооценки

- более раннее и частое употребление спиртного

- стремление к лидерству, авантюризм, нечеткая нравственная позиция, социально неодобряемое поведение

В то же время авторы подчеркивают следующие положительные стороны социализации в семьях с несколькими детьми:

- раннее включение в работу по дому, причем подростки не считают,
что это мешает их учебе или развлечениям

- более разнообразные ролевые функции внутри семьи и более ранняя социализация

- обогащение жизненного опыта ребенка благодаря примеру старших
братьев (сестер) и заботе о младших

- воспитание разумных потребностей и умение считаться с нуждами других

- лучшую подготовку к супружеской жизни.

В этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка, идет бурный процесс полового созревания.

Потребность во «взрослом» общении. Возникновение чувства взрослости у подростка – одно из центральных психологических новообразований возраста. Оно определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитием социальных функций, расширением прав и обязанностей в семье.

В чем проявляется чувство взрослости? Подростки очень чувствительны к внешним формам обращения к себе как к «взрослой личности». Отчетливо обнаруживается тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать), которые могут принять и отрицательные формы (курение, выпивка, развязный, грубый тон и т.п.). Возникает ориентация на качества «настоящего мужчины», «настоящей женщины», подражание избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои кинофильмов ит.д. могут стать моделью и сверстники, выделяющиеся из окружающих какими-то особыми качествами, заметными достижениями.

Взрослые становятся образцами и в деятельности. Тяготение к взрослым – противоречивое и сложное явление. В нем существует целый ряд противоречий психолого-педагогического плана.

1. Противоречие между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка, официальным статусом школьника.

2. Противоречие в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочитает обратную зависимость.

3.  Противоречие между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития подростковой самостоятельности, но одновременно не могут преодолеть в себе стремления ограничить эту самостоятельность. Можно предположить, что речь идет о боязни некоторых взрослых потерять свой престиж, свои права на доминирование. Очевидно, наиболее сильно неосознанное опасение потерять возможность управления подростковой самостоятельностью, обнаружить тем самым свою педагогическую несостоятельность.

Превращение общения в самостоятельный вид деятельности. Общение выходит далеко за рамки учебы, становится гораздо содержательнее, сложнее, многообразнее, чем у младших школьников. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями, близкими.

Основное содержание общения подростков – поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Большое место в общении подростков занимают откровенные разговоры. В них заключен и обмен информацией, и согласование оценок, и выработка каких-то общих позиций. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в самопознании необъятного мира человеческих отношений.

Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Это одна из самых главных, основополагающих потребностей подросткового детства. Если для дошкольников мнение родителей было наиболее авторитетно, для младших школьников наиболее убедительно мнение учителя, то для подростков наиболее значимо мнение сверстников, коллектива класса. Подростки очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.

Знание этих особенностей помогает родителям и педагогам успешно обходить трудности. Если же они не учитываются, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в поведении и нравственном развитии, приводящие в конечном итоге не только к проступкам, но и правонарушениям.

Возникновение потребности в активной познавательной деятельности. Переход в учении от одного к нескольким учителям дает возможность подростку сравнивать их между собой и вырабатывать новые критерии в оценке их деятельности. Если у младших школьников и у младших подростков отношение к учебному предмету зависит от отношения к учителю и получения отметок, то старших подростков привлекает содержание предмета, умение педагога его излагать и способность создавать ситуацию успеха.

В отличие от младших школьников подростки приступают к решению интеллектуальных задач, не опираясь на усвоенный ранее образец, а выдвигая гипотезу о возможных путях ее решения. Вот почему об эффективности учебы подростков можно говорить лишь в том случае, если учителя умеют ставить перед ними проблемы, выдвигать альтернативные пути поиска. Эта способность особенно высоко ценится старшими подростками.

Потребность в половой идентификации. Она заключается в том, что в подростковом возрасте, когда идут бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним внутренним изменениям, которые с ними происходят. Это естественные, спонтанно развивающиеся процессы, которые, однако, требуют вдумчивого педагогического регулирования. При этом возникает ряд проблем:

Проблема № 1. Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Женщины имеет модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием.

Дефицит мужского влияния в семье особенно сказывается на подростках. Именно этим можно объяснить «феминизации» мужчин и «маскулинизацию» женщин.

Проблема № 2. Ее можно условно обозначить как «половая дезориентация». Эмансипация современных женщин, их равное участие во всех сферах жизни, независимое материальное положение и лидирование в семейной жизни имеют не только плюсы, но и минусы. Так, мальчики-подростки могут принимать это явление как само собой разумеющееся, с готовностью перекладывать не плечи девушек, матерей именно ту работу, которая требует силы, выносливости, ответственности.

Проблема № 3 связана с вопросами полового просвещения. Возникает вопрос, когда же должно начинаться половое просвещение. Существуют разные точки зрения:

- вообще не вести разговор на эту тему (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский);

- беседы на интимные темы лишь в старшем школьном возрасте, причем с упором на гигиенический аспект;

 - в последние годы стало распространяться мнение о том, что вопросы отношений между полами должны раскрываться перед детьми едва ли не с дошкольного возраста.

Каждая из этих точек зрения имеет свои достоинства и недостатки. Все зависит не столько от возраста ребенка, сколько от особенностей его воспитания, общего развития, нравственной культуры его личности, педагогической культуры его семьи и тех, кто это просвещение ведет.

Проблема № 4 – стихийное сексуальное просвещение. На подростков идет мощный информационный поток по линии средств массовой информации (журналы, эротические фильмы, видеосалоны). Этот поток педагогически и социально либо бесконтролен, либо контролируется, направляется чисто символически. В результате на подростков с большой эмоциональной впечатлительностью просмотр такого рода фильмов может оказать сильное влияние, толкнуть на правонарушения и сексуальные преступления. [4; С. 72]

Для разрешения данных проблем важно найти пути переключения (сублимации) энергии подростков на социально-полезные, личностно значимые виды деятельности.

Таким образом, для нормального развития подростков необходимы определенные условия:

1. Информация о современной жизни. Дети имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.п.);

2. Сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;

3. Принятие себя (своего физического, характера, особенностей, эмоций)

4. Обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства). [27, 71]

Вывод. Таким образом, подростковый возраст является очень противоречивым этапом в жизни ребенка. Именно в этот период находят выход различные негативные стороны личности. Возраст очень опасен с точки зрения формирования на этом этапе социально-неодобряемого поведения.

Подросток требует к себе особого подхода, большей самостоятельности, настаивает на том, чтобы считались с его мнением, стремится занять равную позицию со взрослыми. Изменяются отношения между членами семьи, подросток требует внимания, любви, хотя может демонстрировать безразличное отношение.

В многодетной семье на социализацию подростка влияют различные отрицательные факторы: С влиянием этих факторов авторы связывают личностные и поведенческие проблемы подростков из многодетных семей: В то же время авторы подчеркивают и положительные стороны социализации в семьях с несколькими детьми.

Именно в подростковый период возникает чувство взрослости, наиболее ярко проявляющееся в манере ходить одеваться, в сленге, используемом подростками. Происходит превращение общения в самостоятельный вид деятельности. Возникает потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Особое место в подростковом возрасте занимает потребность в половой идентификации.

Вывод по первой главе:

Итак, в рамках первой главы проанализирована семья как важнейший социальный институт, сопровождающий ребенка всю жизнь, отражена специфика воспитании ребенка в многодетной семье, а так же дана характеристика подросткового возраста.

Рассмотрев данные проблемы можно сделать вывод о том, что семья – важнейший институт социализации и от семейного благополучия во многом зависит воспитание и развитие детей. Многодетные семьи нуждаются в первоочередном внимании общества. Воспитательный процесс в отношении подростков из многодетных семей должен строиться с учетом основных закономерностей их психического развития. А именно, опираться на потребность подростков в общении со взрослыми и сверстниками (как ведущей деятельности) и на те стороны его личности, которые либо уже сформировались, либо находятся в стадии созревания («зона ближайшего развития»). Для подростка «зоной ближайшего развития» является сотрудничество с взрослым в пространстве проблем самосознания. Кроме того, в воспитательном процессе нельзя не учитывать факторы, оказывающие влияние на социализацию подростка в многодетной семье.

Следовательно, задача деятельности социального педагога - помочь подростку из многодетной семьи повысить свою самооценку и расширить жизненные планы и перспективы, выявить талантливых детей и помочь им развить их способности.






Дата: 2019-07-30, просмотров: 206.