Краткое описание работы механизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Развитие современной науки и техники неразрывно связано с созданием новых машин, имеющих целью повышение производительности и облегчение труда людей, а также обеспечение средств исследования законов природы и жизни человека.

Целью создания машины являются увеличение производительности и облегчение физического труда человека путем замены человека машиной. Созданные человеком машины могут управлять производственными и другими процессами по определенным, заранее составленным программам и в некоторых случаях автоматически обеспечивать процесс с оптимальными результатами. [1]

Основной целью курсового проектирования является подготовка к комплексному проектированию определенной машины или механизма. Выполняя курсовой проект, студенты знакомятся с общими принципами исследований кинематических и динамических свойств механизмов методами проектирования их. При курсовом проектировании начинается профессиональное становление будущего инженера – приобретение опыта самостоятельного решения задач, связанных с производственной деятельностью. [2]

 


1. Техническое задание

 


Краткое описание работы механизма

 

Поршневой насос принадлежит к насосам объемного типа и характеризуется наличием одной или нескольких камер, в которых возвратно-поступательно двигаются поршни, сообщая перекачиваемой жидкости или газу избыточное давление. Изоляция камеры от полостей всасывания и нагнетания в процессе работы осуществляется с помощью впускного и нагнетающего клапанов. Особенностью поршневых насосов является периодический, пульсирующий характер подачи, обуславливающий неравномерность давлений и подачи по времени.

Для поршневых насосов наряду с кривошипно-ползунными механизмами для увеличения производительности применяются кулисные механизмы. В задании поршневой насос состоит из кулисного О2АО3 и шатунного ОВС механизмов (рис. 1а). На ведущий вал О2 крутящий момент передается от вала электродвигателя через привод насоса (рис. 1б). Рабочим ходом является процесс нагнетания. Нагнетание происходит медленнее, чем всасывание рабочего тела, соответственно этому необходимо выбирать направление вращения кривошипа О2А.

Кулачковые механизмы служат для открывания всасывающего и нагнетающего клапанов. В задании необходимо спроектировать кулачковый механизм, показанный на рис. 1в, который служит для нагнетания рабочего тела. Кулачки получают вращение от вала кривошипа через ременную передачу с передаточным отношением 1 (на рис. не показана). Диаграммы ускорений толкателя даются на рис. 1г. [3]

 


Рис. 1

 


Исходные данные

 

Расстояние между стойками

ход ползуна H = 0,11 м;

отношения

конструктивный угол III звена ν = 80°;

коэффициент изменения скорости хода К = 2;

длина толкателя ℓED = 0,22 м;

полный угол размаха толкателя βmax = 19°;

минимальный угол передачи движения γmin = 45°;

числа зубьев колес Z1 = 21, Z2 = 47, Z6 = 12, Z7 = 18;

модули m1 = 5 мм; m2 = 5,5 мм;

коэффициент неравномерности хода δ = 1/3;

погонный вес q = 120 H/м;

межосевое расстояние

частота вращения двигателя nдв = 1530 об/мин;

передаточное отношение u1-5 = 15,85;

зацепления Z6 – Z7 неравносмещенное;

сила полезного сопротивления Рпс = 158 Н;

коэффициент смещения Х выбирать из условия обеспечения заданного межосевого расстояния.

Примечания:

1. Фазовые углы кулачкового механизма для нагнетающего клапана φу = 0,5 φрх, φд = 0,2 φрх, φв = 0,6 φхх.

2. Веса звеньев G3 = q∙ℓ3, G4 = q∙ℓ4, G5 = λ∙G4.

3. Моменты инерции вычисляются по формуле  где g – ускорение свободного падения.

4. Приведенный момент сил движущих – величина постоянная.

 



Профилирование кулачка

 

Из центра О проводим окружность радиусом . На дуге, описанной из центра Е радиусом ℓED, проводим разметку пути точки D согласно графику

 

β = β(t).

 

Обращаем движение. Из центра О радиусом ОЕ описываем дугу и в направлении обратном вращению кулачка откладываем от радиуса ОЕ углы φу, φд, φв, которые делим затем на равные части соответственно промежуткам графика β = β(t); обозначаем полученные точки деления 1' – 13'.

Из этих точек проводим дуги радиусом ℓED, а из центра О засекаем их радиусами ОD1 – OD13. Соединяя точки пересечения построенных дуг плавной кривой, получаем теоретический профиль кулачка.

Радиус ролика выбираем из следующих соображений:

 

rp ≤ 0,4∙  или rp ≤ 0,8∙ρmin,

 

где ρmin – минимальный радиус кривизны профиля кулачка.

Определяем графически ρmin = 6,64 мм.

0,4∙ = 0,4∙44,28 = 17,71 мм,

0,8∙ρmin = 0,8∙6,64 = 5,32 мм.

Из двух значений принимаем наименьшее, тогда rp = 5,32 мм (в масштабе чертежа μ получаем  мм). Внутренняя огибающая окружностей, описанных радиусом ролика, центр которого перемещается по теоретическому профилю, образует искомый рабочий профиль кулачка.

 



Расчет привода машины

 

Дано:

числа зубьев колес Z1 = 21, Z2 = 47, Z6 = 12, Z7 = 18;

модули m1 = 5 мм; m2 = 5,5 мм;

передаточное отношение U1-5 = 15,85;

частота вращения двигателя nдв = 1530 об/мин;

межосевое расстояние

зацепления Z6 – Z7 неравносмещенное, коэффициент смещения Х выбирать из условия обеспечения заданного межосевого расстояния;

кинематическая схема привода представлена на рис. 5.

 

Рис. 5

 

Привод машины состоит из двух пар зубчатых колес с неподвижными осями и планетарной передачи. Определим передаточное отношение планетарной передачи .

Передаточное отношение от водила к 5-му колесу определяется по формуле

 

,

.

 

Методом подбора разбиваем передаточное число следующим образом

 

, Z3 = 23, Z4 = 30, Z'4 = 23, Z5 = 25.

Силовой расчет механизма

 

Данные для расчета:

отношения

погонный вес q = 120 H/м;

сила полезного сопротивления Рпс = 158 Н;

Требуется определить давление в кинематических парах, уравновешивающую силу (момент).

Выбираем положение во время рабочего хода машины, в котором имеет место наибольшее ускорение рабочего органа – 7-е положение. Строим планы положения механизма в масштабе μ = 0,00175 , скоростей – μv = 0,01 , ускорений – μа = 0,05 .

Определяем положение центров тяжестей звеньев на планах

а) механизма

 

;

;

 

б) скоростей

 

;

;

 

в) ускорений


;

.

 

Определяем веса звеньев

 

G3 = q∙ℓ3 = 120∙0,157 = 18,84 H;

G4 = q∙ℓ4 = 120∙0,367 = 44,04 H;

G5 = λ∙G4 = 0,32∙44,04 = 14,09 H.

 

Определяем силы инерции

 

;

;

.

 

Определяем моменты инерции звеньев

 

;

;

.

 

Определяем угловые ускорения и моменты сил инерции звеньев


;

;

;

.

 

Определяем плечи сил инерции

 

;

.

 

Силовой расчет механизма начинаем с последней присоединенной группы Ассура – . На эту группу действует сила полезного сопротивления Рпс, сила тяжести поршня G5, сила инерции поршня Ри5, реакция стойки R05, вес шатуна G4, сила инерции шатуна Ри4, реакция отброшенного звена R34 (  и ).

Уравнение равновесия группы под действием этих сил имеет следующий вид

 

.

 

Величину и направление силы  можно найти из уравнения моментов всех сил, действующих на звено 4, относительно точки С


;

.

 

Строим план сил в масштабе μР = 1 Н/мм и замеряем недостающие силы R05 = 33,15 Н; = 97,73 Н; = 97,67 Н.

Переходим к следующей группе Ассура . На нее действуют сила реакции предыдущей группы R43, сила инерции коромысла Ри3, вес коромысла G3, реакция стойки R03, реакция отброшенного звена R12.

Уравнение равновесия группы под действием этих сил имеет следующий вид

 

.

 

Величину и направление силы  можно найти из уравнения моментов всех сил, действующих на звено 3, относительно точки О3

 

;

.

.

 

Строим план сил и замеряем недостающие силы R03 = 103,27 Н.

Рассмотрим ведущее звено – кривошип. На него действует сила реакции предыдущей группы R21, реакция стойки R01, уравновешивающая сила Рур.

Уравнение равновесия группы под действием этих сил имеет следующий вид

 

.

 

Величину и направление силы Рур можно найти из уравнения моментов всех сил, действующих на звено 1, относительно точки О2

 

;

.

.

 

Строим план сил и определяем недостающие силы R01 = 59,29 Н.

Определим уравновешивающую силу с помощью рычага Жуковского.

Строим план скоростей и в соответствующих точках прикладываем внешние силы и силы инерции, поворачивая их на 90° по часовой стрелке. Составляем уравнение равновесия рычага

 

;

0.

 

Отсюда получаем

 

 






Расчет маховика

 

Для каждого положения механизма определяем приведенный к главному валу момент сил сопротивления, определяемый из условия равенства мощности приведенного момента и мощности силы полезного сопротивления

 

 

Для каждого положения механизма определяем приведенный к главному валу момент инерции, определяемый из условия равенства кинетических энергий

 

;

.

 

Результаты всех расчетов и замеров сведены в таблицу 6.

 

Табл. 6

Mпр, Н∙м

Jпр, кг∙м2

ΔЕ, мм

, Дж

JMX + Jnp, кг∙м2

ω1, рад

0

0,00

0,0000

0,00

6,55

0,2214

7,69

1

2,46

0,0025

6,83

6,91

0,2239

7,86

2

3,87

0,0064

4,75

6,80

0,2278

7,73

3

4,97

0,0104

-3,52

6,37

0,2318

7,41

4

5,72

0,0128

-16,47

5,69

0,2342

6,97

5

5,96

0,0126

-31,96

4,87

0,2340

6,45

6

5,49

0,0095

-47,00

4,08

0,2309

5,95

7

3,88

0,0042

-57,42

3,54

0,2256

5,60

8

0,00

0,0000

-56,23

3,60

0,2214

5,70

9

 

0,0245

-42,17

4,34

0,2459

5,94

10

 

0,0732

-28,11

5,08

0,2946

5,87

11

 

0,0104

-14,06

5,81

0,2318

7,08

 

Строим графики Мпр и Jпр в масштабах μφ = 0,0175 рад/мм, μМ = 0,1 Н∙м/мм и μJ = 0,0008 кг∙м2/мм. Графическим интегрированием графика моментов получаем график приведенных работ (полюсное расстояние H = 30). Далее получаем график ΔЕпр(φ), его масштаб будет равен

 

.

 

Определяем минимальную и максимальную угловую скорость кривошипа

 

;

.

 

Находим углы касательных к диаграмме

 

;

.

 

Графически исключаем параметр φ и строим график ΔЕпр(J). Проводим к нему касательные под углами ψmax и ψmin. Точка пересечения касательных – новое начало координат графика.

Замеряем

 

JMX = 276,75∙0,0008 = 0,2214 кг∙м2;

Епр0 = 124,79∙0б0525 = 6,552 Дж.

 

Принимаем диаметр маховика dMX = 0,5 м, тогда вес обода будет

 

;

 

вес маховика с ободом и спицами равен GMX = 1,3∙Gоб = 1,3∙34,75 = 45,18 Н.

Угловую скорость кривошипа в каждом положении механизма находим по формуле , результаты расчета занесены в таблицу 6. График изменения угловой скорости строим в масштабе 0,1 (рад/с)/мм.

Определяем мощность двигателя по формуле

 

.

 



Список литературы

 

1. Артоболевский И.И. Теория механизмов. – М., Издательство "Наука", 1965. – 776 с., ил.

2. Аллилуева Л.А., Езерская С.В., Кунивер А.С., Янченко Т.А. Методические указания к выполнению курсового проекта по теории механизмов и машин. 3-е изд., стереотипное. – Ижевск, Издательство ИжГТУ, 2004. – 72 с., ил.

3. Газизова З.С., Русаева В.А., Янченко Т.А. Задания для курсового проекта по теории механизмов и машин. Насосы и двигатели внутреннего сгорания. – Ижевск, Издательство ИжГТУ, 1980. – 32 с., ил.

4. Болотовская Т.П., Болотовский И.А., Смирнов В.Э. Справочник по корригированию зубчатых колес. – М.: Машгиз, 1962. – 216 с., ил.

5. Кореняко А.С. и др. Курсовое проектировании по теории механизмов и машин. – Киев, Издательство "Вища школа", 1970. – 332 с., ил.

Введение

 

Развитие современной науки и техники неразрывно связано с созданием новых машин, имеющих целью повышение производительности и облегчение труда людей, а также обеспечение средств исследования законов природы и жизни человека.

Целью создания машины являются увеличение производительности и облегчение физического труда человека путем замены человека машиной. Созданные человеком машины могут управлять производственными и другими процессами по определенным, заранее составленным программам и в некоторых случаях автоматически обеспечивать процесс с оптимальными результатами. [1]

Основной целью курсового проектирования является подготовка к комплексному проектированию определенной машины или механизма. Выполняя курсовой проект, студенты знакомятся с общими принципами исследований кинематических и динамических свойств механизмов методами проектирования их. При курсовом проектировании начинается профессиональное становление будущего инженера – приобретение опыта самостоятельного решения задач, связанных с производственной деятельностью. [2]

 


1. Техническое задание

 


Краткое описание работы механизма

 

Поршневой насос принадлежит к насосам объемного типа и характеризуется наличием одной или нескольких камер, в которых возвратно-поступательно двигаются поршни, сообщая перекачиваемой жидкости или газу избыточное давление. Изоляция камеры от полостей всасывания и нагнетания в процессе работы осуществляется с помощью впускного и нагнетающего клапанов. Особенностью поршневых насосов является периодический, пульсирующий характер подачи, обуславливающий неравномерность давлений и подачи по времени.

Для поршневых насосов наряду с кривошипно-ползунными механизмами для увеличения производительности применяются кулисные механизмы. В задании поршневой насос состоит из кулисного О2АО3 и шатунного ОВС механизмов (рис. 1а). На ведущий вал О2 крутящий момент передается от вала электродвигателя через привод насоса (рис. 1б). Рабочим ходом является процесс нагнетания. Нагнетание происходит медленнее, чем всасывание рабочего тела, соответственно этому необходимо выбирать направление вращения кривошипа О2А.

Кулачковые механизмы служат для открывания всасывающего и нагнетающего клапанов. В задании необходимо спроектировать кулачковый механизм, показанный на рис. 1в, который служит для нагнетания рабочего тела. Кулачки получают вращение от вала кривошипа через ременную передачу с передаточным отношением 1 (на рис. не показана). Диаграммы ускорений толкателя даются на рис. 1г. [3]

 


Рис. 1

 


Исходные данные

 

Расстояние между стойками

ход ползуна H = 0,11 м;

отношения

конструктивный угол III звена ν = 80°;

коэффициент изменения скорости хода К = 2;

длина толкателя ℓED = 0,22 м;

полный угол размаха толкателя βmax = 19°;

минимальный угол передачи движения γmin = 45°;

числа зубьев колес Z1 = 21, Z2 = 47, Z6 = 12, Z7 = 18;

модули m1 = 5 мм; m2 = 5,5 мм;

коэффициент неравномерности хода δ = 1/3;

погонный вес q = 120 H/м;

межосевое расстояние

частота вращения двигателя nдв = 1530 об/мин;

передаточное отношение u1-5 = 15,85;

зацепления Z6 – Z7 неравносмещенное;

сила полезного сопротивления Рпс = 158 Н;

коэффициент смещения Х выбирать из условия обеспечения заданного межосевого расстояния.

Примечания:

1. Фазовые углы кулачкового механизма для нагнетающего клапана φу = 0,5 φрх, φд = 0,2 φрх, φв = 0,6 φхх.

2. Веса звеньев G3 = q∙ℓ3, G4 = q∙ℓ4, G5 = λ∙G4.

3. Моменты инерции вычисляются по формуле  где g – ускорение свободного падения.

4. Приведенный момент сил движущих – величина постоянная.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.