ИНВЕСТИЦИИ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макро-уровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на макро - и микроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственного производства), производственной и социальной инфраструктур. Не меньшее значение имеет также исследование источников и средств формирования инвестиционных ресурсов в современных условиях российской экономики.

Сложившаяся ныне в России экономическая ситуация значительно усложняет инвестиционную деятельность: требуется разработка адекватного рыночным отношениям инвестиционного механизма, органически сочетающего формы частного и государственного инвестирования; оптимизации взаимосвязей различных субъектов инвестиционной деятельности; разработки соответствующей законодательно-нормативной базы и другие меры, регламентирующие инвестиционный процесс, как на уровне отдельной фирмы, компании или отрасли, так и на уровне национальной экономики в целом.

Эти вопросы являются коренными, они тесно связаны с фундаментальными социально-экономическими процессами развития общества, с решением задач по преодолению экономического кризиса. Поэтому исследование современных особенностей инвестиционной деятельности различных хозяйствующих субъектов является одним из основных приоритетов экономической науки.

В монографии рассматриваются процессы воспроизводства инвестиций в хозяйственном комплексе России на рубеже 90-х годов, исследуются рыночные механизмы инвестиционной сферы, раскрывается содержание инвестиционного процесса, исследуются особенности взаимосвязи между инвестициями и структурными сдвигами в экономике и на основе данного анализа формулируются инвестиционные приоритеты в экономике России.

В данном анализе автор исходит из того, что инвестиции – это основной инструмент формирования микро- и макроэкономических пропорций, определяющий темпы экономического роста. Регулирующее воздействие общества на формирование и структуру использования инвестиций может осуществляться только путем определения обоснованных экономических рычагов и нормативов. Становление национальной экономики России, как составной части мирового хозяйства, основывается на обязательном учете ряда важных общих закономерностей в сфере инвестиционной деятельности, но, вместе с тем, оно порождает новые сущностные черты, обусловленные изменением экономических приоритетов, развитием национального рынка. Поэтому движение инвестиций следует рассматривать как результат взаимодействия этих фактов.

Разработки об инвестициях и приоритетах в использовании могут быть использованы в преподавании экономических дисциплин. В хозяйственной практике могут быть использованы обоснованные рекомендации по совершенствованию экономического механизма инвестиционной деятельности, определения критериев оптимизации соотношения накопления и потребления, приобретенных направлений использования инвестиционного потенциала и др.



Получение силикат-глыбы

Процесс начинается с приготовления силикат-глыбы (силиката натрия), для чего в плавильную печь подают сульфат натрия Na2SO4 (0,91т/ч), горелую формовочную землю (1,46 т/ч) и древесный уголь (0,56 т/ч). Компоненты предварительно измельчают и гомогенизируют в стержневом смесителе.

Плавление осуществляется за счет продуктов сгорания генераторного газа, поступающего из газогенератора, в котором рабочим телом является древесный уголь. При среднем расходе угля в газогенераторе 0,42 т/ч образуется 2800 кг/ч (2240 нм3/ч) генгаза. Сжигание этого количества генгаза при подаче 2700 кг/ч (2100 нм3/ч) дутьевого воздуха в камеру сгорания получают 5500 кг/ч продуктов сгорания с температурой примерно 1550 0С и теплосодержанием 2,9 Гкал/ч. На выходе из плавильной печи температура продуктов сгорания снижается до 900 0С при остаточном теплосодержании примерно 1,5 Гкал/ч. Общая масса продуктов сгорания достигает приблизительно 6100 кг/ч за счет добавления продуктов реакции образования силикат-глыбы: СО и SO2. Количество первого составляет примерно 0,18 т/ч, второго – 0,42 т/ч.

Продукты сгорания подвергаются окислительному дожигу, для чего в камеру дожига подают воздух 600 кг/ч (465 нм3/ч). В результате дожига количество продуктов сгорания возрастает до 6700 кг/ч, его теплосодержание увеличивается до 1,9 Гкал/ч, а температура до 1000 0С.

Эти продукты сгорания направляются в реторты для сухой перегонки отходов древесины. Производительность реторты 1 т/ч древесного угля. Если исходная влажность древесных отходов 40 %, то требуемое количество отходов древесины 5,5 т/ч.

В результате сухой перегонки теплосодержание продуктов сгорания, протягиваемых через слой древесины, возрастает за счет экзотермических реакций распада древесины на 0,8 Гкал, однако примерно 0,3 Гкал/ч теряется в окружающую среду, и, с уходящим из реторты, древесным углем.

Таким образом, суммарное теплосодержание продуктов сгорания на выходе из реторты достигает 2,4 Гкал/ч, а их масса возрастает до 11200 кг/ч за счет присоединения 4,5 т/ч летучих продуктов распада. Температура продуктов сгорания на выходе из реторты составит примерно 650 0С.

Летучие продукты распада древесины содержат: СО, кислоты, спирты, кетоны, легкие углеводороды, пары смол, свободный водород, поэтому должны подвергаться дожигу. В 4,5 т/ч летучих, горючих соединений 1200 кг, остальное – физическая и пирогенетическая вода, СО2, N. При средней теплотворной способности смеси горючих соединений 4500 ккал/кг, дожиг летучих с учетом потерь позволяет получить дополнительно 5,4 Гкал/ч. Для дожига используют дутьевой воздух в количестве 2500 кг/ч. Таким образом, из камеры дожига выходят 13700 кг/ч продуктов сгорания с теплосодержанием 7,8 Гкал/ч.

Продукты сгорания направляются в котел-утилизатор Г 400-ПЭ-1 для производства 10 т/ч пара с параметрами: Тп = 260 0С, Рп = 14 атм.

Из 10 т/ч пара 3,7 т/ч расходуется на производство электрической энергии в блочном электротурбогенераторе ТГ-500М, остаток используется на технологические нужды. После котла-утилизатора продукты сгорания подвергаются обезвреживанию в «мокром» скруббере.

Получение жидкого стекла.

Предполагается получать жидкое стекло плотностью 1400 кг/м3, для чего первоначально готовят композицию: тонкомолотая в шаровой мельнице силикат-глыба – 1 часть по массе, вода – 0,9 частей по массе. Композицию заливают в автоклав с паровой рубашкой и пропеллерной мешалкой. Рабочая емкость автоклава 2,8 м 3. Время термической обработки композиции из силикат-глыбы и воды 8 часов при температуре примерно 200 0С и давлении 10…12 атм. За время обработки твердая силикат-глыба растворяется в воде с получением жидкого стекла плотностью 1400 кг/м3 и кремнеземистым модулем 3,8. Количество автоклавов – 8. Часовая производительность участка по жидкому стеклу – 3,5 т/ч.

Получение силикагеля.

Жидким стеклом заполняют реакторы емкостью 14 м3 (масса жидкого стекла при плотности 1400 кг/м3 – 19,6 т), куда входит 5-ти часовой выход жидкого стекла. При медленном перемешивании к жидкому стеклу подливают 2700 л раствора серной кислоты (К = 20 %). Студенение массы осуществляется в течение часа, после чего свободная жидкость из реактора сливается. Жидкость представляет собой раствор сульфата натрия с примерной концентрацией 16… 17 %.

Далее гелевую массу SiО2 вычерпывают из реактора, укладывают на пористый вибро-конвейер и удаляют оставшийся раствор сульфата натрия.

После этого гелевую массу SiО2 промывают водой, сушат, дробят и затаривают в мешки.

Раствор Na2SO4 «упаривается» первоначально в выпарной колонне, затем Na2SO4 обезвоживается в кристаллизаторе и возвращается в технологический процесс, что позволяет существенно снизить затраты на приобретение Na2SO4.

Расход энергии на извлечение 1 т Na2SO4 из отработанного раствора примерно 5 Гкал. Для снижения затрат обезвоживание организовано в форме котла-утилизатора.

Приготовление силикагеля.

Участок оборудован: складом концентрированной серной кислоты из расчета на 10 сут.; реактором для приготовления рабочего раствора кислоты; реактором; сборником отработанного раствора; «выпарной» колонной; кристаллизатором; вибротранспортером для обезвоживания геля; сушилкой для сушки геля; дробильным устройством для измельчения силикагеля; затарочной машиной.

Установленная мощность токоприемников – 90 кВт.

Обслуживающий персонал – 6 человек в смену.

Основные технологические показатели:

Сульфат натрия, т/год 450

Древесный уголь, т/год 7200

Серная кислота, т/год 4350

Выход промежуточных продуктов:

Селикат-глыба, т/год 13350

Жидкое стекло, т/год 25300

Основные рабочие, чел. 60



ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗМЕРА ИНВЕСТИЦИЙ ООО «АССОРТИМЕНТ»

РАЗМЕР ИНВЕСТИЦИЙ

Планирование стоимости типового технологического оборудования.

 

Таблица 3.1

Стоимость типового технологического оборудования принята по прайс-листам заводов – изготовителей.

Наименование Количество, шт. Стоимость, млн. руб.
Вентилятор газогенератора, 30 ЦС 85 1 0,11
Вентилятор выносной топки, ВР 80-75 № 2,5 1 0,007
Вентилятор первой камеры дожига, 1ЦС 63 1 0,08
Вентилятор второй камеры дожига, 30ЦС 85 1 0,11
Дымосос, ДН 12,5 1 0,14
Вентиляторы аспирационные, ВР-80-75 №3,15 3 0,01*3=0,03
Насос подпитки котла, К 80-65-160 1 0,015
Насосы химические, ХМ-32-20-125К 4 0,032*4=0,128
Насос промывной воды в скуббер, К50-32-125 1 0,007
Насосы системы осветления промывной воды, П 12,5/12,5 2 0,035*2=0,07
Кран подвесной электрический г.п. 1т 4 0,19*4=0,76
Стержневой смеситель, СММ-82 1 0,31
Реактор химический 2 0,12*2=0,24
Автоклавы 8 0,26*8=2,08
Котел-утилизатор, Г 400 ПЭ-1 1 5,2
Электротрубогенератор, ТГ-500м 1 1,85
Мельница шаровая СМ-6008 1 0,27
Итого: Неучтенное оборудование (20%)   11,407 2,243
  Всего: 13,65

 

Масса нестандартизированного оборудования примерно 35 т. При средней цене на изготовление нестандартизированного оборудования 112 тыс. руб./т общая стоимость нестандартки – 3,92 млн. руб.

Стоимость монтажа технологического оборудования принята 77 % от стоимости оборудования, т.е. 13,53 млн. руб.

Таким образом, стоимость технологического оборудования при производстве силикагеля по полной схеме – 31,1 млн. руб. Стоимость технологического оборудования при производстве силикагеля из покупной силикат-глыбы – 7,9 млн. руб, то же при производстве силикагеля из жидкого покупного стекла – 5,2 млн. рублей.

Планирование стоимости строительной части.

Полная технологическая линия может быть расположена в корпусе с размерами 60 х 12м и высотой до низа балок – 6 м. Строительный объем 5760 м 3. При средней цене за 1 м3 строительного объема 1100 руб. общая стоимость строительной части составит 6,34 млн. руб. К этой сумме следует добавить стоимость сооружения плавильной печи, примерно 0,8 млн. руб., пиролизной реторты сухой перегонки древесины – 0,6 млн. руб, отстойников очистных сооружений 0, 3 млн. руб., всего – 8,04 млн. руб.
 Стоимость строительной части при производстве силикагеля из силикат-глыбы приблизительно – 3,8 млн. руб., то же при производстве силикагеля из жидкого стекла – 3,3 млн. руб.


Планирование прочих расходов.

Прочие расходы включают: разработку технологической, проектно-сметной, конструкторской документации, авторский надзор, пуско-наладочные работы, обучение персонала. Прочие расходы обычно составляют 12,5 % в составе капитальных затрат, т.е. (соответственно вариантам) 5,56 млн. руб., 1,7 млн. руб., 1,2 млн. руб.

Планирование структуры инвестиций.



Таблица 3.2

Структура инвестиций

По вариантам технологии, млн.руб. Полная Из Селикат-глыба Из жидкого стекла
Оборудование 17,57 4,46 2,94
Строительно-монтажные работы 21,57 7,24 5,56
Прочие 5,56 1,7 1,2
Итого 44,7 13,4 9,7

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ

Итого 56,19 млн. руб.

Неучтенные затраты (10%), млн. руб. 5,61

Всего 61,8 млн.руб.

Производственные затраты при производстве силикагеля из силикат-глыбы:

Итого: 134,27 млн. руб.

Неучтенные затраты (10%) 13,43 млн. руб.

Всего: 137,7 млн. руб.

 Производственные затраты при производстве силикагеля из жидкого стекла:

Итого: 216,46 млн. руб.

Неучтенные затраты (10%) 21,64 млн. руб.

Всего 238,1 млн. руб.

Трудовые ресурсы.

На предприятии предполагается использовать 60 человек основных рабочих, 10 человек вспомогательного персонала и 10 человек административно-управленческого персонала. Всего по предприятию – 80 человек.

Рабочих и служащих предполагается набирать из местного нетрудоустроенного населения г. Находка. Обучение персонала предусмотрено за счет средств, заложенных в «прочих» расходах инвестиций.

Сырьевые ресурсы

Основной компонент сырьевой шихты – «горелая» формовочная земля, отход литейного производства машиностроительных предприятий. В городе Красноярске только одно предприятие ОАО «Сибинстром» ежегодно выбрасывает в отвалы до 20 тыс. тонн «горелой» земли, кроме этого за годы эксплуатации предприятия накопилось более 100 тыс. тонн этих отходов. Следовательно, предлагаемое предприятие гарантированно обеспечено основным компонентом.

Сульфат натрия в форме техногенного продукта предприятие «Сибволокно» г. Зеленогорска Красноярского края реализует в неограниченном количестве.

Серная кислота в неограниченных количествах реализуется химическими предприятиями Сибири (Кемеровская область, Иркутская область и др.).

Отходы древесины поступают с местных деревоперерабатывающих предприятий и районов, близко расположенных к г. Находка.

Энергообеспечение

Предлагаемое предприятие обеспечивается энергетическими ресурсами целиком за счет собственного их производства.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется:

· разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации;

· наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах;

· социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ);

· разгулом преступности и бессилием властей;

· неблагоприятным для инвесторов законодательством;

· инфляцией;

· спадом производства;

· непрерывным падением курса рубля и его неконвертируемостью и др.

Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие.

Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических препон, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.

Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции — это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал. В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Например, в 1992 г. общая сумма накопленных инвестиций в мире достигала 1,9 трлн. долл., в том числе США принадлежит 489 млрд. долл., Японии 248 млрд. долл., Великобритании 243 млрд. долл. На долю этих трех стран приходится 980 млрд. долл., или около 50% общей суммы иностранных инвестиций. При этом наблюдается тенденция взаимного инвестирования наиболее развитых стран, что объясняется высоким рейтингом их инвестиционного климата. Поток иностранных инвестиций зависит и от отдельных факторов, определяющих инвестиционный климат в стране. Сейчас правовые условия для деятельности иностранных инвесторов в России являются наихудшими по сравнению с другими государствами на территории бывшего СССР. В итоге, Россия в конкуренции за иностранные инвестиции начинает уступать не только балтийским государствам, но и Казахстану. В сентябре 1993 г. эксперты "Эуромаки" поставили Россию в своем ранжированном перечне на 137 место из 170 стран, Латвию на 132-е Литву на 130-е, Казахстан на 129-е, а Эстонию на 122-е.

Как показывает анализ законодательства стран-республик бывшего СССР, при сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от декларирующих общих положений принят режим большего благоприятствования иностранным инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от избыточного риска.

Сейчас правительство готовит поправки к Закону об иностранных инвестициях. Предполагаются: налоговые "каникулы", освободить предприятия с иностранными инвестициями от уплаты налогов и импортных пошлин на необходимые производственные компоненты и, что самое важное для иностранных инвесторов, предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.

В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными, чем в 80-е годы. В долгосрочной перспективе, в ближайшие 10 лет частный сектор Европы, Соединенных Штатов и Японии наверняка станет для России основным источником инвестиционного капитала. Однако до того как это произойдет, кредиторами России наверняка будут не частные инвесторы, а зарубежные правительства и официальные организации.

Сущность международных организаций, участвующих в предоставлении финансовой помощи России, различна.

Во-первых, следует упомянуть Международный валютный фонд (МВФ). Это организация, в которую Россия вступила летом 1992 года, занимается финансированием государственных программ борьбы с высокой инфляцией и общей валютно-финансовой нестабильностью.

В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить кредиты от него лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. Условия, выдвигаемые МВФ, могут быть настолько жесткими, что лишь усугубят трудности реформ.

Вторым крупным международным кредитором является Всемирный банк. В отличие от МВФ, деятельность которого сконцентрирована на кратковременных макроэкономических кризисах, Всемирный банк занимается проблемами долгосрочного экономического развития.

Приоритетными для него являются структурные преобразования, такие как либерализация торговли, приватизация, реформы системы образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру, т. е. реформы, которые являются залогом долгосрочного экономического роста. Всемирный банк выдает долговременные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются льготные, сильно заниженные процентные ставки по кредитам. Банк специализируется на двух видах кредитов:

· целевые кредиты (предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например строительства дороги, моста или электростанции);

· программные кредиты (призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых отраслях экономики, например, провести либерализацию торговли). В этом случае кредит — не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а средство общего финансирования государственного бюджета в соответствии с кардинальным изменением экономической политики.

Третья влиятельная кредитная организация — это Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), созданный в 1991 г. специально для оказания помощи странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза на этапе рыночных преобразований. ЕБРР являет собой пример "банка регионального развития", главная задача которого — содействовать долгосрочному экономическому росту определенного региона за счет финансирования всевозможных инвестиционных проектов. Особое же предназначение ЕБРР заключается в предоставлении кредитов, прежде всего, молодому частному сектору стран бывшего социалистического лагеря.

Четвертым источником официальной финансовой поддержки является помощь, поступающая уже не от международных организаций, а от отдельных западных правительств. Эта помощь принимает, по меньшей мере, две формы. Во-первых, правительства Запада предоставляют правительствам других стран (например, России) прямые кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь им справиться с неотложными проблемами гуманитарного и экономического характера. Во-вторых, они выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы те могли приобрести у страны-донора промышленное оборудование и другие товары. Таким образом, подобные кредиты выгодны обеим сторонам.

Последние годы Россия получала помощь из всех вышеперечисленных источников, однако объемы и виды этой помощи не всегда соответствовали ее реальным потребностям.

За 1992 – 1993 гг. России 2,5 млрд. долл. выделил МВФ, 500 млн. — Всемирный банк, и несколько целевых ссуд пообещал ЕБРР (хотя большая часть обещанных им средств так и не поступила в распоряжение России в 1993 г.). Кроме того, Россия получила порядка 2 млрд. долл. от западных правительств в виде безвозмездных ссуд.



ВВЕДЕНИЕ

 

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макро-уровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на макро - и микроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственного производства), производственной и социальной инфраструктур. Не меньшее значение имеет также исследование источников и средств формирования инвестиционных ресурсов в современных условиях российской экономики.

Сложившаяся ныне в России экономическая ситуация значительно усложняет инвестиционную деятельность: требуется разработка адекватного рыночным отношениям инвестиционного механизма, органически сочетающего формы частного и государственного инвестирования; оптимизации взаимосвязей различных субъектов инвестиционной деятельности; разработки соответствующей законодательно-нормативной базы и другие меры, регламентирующие инвестиционный процесс, как на уровне отдельной фирмы, компании или отрасли, так и на уровне национальной экономики в целом.

Эти вопросы являются коренными, они тесно связаны с фундаментальными социально-экономическими процессами развития общества, с решением задач по преодолению экономического кризиса. Поэтому исследование современных особенностей инвестиционной деятельности различных хозяйствующих субъектов является одним из основных приоритетов экономической науки.

В монографии рассматриваются процессы воспроизводства инвестиций в хозяйственном комплексе России на рубеже 90-х годов, исследуются рыночные механизмы инвестиционной сферы, раскрывается содержание инвестиционного процесса, исследуются особенности взаимосвязи между инвестициями и структурными сдвигами в экономике и на основе данного анализа формулируются инвестиционные приоритеты в экономике России.

В данном анализе автор исходит из того, что инвестиции – это основной инструмент формирования микро- и макроэкономических пропорций, определяющий темпы экономического роста. Регулирующее воздействие общества на формирование и структуру использования инвестиций может осуществляться только путем определения обоснованных экономических рычагов и нормативов. Становление национальной экономики России, как составной части мирового хозяйства, основывается на обязательном учете ряда важных общих закономерностей в сфере инвестиционной деятельности, но, вместе с тем, оно порождает новые сущностные черты, обусловленные изменением экономических приоритетов, развитием национального рынка. Поэтому движение инвестиций следует рассматривать как результат взаимодействия этих фактов.

Разработки об инвестициях и приоритетах в использовании могут быть использованы в преподавании экономических дисциплин. В хозяйственной практике могут быть использованы обоснованные рекомендации по совершенствованию экономического механизма инвестиционной деятельности, определения критериев оптимизации соотношения накопления и потребления, приобретенных направлений использования инвестиционного потенциала и др.



ИНВЕСТИЦИИ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Дата: 2019-07-30, просмотров: 209.