Исследование функций в системе управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1. Исследование функций в системе управления

1.1 Содержание и классификация функций управления

1.2 Исследование систем управления

2. Исследование функций и рейтинга задач отдела по управлению персоналом ЗАО УК «Курский машиностроительный завод»

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия ЗАО УК «Курский машиностроительный завод»

2.2 Организация работы отдела по управлению персоналом ЗАО УК «Курский машиностроительный завод»

2.3 Анализ кадровой политики и структуры кадров

2.4 Набор и мотивация персонала

Заключение

Список используемой литературы



Введение

 

Россия переживает сейчас сложный период становления новой системы экономических отношений. Объективные условия изменения и развития всех форм собственности, возникновение наемного труда, расширение и усложнение внешнеэкономических связей потребовали иных, чем прежде способов управленческой деятельности. Все большее число людей понимает необходимость преодоления старых директивных методов руководства и перехода к широкому использованию предприимчивости, инициативы, разумному сочетанию частного и государственного интересов. Возможности этого в новой системе рыночных отношений, безусловно, есть. Управление производством и людьми в нашей стране требует нового подхода, учитывающего сложившиеся условия и обстановку. Управленческие решения предпринимательской деятельности основываются на плановой, нормативной, технологической, учетной и аналитической информации. Контроль и регулирование – основные функции управления – реализуются в сопоставлении плановых данных и сведений оперативного учета. Оценка результатов управленческих решений и ответственность за их исполнение производится по данным внутренней отчетности. Планирование и координация будущего развития предприятия базируются на аналитических расчетах, с использованием специфических приемов.

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы. С учетом приоритетности каждая из основных функций выступает критерием выделения функционального менеджмента как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций выражает системное представление и законченность процессов управления любой социальной и социально-экономической системы.

Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть содержание основных функций менеджмента через базовые средства воздействия.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной курсовой работы – систематизируя теоретические основы практики управления, исследовать функции в системе управления и их влияние на формирование задач структурного подразделения предприятия на примере деятельности отдела по управлению персоналом предприятия ЗАО УК «Курский машиностроительный завод».

Задачи исследования:

- изучение теоретических основ процесса исследования систем управления;

- анализ функций и задач решаемых отделом по управлению персоналом;

- анализ и оценка кадровой политики ЗАО УК «Курский машиностроительный завод».

Методами исследования в курсовой работе являются: анализ экономических, правовых, статистических источников литературы; эмпирический. Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Веснина В.Р., Виханского О.С., Стояновой Е.В. и др. Также при написании работы использовались научные труды по данной теме; учебники и учебные пособия; монографии; литература экономистов и психологов теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.



Содержание и классификация функций управления

 

Изучение процесса управления с точки зрения его функций - это ключ к раскрытию содержания управленческой деятельности, позволяющий на ряду с прочим сформировать структуру и организацию системы управления. В самом общем виде категория «функция управления» выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления управляемую систему. Эта категория широко используется в теории и на практике. Функции управления определяют специфику деятельности, направленной на организацию мероприятий по управлению объектом - социально-экономическими процессами. Смысл функций управления зависит от контекста, в котором рассматривается управленческая деятельность. В любом случае функции управления всегда выражают содержание управленческого воздействия, т.е. сущность управленческих отношений. Функции управления - это проявление его сущность в действии. Комбинация функций лежит в центре системы управления (схема 1) [5, с. 84-95].

 

Субъект управления

 

 

 

Объект управления

       

 

       

Законы управления

 

Отношения управления

 

Принципы управления

                   
     

Функции управления

     
       

 

       
структура   методы  

информация

  техника   кадры
       

 

       
     

Процесс управления

     
                   

Схема 1 – Место категории «функции управления» в управленческом процессе


Возникновение функций управления - результат кооперации и разделения у правленческого труда, позволивший существенно увеличить его продуктивность. Степень разделения общественного труда всегда являлась ведущим фактором развития общества. «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, - писал в свое время А. Смит, - явились... следствием разделения труда». Для простого труда было достаточно общего управления. Однако в процессе развития производства простое кооперированное звено специализируется, что создает условия и предпосылки для выделения специализированных видов управленческой деятельности - функций управления. Такая специализация создает условия для осуществления управленческой деятельности более квалифицированно и более эффективно.

Один из первых исследователей функций управления, не дал четкого определения функции управления - Файоль А. выделил следующие из них: предвидение, планирование, организацию, координацию, контроль. В американской школе управления наиболее распространено признание четырех основных функций управления, к которым относятся: планирование, организация, стимулирование, контроль.

Российская школа управления выделяет следующие основные функции: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, коммуникацию, принятие решений [5, с. 84-95].

Наиболее общая классификация функций управления представлена в таблице 1. При практическом осуществлении той или иной функции управления используются определенные наборы средств воздействия на объекты управления (табл. 2). Общее признание в теории управления получили следующие основные положения:

- выделение в управлении отдельных функций — это объективный процесс, обусловленный развитием производства и усложнением его управления;

- естественно-научной основой формирования и развития функций управления является разделение общественного труда вообще и в сфере управленческой деятельности в частности;

- движущей силой трансформации функций управления на всех этапах общественного развития была и остается необходимость повышения эффективности управленческого труда и управляемой системы.

 

Таблица 1 - Классификация функций управления

Критерий классификации № п/п Состав функций управления
1. Содержание управленческой деятельности 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. Предвидение (планирование) Организация Активизация (мотивация, стимулирование) Контроль Координация Регулирование Исследование
2. Организационная роль функции 2.1. 2.2. Функции интеграции (объединения) Функции дифференциации (разделения, выделения обособления, специализации)
3. Направление деятельности 3.1. 3.2. Интрафункции Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)
4. Сферы развития объекта управления 4.1.   4.2.   4.3.   4.4. Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.) Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.) Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др.) Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.)
5. Этапы производственного процесса 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. Управление подготовкой производства Управление процессом производства Управление обеспечением производства Управление процессами реализации продукции
6. Тип производства 6. Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства
7. Масштаб времени 7.1. 7.2. 7.3. Стратегическое управление Текущее (тактическое) управление Оперативное управление
8. Этапность процесса управления 8.1. 8:2. 8.3. 8.4. Целеполагание Определение ситуации Определение проблемы Решение
9. Основные факторы производственного процесса 9.1. 9.2. 9.3. Управление продуктом Управление персоналом Управление информацией

 

Важно отметить, что функции управления объективно обусловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями.

 

Таблица 2 - Основные функции управления и средства воздействия

Функции управления Средства воздействия
Целеполагание Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, результаты, информация
Стратегополагание Информация
Планирование Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план
Организация Процесс, система, структура, технология, ресурсы, коммуникации, информация, метод
Координация Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость
Мотивация Потребность, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль
Контроль Нормы, правила, инструкции, технология, анализ
Регулирование Регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензия, информация
Оценка принятие решений Показатели, критерии, процедуры, экспертиза

 

Выбор и совершенствование организационной структуры управления, организация управления и особенно разделение управленческого труда, использование методов и средств управления, информационных технологий, подготовка и расстановка кадров и др. осуществляются в зависимости от состава и содержания функций управления. В совокупности функции управления представляют собой содержание процесса управления и отображают характер труда персонала управления. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий.

Таким образом, функции управления - это специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения управленческого труда, выражающее его содержание в действии и направленные на достижение поставленной цели [5, с. 84-95].

А. Файоль обозначил совокупность выделенных им функций (предвидение, планирование, организация, координация, контроль) административной функцией. Последующие поколения исследователей функций управления предлагали самые различные признаки (критерии) их классификации. При всем многообразии подходов общим является то, что:

а) необходимо различать функции управления, функции органов управления и функции управленческого персонала;

б) функции управления первичны и являются исходными для определения функций органов управления и управленческих кадров;

в) все функции управления взаимосвязаны, взаимообусловлены и отражают внутреннюю логику формирования системы управления.

Поскольку управление — это процесс непрерывных, взаимосвязанных, целенаправленных управленческих воздействий, то необходимо и достаточно выделять следующие функции управления: анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, принятие решений, организация, координация, мотивация и стимулирование, коммуникация, учет и контроль.

Анализ - управленческая деятельность познавательного характера. Это необходимая и исходная предпосылка принятий управленческого решения. Сущность анализа заключается в выявлении причинно-следственных связей в системе управляемого объекта и определение методов воздействия на эти связи в целях повышения эффективности его функционирования и развития. Анализ предшествует выполнению всех основных функций управления, которые базируются на нем, черпают в его результатах информацию, причинно-следственные связи, закономерности, оценки, прогнозы и т.п.

Планирование (в широком смысле слова) - это управленческая деятельность, которая интегрирует в себе функции целеполагания, прогнозирования (включая анализ), принятия решений. Целеполагание - это исходный пункт управленческих воздействий. Прогнозирование (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) - вероятностная оценка развития объекта управления в будущем, научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта управления в будущем при различных вариантах изменения метапространства. Планирование (в узком смысле) представляет собой деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: что должно быть сделано? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за это отвечает?

На микроуровне (организация) результатом планирования выступает система бизнес-планов, краткосрочных оперативных программ, содержащих прогнозируемые плановые показатели и конкретные меры по их достижению. На макроуровне планирование (индикативное) является важнейшей формой государственного регулирования развития объектов управления. В более общем плане функция планирования отвечает на три основных вопроса: В каком состоянии находится объект управления в настоящее время? Куда он должен двигаться? Как обеспечить движение к поставленной цели? Следует отметить, что содержание функции «планирование» менялось во времени. В дореформенный период в нашей стране ключевым управленческим звеном было планирование. Разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: пятилетние, комплексные, затем приоритетным стало программирование, разработка программ. Программы разрабатывались вначале на общегосударственном уровне, затем на региональном и муниципальном, в т.ч. долго-, средне- и краткосрочные комплексные социально-экономические. Директивное планирование потеряло свое значение.

 

Определение целей

 

Анализ внешней среды

 

Определение сильных и слабых сторон развития

   
             

Корректировка целей и отклонений

 

Разработка плана достижения цели

 

Использование имеющихся преимуществ

   
             

Схема 2 - Цикл планирования развития объекта управления

 

Функция планирования остается важным инструментом управления и в условиях рыночной экономики. Цикл планирования развития объекта управления в условиях рыночной экономики представлен на схеме 2.

Как уже отмечалось, каждая функция управления реализуется в тесном взаимодействии с другими функциями. Это наглядно прослеживается в планировании, которое немыслимо без определенных организационных форм, без необходимой увязки показателей (элемент координации), без анализа, учета и контроля отклонений от намеченной цели.

Принятие решении - это управленческая деятельность по выбору субъектом управления для осуществления на практике (органом, должностным лицом) того или иного варианта поведения управляемых. По сути, управленческое решение - это властный императив, обязательный для исполнения или реализации. Такое управляющее воздействие весьма обстоятельно реализуется в процессах планирования, однако без нее невозможно обойтись и при осуществлении других функций управления. При этом решение имеет форму конкретного предписания к действию для объекта управления (приказ, план, инструкция и т.д.).

Организация - это управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом, распределение как функций исполнения управленческих решений, так и собственно функций управления. Организация обеспечивает основу рационального построения каждого конкретного органа управления, определения компетенции его структурных подразделений.

Координация - это управленческая деятельность, заключающаяся в обеспечении взаимосвязи и согласованности субъектов, объектов и процессов труда во времени и в пространстве. Координация создает условия для пропорционального и непрерывного функционирования системы управления за счет установления непрерывных связей между отдельными подразделениями организации и исполнителями.

Мотивация (и стимулирование) - это управленческая деятельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов (предметов потребностей, интересов) участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающая творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов. Реализация этой функции управления позволяет раскрыть потенциальные возможности персонала управления и повысить степень их использования.

Коммуникация - управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией и направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой. В более узком смысле это деятельность по управлению коммуникационными проблемами организации. Термин «коммуникация» используется также для обозначения совокупности приемов, методов, процедур, технологий, обеспечивающих эффективное информационное и эмоциональное взаимодействие между организацией и целевыми группами общественности. В связи с тем, что субъект и объект управления представляют собой тип структурированных отношений между людьми, эффективность управления в значительной степени зависит от качества коммуникационной системы.

Контроль - это управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей. Контроль представляет собой наблюдение за объектом и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами. Он позволяет осуществлять корректирующие воздействия на объект управления, обеспечивает эффективную реализацию поставленной цели. Контроль - важная функция реализации властных полномочий. Особая роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он служит средством осуществления обратных связей, своевременного принятия мер воздействия на управляемый объект, изменения планов или поставленных целей.

Регулирование - это управленческая деятельность по поддержанию режимов функционирования управляемой социально-экономической системы в сфере действия объективных законов и целей объемлющей (управляющей) системы, а также по обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций, достижения целей управляющей системы. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам, таким, как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта.

Содержание функции регулирования по уровням менеджмента изменяется в зависимости от уровня управления (например, уровень филиала или цеха). Чем выше уровень, тем в большей степени данной функции свойственна деятельность по обеспечению непрерывности производственных и обслуживающих процессов, поддержание движения материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков. В то же время через эту функцию проявляется непосредственная связь разных видов социального управления. Регулирование организации можно рассматривать как часть системы государственного регулирования социума в целом, но данная функция имеет и самостоятельное содержание.

Обеспечение корпоративности - эта относительно новая функция управления включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем. Предусматривается также формирование корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, осознание общности идей и интересов. Вся эта деятельность ориентирована не только вовнутрь фирмы, организации, но и вовне ее. Осуществление этой функции предполагает формирование корпоративной культуры, которая призвана способствовать широкому участию персонала в творческих процессах разработки и принятия управленческих решений.

С учетом специфики отраслей хозяйствования функции управления могут реализоваться в том или ином объеме различными субъектами управления в зависимости от сложившихся условий и моделей управления. При этом в рыночных условиях закрепляются не только функции, но и ресурсы, расходы, связанные с их реализацией. Полнота реализации функций управления прямо зависит от их ресурсного обеспечения [5, с. 84-95].

На основе вышеизложенного материала можно сформулировать следующие выводы

1. Выделение функций управления в процессе разделения управленческого труда объективно обусловленно необходимостью оптимизации управления.

2. Функция управления - это специфический вид управленческой деятельности, выражающая содержание воздействия на объект управления и направленная на достижение поставленной цели.

3. Содержание любой функции управления состоит в определении состава мероприятий/действий, направленных на оптимизацию процесса управления.

4. Функции управления весьма многогранны: анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, организация, координация, мотивация и стимулирование, коммуникация, учет и контроль. Все они имеют своими объектами воздействия как исполнительскую, так и собственно управленческую деятельность в процессе взаимодействия.

5. Логическая последовательность выполнения работ, определяемая функциональной структурой управленческого процесса, составляет сущность технологии управления.

6. Система управления - это такая система, в которой реализуются функции управления.

 


Набор и мотивация персонала

 

Потребность в рабочих и специалистах на 2006, 2007 и последующие годы определяется портфелем заказов предприятия, дальнейшими структурными преобразованиями и определена руководителями производств и служб завода. В соответствии с планом производства и необходимостью обеспечения производства рабочими и специалистами необходимо проводить наступательную кадровую политику, привлекая рабочих и специалистов из г.Курска, районов области, других областей и регионов.

В связи с этим следует:

1. Обеспечить набор по категориям и специальностям на увеличение объема производства на 2007-2008 г.

 

 

Всего по ЗАО УК БМЗ

из них по подразделениям

Всего

в том числе

МП ВП ТП ДП СИХ СГМ
Уникальные профессии, в т.ч. 79 79 6 - 44 32 5 2
токари 52 52 - - 34 16 3 -
фрезеровщики 10 10 - - 2 6 2 -
слесари 4 8 - - 2 - - 2
прочие 9 9 6 - 6 - - -
Основные профессии, в т.ч. 688 546 - 92 427 20 7 15
токари 52 51 - 2 30 16 3 -
фрезеровщики 18 18 - 2 9 4 3 -
слесари 140 126 - 28 97 - 1 -
электросварщики 63 58 - 14 44 - - -
электрики 107 42 - 10 32 - - -
крановщики 48 31 - 10 21 - - -
прочие 260 220 - 26 194 - - -
Вспомогательные 143 143 - 51 37 52 - 3
ИТОГО 831 689 - 143 464 72 7 3

 

Обеспечить восполнение текучести кадров и свести до минимума расчет по собственному желанию.

2. Источники набора кадров

- Свободный прием                                                         70%

- Прием через Центры занятости                                   5%

- Подготовка кадров в учебном центре и на рабочих местах в цехах 20%

- профтехучилища                                                          5%

3. Обеспечить сотрудничество со службами занятости Бежицкого, Володарского, Советского, Фокинского р-нов г.Курска, г. Сельцо, Жуковки, Курского р-на. Принять участие в ярмарках вакансий в службах занятости населения.

4. Совершенствовать работу с военными комиссариатами г.Курска и Курского района по привлечению на завод рабочих, уволенных из рядов Российской Армии. Заключать договора с рабочими завода, призываемыми в Российскую Армию на дальнейшее возвращение на завод.

5. Совершенствовать систему информационного обеспечения набора кадров через информационные издания «Из рук в руки», «Моя реклама», газеты «Машиностроитель», другие городские и областные печатные издания, радио, телевидение, сайт в сети Интернет www.BMZ.032.ru, участие в ярмарках вакансий, информационные стенды у отдела кадров.

Мотивация персонала

В условиях дефицита по рабочим основных профессий и по ряду специалистов, определяющих развитие в ближайшие годы, важное значение имеют меры администрации по привлечению и закреплению кадров. Меры материального и морального стимулирования направлены на стабилизацию всего трудового коллектива и особенно рабочих и специалистов, выполняющих уникальные операции, работающих на определяющих участках производства.

6. Обеспечить ежегодный рост заработной платы одного работающего, обеспечивающий опережение темпов роста заработной платы над темпами роста цен на товары и услуги по региону. К концу 2008 года повысить уровень средней заработной платы до 8500 рублей.

7. Обеспечить адресное повышение заработной платы отдельным категориям работников, определяемое программой производства текущего года, запросами и предложениями директоров производств и начальников цехов.

8. Установить оплату наемного жилья для иногородних уникальных рабочих кадров на период действия трудового контракта.

9. Предоставлять поручительство по кредиту в СБ РФ и компенсировать часть процентной ставки в случае добросовестного исполнения работников условий кредитного договора уникальным рабочим кадрам на текущие нужды по решению кредитной комиссии предприятия.

10. Предоставлять за счет средств завода уникальным работникам: возможность:

- приобретение путевок на санаторно-курортное лечение;

- лечение работников и членов их семей (супруги и детей);

- стоматологических услуг, включая протезирование;

11. Сохранить положение о выплате 13-й зарплаты рабочим-станочникам по итогам работы за год в зависимости от стажа работы на БМЗ, личного вклада и отношения к работе. Распространить его в дальнейшем на другие дефицитные профессии.

12. Сохранить положение о выплате единовременного вознаграждения при уходе рабочих-станочников и рабочих других профессий, определенных специальным постановлением, в очередной отпуск с учетом стажа работы на БМЗ, личного вклада и отношения к работе.

13. Сохранить положение о доплате рабочим-станочникам за освоение смежных профессии (станков) в размере до 30% тарифа.

14. Обеспечить доплату специалистам ТЭЦ, ЦЭС за высокую квалификацию и стаж работы.

15. Сумму доплат рабочим за профессиональное мастерство, выделяемую каждому цеху и отделу, индексировать по мере роста зарплаты (или по итогам роста зарплаты по году) с учетом финансовых возможностей.

16. Развивать работу по наставничеству над рабочими и молодыми специалистами, заключать договора о проведении наставничества с обеспечением высокой квалификации молодым рабочим и специалистам и выплатой наставнику соответствующего вознаграждения за проведенную работу.

17. Обеспечить дополнительные выплаты за вредные условия труда, при этом постоянно проводить работу по сокращению рабочих мест с вредными условиями труда. Разработать программу сокращения рабочих мест с вредными условиями труда на 2006-2010 гг.

18. Обеспечить бесплатное питание для рабочих, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, обеспечить спецпитание (молоко, соки). Обеспечить дополнительное медобслуживание.

19. Обеспечить всех работающих спецодеждой по утвержденным нормативам. Утвердить и выдать форменную одежду линейному руководящему персоналу завода.

20. Усилить работу по сокращению непроизводительных потерь рабочего времени (обеспечение работы без аварий, прогулов, нарушений правил техники безопасности).

21. Развить трудовое соревнование за звание лучший рабочий, специалист, бюро, бригада, участок ЗАО УК «Курский машиностроительный завод».

22. Развивать соревнование за лучшую научно-техническую разработку, инновационные достижения года.

23. Развивать соревнования, конкурсы профессионального мастерства среди токарей, фрезеровщиков, крановщиков, сварщиков.

24. Предоставлять возможность оздоровления работникам предприятия и их детям в детском оздоровительном комплексе «Деснянка», санаториях. Ввести в строй лечебно-оздоровительный корпус № 2 с лечебно-оздоровительными процедурами.

25. Обеспечить оплату проезда работникам завода, проживающим за пределами городской черты.

26. Приобрести 2 автобуса для доставки рабочих со 2-й смены в пригородные поселки в сторону г. Дятьково и Глинищево.

27. Произвести капитальный ремонт и оборудовать общежитие гостиничного типа на 100 человек рабочих и специалистов в 2008 г. и второй очереди на 75 человек в 2009-2010 гг.

На сегодняшний день Учебный центр завода представляет собой совокупность двух составляющих: материальную базу, в которую входит учебный участок для практического обучения рабочих и восемь учебных аудиторий для теоретической подготовки, четыре из которых специализированные, и группу специалистов по подготовке и проведению обучения персонала.

Изменение стратегических задач ЗАО УК «Курский машиностроительный завод» на 2006-2010 гг., требует провести ряд мероприятий по повышению эффективности системы обучения и обеспечить производство кадровым ресурсом. Для этого необходимо:

1. Усовершенствовать учебно-материальную базу.

- Произвести замену технологического оборудования на учебном участке. Заменить 8 единиц токарных станков 1М-62 на 16 Е 16 КП:

 

Годы 2006 2007 2008 2009 2010
Количество 2 2 2 1 1

 

- Произвести улучшение планировки Учебного центра.

а) Увеличить площадь аудитории для теоретической подготовки слесарей-ремонтников путем объединения двух аудиторий (срок - 2008 г.);

б) Создать аудиторию для теоретической подготовки электромонтеров (срок до 2009 г.).

- Оснастить учебные аудитории аудио и видео средствами обучения (АВиСО) и компьютерной техникой:

 

год Количество Оснащение техникой
2006 2шт. компьютер
2007 1 шт. цифровой проектор
2008 1 шт. цифровая фото и видеокамера
2009 -

замена устаревшей техники на новую

2010 -

 

- Обновить наглядные пособия.

2. Провести подготовку и повышение квалификации персонала:

2.1. Подготовка рабочих кадров

- В ближайшие годы, как показывает анализ, профессии: электромонтер, слесарь, фрезеровщик, слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных работ, машинист электромостового крана (крановщик), стропальщик будут дефицитными. Соответственно и подготовка новых кадров будет осуществляться по этим профессиям.

 

Подготовка рабочих кадров по дефицитным специальностям в 2007 г.

Наименование Специальность Кол-во человек Кол-во групп Даты набора Место обучения Форма обучения
Электромонтер Токарь 25 60 1 4 10.09.2006 10.12.05-01.09.06 ОРП Дневная
Фрезеровщик 10-15 1 В течение года ОРП Дневная
Слесарь механосборочных работ 10-15 1 В течение года ОРП Дневная
Слесарь-ремонтник 30 2 В течение года ОРП Дневная
Машинист электромостового крана 45 3 01.12.05/ 01.03.06/ 01.09.06 ОРП Дневная
Стропальщик Прочие 50 185 2   В производственных подразделениях и на рабочих местах Дневная
Всего

425 человек

 

Обучение по данным профессиям проводится в два этапа:

I этап - теоретическая подготовка и приобретение первичных навыков работы но обучаемой специальности в ОРП (2-2,5 месяца).

Переподготовка, обучение вторым, смежным профессиям и повышение квалификации

Вид обучения Профессия Место проведения обучения К-во человек
1 Переподготовка и обучение смежным и вторым профессиям Станочники, стропальщики, машинисты кранов ОРП 500
2 Повышение квалификации на производственно-технических курсах По заявкам подразделений ОРП 500
3 Целевое обучение на договорной основе Опасные и специальные профессии Учебно-курсовые комбинаты -

 

II этап - стажировка па рабочих местах в подразделениях, где в основном и будут работать выпускники (2,5-3 месяца). В случае потребности в других профессиях, обучение будет осуществляться на рабочих местах в подразделениях с теоретической подготовкой ОРП завода.

III. Переподготовка, обучение вторым, смежным профессиям и повышение квалификации.

2.2. Подготовка руководителей и специалистов:

- Целевое обучение руководителей и специалистов (в области менеджмента качества, охраны труда, промышленной безопасности и т.д.) - 800 чел.

- Обучение в области информационных технологий (конструкторы, технологи специалисты БТЗ, и др. категории специалистов) - 200 чел.

- Обучение кадрового резерва - 10-15 чел.

- Обучение по президентской программе - 2-3 чел. (по решению высшего руководства)

- Обучение ряда руководителей посредствам инновационного бизнес образования - 10-15 чел.(менеджеры высшего звена)

- Повышение квалификации менеджеров среднего и низшего звена

а) Начальники цехов - 2 группы (первая группа из вновь назначенных, вторая группа - с опытом работы 2-3 года) - 20 чел.

б) Мастера и старшие мастера—2 группы (сформированы из подразделений с высокой интенсивностью работы) - 50 чел.

Обучение руководителей и специалистов по другим направлениям будет проводиться в соответствия с потребностями производства.

В последующие 2009-2010 годы подготовка, переподготовка, обучение второй, смежной профессии и повышение квалификации рабочих будет проводиться в соответствии с требованиями планируемого периода по отдельному распорядительному документу.

 

Заключение

 

Структура организации как система норм и статусов становиться рабочим компонентом предприятия только после насыщения ее сотрудниками, усилиями которых реализуются цели организации, создаются ее продукты. Обеспечение качественного комплектования кадрами и осуществление контроля соответствия кадрового состава организации стоящим перед ней целям – функции службы управления персоналом. Публикации по управлению человеческими ресурсами свидетельствуют, что в настоящее время усиливается стратегический подход к управлению персоналом. Ориентированная на долгосрочную перспективу стратегия УЧР использует множество рычагов воздействия: оплату труда, проектирование работы, связь, отбор, обучение и тренинги, а также условия труда.

В настоящей работе был рассмотрен анализ процесса и технологии отбора и найма персонала, рассмотрен опыт решения задач качественного комплектования кадрами организации, в том числе показан конкретный пример на службе персонала компании ЗАО УК «Курский машиностроительный завод». Исследование технологии отбора и найма персонала в компании ЗАО УК «Курский машиностроительный завод» позволяет сделать вывод о достаточной эффективности и обоснованности применения конкретных источников, методов и критериев отбора персонала в соответствии с HR-стратегией организации. Отделом по управлению персоналом предприятия четко выделены задачи и этапы деятельности по комплектованию кадрами предприятия, учтены все основные аспекты организации и осуществления отбора и найма персонала, начиная с анализа потребности в кадрах, построения «профессионального портрета» кандидата для каждой позиции (должности, вида деятельности) и выбора источника поиска персонала, заканчивая методами оценки профессиональных, личностных и мотивационных характеристик соискателей. Разработана система приоритетов при выборе конкретных вариантов действий, связанных как с определением источников привлечения кадров, так и с отбором персонала в соответствии с критерием ресурсов времени, стоимости, качества. Отбор персонала включен в список важнейших задач управления человеческими ресурсами, он рассматривается как неотъемлемая составляющая практики комплексного управления качеством, так как выполнение работы персоналом оценивается с позиции его вклада в реализацию стратегических целей организации. Важно создать в коллективе атмосферу работы без страха, помогающую работникам чувствовать ответственность не только за свою работу своего предприятия в целом.

Можно сделать вывод, что на примере отдела по управлению персоналом ЗАО УК «БМЗ» четко прослеживаются наличие и реализация всех функций управления:

 

Функции управления Средства воздействия
Целеполагание Определение потребности в персонале, реализация стратегических целей предприятия
Стратегополагание Сбор информации о потребностях, наличии персонала
Планирование Планирование потребности в персонале, прогноз развития персонала
Организация Организация работы с персоналом, налаживание коммуникаций, сбор и распространение информации о персонале
Координация Согласование действий руководства прочих структурных подразделений предприятия по стратегическому управлению персоналом в целом, создание и работа с кадровым резервом
Мотивация Изучение потребностей рабочих и служащих, разработка системы мотивации и стимулирования персонала, ее реализация
Контроль Нормы, правила, инструкции, их разработка, применение, контроль

 

Перестройка деятельности кадровой службы должна осуществляться в следующих направлениях:

- широкое внедрение активных методов поиска и целенаправленной подготовки персонала;

- упрощение и оптимизация системы приема/оформления на работу;

- внедрение новых методов работы, обучение и повышение квалификации работников кадровой службы, укрепление материальной базы, насыщение компьютерами, оргтехникой, доработки электронной базы и связи со всеми подразделениями завода;

- планомерная работа с руководящими кадрами, с резервом для выдвижения, которая должна строиться на таких организационных формах, как планирование деловой карьеры, подготовки кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, результатам социально-психологических исследований социологом кадровой службы, ротационное передвижение руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях.

Основные усилия кадровой службы должны быть направлены на:

- комплектование завода кадрами рабочих и служащих требуемых профессий в соответствии с целями, стратегией, профилем подразделений предприятия;

- разработку кадровой политики и кадровой стратегии предприятия;

- планомерную работу по созданию резерва для выдвижения на основе организационных форм как планирование деловой карьеры, ротационное передвижение специалистов, стажировка на соответствующих должностях;

- организацию и проведение аттестации работников;

- проведение работ по обновлению научно-методического обеспечения кадровой работы, изучение опыта работы других предприятий;

- контроль исполнения руководителями подразделений законодательных актов, приказов и распоряжений директора по вопросам кадровой политики;

- проведение социально-психологических исследований с целью своевременного влияния на климат в трудовых коллективах, предотвращения конфликтных ситуаций, создания условий для раскрытия творческого потенциала работников;

- создание картотеки рабочих уникальных профессий.

Начальникам цехов и отделов, инженерам по работе с кадрами с целью улучшения закрепляемости кадров уделять особое внимание вновь принятым работникам, установив контроль за их занятостью, условиями труда, заработной платой. Обеспечить персональную ответственность руководителей, всего линейного персонала за сохранение рабочих, специалистов и особенно уникальных специалистов.



Список используемой литературы

 

1. Акимова Т.А. Теория организации: Уч.пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003. – с. 367

2. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Юрист, 1994 – 241с.

3. Виханский О.С., Наумова А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2001 – 432с.

4. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003. – с. 286

5. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Отела – Л, 2004 – 360с.

6. Мескон М. Основы менеджмента - М.: изд. «Дело», 1998. - с. 800

7. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПб: Питер, 2002. – с. 512

8. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник для вузов – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – с. 256

9. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/под ред. Д.Д. Вачугова – М.: Высш. школа, 2001. – с. 367

10. Русинов Ф.М. Менеджмент. Учебник для ВУЗов - М.: НД ФБК-Пресс, 1999. - с. 504

11. Теория организации: Учебник для вузов - М.: изд-во «Экономика», 2003. – с. 431

12. Теория управления. Учебник/под общ. ред. А.Л. Гапоненко – М.: Изд-во РАГС, 2005. – с. 558

Содержание

 

Введение

1. Исследование функций в системе управления

1.1 Содержание и классификация функций управления

1.2 Исследование систем управления

2. Исследование функций и рейтинга задач отдела по управлению персоналом ЗАО УК «Курский машиностроительный завод»

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия ЗАО УК «Курский машиностроительный завод»

2.2 Организация работы отдела по управлению персоналом ЗАО УК «Курский машиностроительный завод»

2.3 Анализ кадровой политики и структуры кадров

2.4 Набор и мотивация персонала

Заключение

Список используемой литературы



Введение

 

Россия переживает сейчас сложный период становления новой системы экономических отношений. Объективные условия изменения и развития всех форм собственности, возникновение наемного труда, расширение и усложнение внешнеэкономических связей потребовали иных, чем прежде способов управленческой деятельности. Все большее число людей понимает необходимость преодоления старых директивных методов руководства и перехода к широкому использованию предприимчивости, инициативы, разумному сочетанию частного и государственного интересов. Возможности этого в новой системе рыночных отношений, безусловно, есть. Управление производством и людьми в нашей стране требует нового подхода, учитывающего сложившиеся условия и обстановку. Управленческие решения предпринимательской деятельности основываются на плановой, нормативной, технологической, учетной и аналитической информации. Контроль и регулирование – основные функции управления – реализуются в сопоставлении плановых данных и сведений оперативного учета. Оценка результатов управленческих решений и ответственность за их исполнение производится по данным внутренней отчетности. Планирование и координация будущего развития предприятия базируются на аналитических расчетах, с использованием специфических приемов.

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы. С учетом приоритетности каждая из основных функций выступает критерием выделения функционального менеджмента как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций выражает системное представление и законченность процессов управления любой социальной и социально-экономической системы.

Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть содержание основных функций менеджмента через базовые средства воздействия.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной курсовой работы – систематизируя теоретические основы практики управления, исследовать функции в системе управления и их влияние на формирование задач структурного подразделения предприятия на примере деятельности отдела по управлению персоналом предприятия ЗАО УК «Курский машиностроительный завод».

Задачи исследования:

- изучение теоретических основ процесса исследования систем управления;

- анализ функций и задач решаемых отделом по управлению персоналом;

- анализ и оценка кадровой политики ЗАО УК «Курский машиностроительный завод».

Методами исследования в курсовой работе являются: анализ экономических, правовых, статистических источников литературы; эмпирический. Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Веснина В.Р., Виханского О.С., Стояновой Е.В. и др. Также при написании работы использовались научные труды по данной теме; учебники и учебные пособия; монографии; литература экономистов и психологов теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.



Исследование функций в системе управления

Содержание и классификация функций управления

 

Изучение процесса управления с точки зрения его функций - это ключ к раскрытию содержания управленческой деятельности, позволяющий на ряду с прочим сформировать структуру и организацию системы управления. В самом общем виде категория «функция управления» выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления управляемую систему. Эта категория широко используется в теории и на практике. Функции управления определяют специфику деятельности, направленной на организацию мероприятий по управлению объектом - социально-экономическими процессами. Смысл функций управления зависит от контекста, в котором рассматривается управленческая деятельность. В любом случае функции управления всегда выражают содержание управленческого воздействия, т.е. сущность управленческих отношений. Функции управления - это проявление его сущность в действии. Комбинация функций лежит в центре системы управления (схема 1) [5, с. 84-95].

 

Субъект управления

 

 

 

Объект управления

       

 

       

Законы управления

 

Отношения управления

 

Принципы управления

                   
     

Функции управления

     
       

 

       
структура   методы  

информация

  техника   кадры
       

 

       
     

Процесс управления

     
                   

Схема 1 – Место категории «функции управления» в управленческом процессе


Возникновение функций управления - результат кооперации и разделения у правленческого труда, позволивший существенно увеличить его продуктивность. Степень разделения общественного труда всегда являлась ведущим фактором развития общества. «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, - писал в свое время А. Смит, - явились... следствием разделения труда». Для простого труда было достаточно общего управления. Однако в процессе развития производства простое кооперированное звено специализируется, что создает условия и предпосылки для выделения специализированных видов управленческой деятельности - функций управления. Такая специализация создает условия для осуществления управленческой деятельности более квалифицированно и более эффективно.

Один из первых исследователей функций управления, не дал четкого определения функции управления - Файоль А. выделил следующие из них: предвидение, планирование, организацию, координацию, контроль. В американской школе управления наиболее распространено признание четырех основных функций управления, к которым относятся: планирование, организация, стимулирование, контроль.

Российская школа управления выделяет следующие основные функции: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, коммуникацию, принятие решений [5, с. 84-95].

Наиболее общая классификация функций управления представлена в таблице 1. При практическом осуществлении той или иной функции управления используются определенные наборы средств воздействия на объекты управления (табл. 2). Общее признание в теории управления получили следующие основные положения:

- выделение в управлении отдельных функций — это объективный процесс, обусловленный развитием производства и усложнением его управления;

- естественно-научной основой формирования и развития функций управления является разделение общественного труда вообще и в сфере управленческой деятельности в частности;

- движущей силой трансформации функций управления на всех этапах общественного развития была и остается необходимость повышения эффективности управленческого труда и управляемой системы.

 

Таблица 1 - Классификация функций управления

Критерий классификации № п/п Состав функций управления
1. Содержание управленческой деятельности 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. Предвидение (планирование) Организация Активизация (мотивация, стимулирование) Контроль Координация Регулирование Исследование
2. Организационная роль функции 2.1. 2.2. Функции интеграции (объединения) Функции дифференциации (разделения, выделения обособления, специализации)
3. Направление деятельности 3.1. 3.2. Интрафункции Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)
4. Сферы развития объекта управления 4.1.   4.2.   4.3.   4.4. Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.) Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.) Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др.) Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.)
5. Этапы производственного процесса 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. Управление подготовкой производства Управление процессом производства Управление обеспечением производства Управление процессами реализации продукции
6. Тип производства 6. Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства
7. Масштаб времени 7.1. 7.2. 7.3. Стратегическое управление Текущее (тактическое) управление Оперативное управление
8. Этапность процесса управления 8.1. 8:2. 8.3. 8.4. Целеполагание Определение ситуации Определение проблемы Решение
9. Основные факторы производственного процесса 9.1. 9.2. 9.3. Управление продуктом Управление персоналом Управление информацией

 

Важно отметить, что функции управления объективно обусловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями.

 

Таблица 2 - Основные функции управления и средства воздействия

Функции управления Средства воздействия
Целеполагание Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, результаты, информация
Стратегополагание Информация
Планирование Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план
Организация Процесс, система, структура, технология, ресурсы, коммуникации, информация, метод
Координация Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость
Мотивация Потребность, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль
Контроль Нормы, правила, инструкции, технология, анализ
Регулирование Регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензия, информация
Оценка принятие решений Показатели, критерии, процедуры, экспертиза

 

Выбор и совершенствование организационной структуры управления, организация управления и особенно разделение управленческого труда, использование методов и средств управления, информационных технологий, подготовка и расстановка кадров и др. осуществляются в зависимости от состава и содержания функций управления. В совокупности функции управления представляют собой содержание процесса управления и отображают характер труда персонала управления. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий.

Таким образом, функции управления - это специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения управленческого труда, выражающее его содержание в действии и направленные на достижение поставленной цели [5, с. 84-95].

А. Файоль обозначил совокупность выделенных им функций (предвидение, планирование, организация, координация, контроль) административной функцией. Последующие поколения исследователей функций управления предлагали самые различные признаки (критерии) их классификации. При всем многообразии подходов общим является то, что:

а) необходимо различать функции управления, функции органов управления и функции управленческого персонала;

б) функции управления первичны и являются исходными для определения функций органов управления и управленческих кадров;

в) все функции управления взаимосвязаны, взаимообусловлены и отражают внутреннюю логику формирования системы управления.

Поскольку управление — это процесс непрерывных, взаимосвязанных, целенаправленных управленческих воздействий, то необходимо и достаточно выделять следующие функции управления: анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, принятие решений, организация, координация, мотивация и стимулирование, коммуникация, учет и контроль.

Анализ - управленческая деятельность познавательного характера. Это необходимая и исходная предпосылка принятий управленческого решения. Сущность анализа заключается в выявлении причинно-следственных связей в системе управляемого объекта и определение методов воздействия на эти связи в целях повышения эффективности его функционирования и развития. Анализ предшествует выполнению всех основных функций управления, которые базируются на нем, черпают в его результатах информацию, причинно-следственные связи, закономерности, оценки, прогнозы и т.п.

Планирование (в широком смысле слова) - это управленческая деятельность, которая интегрирует в себе функции целеполагания, прогнозирования (включая анализ), принятия решений. Целеполагание - это исходный пункт управленческих воздействий. Прогнозирование (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) - вероятностная оценка развития объекта управления в будущем, научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта управления в будущем при различных вариантах изменения метапространства. Планирование (в узком смысле) представляет собой деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: что должно быть сделано? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за это отвечает?

На микроуровне (организация) результатом планирования выступает система бизнес-планов, краткосрочных оперативных программ, содержащих прогнозируемые плановые показатели и конкретные меры по их достижению. На макроуровне планирование (индикативное) является важнейшей формой государственного регулирования развития объектов управления. В более общем плане функция планирования отвечает на три основных вопроса: В каком состоянии находится объект управления в настоящее время? Куда он должен двигаться? Как обеспечить движение к поставленной цели? Следует отметить, что содержание функции «планирование» менялось во времени. В дореформенный период в нашей стране ключевым управленческим звеном было планирование. Разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: пятилетние, комплексные, затем приоритетным стало программирование, разработка программ. Программы разрабатывались вначале на общегосударственном уровне, затем на региональном и муниципальном, в т.ч. долго-, средне- и краткосрочные комплексные социально-экономические. Директивное планирование потеряло свое значение.

 

Определение целей

 

Анализ внешней среды

 

Определение сильных и слабых сторон развития

   
             

Корректировка целей и отклонений

 

Разработка плана достижения цели

 

Использование имеющихся преимуществ

   
             

Схема 2 - Цикл планирования развития объекта управления

 

Функция планирования остается важным инструментом управления и в условиях рыночной экономики. Цикл планирования развития объекта управления в условиях рыночной экономики представлен на схеме 2.

Как уже отмечалось, каждая функция управления реализуется в тесном взаимодействии с другими функциями. Это наглядно прослеживается в планировании, которое немыслимо без определенных организационных форм, без необходимой увязки показателей (элемент координации), без анализа, учета и контроля отклонений от намеченной цели.

Принятие решении - это управленческая деятельность по выбору субъектом управления для осуществления на практике (органом, должностным лицом) того или иного варианта поведения управляемых. По сути, управленческое решение - это властный императив, обязательный для исполнения или реализации. Такое управляющее воздействие весьма обстоятельно реализуется в процессах планирования, однако без нее невозможно обойтись и при осуществлении других функций управления. При этом решение имеет форму конкретного предписания к действию для объекта управления (приказ, план, инструкция и т.д.).

Организация - это управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом, распределение как функций исполнения управленческих решений, так и собственно функций управления. Организация обеспечивает основу рационального построения каждого конкретного органа управления, определения компетенции его структурных подразделений.

Координация - это управленческая деятельность, заключающаяся в обеспечении взаимосвязи и согласованности субъектов, объектов и процессов труда во времени и в пространстве. Координация создает условия для пропорционального и непрерывного функционирования системы управления за счет установления непрерывных связей между отдельными подразделениями организации и исполнителями.

Мотивация (и стимулирование) - это управленческая деятельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов (предметов потребностей, интересов) участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающая творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов. Реализация этой функции управления позволяет раскрыть потенциальные возможности персонала управления и повысить степень их использования.

Коммуникация - управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией и направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой. В более узком смысле это деятельность по управлению коммуникационными проблемами организации. Термин «коммуникация» используется также для обозначения совокупности приемов, методов, процедур, технологий, обеспечивающих эффективное информационное и эмоциональное взаимодействие между организацией и целевыми группами общественности. В связи с тем, что субъект и объект управления представляют собой тип структурированных отношений между людьми, эффективность управления в значительной степени зависит от качества коммуникационной системы.

Контроль - это управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей. Контроль представляет собой наблюдение за объектом и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами. Он позволяет осуществлять корректирующие воздействия на объект управления, обеспечивает эффективную реализацию поставленной цели. Контроль - важная функция реализации властных полномочий. Особая роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он служит средством осуществления обратных связей, своевременного принятия мер воздействия на управляемый объект, изменения планов или поставленных целей.

Регулирование - это управленческая деятельность по поддержанию режимов функционирования управляемой социально-экономической системы в сфере действия объективных законов и целей объемлющей (управляющей) системы, а также по обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций, достижения целей управляющей системы. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам, таким, как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта.

Содержание функции регулирования по уровням менеджмента изменяется в зависимости от уровня управления (например, уровень филиала или цеха). Чем выше уровень, тем в большей степени данной функции свойственна деятельность по обеспечению непрерывности производственных и обслуживающих процессов, поддержание движения материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков. В то же время через эту функцию проявляется непосредственная связь разных видов социального управления. Регулирование организации можно рассматривать как часть системы государственного регулирования социума в целом, но данная функция имеет и самостоятельное содержание.

Обеспечение корпоративности - эта относительно новая функция управления включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем. Предусматривается также формирование корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, осознание общности идей и интересов. Вся эта деятельность ориентирована не только вовнутрь фирмы, организации, но и вовне ее. Осуществление этой функции предполагает формирование корпоративной культуры, которая призвана способствовать широкому участию персонала в творческих процессах разработки и принятия управленческих решений.

С учетом специфики отраслей хозяйствования функции управления могут реализоваться в том или ином объеме различными субъектами управления в зависимости от сложившихся условий и моделей управления. При этом в рыночных условиях закрепляются не только функции, но и ресурсы, расходы, связанные с их реализацией. Полнота реализации функций управления прямо зависит от их ресурсного обеспечения [5, с. 84-95].

На основе вышеизложенного материала можно сформулировать следующие выводы

1. Выделение функций управления в процессе разделения управленческого труда объективно обусловленно необходимостью оптимизации управления.

2. Функция управления - это специфический вид управленческой деятельности, выражающая содержание воздействия на объект управления и направленная на достижение поставленной цели.

3. Содержание любой функции управления состоит в определении состава мероприятий/действий, направленных на оптимизацию процесса управления.

4. Функции управления весьма многогранны: анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, организация, координация, мотивация и стимулирование, коммуникация, учет и контроль. Все они имеют своими объектами воздействия как исполнительскую, так и собственно управленческую деятельность в процессе взаимодействия.

5. Логическая последовательность выполнения работ, определяемая функциональной структурой управленческого процесса, составляет сущность технологии управления.

6. Система управления - это такая система, в которой реализуются функции управления.

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.