НГТУ.
Перевод по
Истории экономики
Инатова Андрея
ФБЭ – 11
«Глава 14, 15.
Россия и независимые государства»
« Economic and Post-Soviet
Economic Structure
And
Performance »
Новосибирск 2001г.
Глава 14 Россия и независимые государства. Основные характеристики.
25 декабря 1991г. Советский флаг был спущен под Кремлём в Москве, что ознаменовало распад СССР, а также начало новой политической организации – СНГ. Кроме того Россия и СНГ сформированные из стран бывшего СССР, Прибалтийские государства (Латвия, Литва, Эстония), Грузия получили независимость. Говоря об этих начинаниях, важно знать и о действительности.
Хотя новая эра наступила в январе 1992 года, очевидно, что отвержение старых порядков началось раньше. Борис Ельцин продумал новые экономические соглашения для России еще в прошлом году.
Административно – командная система распалась, постепенно заменилась новыми соглашениями. Этот процесс был слишком медленным и болезненным. Дезинтеграция старых порядков проходила без одновременного ознакомления с новой политикой. Произошедший в результате распад, привел к неизбежному спаду производства товаров в прежних республиках.
Несмотря на современные трудности перехода, новые государства – продукт советского прошлого. Удивительно, что общий недостаток данных и отвержение реальных советских различий привели ученых в заблуждение по поводу региональных проблем. Хотя мы смогли оценить положение регионов (бывших советских республик), уровень жизни, экономические основы государств было трудно проанализировать, т.к. данный регион входит в состав единой страны. Рассматривая эту проблему с другой стороны, можно сказать, что всегда было трудно оценивать влияние советской системы и советских законов на последствия региональной экономики.
С исторической точки зрения, люди всегда оценивались критически к советской статистике. Очень важно учесть, что в новом устройстве нам не представлена точная статистика. А напротив, мы сталкиваемся с новыми цифрами из новых источников, а также с проблемами их применения. Эти новые проблемы ограничивают возможность заново сформировавшиеся независимое государство, особенно в начале декады.
Независимые государства начали процесс перехода от планов к настоящему рынку. Хотя эта глава сосредотачивает свое внимание на независимых государствах и русской экономике, также очень важно начать анализировать основные индикаторы, принадлежащие бывшим республикам.
Исходя из доказательства, представленные в таблице 14.1, можно сказать, что Россия и оставшиеся государства пользуются разными цифрами. Эти заново сформировавшиеся государства очень сильно отличаются друг от друга. По каждому представленному показателю- размеру, уровню экономического развития , индустриальной структуре. Например, судя по цене рубля в 1990 г. перед распадом СССР, в России насчитывается 61% от общего дохода рубля, чем в бывших республиках. Если к России добавить Украину, Белоруссию и Казахстан, эта часть возрастёт до 80%. Но даже эти цифры сомнительны; различия между новыми независимыми государствами громадны.
Таблица 14.1 Россия и независимые государства. Общая характеристика.
Государство | Население | % урбанизация | Территория (млн. га) | С\Х | Доход. руб. | Перемены в NMP (1991) |
Россия | 149.527000 | 74 | 1707.5 | 38 | 1074.7 | -11.0 |
Белоруссия | 10.374000 | 65 | 20.7 | 80 | 77.3 | -3.0 |
Украина | 51.940000 | 67 | 60.4 | 59 | 283.8 | -11.0 |
Молдова | 4.458000 | 47 | 3.4 | 85 | 22.3 | -12.0 |
Грузия | 5.571000 | 56 | 7.0 | 66 | 22.7 | -23.1 |
Армения | 3.416000 | 68 | 3.0 | 77 | 16.8 | -11.0 |
Азербайджан | 7.451000 | 54 | 8.7 | 77 | 25.9 | -10.3 |
Узбекистан | 21.627000 | 41 | 44.8 | 74 | 57.0 | -10.8 |
Туркменистан | 3.838000 | 45 | 48.8 | 78 | 12.8 | -10.6 |
Таджикистан | 5.680000 | 33 | 14.3 | 67 | 13.6 | -9.0 |
Казахстан | 17.104000 | 57 | 271.7 | 81 | 81.2 | -10.0 |
Кыргызстан | 4.568000 | 38 | 19.8 | 81 | 13.8 | -14.5 |
Эстония | 1.607000 | 72 | 4.5 | 58 | 13.4 | -10.0 |
Латвия | 2.729000 | 71 | 6.5 | 60 | 21.9 | -8.0 |
Литва | 3.789000 | 68 | 6.5 | 71 | 23.0 | -15.0 |
Различия могут быть объяснены изменениями в окружающей среде и географии. Присутствуют и большие различия в каждом социальном пространстве, которое только можно представить, полагая, что траектория бедующего экономического развития, будет отличаться от новых стран. Но есть и другая проблема. Насколько различия являются результатом длительного советского наследия, разделяемого всеми странами? Чтобы ответить на этот вопрос, прошлые советские системные установления и законы, в особенности, Советские региональные законы.
Переход: эра Б.Н. Ельцина.
В октябре 1991г. была провозглашена экономическая программа Ельцина. Это была агрессивная, сконцентрированная на стабилизации программа, давшая толчок приватизации. В ноябре экономический «Царь» Егор Гайдар был назначен на пост и легализация, концентрирующаяся на различных проблемах начала расширяться. Ельцин провел либерализацию цен в соответствии с законом от января 1992г. Сейчас мы знаем, что эта либерализация была драматична. Хотя там и присутствовали определенные проблемы, цены ни стали свободными. Начался резкий рост цен. Например, потребительская цена возросла на 8.1% в 1990г., 168.8 в 1991г., 2510% в 1992г. Хотя правительство увеличило средний оклад труда, настоящая месячная заработная плата возросла на 6.2% в 1990г., -12.4% в 1991г., -31.7% в 1992г. Эти показатели улучшились в 1992г. Хотя как видно позднее, улучшатся в последней неделе года.
Основой новой программы Ельцина стала приватизация. Национальное достояние было оценено, а сумма разделена между гражданами поровну. Каждому гражданину причитался приватизационный купон. После приватизации сельское хозяйство претерпело изменения. В фермерстве можно было выбрать 4 направления:
1.Сфрмировать ассоциацию независимых фермеров.
2.Стать АО и выпускать акции.
3.Стать кооперативом.
4.Поддерживать существующее фермерство.
В 1992 году приватизация развивалась очень медленно. Акции на частную собственность падали и возрастали.
В октябре 1992 года Российское правительство выпустило ваучеры (или как они назывались, приватизационные чеки) на 10000 руб. В то время, как средняя заработная плата в конце 1992г. составляла 12000 руб. Второстепенный рынок этих ваучеров быстро расширился весной 1993г. Ваучеры продавались и покупались по цене 4000 руб.
Конечно, были введены скидки. Скидки были введены с целью уверить население в необходимости приватизации. Проблема макроэкономической стабилизации явилась наиболее острым вопросом Ельцинской программы. В начале 1992г. Ельцин провозгласил, что налог на добавленную стоимость будет являться основным налогом в государственном бюджете.
Экономика и оборона.
Одни из спорных аспектов советской экономики являлась оборона, особенно размеры и ее рост. Многие соглашаются, что с 1991г. по 1993г. затраты на оборону были резко сокращены. Например, сокращение затрат на стратегическую оборону было на много больше, чем сокращение затрат на ВМФ. Мы предавали большое значение переходу Советского Союза в Россию в 90х, политические проблемы стали очень важными в России.
В стране, которая стремится к созданию демократических институтов, не удивительно, что там может присутствовать нестабильность.
Даже Б. Ельцин стремился удержать свою позицию на референдуме в апреле 1993г., провозглашением конституции (замена советской конституции 1977г.), которая вызывала разногласия.
Влияние государства резко сократилось и на замену резко пришли права человека.
В тоже время произошел упадок экспорта и импорта. Например, в 1990-92г. Российский экспорт упал на 50%, в то время как импорт снизился на 50%. Конечно чтобы удержать курс рубля, иностранная помощь была необходима. Западные обсуждения, уделяли большое внимание реформе и политической стабильности.
Россия нуждалась в помощи, в той помощи, которая бы не была направлена в политический процесс. Россия пришла к выводу, что она нуждается в западной технологии. Хотя проблема помощи привлекла много внимания на Западе, поставки помощи были ограничены.
Кроме того, хотя военная плотность наблюдалась и в новых государствах, основную роль играли Россия и Украина. В марте 1992г, был выпущен закон об использовании обороны с целью защиты производительной гражданской системы. Конечно, военная оборона была ограничена, что никак не отражалась на основной плотности.
Отношение к реформе.
Какое же отношение к реформе было у Россиян? Конечно, это очень важный вопрос, на который трудно ответить. Удивляет то, что, не смотря на безработицу и снижение заработной платы, люди поддерживали реформу.
Чтобы понять Российское отношение и отношение СНГ к экономической реформе нужно быть русским человеком. Даже во время СССР, государство задумывалось о состоянии экономики. Но рынки послужили толчком, для развития российской экономики, хотя изучая их многие экономисты разошлись во мнениях.
Так же в этой реформе расходились мнения у населения по отношению к приватизации. Люди очень боялись безработицы. Все эти и другие мнения основывались на личном благосостоянии человека.
Бывшие республики – ВЫВОДЫ
Все бывшие республики СССР, кроме России, всегда были на разных стадиях перехода к рынку. В заново сформировавшихся государствах, легализация была приготовлена для развития инфраструктуры рынка, через приватизацию следуя Российскому примеру отпуска цен на свободы, независимые государства проделывали тоже самое, хотя каждое было на разных стадиях развития.
В таблице 15.3 мы собрали необходимые для понимания статистики 15, с\х деятельности (стр14).
В этой главе, мы собрали всю информацию о советской реформе. Если мы скажем, что начало перехода, было в январе 1992, мы можем ошибиться, т.к. государства небыли еще полностью независимыми.
В 1991 году для многих заново образовавшихся государств экономическое положение ухудшилось, хотя это нельзя сказать о всех государствах. Если к примеру взять Туркменистан, Узбекистан и Азербайджан, то их с/х деятельность пришла в упадок. В 1991г. Казахстан отличился экономической деятельностью, хотя производительность с\х резко снизилась.
В таблице 13.1 мы представили факторы экономических изменений в СНГ в 1990-1991г.
Что там?
В этой главе мы обсудили переход от плана к рынку в России. Мы вывели, что бывший СССР, еще находится в первой декаде развития
Таблица 15.3
Бывшие советские республики: показатели деятельности
Страна | 1985 | 1990 | 1991 |
Азербайджан |
| ||
Индустриальная производительность | 12.3 | 12.2 | 12.7 |
С\Х производительность | 4.1 | 3.5 | 3.6 |
Армения |
| ||
Индустриальная производительность | 7.9 | 7.0 | 6.6 |
С\Х производительность | 1.4 | 1.0 | 1.1 |
Белоруссия |
| ||
Индустриальная производительность | 32.2 | 41.6 | 40.7 |
С\Х производительность | 12.0 | 11.9 | 11.5 |
Казахстан |
| ||
Индустриальная производительность | 30.3 | 35.0 | 35.2 |
С\Х производительность | 13.8 | 15.7 | 14.4 |
Киргизстан |
| ||
Индустриальная производительность | 5.5 | 6.5 | 6.5 |
С\Х производительность | 2.6 | 3.0 | 2.8 |
Молдова |
| ||
Индустриальная производительность | 8.9 | 10.9 | 10.1 |
С\Х производительность | 4.5 | 4.4 | 3.9 |
Россия |
| ||
Индустриальная производительность | 484.0 | 550.0 | 506.0 |
С\Х производительность | 95.6 | 102.1 | 97.3 |
Страна | 1985 | 1990 | 1991 |
Таджикистан |
| ||
Индустриальная производительность | 4.6 | 5.4 | 5.3 |
С\Х производительность | 2.4 | 2.4 | 2.1 |
Туркменистан |
| ||
Индустриальная производительность | 4.1 | 5.0 | 5.2 |
С\Х производительность | 2.4 | 2.8 | 2.1 |
Узбекистан |
| ||
Индустриальная производительность | 21.9 | 25.9 | 26.4 |
С\Х производительность | 10.2 | 11.1 | 10.5 |
Украина |
| ||
Индустриальная производительность | 140.0 | 162.0 | 154.0 |
С\Х производительность | 47.1 | 49.0 | 43.2 |
Таблица 15.1 Независимые государства бывшего Советского Союз: экономика.
Но что будет потом? Во-первых, рыночные институты расширяются и шок от реформ будет менее заметен.
Во-вторых, любые улучшения в экономической сфере предсказаны политической стабильностью. В-третьих, районные различия были, и будут оставаться на повестке дня. Кроме того, они будут происходить из факторов, которые влияют на население.
В-четвертых, в то время как наши показатели экономической деятельности концентрировались на с\х и индустриальной производственной программе, наш анализ поможет дать полное описание уровню жизни людей.
НГТУ.
Перевод по
Истории экономики
Инатова Андрея
ФБЭ – 11
«Глава 14, 15.
Россия и независимые государства»
« Economic and Post-Soviet
Economic Structure
And
Performance »
Новосибирск 2001г.
Глава 14 Россия и независимые государства. Основные характеристики.
25 декабря 1991г. Советский флаг был спущен под Кремлём в Москве, что ознаменовало распад СССР, а также начало новой политической организации – СНГ. Кроме того Россия и СНГ сформированные из стран бывшего СССР, Прибалтийские государства (Латвия, Литва, Эстония), Грузия получили независимость. Говоря об этих начинаниях, важно знать и о действительности.
Хотя новая эра наступила в январе 1992 года, очевидно, что отвержение старых порядков началось раньше. Борис Ельцин продумал новые экономические соглашения для России еще в прошлом году.
Административно – командная система распалась, постепенно заменилась новыми соглашениями. Этот процесс был слишком медленным и болезненным. Дезинтеграция старых порядков проходила без одновременного ознакомления с новой политикой. Произошедший в результате распад, привел к неизбежному спаду производства товаров в прежних республиках.
Несмотря на современные трудности перехода, новые государства – продукт советского прошлого. Удивительно, что общий недостаток данных и отвержение реальных советских различий привели ученых в заблуждение по поводу региональных проблем. Хотя мы смогли оценить положение регионов (бывших советских республик), уровень жизни, экономические основы государств было трудно проанализировать, т.к. данный регион входит в состав единой страны. Рассматривая эту проблему с другой стороны, можно сказать, что всегда было трудно оценивать влияние советской системы и советских законов на последствия региональной экономики.
С исторической точки зрения, люди всегда оценивались критически к советской статистике. Очень важно учесть, что в новом устройстве нам не представлена точная статистика. А напротив, мы сталкиваемся с новыми цифрами из новых источников, а также с проблемами их применения. Эти новые проблемы ограничивают возможность заново сформировавшиеся независимое государство, особенно в начале декады.
Независимые государства начали процесс перехода от планов к настоящему рынку. Хотя эта глава сосредотачивает свое внимание на независимых государствах и русской экономике, также очень важно начать анализировать основные индикаторы, принадлежащие бывшим республикам.
Исходя из доказательства, представленные в таблице 14.1, можно сказать, что Россия и оставшиеся государства пользуются разными цифрами. Эти заново сформировавшиеся государства очень сильно отличаются друг от друга. По каждому представленному показателю- размеру, уровню экономического развития , индустриальной структуре. Например, судя по цене рубля в 1990 г. перед распадом СССР, в России насчитывается 61% от общего дохода рубля, чем в бывших республиках. Если к России добавить Украину, Белоруссию и Казахстан, эта часть возрастёт до 80%. Но даже эти цифры сомнительны; различия между новыми независимыми государствами громадны.
Таблица 14.1 Россия и независимые государства. Общая характеристика.
Государство | Население | % урбанизация | Территория (млн. га) | С\Х | Доход. руб. | Перемены в NMP (1991) |
Россия | 149.527000 | 74 | 1707.5 | 38 | 1074.7 | -11.0 |
Белоруссия | 10.374000 | 65 | 20.7 | 80 | 77.3 | -3.0 |
Украина | 51.940000 | 67 | 60.4 | 59 | 283.8 | -11.0 |
Молдова | 4.458000 | 47 | 3.4 | 85 | 22.3 | -12.0 |
Грузия | 5.571000 | 56 | 7.0 | 66 | 22.7 | -23.1 |
Армения | 3.416000 | 68 | 3.0 | 77 | 16.8 | -11.0 |
Азербайджан | 7.451000 | 54 | 8.7 | 77 | 25.9 | -10.3 |
Узбекистан | 21.627000 | 41 | 44.8 | 74 | 57.0 | -10.8 |
Туркменистан | 3.838000 | 45 | 48.8 | 78 | 12.8 | -10.6 |
Таджикистан | 5.680000 | 33 | 14.3 | 67 | 13.6 | -9.0 |
Казахстан | 17.104000 | 57 | 271.7 | 81 | 81.2 | -10.0 |
Кыргызстан | 4.568000 | 38 | 19.8 | 81 | 13.8 | -14.5 |
Эстония | 1.607000 | 72 | 4.5 | 58 | 13.4 | -10.0 |
Латвия | 2.729000 | 71 | 6.5 | 60 | 21.9 | -8.0 |
Литва | 3.789000 | 68 | 6.5 | 71 | 23.0 | -15.0 |
Различия могут быть объяснены изменениями в окружающей среде и географии. Присутствуют и большие различия в каждом социальном пространстве, которое только можно представить, полагая, что траектория бедующего экономического развития, будет отличаться от новых стран. Но есть и другая проблема. Насколько различия являются результатом длительного советского наследия, разделяемого всеми странами? Чтобы ответить на этот вопрос, прошлые советские системные установления и законы, в особенности, Советские региональные законы.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.