(в % от общего числа заданий)
Название пробы | Испытуемые | Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок | с 1-ой ошибкой | с ошибками и помощью | выраженные ошибки | недоступно | ||
Память | Дети с ОНР | 48,2 | 37,2 | 14,6 | — | — |
Дети с N речью | 93 | 7 | — | — | — | |
Восприятие | Дети с ОНР | 15,5 | 61 | 15,5 | 8 | — |
Дети с N речью | 73 | 27 | — | — | — | |
Внимание | Дети с ОНР | 13 | 65,3 | 21,7 | — | |
Дети с N речью | 84 | 16 | — | — | — |
Экспериментальное исследование выявило у детей с ОНР значительные нарушения произвольного внимания, о чем свидетельствует то, что для выполнения заданий детям с патологией речи требуется больше времени, чем детям с нормальным речевым развитием.
Результаты экспериментов показали, что качественная характеристика выполнения заданий позволила выявить гораздо более низкий уровень выполнения задания в условиях словесной инструкции. Например, при выполнении корректурной пробы, абсолютно правильного решения этого задания нет ни у одного ребенка с ОНР, в то время как у их здоровых сверстников высокую оценку получило большинство детей. Лишь у некоторых здоровых детей были допущены 1-2 ошибки, и столько же ошибок отмечается у половины дошкольников с ОНР. При этом выполнение в медленном темпе с большим числом ошибок (3- 4) наблюдается только у детей с ОНР.
В результате экспериментального исследования внимания выяснено, что дети с ОНР инструкцию воспринимают неточно, фрагментарно; им трудно сосредоточить свое внимание на анализе условий задания и поиске возможных способов и средств его выполнения.
Кроме того, все виды контроля являются значительно нарушенными. Задания выполняются детьми с ошибками, характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы. У детей 2-й группы ошибки возникали к концу выполнения задания, что можно объяснить быстрым утомлением, истощением нервной системы ребенка. Для таких детей характерна импульсивность, неустойчивость внимания, пропуски при выполнении корректурных проб.
У детей 1-й группы ошибки наблюдаются еще в самом начале выполнения проб. Им характерен медленный темп и, собственно, ошибки в решении заданий. Такие трудности этих детей можно связать с неточным восприятием инструкции экспериментатора, так как дети 1-й группы вычеркивали не те фигуры, которые задал экспериментатор. Для таких детей характерно снижение устойчивости и переключения внимания, а также более узкий объем внимания.
Таким образом, отмечались несущественные индивидуальные колебания внимания – нерезко выраженная неустойчивость внимания. В среднем около 20% детей контрольной группы допустили не более 2-х ошибок. Судя по полученным данным, познавательная деятельность детей контрольной группы отличалась осознанностью, гибкостью и обобщенностью. Лишь у 20 % детей отмечалась некоторая неустойчивость внимания.
Таблица 4
Суммарные результаты исследования внимания
(в % от общего числа заданий)
Название пробы | Испытуемые | Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок | с 1-ой ошибкой | с ошибками и помощью | выраженные ошибки | недоступно | ||
Устойчивость внимания | Дети с ОНР | 36,6 | 63,4 | — | — | — |
Дети с N речью | 84 | 16 | — | — | — | |
Объем внимания | Дети с ОНР | — | 80 | 20 | — | — |
Дети с N речью | 89 | 11 | — | — | — | |
Распределение и переключение внимания | Дети с ОНР | — | 62 | 38 | — | |
Дети с N речью | 80 | 20 | — | — | — |
У дошкольников с ОНР обнаружена продуктивность запоминания наглядного материала, в то же время отмечается снижение слухоречевой памяти, то есть уровень зрительной памяти несколько выше, чем уровень речевой памяти. Дети с ОНР заметно уступают своим нормально развивающимся сверстникам по всем показателям запоминания.
Ошибки дошкольников с ОНР выражаются в персеверациях слов; в наличии новых слов, близких по смыслу заданным; в пропуске сложных по слоговой структуре слов; а также слов, которые при перечислении находятся в середине ряда. Подобных ошибок у детей с нормальной речью не наблюдалось.
Зрительное и слуховое восприятие лежат в основе развития познавательной деятельности ребенка, играют огромную роль в обучении ребенка чтению, письму, грамоте, математике, рисованию, музыке. Слуховое восприятие у дошкольников с ОНР и их здоровых сверстников сохранно на все звуковые впечатления, кроме звуков человеческой речи. Именно эта специфическая невосприимчивость помешала детям с ОНР получить высокие результаты (оценки) при выполнении заданий (таб. 5).
Таблица 5
Суммарные результаты исследования запоминания зрительного
и словесного материала в констатирующем эксперименте
(в % от общего числа заданий)
Название пробы | Испытуемые | Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок | с 1-ой ошибкой | с ошибками и помощью | выраженные ошибки | недоступно | ||
Зрительная память | Дети с ОНР | 55 | 33 | 12 | — | — |
Дети с N речью | 100 | — | — | — | — | |
Слухоречевая память | Дети с ОНР | 21 | 50 | 29 | — | — |
Дети с N речью | 80 | 20 | — | — | — | |
Смысловая память | Дети с ОНР | 70 | 19 | 11 | — | |
Дети с N речью | 100 | — | — | — | — |
Способность к различению цветов у детей с ОНР приближена к возрастной норме. Но при назывании цветов, дети часто путаются, ошибаются, а в некоторых случаях отказываются (назвать) обозначить словом цвет, а особенно оттенки основных цветов.
У детей 1-й группы подобные трудности можно связать с их малым речевым и чувственным опытом, с нарушениями внимания и памяти. У детей с речевой патологией 2-й группы, как правило, названные особенности связаны со сниженной работоспособностью, быстрым утомлением.
Сравнение зрительного восприятия у детей с ОНР и с нормальным речевым развитием показало, что между ними выявляются существенные различия. Количественные соотношения зрительного восприятия сравниваемых групп представлены в табл. 6.
Результаты исследования восприятия пространства детей с ОНР сильно отличаются от результатов, полученных детьми с нормальной речью.
Таблица 6
Суммарные результаты исследований восприятия
(в % от общего числа заданий)
Название пробы | Испытуемые | Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок | с 1-ой ошибкой | с ошибками и помощью | выраженные ошибки | недоступно | ||
Слуховое восприятие | Дети с ОНР | — | 88 | 12 | — | — |
Дети с N речью | 60 | 40 | — | — | — | |
Цветоразличение | Дети с ОНР | 12 | 52 | 36 | — | — |
Дети с N речью | 90 | 10 | — | — | — | |
Зрительное восприятие (анализ и систез) | Дети с ОНР | 15 | 55 | 20 | 5 | 5 |
Дети с N речью | 45 | 55 | — | — | — | |
Восприятие пространства | Дети с ОНР | 41 | 41 | — | 18 | — |
Дети с N речью | 89 | 11 | — | — | — |
Дети с ОНР, как правило, верно, устанавливают пространственные отношения в практической деятельности и понимают их в экспрессивной речи. Правда, большему количеству детей этой группы по сравнению с нормально говорящими детьми был характерен медленный темп выполнения заданий. При этом у дошкольников с ОНР отмечались стойкие эхопраксии, хотя ошибки ими были замечены. Такие ошибки более свойственны детям 1-й подгруппы, детям с нарушениями познавательной деятельности, а не детям 2-й подгруппы, для которых характерно нарушение регуляции практической деятельности (таб. 6).
Вовремя исследования, у детей с ОНР отмечалась недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживалась замедленность, застревание на одной позе.
Дети с ОНР отставали от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространтвенно-временным параметрам, нарушали последовательность элементов действий, опускали его составные части (таб. 7).
Таблица 7
Показатели исследования общей и ручной моторики в констатирующем
эксперименте (в % от общего числа заданий)
Название пробы | Испытуемые | Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок | с 1-ой ошибкой | с ошибками и помощью | выраженные ошибки | недоступно | ||
Общая моторика | Дети с ОНР | 5 | 30 | 60 | 5 | — |
Дети с N речью | 95 | 5 | — | — | — | |
Ручная моторика | Дети с ОНР | — | 30 | 50 | 15 | 5 |
Дети с N речью | 90 | 10 | — | — | — |
Заключение
К.С. Аксаков писал: "Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.
Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.
В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае.
Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются выдвинутое Л.С. Выготским положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка, учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведенные А.Н. Гвоздевым и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО.
Результаты проведенных исследований подтверждают гипотезу констатирующего эксперимента о том, что на протекание интеллектуальных процессов и на их развитие у детей с ОНР отрицательно влияют слабая работоспособность и нарушение регуляции предметно-практической деятельности, а так же недостаточное развитие непосредственно познавательной деятельности.
У обследованных дошкольников с ОНР обнаруживается связь между состоянием изученных видов мышления и степенью сформированности знаний детей, подкрепленных житейским и чувственным опытом.
У большинства обследованных детей с ОНР образное и понятийное мышление, результаты которого внешне выражаются в невербальной форме, в целом, сохранно (задания на исследование сукцессивных и симультанных процессов, конструктивного мышления).
В наибольшей мере в данном случае страдают вербально - логические способности. В определенной степени нарушено выполнение заданий по исследованию операции обобщения. Не меньше страдают операции классификации и сравнения, особенно если требуется характерное возрастной норме грамматическое оформление.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у дошкольников с ОНР заметно снижены вербальная память (речеслуховая) и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими сверстниками. Дети с ОНР часто забывают сложные инструкции (из 3-4 ключей [просьб]), опускают некоторые элементы и меняют последовательность предложенных заданий.
Для детей с ОНР дошкольного возраста характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У них отмечается недостаточная его устойчивость, объем, ограниченные возможности распределения.
Экспериментальные исследования в сфере восприятия у всех детей с ОНР выявило серьезные недочеты сравнительно с развитием восприятия у нормально развивающихся детей этого же возраста. Обнаруживается неумение сосредоточить внимание на объекте, воспринимать достаточно долго. В большинстве случаев восприятие кратковременно и поверхностно.
В большинстве случаев, дети с ОНР, верно устанавливают пространственные отношения в практической деятельности, но в отдельных случаях дети все же испытывают значительные затруднения ориентировки в пространстве.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.