В работах, раскрывающих проблему ОНР у детей, было показано, что между нарушением устной речи и познавательной деятельностью существует непосредственная связь. Отсюда естественно было предположить у детей, имеющих недостатки произношения, словарного запаса и грамматического строя, возникновение определенных трудностей в развитии познавательной деятельности. Хотя неоднократные указания на недостатки психических процессов у детей с ОНР имелись в литературе, предметом специального исследования эти вопросы не являлись.
При исследовании состояния речевых и неречевых психических функций привлекались дети ОНР и дети с нормальным речевым развитием. Анализ ответов, беседы с воспитателем и логопедом позволил сделать вывод о том, что у большинства исследуемых детей качество выполненных заданий имеет непостоянный характер.
По особенностям состояния высших психических функций, предъявлявшихся в эксперименте заданий, все участвующие в нем испытуемые (дети с ОНР) разделялись на две группы.
У детей 1-й группы на первом плане выступает непосредственное недоразвитие познавательной деятельности. Недостатки познавательной деятельности детей 1-й группы можно объяснить наличием неблагоприятного анамнеза (родовая травма, асфиксия, заболевания нервной системы, травмы мозга в первые годы жизни); энцефалопатии (ПЭП) - собрание различной неврологической микросимптоматики (влияние пренатальных патогенных факторов); неблагоприятных условий в окружении и воспитании. Нарушения познавательной деятельности в этом случае выражаются в медленном темпе деятельности, более узком объеме внимания и кратковременной памяти, с преобладанием нарушений (недостатков) вербально-логического мышления, проявляющиеся в результатах выполнения различных заданий.
Можно предположить, что в раннем возрасте у испытуемых (дети с ОНР) не образовался тот опыт познания мира через моторно-тактильные ощущения, который является базой для чувственного познания нормально развивающегося ребенка (в анамнезе описанных мною случаев почти всегда есть указания на задержку психомоторного развития). Но основным дефектом у испытуемых все же является запоздалое и неполноценное включение речи в развитие. В период раннего дошкольного возраста, когда идет бурный процесс познания окружающего, речь с каждым днем принимает в этом процессе все более активное участие. Слово, начинает, играть существенную роль в смысле способа расширения опыта ребенка.
Дети 2-й группы характеризуются преобладанием функционально- динамических нарушений мыслительной деятельности. Это понятие подразумевает большую вариативность указанных нарушений у одного и того же ребенка в зависимости от его общего состояния.
Одновременно дети могли хорошо справиться с выполнением даже сложного задания, и допустить ошибки в более простом. Можно предположить, что причиной таких противоречивых результатов является состояние работоспособности ребенка в данный момент. Такое непостоянство проявлений работоспособности детей с ОНР можно объяснить воздействием натальных патогенных факторов, влияющих на нервно-психическое состояние ребенка (срок наступления родов, гипоксия, асфиксия).
Следствием наличия этих факторов являются выраженные эмоциональные нарушения (повышенная возбудимость типа «короткого замыкания», импульсивность, неуправляемость аффекта, с недостаточной критикой и памятью на происшедшее; выраженная утомляемость, отвлекаемость, истощаемость, недостаточность доступного сосредоточения); психомоторные нарушения; соматические расстройства (легко возникают воспалительные и простудные явления); нарушения поведения, изменения характера.
Таким образом, ведущим фактором в структуре нарушений высших психических функции детей 2-й группы являются нарушения регуляции деятельности и работоспособности ее выполнения. Детям этой группы свойственны неустойчивое активное внимание, повышенная истощаемость, инертность и замедленность всех психических процессов, сочетающимися с относительно высоким уровнем познавательной деятельности. Но при нарастании утомления и отсутствии спокойных условий для выполнения задании качество их деятельности резко ухудшается. У них быстро наступает нервное истощение, ослабление, как памяти, так и внимания, выявляется недостаточность развития мышления в целом.
Результаты исследования определили, что наиболее низкие показатели дошкольники с ОНР обеих групп обнаружили в сфере вербально – логических способностей. Однако, после помощи, организации внимания, эмоционального подкрепления, они, как правило, справляются с заданием.
Логические операции сравнения и классификации детям с ОНР доступны, если не требуется сложного грамматического оформления. Но в то же время они, в среднем, отстают от детей с нормальной речью по большинству исследуемых параметров. В пробе на исследование операции классификации (субтест «Назови лишнее слово») правильные ответы дали лишь 70 % дошкольников с ОНР, в то же время, как их сверстники с нормальной речью- 100 %. При этом 30% детей с ОНР чаще делали ошибки, но активно использовали помощь экспериментатора.
Результаты исследования операции сравнения показали, что правильное выполнение пробы характерно у 40 % детей с ОНР и 100 % детей с нормальной речевым развитием. Вместе с тем, медленный темп выполнения был отмечен у 20% здоровых детей и у 40% детей с ОНР. 60% дошкольников с ОНР выделяли общие признаки исключительно на конкретном, формальном уровне. Основным параметром сравнения у дошкольников с ОНР являлась цветовая характеристика сравниваемых объектов, а у их сверстников без речевой патологии к вышеназванному параметру добавлялись такие характеристики, как форма, порядок расположения, направленность и др.
Трудным для них является переход от сигнификативной функции слова к обобщающей (субтест «Назови одним словом»).
В наибольшей же мере выражена неполноценность усвоения и воспроизведения вербализованных знаний, не подкрепленных опытом ребенка (опросник Керна-Йирасека). Правильные ответы этого опросника отмечаются лишь у 10% дошкольников с ОНР, при этом им характерен медленный темп выполнения задания, тогда как у детей с нормальным речевым развитием - 100%. Также нестойкие ошибки в ответах опросника Керна-Йирасека отмечены у 70 % дошкольников с ОНР, и у 20% детей с ОНР выявлено наличие выраженных пробелов в знаниях, основанных на их речевом опыте (табл.1, 2).
Таблица 1
Суммарные результаты исследований понятийного мышления
(в % от общего числа заданий)
Название пробы | Испытуемые | Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок | с 1-ой ошибкой | с ошибками и помощью | выраженные ошибки | недоступно | ||
Вербальное мышление | Дети с ОНР | — | 16 | 75 | 9 | — |
Дети с N речью | 55 | 45 | — | — | — | |
Сравнение | Дети с ОНР | — | 40 | 60 | — | — |
Дети с N речью | 80 | 20 | — | — | — | |
Обобщение | Дети с ОНР | — | 70 | 30 | — | — |
Дети с N речью | 75 | 25 | — | — | — | |
Классификация | Дети с ОНР | 10 | 60 | 30 | — | — |
Дети с N речью | 90 | 10 | — | — | — |
У 65-70 % детей сравниваемых групп отмечалось правильное выполнение большей части заданий, не требующих вербального выражения (субтест «Понимание сюжетных и последовательных картинок», субтест «Составление фигуры из палочек»). В большинстве случаев, дети с ОНР и здоровые дети самостоятельно находили средства коррекции и лишь иногда с помощью экспериментатора (10 %).
При исследование конструктивного мышления (субтест «Составление фигуры из палочек») оценка правильного выполнения задания у дошкольников с ОНР превышает среднюю возрастную норму (таб.2.).
Таблица 2
Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.