ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Поэтому проблема государственной поддержки малых и средних предприятий в настоящее время является наиболее актуальной.

При этом очень важную роль играет кредитная поддержка малого и среднего бизнеса. Не секрет, что практически каждому, кто решил заняться предпринимательской деятельностью, приходится сталкиваться с финансовыми проблемами. Банки дают кредиты только под залог имущества. А что может заложить начинающий предприниматель, если у него ни основных, ни оборотных средств еще нет? Эту проблему следует решать на федеральном уровне. Но отчасти ее можно было бы снять, создавая общества взаимного кредитования малых предприятий, где будут аккумулироваться отчисления от доходов всех участников.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция) [8,c.292].

Особого внимания заслуживает американский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса. США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и средний бизнес. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый и средний бизнес в США – не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. [10]. Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. 90 % жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. Малые и средние предприятия действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг.

Важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Администрация по делам малого бизнеса (SBA) представляет малым и средним предприятиям гарантии по кредитам. Помимо этого предлагается широкая гамма способов финансирования – от микрозаймов до кредитов на покрытие крупного долга. Центры развития малого бизнеса оказывают множество видов услуг, связанных с конкретными проектами в различных сферах (от бизнеса на дому до мореходства и международной торговли), а также техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок на получение займов. В бизнесе, принадлежащим женщинам, в США занято более 9 млн. человек. Их вклад в экономику достигает 1,15 трлн. долл. Темпы роста таких предприятий сегодня превышают общенациональные. SBA создала более 90 центров женщин-предпринимателей.

Одно из важнейших направлений деятельности SBA – правовая защита интересов малого и среднего бизнеса. Для этих целей в ее структуре в 1978 г. был создан отдел адвокатуры, глава которого назначается президентом США, утверждается Конгрессом и подотчетен только им. Адвокатура наделена полномочиями защищать интересы и права малого бизнеса в законодательных и процедурных инициативах Федерального правительства[8,c.268-270]. Следует отметить, что отдел адвокатуры постоянно исследует деятельность малого бизнеса США и среду его обитания. В 1996 г. в SBA образован отдел арбитража, задачи которого определены законом об усилении справедливого регулирования малого и среднего бизнеса. В различных регионах страны им проводятся слушания, нацеленные на повышение эффективности малого бизнеса. Отдел отчитывается перед Конгрессом и выступает в качестве связующего звена между малым бизнесом и федеральными структурами. Под эгидой SBA весьма эффективно работает Институт в Интернете. Начинающие предприниматели и студенты, готовящиеся открыть собственное дело, могут пройти в нем бесплатную подготовку, воспользоваться информационными ресурсами. Совместными усилиями SBA и Министерства торговли открыто 19 центров содействия экспорту, осуществляющих предварительный отбор кандидатов на получение капитала для реализации экспортно-ориентированных проектов. Кроме того, они кредитуют внешнеторговые операции малого бизнеса. Вебсайт SBA еженедельно практикует 17 млн. посещений, в ее интернет-библиотеке размещены статистика финансовых заимствований, доклады об ущербе, результаты многочисленных исследований отдела адвокатуры, учебные разработки и многое другое.

В современных условиях механизм обеспечения эффективного функционирования малого и среднего бизнеса должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого и среднего бизнеса[15,c.94]. Для этого, в первую очередь, необходимо:

· формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;

· разработка государственной политики поддержки и развития малого и среднего бизнеса в экономике;

· совершенствование нормативно-правовой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

· совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране;

· совершенствование налогообложения малых и средних предприятий;

· развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение новых финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;

· активизация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого и среднего бизнеса.

Подводя итог можно сделать вывод: если создать соответствующие условия, обеспечивающие комплексную поддержку малого и среднего бизнеса на общегосударственном и региональном уровнях, и возможности для его относительного безрискового финансирования (кредитования), извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средства инвесторов неизбежно устремятся в малый и средний бизнес, содействуя тем самым не только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основе эффективности экономики в целом.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Авилова А.В. и Чепуренко А.Ю.. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт. РНИСиНП, Москва,1995г.

2. Архипов А.И., Большаков А.К.. Экономика / Велби, Издательство Проспект, 2006г.

3. Джеффри Фокс. Как делать большие деньги в малом бизнесе./ изд.Альпина, 2008г.

4. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д.. Предпринимательство и малый бизнес.1997

5. Иохин В.Я.. Экономическая теория. 2006г.

6. Колодина И.. Российская бизнес-газета №665 от 5.08.2008г. www.rg.ru

7. Лебедева Л.. США: малое предпринимательство как образ жизни,2005г.

8. Марцинкевич В. Современные тенденции в экономике и политике США/Проблемы теории и практики управления. 2005г.

9. Общественный фонд «Деловая перспектива» www.ofdp.ru

10. Российский статистический ежегодник. 2008г.

11. Социально-экономическая статистика/под ред. Орехова С.А.,2007г.

12. Статистика: курс лекций/под ред.Ионина В.Г.ИНФРА-М, 2008г.

13. Федеральная служба государственной статистики www.gsk.ru

14. Экономика предприятия/ под ред. Волкова О.И. ИНФРА-М, 1997г.

15. Юсупова Н. Поддержка малого предпринимательства в США. Мировая экономика и международные отношения. 2001г.

16. Интернет-ресурс «Сообщество предпринимателей www.matbusiness.ru

17. Интернет-ресурс «Статистические данные» www.e-stat.by.ru

 



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Оборот средних организаций по субъектам РФ за 2008 год[1].

Субъект Оборот (млрд. руб.)
Центральный федеральный округ 1025,4
Белгородская область 29,2
Брянская область 11,1
Владимирская область 28,8
Воронежская область 37,9
Ивановская область 15,1
Калужская область 24,4
Костромская область 9,2
Курская область 33,2
Липецкая область 19,5
Московская область 190,6
Орловская область 12,0
Рязанская область 26,6
Смоленская область 22,9
Тамбовская область 13,6
Тверская область 26,4
Тульская область 31,4
Ярославская область 25,1
г. Москва 468,3
Северо-Западный федеральный округ 457,3
Республика Карелия 7,7
Республика Коми 20,7
Архангельская область 25,9
Ненецкий авт. округ 0,9
Вологодская область 30,7
Калининградская область 11,5
Ленинградская область 47,2
Мурманская область 15,8
Новгородская область 11,1
Псковская область 18,3
г. Санкт-Петербург 268,5
Южный федеральный округ 326,2
Республика Адыгея 4,7
Республика Дагестан 8,6
Республика Ингушетия 0,4
Кабардино-Балкарская республика 3,4
Республика Калмыкия 1,3
Карачаево-Черкесская Республика 1,9
Республика Северная Осетия 1,9
Краснодарский край 118,4
Ставропольский край 38,4
Астраханская область 7,8
Волгоградская область 41,4
Ростовская область 98,1
Приволжский федеральный округ 578,5
Республика Башкортостан 62,6
Республика Марий Эл 17,5
Республика Мордовия 13,4
Республика Татарстан 70,2
Удмуртская Республика 49,1
Чувашская Республика 24,8
Пермский край 51,0
Кировская область 20,2
Нижегородская область 81,6
Оренбургская область 40,6
Пензенская область 18,6
Самарская область 73,1
Саратовская область 38,2
Ульяновская область 17,4
Уральский федеральный округ 244,8
Курганская область 9,6
Свердловская область 76,5
Тюменская область 102,6
Ханты-Мансийский авт. округ 44,1
Ямало-Ненецкий авт. округ 11,9
Челябинская область 56,1
Сибирский федеральный округ 341,3
Республика Алтай 1,1
Республика Бурятия 5,5
Республика Тыва 0,8
Республика Хакасия 7,2
Алтайский край 34,4
Красноярский край 48,8
Иркутская область 55,5
Кемеровская область 47,0
Новосибирская область 70,3
Омская область 36,1
Томская область 23,1
Забайкальский край 11,5
Дальневосточный федеральный округ 126,2
Республика Саха (Якутия) 13,0
Камчатский край 7,6
Приморский край 27,2
Хабаровский край 48,3
Амурская область 13,3
Магаданская область 5,4
Сахалинская область 9,3
Еврейская авт. область 2,1

 



Приложение 2

 

Оборот малых организаций по субъектам РФ за 2008 год[2].

Субъект Оборот (млрд. руб.)
Центральный федеральный округ 3073,1
Белгородская область 99,4
Брянская область 43,1
Владимирская область 67,9
Воронежская область 89,5
Ивановская область 50,1
Калужская область 84,9
Костромская область 27,9
Курская область 57,7
Липецкая область 40,7
Московская область 930,4
Орловская область 35,2
Рязанская область 82,6
Смоленская область 36,6
Тамбовская область 38,5
Тверская область 62,0
Тульская область 73,3
Ярославская область 173,7
г. Москва 1079,6
Северо-Западный федеральный округ 1585,6
Республика Карелия 29,2
Республика Коми 57,1
Архангельская область 57,6
Ненецкий авт. округ 16,9
Вологодская область 65,7
Калининградская область 75,8
Ленинградская область 137,5
Мурманская область 59,5
Новгородская область 46,0
Псковская область 26,0
г. Санкт-Петербург 1031,1
Южный федеральный округ 1181,9
Республика Адыгея 11,4
Республика Дагестан 24,9
Республика Ингушетия 0,7
Кабардино-Балкарская республика 8,4
Республика Калмыкия 2,7
Карачаево-Черкесская Республика 5,9
Республика Северная Осетия 11,9
Чеченская Республика 4,4
Краснодарский край 350,6
Ставропольский край 117,9
Астраханская область 34,2
Волгоградская область 200,1
Ростовская область 408,6
Приволжский федеральный округ 1898,1
Республика Башкортостан 352,5
Республика Марий Эл 25,5
Республика Мордовия 31,9
Республика Татарстан 230,6
Удмуртская Республика 78,3
Чувашская Республика 53,5
Пермский край 217,4
Кировская область 85,8
Нижегородская область 194,3
Оренбургская область 76,0
Пензенская область 31,4
Самарская область 359,4
Саратовская область 106,9
Ульяновская область 54,4
Уральский федеральный округ 836,8
Курганская область 29,8
Свердловская область 383,6
Тюменская область 224,0
Ханты-Мансийский авт. округ 96,7
Ямало-Ненецкий авт. округ 18,9
Челябинская область 199,3
Сибирский федеральный округ 1184,9
Республика Алтай 3,0
Республика Бурятия 31,7
Республика Тыва 2,5
Республика Хакасия 11,1
Алтайский край 210,9
Красноярский край 23,8
Иркутская область 188,2
Кемеровская область 135,4
Новосибирская область 163,9
Омская область 241,4
Томская область 104,7
Дальневосточный федеральный округ 333,0
Республика Саха (Якутия) 32,9
Камчатский край 24,8
Приморский край 117,5
Хабаровский край 62,6
Амурская область 32,7
Магаданская область 14,1
Сахалинская область 40,6
Еврейская авт. область 4,9
Чукотский авт. округ 2,9

 


[1] Центральная База Статистических Данных/Федеральная Служба Государственной Статистики www.gks.ru

[2] Центральная База Статистических Данных/Федеральная Служба Государственной Статистики www.gks.ru


Дата: 2019-07-30, просмотров: 171.