ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пермский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

Кафедра общей экономической теории

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория» на тему

«Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России»

Выполнила студентка 1 курса заочной формы

обучения факультета «Коммерция», группы КЗ-13

Контанистова Каролина Алексеевна

Руководитель – к.э.н. доцент Шушарин В.Ф.

 

 

Пермь 2010г.

 



РЕФЕРАТ

В данной работе будут рассмотрены такие понятия как малый и средний бизнес, его специфические особенности и наиболее острые проблемы, стоящие перед ним в современных рыночных отношениях. Так же будут выработаны и обоснованы меры по повышению эффективности государственной политики России в области малого и среднего бизнеса на основе обобщения опыта его развития в странах-членах Европейского Союза. Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса как на региональном, так и на национальном уровне. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент малого и среднего бизнеса в развитых странах мира.

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

1.1 Понятие малого и среднего предприятия

1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах

1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России

2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России

2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации

3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия (МСП). На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.

Развитие МСП имеет ряд преимуществ, в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.

Целью данной работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:

• определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития;

• проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса;

• разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент МСБ в развитых странах. Практическая значимость работы состоит в том, что исследование завершает ряд выводов и практических рекомендаций в области организационных мер эффективной поддержки и многостороннего развития сектора малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации с учетом многостороннего опыта развития и регулирования МСБ зарубежных странах.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Авилова А.В. и Чепуренко А.Ю.. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт. РНИСиНП, Москва,1995г.

2. Архипов А.И., Большаков А.К.. Экономика / Велби, Издательство Проспект, 2006г.

3. Джеффри Фокс. Как делать большие деньги в малом бизнесе./ изд.Альпина, 2008г.

4. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д.. Предпринимательство и малый бизнес.1997

5. Иохин В.Я.. Экономическая теория. 2006г.

6. Колодина И.. Российская бизнес-газета №665 от 5.08.2008г. www.rg.ru

7. Лебедева Л.. США: малое предпринимательство как образ жизни,2005г.

8. Марцинкевич В. Современные тенденции в экономике и политике США/Проблемы теории и практики управления. 2005г.

9. Общественный фонд «Деловая перспектива» www.ofdp.ru

10. Российский статистический ежегодник. 2008г.

11. Социально-экономическая статистика/под ред. Орехова С.А.,2007г.

12. Статистика: курс лекций/под ред.Ионина В.Г.ИНФРА-М, 2008г.

13. Федеральная служба государственной статистики www.gsk.ru

14. Экономика предприятия/ под ред. Волкова О.И. ИНФРА-М, 1997г.

15. Юсупова Н. Поддержка малого предпринимательства в США. Мировая экономика и международные отношения. 2001г.

16. Интернет-ресурс «Сообщество предпринимателей www.matbusiness.ru

17. Интернет-ресурс «Статистические данные» www.e-stat.by.ru

 



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Оборот средних организаций по субъектам РФ за 2008 год[1].

Субъект Оборот (млрд. руб.)
Центральный федеральный округ 1025,4
Белгородская область 29,2
Брянская область 11,1
Владимирская область 28,8
Воронежская область 37,9
Ивановская область 15,1
Калужская область 24,4
Костромская область 9,2
Курская область 33,2
Липецкая область 19,5
Московская область 190,6
Орловская область 12,0
Рязанская область 26,6
Смоленская область 22,9
Тамбовская область 13,6
Тверская область 26,4
Тульская область 31,4
Ярославская область 25,1
г. Москва 468,3
Северо-Западный федеральный округ 457,3
Республика Карелия 7,7
Республика Коми 20,7
Архангельская область 25,9
Ненецкий авт. округ 0,9
Вологодская область 30,7
Калининградская область 11,5
Ленинградская область 47,2
Мурманская область 15,8
Новгородская область 11,1
Псковская область 18,3
г. Санкт-Петербург 268,5
Южный федеральный округ 326,2
Республика Адыгея 4,7
Республика Дагестан 8,6
Республика Ингушетия 0,4
Кабардино-Балкарская республика 3,4
Республика Калмыкия 1,3
Карачаево-Черкесская Республика 1,9
Республика Северная Осетия 1,9
Краснодарский край 118,4
Ставропольский край 38,4
Астраханская область 7,8
Волгоградская область 41,4
Ростовская область 98,1
Приволжский федеральный округ 578,5
Республика Башкортостан 62,6
Республика Марий Эл 17,5
Республика Мордовия 13,4
Республика Татарстан 70,2
Удмуртская Республика 49,1
Чувашская Республика 24,8
Пермский край 51,0
Кировская область 20,2
Нижегородская область 81,6
Оренбургская область 40,6
Пензенская область 18,6
Самарская область 73,1
Саратовская область 38,2
Ульяновская область 17,4
Уральский федеральный округ 244,8
Курганская область 9,6
Свердловская область 76,5
Тюменская область 102,6
Ханты-Мансийский авт. округ 44,1
Ямало-Ненецкий авт. округ 11,9
Челябинская область 56,1
Сибирский федеральный округ 341,3
Республика Алтай 1,1
Республика Бурятия 5,5
Республика Тыва 0,8
Республика Хакасия 7,2
Алтайский край 34,4
Красноярский край 48,8
Иркутская область 55,5
Кемеровская область 47,0
Новосибирская область 70,3
Омская область 36,1
Томская область 23,1
Забайкальский край 11,5
Дальневосточный федеральный округ 126,2
Республика Саха (Якутия) 13,0
Камчатский край 7,6
Приморский край 27,2
Хабаровский край 48,3
Амурская область 13,3
Магаданская область 5,4
Сахалинская область 9,3
Еврейская авт. область 2,1

 



Приложение 2

 

Оборот малых организаций по субъектам РФ за 2008 год[2].

Субъект Оборот (млрд. руб.)
Центральный федеральный округ 3073,1
Белгородская область 99,4
Брянская область 43,1
Владимирская область 67,9
Воронежская область 89,5
Ивановская область 50,1
Калужская область 84,9
Костромская область 27,9
Курская область 57,7
Липецкая область 40,7
Московская область 930,4
Орловская область 35,2
Рязанская область 82,6
Смоленская область 36,6
Тамбовская область 38,5
Тверская область 62,0
Тульская область 73,3
Ярославская область 173,7
г. Москва 1079,6
Северо-Западный федеральный округ 1585,6
Республика Карелия 29,2
Республика Коми 57,1
Архангельская область 57,6
Ненецкий авт. округ 16,9
Вологодская область 65,7
Калининградская область 75,8
Ленинградская область 137,5
Мурманская область 59,5
Новгородская область 46,0
Псковская область 26,0
г. Санкт-Петербург 1031,1
Южный федеральный округ 1181,9
Республика Адыгея 11,4
Республика Дагестан 24,9
Республика Ингушетия 0,7
Кабардино-Балкарская республика 8,4
Республика Калмыкия 2,7
Карачаево-Черкесская Республика 5,9
Республика Северная Осетия 11,9
Чеченская Республика 4,4
Краснодарский край 350,6
Ставропольский край 117,9
Астраханская область 34,2
Волгоградская область 200,1
Ростовская область 408,6
Приволжский федеральный округ 1898,1
Республика Башкортостан 352,5
Республика Марий Эл 25,5
Республика Мордовия 31,9
Республика Татарстан 230,6
Удмуртская Республика 78,3
Чувашская Республика 53,5
Пермский край 217,4
Кировская область 85,8
Нижегородская область 194,3
Оренбургская область 76,0
Пензенская область 31,4
Самарская область 359,4
Саратовская область 106,9
Ульяновская область 54,4
Уральский федеральный округ 836,8
Курганская область 29,8
Свердловская область 383,6
Тюменская область 224,0
Ханты-Мансийский авт. округ 96,7
Ямало-Ненецкий авт. округ 18,9
Челябинская область 199,3
Сибирский федеральный округ 1184,9
Республика Алтай 3,0
Республика Бурятия 31,7
Республика Тыва 2,5
Республика Хакасия 11,1
Алтайский край 210,9
Красноярский край 23,8
Иркутская область 188,2
Кемеровская область 135,4
Новосибирская область 163,9
Омская область 241,4
Томская область 104,7
Дальневосточный федеральный округ 333,0
Республика Саха (Якутия) 32,9
Камчатский край 24,8
Приморский край 117,5
Хабаровский край 62,6
Амурская область 32,7
Магаданская область 14,1
Сахалинская область 40,6
Еврейская авт. область 4,9
Чукотский авт. округ 2,9

 


[1] Центральная База Статистических Данных/Федеральная Служба Государственной Статистики www.gks.ru

[2] Центральная База Статистических Данных/Федеральная Служба Государственной Статистики www.gks.ru


Пермский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

Кафедра общей экономической теории

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория» на тему

«Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России»

Выполнила студентка 1 курса заочной формы

обучения факультета «Коммерция», группы КЗ-13

Контанистова Каролина Алексеевна

Руководитель – к.э.н. доцент Шушарин В.Ф.

 

 

Пермь 2010г.

 



РЕФЕРАТ

В данной работе будут рассмотрены такие понятия как малый и средний бизнес, его специфические особенности и наиболее острые проблемы, стоящие перед ним в современных рыночных отношениях. Так же будут выработаны и обоснованы меры по повышению эффективности государственной политики России в области малого и среднего бизнеса на основе обобщения опыта его развития в странах-членах Европейского Союза. Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса как на региональном, так и на национальном уровне. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент малого и среднего бизнеса в развитых странах мира.

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

1.1 Понятие малого и среднего предприятия

1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах

1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России

2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России

2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации

3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия (МСП). На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.

Развитие МСП имеет ряд преимуществ, в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.

Целью данной работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:

• определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития;

• проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса;

• разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент МСБ в развитых странах. Практическая значимость работы состоит в том, что исследование завершает ряд выводов и практических рекомендаций в области организационных мер эффективной поддержки и многостороннего развития сектора малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации с учетом многостороннего опыта развития и регулирования МСБ зарубежных странах.

 



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Дата: 2019-07-30, просмотров: 185.