Пермский институт (филиал)
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет
Кафедра общей экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория» на тему
«Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России»
Выполнила студентка 1 курса заочной формы
обучения факультета «Коммерция», группы КЗ-13
Контанистова Каролина Алексеевна
Руководитель – к.э.н. доцент Шушарин В.Ф.
Пермь 2010г.
РЕФЕРАТ
В данной работе будут рассмотрены такие понятия как малый и средний бизнес, его специфические особенности и наиболее острые проблемы, стоящие перед ним в современных рыночных отношениях. Так же будут выработаны и обоснованы меры по повышению эффективности государственной политики России в области малого и среднего бизнеса на основе обобщения опыта его развития в странах-членах Европейского Союза. Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса как на региональном, так и на национальном уровне. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент малого и среднего бизнеса в развитых странах мира.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
1.1 Понятие малого и среднего предприятия
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России
2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия (МСП). На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.
Развитие МСП имеет ряд преимуществ, в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.
Целью данной работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:
• определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития;
• проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса;
• разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.
Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент МСБ в развитых странах. Практическая значимость работы состоит в том, что исследование завершает ряд выводов и практических рекомендаций в области организационных мер эффективной поддержки и многостороннего развития сектора малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации с учетом многостороннего опыта развития и регулирования МСБ зарубежных странах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.
Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.
Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авилова А.В. и Чепуренко А.Ю.. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт. РНИСиНП, Москва,1995г.
2. Архипов А.И., Большаков А.К.. Экономика / Велби, Издательство Проспект, 2006г.
3. Джеффри Фокс. Как делать большие деньги в малом бизнесе./ изд.Альпина, 2008г.
4. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д.. Предпринимательство и малый бизнес.1997
5. Иохин В.Я.. Экономическая теория. 2006г.
6. Колодина И.. Российская бизнес-газета №665 от 5.08.2008г. www.rg.ru
7. Лебедева Л.. США: малое предпринимательство как образ жизни,2005г.
8. Марцинкевич В. Современные тенденции в экономике и политике США/Проблемы теории и практики управления. 2005г.
9. Общественный фонд «Деловая перспектива» www.ofdp.ru
10. Российский статистический ежегодник. 2008г.
11. Социально-экономическая статистика/под ред. Орехова С.А.,2007г.
12. Статистика: курс лекций/под ред.Ионина В.Г.ИНФРА-М, 2008г.
13. Федеральная служба государственной статистики www.gsk.ru
14. Экономика предприятия/ под ред. Волкова О.И. ИНФРА-М, 1997г.
15. Юсупова Н. Поддержка малого предпринимательства в США. Мировая экономика и международные отношения. 2001г.
16. Интернет-ресурс «Сообщество предпринимателей www.matbusiness.ru
17. Интернет-ресурс «Статистические данные» www.e-stat.by.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Оборот средних организаций по субъектам РФ за 2008 год[1].
Субъект | Оборот (млрд. руб.) |
Центральный федеральный округ | 1025,4 |
Белгородская область | 29,2 |
Брянская область | 11,1 |
Владимирская область | 28,8 |
Воронежская область | 37,9 |
Ивановская область | 15,1 |
Калужская область | 24,4 |
Костромская область | 9,2 |
Курская область | 33,2 |
Липецкая область | 19,5 |
Московская область | 190,6 |
Орловская область | 12,0 |
Рязанская область | 26,6 |
Смоленская область | 22,9 |
Тамбовская область | 13,6 |
Тверская область | 26,4 |
Тульская область | 31,4 |
Ярославская область | 25,1 |
г. Москва | 468,3 |
Северо-Западный федеральный округ | 457,3 |
Республика Карелия | 7,7 |
Республика Коми | 20,7 |
Архангельская область | 25,9 |
Ненецкий авт. округ | 0,9 |
Вологодская область | 30,7 |
Калининградская область | 11,5 |
Ленинградская область | 47,2 |
Мурманская область | 15,8 |
Новгородская область | 11,1 |
Псковская область | 18,3 |
г. Санкт-Петербург | 268,5 |
Южный федеральный округ | 326,2 |
Республика Адыгея | 4,7 |
Республика Дагестан | 8,6 |
Республика Ингушетия | 0,4 |
Кабардино-Балкарская республика | 3,4 |
Республика Калмыкия | 1,3 |
Карачаево-Черкесская Республика | 1,9 |
Республика Северная Осетия | 1,9 |
Краснодарский край | 118,4 |
Ставропольский край | 38,4 |
Астраханская область | 7,8 |
Волгоградская область | 41,4 |
Ростовская область | 98,1 |
Приволжский федеральный округ | 578,5 |
Республика Башкортостан | 62,6 |
Республика Марий Эл | 17,5 |
Республика Мордовия | 13,4 |
Республика Татарстан | 70,2 |
Удмуртская Республика | 49,1 |
Чувашская Республика | 24,8 |
Пермский край | 51,0 |
Кировская область | 20,2 |
Нижегородская область | 81,6 |
Оренбургская область | 40,6 |
Пензенская область | 18,6 |
Самарская область | 73,1 |
Саратовская область | 38,2 |
Ульяновская область | 17,4 |
Уральский федеральный округ | 244,8 |
Курганская область | 9,6 |
Свердловская область | 76,5 |
Тюменская область | 102,6 |
Ханты-Мансийский авт. округ | 44,1 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 11,9 |
Челябинская область | 56,1 |
Сибирский федеральный округ | 341,3 |
Республика Алтай | 1,1 |
Республика Бурятия | 5,5 |
Республика Тыва | 0,8 |
Республика Хакасия | 7,2 |
Алтайский край | 34,4 |
Красноярский край | 48,8 |
Иркутская область | 55,5 |
Кемеровская область | 47,0 |
Новосибирская область | 70,3 |
Омская область | 36,1 |
Томская область | 23,1 |
Забайкальский край | 11,5 |
Дальневосточный федеральный округ | 126,2 |
Республика Саха (Якутия) | 13,0 |
Камчатский край | 7,6 |
Приморский край | 27,2 |
Хабаровский край | 48,3 |
Амурская область | 13,3 |
Магаданская область | 5,4 |
Сахалинская область | 9,3 |
Еврейская авт. область | 2,1 |
Приложение 2
Оборот малых организаций по субъектам РФ за 2008 год[2].
Субъект | Оборот (млрд. руб.) |
Центральный федеральный округ | 3073,1 |
Белгородская область | 99,4 |
Брянская область | 43,1 |
Владимирская область | 67,9 |
Воронежская область | 89,5 |
Ивановская область | 50,1 |
Калужская область | 84,9 |
Костромская область | 27,9 |
Курская область | 57,7 |
Липецкая область | 40,7 |
Московская область | 930,4 |
Орловская область | 35,2 |
Рязанская область | 82,6 |
Смоленская область | 36,6 |
Тамбовская область | 38,5 |
Тверская область | 62,0 |
Тульская область | 73,3 |
Ярославская область | 173,7 |
г. Москва | 1079,6 |
Северо-Западный федеральный округ | 1585,6 |
Республика Карелия | 29,2 |
Республика Коми | 57,1 |
Архангельская область | 57,6 |
Ненецкий авт. округ | 16,9 |
Вологодская область | 65,7 |
Калининградская область | 75,8 |
Ленинградская область | 137,5 |
Мурманская область | 59,5 |
Новгородская область | 46,0 |
Псковская область | 26,0 |
г. Санкт-Петербург | 1031,1 |
Южный федеральный округ | 1181,9 |
Республика Адыгея | 11,4 |
Республика Дагестан | 24,9 |
Республика Ингушетия | 0,7 |
Кабардино-Балкарская республика | 8,4 |
Республика Калмыкия | 2,7 |
Карачаево-Черкесская Республика | 5,9 |
Республика Северная Осетия | 11,9 |
Чеченская Республика | 4,4 |
Краснодарский край | 350,6 |
Ставропольский край | 117,9 |
Астраханская область | 34,2 |
Волгоградская область | 200,1 |
Ростовская область | 408,6 |
Приволжский федеральный округ | 1898,1 |
Республика Башкортостан | 352,5 |
Республика Марий Эл | 25,5 |
Республика Мордовия | 31,9 |
Республика Татарстан | 230,6 |
Удмуртская Республика | 78,3 |
Чувашская Республика | 53,5 |
Пермский край | 217,4 |
Кировская область | 85,8 |
Нижегородская область | 194,3 |
Оренбургская область | 76,0 |
Пензенская область | 31,4 |
Самарская область | 359,4 |
Саратовская область | 106,9 |
Ульяновская область | 54,4 |
Уральский федеральный округ | 836,8 |
Курганская область | 29,8 |
Свердловская область | 383,6 |
Тюменская область | 224,0 |
Ханты-Мансийский авт. округ | 96,7 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 18,9 |
Челябинская область | 199,3 |
Сибирский федеральный округ | 1184,9 |
Республика Алтай | 3,0 |
Республика Бурятия | 31,7 |
Республика Тыва | 2,5 |
Республика Хакасия | 11,1 |
Алтайский край | 210,9 |
Красноярский край | 23,8 |
Иркутская область | 188,2 |
Кемеровская область | 135,4 |
Новосибирская область | 163,9 |
Омская область | 241,4 |
Томская область | 104,7 |
Дальневосточный федеральный округ | 333,0 |
Республика Саха (Якутия) | 32,9 |
Камчатский край | 24,8 |
Приморский край | 117,5 |
Хабаровский край | 62,6 |
Амурская область | 32,7 |
Магаданская область | 14,1 |
Сахалинская область | 40,6 |
Еврейская авт. область | 4,9 |
Чукотский авт. округ | 2,9 |
[1] Центральная База Статистических Данных/Федеральная Служба Государственной Статистики www.gks.ru
[2] Центральная База Статистических Данных/Федеральная Служба Государственной Статистики www.gks.ru
Пермский институт (филиал)
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет
Кафедра общей экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория» на тему
«Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России»
Выполнила студентка 1 курса заочной формы
обучения факультета «Коммерция», группы КЗ-13
Контанистова Каролина Алексеевна
Руководитель – к.э.н. доцент Шушарин В.Ф.
Пермь 2010г.
РЕФЕРАТ
В данной работе будут рассмотрены такие понятия как малый и средний бизнес, его специфические особенности и наиболее острые проблемы, стоящие перед ним в современных рыночных отношениях. Так же будут выработаны и обоснованы меры по повышению эффективности государственной политики России в области малого и среднего бизнеса на основе обобщения опыта его развития в странах-членах Европейского Союза. Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса как на региональном, так и на национальном уровне. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент малого и среднего бизнеса в развитых странах мира.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
1.1 Понятие малого и среднего предприятия
1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России
2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия (МСП). На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.
Развитие МСП имеет ряд преимуществ, в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.
Целью данной работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:
• определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития;
• проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса;
• разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.
Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент МСБ в развитых странах. Практическая значимость работы состоит в том, что исследование завершает ряд выводов и практических рекомендаций в области организационных мер эффективной поддержки и многостороннего развития сектора малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации с учетом многостороннего опыта развития и регулирования МСБ зарубежных странах.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
Дата: 2019-07-30, просмотров: 221.