В соответствии с законом «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ, радиоактивные отходы – это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Отходы образуются на всех стадиях работы предприятий атомной отрасли: при добыче урана, на заводах, производящих из урана ядерное топливо для атомных электростанций (АЭС), при нормальной работе АЭС, при демонтаже АЭС, выработавших свой ресурс. Отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) большинства реакторов не перерабатывается и поэтому, его, возможно, относить к радиоактивным отходам. В случае если ОЯТ, перерабатывается для получения нового ядерного топлива, большое количество отходов образуется в процессе переработки. РАО и ОЯТ производят также реакторы атомных подводных лодок и ледоколов. К РАО относятся и радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГи), использующих энергию распада высокоактивного стронция. Около полутора тысяч этих устройств были установлены в безлюдных местах в СССР для питания маяков и различного оборудования, но уже выработали свой ресурс и должны быть демонтированы. Содержащиеся в радиоактивных отходах вещества – плутоний, цезий, калифорний и другие радиоактивные элементы – будут оставаться крайне опасными сотни и тысячи лет. Всё это время будущим поколениям нужно будет следить за тем, чтобы отходы не попали в окружающую среду и не оказались в руках террористов. Задачей первых реакторов было производство материалов для атомных бомб, в частности плутония. Период полураспада плутония (время, за которое количество опасного элемента сократится в 2 раза) – 24 тысячи лет. Плутоний губителен для всего живого. Этого элемента не существовало на Земле до начала строительства ядерных реакторов. Живые организмы в ходе эволюции не были приспособлены к этому радиоактивному элементу. Самым безопасным считается хранение РАО и ОЯТ в подземных шахтах, но даже страны, выбравшие этот способ, столкнулись с высокими затратами и прежде не учтенными рисками. На сегодня ни в одной стране мира нет хранилищ РАО, рассчитанных более чем на 50 лет.
Радиоактивные отходы представляют опасность для человечества, поэтому нормы и правила по обращению с радиоактивными отходами устанавливаются Международной комиссией по радиологической защите (МКРЗ), Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и Национальными нормами и правилами. Существуют основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений (ОСП – 72/87) и Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО‑85), регламентирующие порядок сбора, удаления, хранения и захоронения радиоактивных отходов. Безопасность обращения с радиоактивными отходами регламентирована Нормами радиационной безопасности (НРБ‑76/87). В соответствии с этими нормами и правилами отходы бывают жидкими и твердыми, газообразными. К жидким отходам относятся: растворы, пульпы, органические жидкости, и считаются радиоактивными, если содержание в них отдельных радионуклидов или их смесей превышает допустимые концентрации в воде. Жидкие радиоактивные отходы в свою очередь подразделяют на: слабоактивные, среднеактивные и высокоактивные. К твердым отходам (отработанное ядерное горючее, источники излучения, оборудование, ионообменные смолы, фильтры, горючие материалы, биологические объекты считаются радиоактивными, если их активность превышает определенных показателей.
Методы обращения с радиоактивными отходами и их последовательность. Выделяют четыре основных подхода к обращению с радиоактивными отходами:
· очистка от высокоактивных примесей пылегазовых и жидких отходов с последующим сбросом низкоактивных радиоактивных отходов в атмосферу или водоемы, где происходит их разбавление до разрешенных уровней.
· сброс жидких радиоактивных отходов низкой и средней активности в фильтрующие колодцы и искусственные подземные полости в глинистых толщах.
· выдержка с целью уменьшения активности во временных хранилищах (от нескольких суток до десятков лет) перед переработкой и сбросом в окружающую среду. При временном хранении высокоактивных жидких и твердых радиоактивных отходов предусматривается их принудительное охлаждение. Нарушение режима хранения может иметь катастрофические последствия. Например, 29 сентября 1957 близь г. Кыштым (Южный Урал) произошел взрыв емкости с высокоактивными радиоактивными отходами. В результате в атмосферу была выброшена смесь радионуклидов.
· переработка радиоактивных отходов с целью уменьшения их объема и проведение работ по изолированию радиоактивных отходов от биосферы.
Для жидких радиоактивных отходов используют осаждение, экстракцию, ионный обмен (химические способы переработки), а также дистилляцию, отверждение (физические способы). Твердые радиоактивные отходы перерабатывают прессованием, сжиганием, кальцинацией, остатки улавливают и захоранивают. Надежных, абсолютно безопасных способов захоронения твердых радиоактивных отходов нет. Газообразные радиоактивные отходы перерабатывают посредством химического поглощения: адсорбции, фильтрации, их хранят в баллонах при повышенном давлении.
Конечным продуктом переработки различных радиоактивных отходов являются иммобилизованные твердые радиоактивные отходы в виде компактных блоков.
Для иммобилизации и изолирования твердых радиоактивных отходов применяют следующие способы:
· цементирование и битумирование радиоактивных отходов с низкой и средней удельной активностью
· высокотемпературный обжиг: кальцинация и суперкальцинация для получения спеченных частиц
· остекловывание с применением боросиликатных или фосфатных стекол, упаковка в контейнеры из нержавеющей стали и свинца.
Длительное хранение переработанных радиоактивных отходов ведется в траншеях, наземных или неглубоких подземных инженерных сооружениях, снабженных системами контроля за миграцией радионуклидов. Захоронение проводят в материковых геологических структурах: подземных выработках, соляных пластах, естественных полостях и на дне океана в сейсмически неопасных районах. Как теоретически возможное захоронение радиоактивных отходов, рассматривается превращение (трансмутация) долгоживущих радионуклидов в короткоживущие, путем облучения в реакторе или на ускорителе. Выбор вида захоронения зависит от удельной активности и радионуклидного состава радиоактивных отходов, степени герметизации упаковок и вероятной продолжительности захоронения. Механизмы миграции радионуклидов из мест хранения (или захоронения) в окружающую среду могут быть разными. Основная причина – выщелачивание радионуклидов из упаковок и разрушение контейнеров водой. Захоронение радиоактивных отходов осуществляют в специально оборудованных емкостях из нержавеющей стали, помещенных в поверхностные слои земли выше уровня грунтовых вод. Транспортирование, переработка и захоронение радиоактивных отходов производится специальными пунктами или специализированными комбинатами. Участок для захоронения должен быть расположен вне территории перспективного развития населенных пунктов и пригородных зон на расстоянии не менее 500 метров от водоемов и водозаборов, на незатопляемой и незаболоченной местности. Вокруг пункта или комбината устанавливается санитарно-защитная зона радиусом не менее 1000 метров.
Служба пункта захоронения проводит систематический радиационный контроль, включающий контроль нуклидного состава радиоактивных веществ в аэрозолях, воде, открытых водоемах, подземных водах, выпадениях из атмосферы, в почве, донных отложениях, растительности и кормах местного производства, гидробионтах, продуктах питания местного производства. Зона наблюдения в 3–4 раза превышает санитарно-защитную зону.
В контексте ст. 71 Конституции РФ, радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, находятся в федеральной собственности. На собственников ядерных установок, радиационных источников, радиоактивных отходов Законом возложена обязанность осуществлять контроль за их сохранностью и надлежащим использованием. Другими словами, собственник обеспечивает экологически корректное обращение с ними.
В законодательстве предусмотрены как общие требования по обращению с радиоактивными отходами, так и конкретные меры.
Закон об использовании атомной энергии установил важные требования о хранении и переработке радиоактивных отходов. Должна обеспечиваться надежная защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения. Хранение радиоактивных отходов должно рассматриваться в качестве этапа их подготовки к переработке или захоронению. Временное технологическое хранение облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в целях повышения безопасности и снижения затрат при последующем обращении с ними и их переработка в целях извлечения из них ценных компонентов осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Переработка отработавшего ядерного топлива в целях извлечения из него ценных компонентов должна осуществляться в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 48 Закона при хранении или при захоронении радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх установленных нормами и правилами в области использования атомной энергии пределов. Хранение или захоронение таких отходов допускается только в специально для этого пунктах хранения. Их хранение или захоронение должно предусматриваться проектной или технической документацией в качестве обязательного этапа любого цикла ядерной технологии. Порядок организации, сбора и захоронения радиоактивных отходов, а также органы, осуществляющие данную деятельность, определяются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.
В действующем законодательстве предусмотрен также следующий ряд организационно-правовых мер, призванных обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами:
· программы по обращению с радиоактивными отходами;
· лицензирование деятельности по обращению с радиоактивными отходами;
· учет и контроль за радиоактивными отходами;
· юридическая ответственность.
С учетом сложности практического решения проблем обращения с радиоактивными отходами с социальной, экономической, экологической и технической точек зрения существенное значение имеет формирование и реализация программ по обращению с радиоактивными отходами. Решение этих задач отнесено Законом к компетенции органов управления использованием атомной энергии
Обращение с радиоактивными отходами допускается лишь в разрешительном порядке. Лицензионные виды деятельности в области обращения с радиоактивными отходами определены Постановление Правительства №340 от 23 мая 2002 года «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» и Приказ МПР России №451 от 18 июля 2002 года «О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» устанавливает лицензионные требования к предприятиям, деятельность которых связанна с обращением опасных отходов, перечень предоставляемых документов, и требует проведение экологической экспертизы намечаемой деятельности. Приказом МПР РФ №483‑р от 2 декабря 2002 года утверждены «Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации». К ним относятся:
· размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации хранилищ радиоактивных отходов;
· обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;
· проектирование и конструирование хранилищ радиоактивных отходов;
· конструирование и изготовление оборудования для хранилищ радиоактивных отходов.
· проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с радиоактивными отходами.[4]
Государственный учет и контроль радиоактивных отходов по действующему законодательству отнесены к основным мерам регулирования обращения с такими отходами. Эти меры регулируются в Законе одновременно. Согласно ст. 22 радиоактивные вещества и радиоактивные отходы подлежат государственному учету и контролю на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.
Порядок организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также органы, осуществляющие государственный учет и контроль ядерных материалов и государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, определяются Правилами организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г. №1298.
Законодательством регулируется дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность за нарушение требований об обращении с радиоактивными отходами.
Радиоактивные отходы являются одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Основная задача – переработка и захоронение уже накопленных радиоактивных отходов в настоящее время не может считаться окончательно решенной.
Заключение
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что радиоактивные отходы очень опасны не только для всего человечества, но и для всей «голубой» планеты. Захороненные объекты являются источниками радиоактивного заражения, в результате несовершенства конструкций, на протяжении всего своего существования. Эта радиация незначительна, но в случае аварии она возрастает во много раз.
На всей территории нашей страны осуществляется государственный контроль за радиационной обстановкой. Все ядерные материалы подлежат государственному учёту и контролю на различных уровнях государственной власти. Государство регулирует так же безопасность при использовании атомной энергии при помощи специально уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти. Они вводят в действие нормы и правила в области использования атомной энергии, осуществляют надзор за их исполнением, проводят экспертизу ядерных установок, применяют меры административного воздействия и выполняют другие функции, связанные с обеспечением безопасности при использовании атомной энергии.
Граждане РФ имеют право на радиационную безопасность, которая обеспечивается мероприятиями по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующих излучений выше установленных норм и правил, выполнению гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.
Общие принципы, требования и основные направления обеспечения радиационной безопасности, права и обязанности граждан и их объединений, полномочия компетентных органов, а также осуществление контроля в данной сфере регулируются Федеральными законами «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии» и другими нормативными актами.
Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах, в том числе от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.[5]
Общие проблемы безопасности включают глобальный комплекс мероприятий от обоснования требований к персоналу и формирования режимов допуска к информации и работам до ограничений по мерам радиационной, электро-, пожаро-, и взрыво-безопасности. В настоящее время особо актуальными стали проблемы учета РОО, поэтому система отчетности требует оптимизации. Соображения безопасности не могут не учитываться на самых ранних стадиях проектирования РОО, поэтому соответствующие требования должны предъявляться к конструктивным системам и программно-аппаратным средствам обеспечения безопасной эксплуатации РОО. При условии соблюдения всех объективных параметров безопасности субъективный фактор приобретает первостепенную важность в соблюдении мер безопасности, бесперебойности функционирования систем эксплуатации, и организационно-технических мер предотвращения несанкционированных действий. Немаловажное значение имеет обучение мерам предупреждения и снижения аварийности и последствий аварий, для чего персонал обязан уметь работать во всеобъемлющей системе контроля, оперативно и квалифицированно действовать при локализации произошедших аварий, проводить комплекс первоочередных и последующих мероприятий по ликвидации последствий аварий.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Базельская конвенция О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Конвенция принята 22.03.1988 г., вступила в силу в России 05.05.1992 г.
3. Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва-Вашингтон-Лондон-Мехико 29.12.1972 г.)
4. ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
5. ФЗ РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
6. ФЗ РФ от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,
7. ФЗ РФ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
8. ФЗ РФ от 21.11.1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»
9. ФЗ РФ от 09.01.1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
10. Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 г. №818 «О порядке ведения государственных кадастров и проведения паспортизации опасных отходов»
11. Постановление Правительства РФ от 23.05.2002 года №340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами»
12. Постановление Правительства РФ от 01.07.1996 №766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов»
13. Приказ МПР РФ №451 от 02.12.2002 №451 года утверждены «Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации».
14. Санитарные правила 2.6..1168–02 «Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами» (СПОРО‑2002)
15. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06 2001 г. №511 «Об утверждении Критериев отнесения отходов 1–5 классов опасности к классу опасности для окружающей природной среды»
16. Романюк Г.Г., Маркод С.Г. О формировании системы экологической сертификации. – Оренбург: ОГУ, 1997. – С. 122.
17. Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. – М.: Наука, 1990. - С. 12.
[1] Романюк Г.Г., Маркод С.Г. О формировании системы экологической сертификации. - Оренбург: ОГУ, 1997.- С. 122.
[2] Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. - М.: Наука, 1990.-С.12.
[3] Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06 2001 г. N 511 "Об утверждении Критериев отнесения отходов 1-5 классов опасности к классу опасности для окружающей природной среды"
[4] СЗ РФ. 1995. № 44. Ст. 4184.
[5] ФЗ РФ от 09.01.1996г №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
Дата: 2019-07-30, просмотров: 167.