Правовое регулирование обращения с опасными отходами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовое регулирование обращения с опасными отходами



План

Введение

Понятие и виды, классы отходов

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами

Заключение

Список литературы



Введение

 

Актуальность темы обусловлена высоким уровнем загрязнения окружающей среды бытовыми и производственными отходами и состоянием правового регулирования в сфере обращения с отходами.

Развитие промышленности и сельского хозяйства приводит к образованию все большего количества отходов. Только города мира ежегодно выбрасывают в окружающую среду до 3 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов и более 500 кубических километров стоков. Первое место по количеству загрязняющих органических веществ занимают промышленные отходы, затем, городские и сельскохозяйственные. В России ежегодно образуется 5–7 млрд. тонн отходов производства и потребления.[1]

Невосполнимый ущерб флоре и фауне наносит химическое загрязнение почвы в результате несоблюдения и нарушения правил складирования и захоронения промышленных отходов. Необходимо помнить, что любое загрязнение может пагубно отразиться на состоянии поверхностных вод и на возможности эксплуатации подземных вод.

Среди социальных последствий загрязнения окружающей среды отходами центральное место занимает угроза здоровью человека. На проходившей в августе 1986 г. в городе Варна международной конференции «Охрана окружающей среды и защита всеобщего мира» в одном из докладов приводились данные о том, что в конце 70-х годов около 10% детей в таких странах, как США, Франция, ФРГ, Япония, рождались с генетическими дефектами. При этом отмечалось, что если деградация окружающей среды будет продолжаться прежними темпами, то в ближайшее время эта цифра резко возрастет.[2]

Цель данной работы изучить правовое регулирование обращения с опасными отходами. В соответствии с этой целью необходимо раскрыть следующие задачи:

· Дать понятие, рассмотреть виды и классы отходов

· Дать характеристику правового регулирования отдельных категорий отходов

· Рассмотреть правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

· Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами



Сбор отходов

При определении порядка сбора отходов должно обеспечиваться соответствие экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Одним из наиболее распространенных способов удаления отходов в мире и в России является их размещение на специально оборудованных объектах (полигонах, свалках). Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Для обладания информацией о местах размещения отходов объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр указанных объектов.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду должен проводиться мониторинг состояния окружающей природной среды. Обязанность его проведения возложена на собственников объектов размещения отходов, а также на лиц, во владении или в пользовании которых находятся указанные объекты. После окончания эксплуатации данных объектов эти же субъекты обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель.

К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

Лицензирование

В соответствии с законодательством только на основании лицензии (разрешения) допускаются многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами производства и потребления. К таким видам деятельности относятся, в частности, любая деятельность по обращению с опасными отходами; создание объектов размещения отходов; обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов.

На основании Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденное Правительством РФ от 20 мая 1999 г. выдается лицензия на осуществление по обращению с отходами.

Данная лицензия выдается Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами в порядке, установленном вышеуказанным Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами.

Нормирование

В природоохранное деятельности данное направление новое. Оно стало развиваться с принятием Закона об отходах производства и потребления. Закон предусматривает два вида нормативов:

· образования отходов

· лимиты на их размещение.

Норматив образования отходов

Определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Лимиты на размещение отходов.

Разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Требования, касающиеся этих нормативов, определяются Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.

Срок действия утвержденных лимитов на размещение разный и зависит как от видов деятельности, при которой образуются отходы, места ее осуществления, так и от видов отходов. По общему правилу лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимиты на размещение отходов устанавливаются на срок действия лицензии на пользование недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами.

Юридическая ответственность

За нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, а юридические лица – административную и (или) гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Плата за размещение отходов

Является важнейшим элементом экономического механизма охраны окружающей среды и разновидностью платы за негативное воздействие на природу. Такая плата взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются твердые отходы. Регулируется взимание платы Законами об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, Налоговым кодексом РФ и другими актами. Ставки платы за размещение отходов различаются с учетом экологической обстановки на той или другой территории. Дифференцированные ставки платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Заключение

 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что радиоактивные отходы очень опасны не только для всего человечества, но и для всей «голубой» планеты. Захороненные объекты являются источниками радиоактивного заражения, в результате несовершенства конструкций, на протяжении всего своего существования. Эта радиация незначительна, но в случае аварии она возрастает во много раз.

На всей территории нашей страны осуществляется государственный контроль за радиационной обстановкой. Все ядерные материалы подлежат государственному учёту и контролю на различных уровнях государственной власти. Государство регулирует так же безопасность при использовании атомной энергии при помощи специально уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти. Они вводят в действие нормы и правила в области использования атомной энергии, осуществляют надзор за их исполнением, проводят экспертизу ядерных установок, применяют меры административного воздействия и выполняют другие функции, связанные с обеспечением безопасности при использовании атомной энергии.

Граждане РФ имеют право на радиационную безопасность, которая обеспечивается мероприятиями по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующих излучений выше установленных норм и правил, выполнению гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.

Общие принципы, требования и основные направления обеспечения радиационной безопасности, права и обязанности граждан и их объединений, полномочия компетентных органов, а также осуществление контроля в данной сфере регулируются Федеральными законами «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии» и другими нормативными актами.

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах, в том числе от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.[5]

Общие проблемы безопасности включают глобальный комплекс мероприятий от обоснования требований к персоналу и формирования режимов допуска к информации и работам до ограничений по мерам радиационной, электро-, пожаро-, и взрыво-безопасности. В настоящее время особо актуальными стали проблемы учета РОО, поэтому система отчетности требует оптимизации. Соображения безопасности не могут не учитываться на самых ранних стадиях проектирования РОО, поэтому соответствующие требования должны предъявляться к конструктивным системам и программно-аппаратным средствам обеспечения безопасной эксплуатации РОО. При условии соблюдения всех объективных параметров безопасности субъективный фактор приобретает первостепенную важность в соблюдении мер безопасности, бесперебойности функционирования систем эксплуатации, и организационно-технических мер предотвращения несанкционированных действий. Немаловажное значение имеет обучение мерам предупреждения и снижения аварийности и последствий аварий, для чего персонал обязан уметь работать во всеобъемлющей системе контроля, оперативно и квалифицированно действовать при локализации произошедших аварий, проводить комплекс первоочередных и последующих мероприятий по ликвидации последствий аварий.

 

 



Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации.

2. Базельская конвенция О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Конвенция принята 22.03.1988 г., вступила в силу в России 05.05.1992 г.

3. Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва-Вашингтон-Лондон-Мехико 29.12.1972 г.)

4. ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

5. ФЗ РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

6. ФЗ РФ от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,

7. ФЗ РФ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

8. ФЗ РФ от 21.11.1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»

9. ФЗ РФ от 09.01.1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

10. Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 г. №818 «О порядке ведения государственных кадастров и проведения паспортизации опасных отходов»

11. Постановление Правительства РФ от 23.05.2002 года №340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами»

12. Постановление Правительства РФ от 01.07.1996 №766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов»

13. Приказ МПР РФ №451 от 02.12.2002 №451 года утверждены «Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации».

14. Санитарные правила 2.6..1168–02 «Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами» (СПОРО‑2002)

15. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06 2001 г. №511 «Об утверждении Критериев отнесения отходов 1–5 классов опасности к классу опасности для окружающей природной среды»

16. Романюк Г.Г., Маркод С.Г. О формировании системы экологической сертификации. – Оренбург: ОГУ, 1997. – С. 122.

17. Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. – М.: Наука, 1990. - С. 12.


[1] Романюк Г.Г., Маркод С.Г. О формировании системы экологической сертификации. - Оренбург: ОГУ, 1997.- С. 122.

[2] Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. - М.: Наука, 1990.-С.12.

[3] Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06 2001 г. N 511 "Об утверждении Критериев отнесения отходов 1-5 классов опасности к классу опасности для окружающей природной среды"

[4] СЗ РФ. 1995. № 44. Ст. 4184.

[5] ФЗ РФ от 09.01.1996г №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»


Правовое регулирование обращения с опасными отходами



План

Введение

Понятие и виды, классы отходов

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами

Заключение

Список литературы



Введение

 

Актуальность темы обусловлена высоким уровнем загрязнения окружающей среды бытовыми и производственными отходами и состоянием правового регулирования в сфере обращения с отходами.

Развитие промышленности и сельского хозяйства приводит к образованию все большего количества отходов. Только города мира ежегодно выбрасывают в окружающую среду до 3 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов и более 500 кубических километров стоков. Первое место по количеству загрязняющих органических веществ занимают промышленные отходы, затем, городские и сельскохозяйственные. В России ежегодно образуется 5–7 млрд. тонн отходов производства и потребления.[1]

Невосполнимый ущерб флоре и фауне наносит химическое загрязнение почвы в результате несоблюдения и нарушения правил складирования и захоронения промышленных отходов. Необходимо помнить, что любое загрязнение может пагубно отразиться на состоянии поверхностных вод и на возможности эксплуатации подземных вод.

Среди социальных последствий загрязнения окружающей среды отходами центральное место занимает угроза здоровью человека. На проходившей в августе 1986 г. в городе Варна международной конференции «Охрана окружающей среды и защита всеобщего мира» в одном из докладов приводились данные о том, что в конце 70-х годов около 10% детей в таких странах, как США, Франция, ФРГ, Япония, рождались с генетическими дефектами. При этом отмечалось, что если деградация окружающей среды будет продолжаться прежними темпами, то в ближайшее время эта цифра резко возрастет.[2]

Цель данной работы изучить правовое регулирование обращения с опасными отходами. В соответствии с этой целью необходимо раскрыть следующие задачи:

· Дать понятие, рассмотреть виды и классы отходов

· Дать характеристику правового регулирования отдельных категорий отходов

· Рассмотреть правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

· Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами



Дата: 2019-07-30, просмотров: 190.