ЭТНИЧЕСКИЕ ЛОББИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В США
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Родиной этнического лоббизма вполне заслуженно считаются Соединенные Штаты Америки. Процессы «этнического возрождения», протекающие в США с начала 1960-х годов, обусловили рост культурного, политического и экономического влияния национальных групп. В результате на сегодняшний день политика этого государства в значительной степени отражает целенаправленные усилия его этнических групп. Такое положение дел стало возможным благодаря тому, что именно в Штатах впервые создается необходимая для этнического лоббизма почва:

1. Специфическая система демократии. В контексте данной темы имеется в виду «политика включения», согласно которой американский политический деятель стремится собрать в свой фонд максимальное число голосов отовсюду. В результате каждый из них старается бороться за голоса всех групп и меньшинств (не в последнюю очередь – именно этнических).

2. Принятие закона о лоббизме. Именно в США лоббизм впервые институционализировался на легальном уровне, был поставлен в четкие рамки допустимого. Что касается этнического лоббизма, то он очень гармонично вписывается в норму, согласно с которой прямое лоббирование со стороны властей иностранных государств в США запрещено, но наем частных лиц, занимающихся таким лоббированием, не возбраняется. Такие лоббисты должны зарегистрироваться в Конгрессе как «агенты иностранного влияния», иметь отдельный банковский счет, куда приходят средства на лоббистскую деятельность, и прозрачную бухгалтерскую отчетность, ежеквартально публикуемую в официальном издании «Конгрешнл рекорд».

3. Выход на политическую арену диаспор. Их наличие является ключевым для создания этнических лобби, поскольку именно для диаспоры характерно не только осознание себя частью народа, проживающего в другом государстве, но и наличие у нее собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и исторической родиной. Особую роль в формировании института этнического лоббизма играли и продолжают играть так называемые «мировые» диаспоры, т.е., которые в той или иной мере присутствуют во всех частях света. Сегодня к перечню «мировых» диаспор относят армянскую, еврейскую, китайскую, курдскую, арабскую, украинскую, греческую, ирландскую, польскую и некоторые другие.

Оценки специалистов относительно роли этнических лобби в жизни США разнятся. Некоторые рассматривают их появление как своеобразное отражение "глобализации" национальной политики США и выражают надежду на то, что этнические лобби будут способствовать продвижению "американских ценностей" по всему миру. Другие авторы не столь оптимистичны, считая, что "приватизация", по выражению Джона Ньюхауса, внешней политики США коррумпирует американскую политическую систему и уменьшает ее привлекательность в глазах мирового сообщества.

Как подметил Збигнев Бжезинский, влияние, оказываемое этническими лобби, коренится в отсутствии в правительстве США единого органа, планирующего и координирующего американскую внешнюю политику. Теоретически эту роль должен играть Совет по национальной безопасности, но в реальной жизни СНБ настолько занят текучкой, обеспечивая обмен информацией между президентской администрацией, госдепом, ЦРУ и т.п., что на стратегическое планирование не хватает ни времени, ни сил. В результате процесс принятия внешнеполитических решений становится децентрализованным, фрагментированным и, следовательно, подверженным воздействиям извне.

Армянское лобби

 

Армянское лобби в США - этническое лобби в США, осуществляющее деятельность по защите интересов армянской диаспоры, Республики Армения и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. По мнению Збигнева Бжезинского Армянское лобби в США является одним из наиболее эффективных этнических лобби в Америке.

Зародилось в 1924 году как движущая сила армянского общественного движения, призывающего американскую и мировую общественность заставить Турцию признать уничтожение 1,5 миллионов армян в начале ХХ века. Пользуется мощной финансовой поддержкой армянских миллионеров. Немалую роль играет один из крупнейших американских бизнесменов - миллиардер Кирк Киркорьян. Тесно координирует свои акции с армянским лобби в Бельгии, Испании, Португалии, Болгарии, Румынии, Греции, Ливане, Эфиопии, Уругвае, Аргентине. Самые крупные и активные армянские лоббистские структуры имеются кроме Америки во Франции, России, Иране, Кипре, Сирии и Ливане.

Через армянскую церковь создана общемировая система поголовных сборов на нужды лобби, которое первостепенное внимание уделяет взаимодействию с прессой. Только в США армянская община владеет 23 газетами и журналами, издательскими домами, организовала радио и телевизионное вещание. Основные центры лоббистской деятельности находятся в Калифорнии, где долгие годы губернатором штата являлся Д. Декмекджян. Армянское лобби, по крайней мере, ее научные формирования в Америке, весьма ревностно относятся к исследовательской деятельности "чужаков" в области истории и культуры народов Востока и Кавказа.

Армянское лобби нацелено на сохранение национальной и культурной самобытности американцев армянского происхождения, организовывая детские сады, школы и др. образовательные учреждения; клубы, исследовательские и гуманитарно-благотворительные фонды, медицинские учреждения, военно-спортивные лагеря. Оказывает всяческую поддержку Армении и проводимой ей политике экспансии в отношении соседей, находясь в теплых отношениях с иранскими фундаменталистами. На сегодняшний день благодаря армянскому лобби Ереван получает самую большую безвозмездную финансовую помощь США (около 200 млн. долларов в год) и умудрилось обеспечить постоянными финансовыми вливаниями (20 млн. долларов в год) бюджет никем не признанной марионеточной Нагорно-Карабахской Республики, созданной на оккупированных азербайджанских землях. В то время как Азербайджан, потерявший в результате армянской оккупации более 20% исторических территорий, вообще лишен права получать американскую государственную помощь.

Самым сильным доказательством влиятельности армянского лобби стало принятие в 1992 году Поправки 907 к «Акту в поддержку свободы». «Акт в поддержку свободы» был принят для экономической поддержки бывших советских республик. Однако под давлением армянского лобби в него была включена Поправка 907, запрещавшая оказание помощи Азербайджану со стороны правительства США. В обоснование запрета помощи приводятся действия Азербайджана по блокаде Армении и НКР, однако поправка игнорирует тот факт, что Армения сама осуществила эмбарго в отношении Нахичевани, отделенной от основной части Азербайджана, а закрытие границы с Арменией произошло из-за оккупации азербайджанских земель. Более того, использование термина «блокада» само по себе вводит в заблуждение - Армения имеет тесные экономические связи с Грузией и Ираном и данном случае больше подходит термин «эмбарго».

Успех в принятии поправки был достигнут благодаря нескольким факторам: высокий уровень организации и лоббистских возможностей армянской диаспоры, ее важность в парламентских и президентских выборах из-за высокой концентрации в ключевых штатах (например, Калифорния), отсутствие четкой политики правительства в отношении Закавказья на тот момент, чем и воспользовались армянские лоббисты (в США в это время не было даже посольства Азербайджана).

Томас Де Ваал называет принятие этой поправки «самой аномальной частью внешней политики». Она сильно ограничивала возможности США в отношениях с Азербайджаном и усложнила работу американских посредников по урегулированию карабахского конфликта. В своем письме главе Палаты Представителей в сентябре 1998 года Мадлен Олбрайт писала: «Поправка 907 вредит национальным интересам США, подрывая их нейтралитет в урегулировании карабахского конфликта, их возможности в поддержке экономических и широких правовых реформ в Азербайджане, их усилия в развитии энергетического транспортного коридора Восток-Запад».

Шведский ученый Сванте Корнелл приводит в своей работе еще более категоричную оценку роли армянского лобби в карабахском конфликте: «Соединенные Штаты продолжают свое вредное вмешательство в страшный конфликт между Арменией и Азербайджаном. В частности, их участие состоит в увеличении страданий миллиона азербайджанских беженцев и отдалению надежд на урегулирование. США наказывают проигравшую сторону и поощряют захватчика, оккупанта и очевидного победителя в войне. Разве в американских интересах запрещать нормальную гуманитарную помощь маленькой стране, которая хотя и не особенно демократична, но стремится к Западу и важна в обеспечении региональной стабильности и экономических перспектив? Армянская диаспора и ее сторонники, возглавляемые бывшим сенатором Робертом Доулом не показывают это».

Только после 11 сентября 2001 года администрация Буша добилась временной отмены поправки в связи с необходимостью сотрудничества с Азербайджаном в области безопасности.

Таким образом, к числу достижений армянского лобби относится тот факт, что Армения превратилась в одного из крупнейших (в пересчете на душу населения) реципиентов американской экономической помощи. За это армяне в обеих странах должны прежде всего благодарить сенатора Митча Мак-Коннелла, лидера республиканского меньшинства в Сенате и влиятельного члена сенатского комитета, ответственного за распределение помощи иностранным государствам.

С другой стороны, армянскому лобби так пока и не удалось достичь своей главной цели: резолюции Конгресса США, осуждающую Турцию за геноцид армян в 1915 г. А победа была близка: в 2007 г., заручившись поддержкой спикера Палаты Представителей Нэнси Пелози (Nancy Pelosi), лобби почти что добилoсь постановки на голосование резолюции, осуждающей турецкий геноцид. И лишь вмешательство Белого Дома, к которому в отчаянии воззвало турецкое правительство, с трудом убедило Пелози отложить резолюцию в долгий ящик. Понятно, что для переговоров с Белым Домом турки наняли своих лоббистов из числа высокопоставленных представителей американского политического бомонда.

 

Израильское лобби

 

Самым крупным и влиятельным лоббистом в Америке являются еврейская община и созданная ею координирующая организация: Комитет по американо-израильским общественным отношениям (AIPAC). Основная задача этой структуры - обеспечение условий для упрочения американо-израильских отношений, увеличение безвозмездной американской финансовой, технологической и военной помощи Израилю, использование всей государственной мощи США для защиты прав граждан еврейской национальности в самых разных странах мира.

По своему весу в мире американских средств массовой информации Израильское лобби занимает первое место, располагая в своем активе медиагигантами США: ведущими телеканалами NBC и CBS, влиятельнейшими газетами New York Times и Washington Post, множеством других изданий. Активно поддерживает произраильские лоббистские структуры в различных уголках мира, осуществляя необходимые меры для представления интересов крупных финансово-промышленных групп. Традиционно широко представлено в высших органах государственной власти в США и играет первую скрипку в Демократической партии.

На протяжении последних нескольких десятилетий, особенно после Шестидневной войны 1967 г., системообразующим элементом американской политики на Ближнем Востоке были отношения с Израилем. Безоговорочная поддержка Израиля в сочетании с регулярными попытками продвижения «демократии» в регионе крайне негативно сказалась на общественном мнении в исламском мире в целом и арабских странах, в частности. Такая политика ставит под удар не только американскую национальную безопасность, но и общемировую стабильность. В американской политической истории подобное положение не имеет аналогичных прецедентов. Какой смысл в том, что США пренебрегают собственной безопасностью и безопасностью многих своих союзников ради обеспечения интересов третьей державы? Теоретически можно было бы предположить, что отношения между двумя странами основываются на взаимных стратегических интересах или абсолютных моральных императивах. Но подобное объяснение не дает ответа на вопрос о причинах столь массивной материальной и дипломатической поддержки, оказываемой США.

Вектор американской политики в регионе практически полностью определяется внутренней конъюнктурой. Речь идет, прежде всего, об активности «израильского лобби». Другим лоббистским структурам также удавалось оказывать влияние на внешнюю политику, но ни из них не имело и не имеет возможности направлять ее в столь далекое от обеспечения национальных приоритетов русло и одновременно внушать американцам идею о том, что интересы США абсолютно идентичны интересам другого государства – в данном случае Израиля.

Со времени окончания войны Судного дня в октябре 1973 г. Вашингтон оказывал поддержку Израилю в объемах, которые несопоставимы с аналогичными показателями у остальных стран. С 1976 г. Израиль стал крупнейшим получателем прямой ежегодной экономической и военной помощи. После второй мировой войны Тель-Авив получил более 140 млрд. долларов (по курсу 2004 г.), что также является абсолютным рекордом. На израильские счета каждый год поступает около 3 млрд. долларов только прямой помощи, что составляет примерно пятую часть всех средств, предусмотренных в бюджете на содействие иностранным государствам; на каждого гражданина Израиля, таким образом, приходится около 500 долларов в год. Столь большие суммы вызывают еще больше вопросов, если принять во внимание тот факт, что современный Израиль является достаточно богатой индустриальной державой с таким же уровнем дохода на душу населения, как в Южной Корее или Испании.

Всем государствам мира финансовая помощь выделяется в виде ежеквартальных выплат, что не мешает Израилю получать весь объем ассигнований в начале очередного финансового года вместе с возможностью дополнительно заработать на процентах с этой суммы. В то время, когда большинство стран обязано тратить субсидии на военные нужды в Соединенных Штатах, Израилю разрешено переводить около 25% соответствующих ассигнований на развитие собственной оборонной индустрии, и только Израилю позволено не давать отчет о том, на какие цели расходуется американская помощь. Это делает практически невозможным воспрепятствовать использованию денег в целях, которые противоречат интересам США, - например, строительству поселений на Западном берегу. Более того, США выделили Израилю около трех миллиардов долларов на модернизацию вооружений и поставляют ему такие первоклассные образцы техники, как вертолеты «Blackhawk» и реактивные самолеты F-16. Наконец, США обеспечивают Израилю доступ к разведданным, которые не раскрываются союзникам даже по НАТО, и сквозь пальцы смотрят на наличие у Тель-Авива ядерного потенциала.

Израильское лобби находится в весьма прохладных отношениях с армянским и не может простить последним тесное сотрудничество армянских боевиков из террористической организации АСАЛА с палестинскими активистами.

Успех израильского лобби кроется в ряде причин. Во-первых, оно крайне дисциплинированно и относительно едино в понимании своих целей и путей их достижения. Во-вторых, оно располагает значительными финансовыми ресурсами и умеет ими правильно распорядиться. Последние два фактора составляют особенно мощную комбинацию: по некоторым подсчетам, взносы от различных еврейских групп составляют до 60% всех пожертвований в избирательные кампании кандидатов в президенты США от Демократической партии. Помимо "пряников", регулярно используются и "кнуты": не будет преувеличением сказать, что ни один мало-мальски сообразительный американский политик не рискнет перейти дорожку еврейскому лобби. Политик, который поссорился с еврейским лобби, может, скорее всего, забыть о своей карьере.

Греческое лобби

 

Греческое лобби - наиболее стойкий проводник хеллинизма, своеобразной формы греческого шовинизма. Основная цель: экономическая, политическая, гуманитарная поддержка Греции. Проводит активную работу по воспитанию американцев греческого происхождения в духе преданности национальным идеалам и культуре, развитию привлекательного имиджа греческого государства в США и в др. странах мира. Греческое лобби оказывает мощное давление на противников Греции, срывая им программы помощи, привлечения инвестиций и т.д. Главным координатором этого лобби является Американский Хеленический Институт. Одним из приоритетных направлений в своей деятельности считает внешнеполитическую и экономическую блокаду Турции - давнего врага и соперника. Данное лобби придерживается идеи эллинизации Кипра с депортацией турок из северной части острова. С этой целью, по утверждениям западных спецслужб, стимулировала и оказывала всяческую поддержку радикальным политическим и террористическим организациям на территории Турции. В частности, по свидетельствам турецкой прессы, значительная моральная и материальная помощь стекалась лидеру террористической марксистской Рабочей Партии Курдистана Абдулле Оджалану. А в самой Греции и в Ливане, в лагерях палестинских боевиков долгие годы базировалась крупнейшая армянская террористическая организация АСАЛА, на счету которой убийства 72 турецких дипломатов в Западной Европе, пожар в московской гостинице "Россия" и московском метро, взрывы пассажирских автобусов в часы пик в центре Баку и уничтожение старинного здания Азербайджанской Оперы, которое считалось одним из лучших в Европе.

Греческое лобби открыто заявляет о том, что имеет на своей стороне по ряду вопросов 287 конгрессменов и 47 сенаторов США. Оно действует таким образом: лобби тратит весьма большие деньги на поддержку политиков. Только одна греческая организация только за несколько месяцев собрала $600 тысяч для Барака Обамы и Хилари Клинтон, $400 тысяч в поддержку Джона Маккейна, даже $200 тысяч для аутсайдера Джо Бидена.

Греки уступают только одной общине в США по уровню высшего образования и количеству миллионеров. Это значит, что их влияние измеряется далеко не только деньгами, а еще и авторитетом, дружескими связями, взаимными симпатиями, которые порой почти так же важны, как деньги. Кроме того, в США немало политиков греческого происхождения, был когда-то даже вице-президент.

Одним из главных публичных подтверждений успешности греческого лобби в США является тот факт, что греки являются одной из двух национальностей, которым позволено отмечать свои праздники в Белом Доме Вашингтона (вторыми являются ирландцы). Это при том, что около 30 национальностей в США более многочисленны, чем греческая (греков в США полпроцента населения). Однако при этом более половины представителей греков США имеют право голоса и их консолидированное участие в политике дает свои плоды.

Этнический лоббизм в целом и греческий этнический лоббизм в частности является неизбежным в своем существовании и весомым по своей значимости в процессе принятия политических решений США в сфере внешней и внутренней политики. Действуя как на официальном, так и на кулуарном уровнях, этнические лобби акцентируют внимание государственной власти Штатов на актуальных проблемах своих этнических родин и острых вопросах мировой политики. В условиях отсутствия гегемонии со стороны какой-либо из упомянутых лоббистских групп существование института этнического лоббизма выглядит если не необходимостью, то, по крайней мере, неизбежностью, поставленной в рамки допустимого.

Греческое лобби свою работу часто координирует с армянским лобби, с которым объединяет негативное отношение к Турции. Греком по происхождению является нынешний директор ЦРУ Джордж Тенет. А на президентских выборах одним из главных соперников Билла Клинтона был выдвиженец греческой общины обаятельный Майкл Дукакис. Выдающуюся роль в становлении греческого лобби сыграл знаменитый мультимиллиардер Аристотель Онассис.

Греческое лобби оказывает финансовую помощь ряду американских и крупных французских изданий. Имеет прочные позиции во Франции, Сирии, Ливане, Болгарии, Испании, Аргентине, Армении.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 211.