ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В США НА ПРИМЕРЕ АРАБСКОГО ЛОББИ
Нижний Новгород
2010
ВВЕДЕНИЕ
В современном демократичном обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
Целенаправленное воздействие на органы государственной власти с целью повлиять на процесс принятия решений имеет многовековую историю. Приближенные к правителям, многочисленная свита и «Двор» всегда оказывали значительное влияние на власть имущих. Однако только сравнительно недавно работа с органами государственной власти из хобби становиться работой. Профессиональным занятием. Выделяется класс людей, которые занимаются этим большую часть своего времени и основные доходы получают именно от занятия своей профессиональной деятельностью. Со временем эта профессия, получила свое название – «лоббизм», «лоббистская деятельность».
В последнее время в США все больше начинает чувствоваться влияние мусульман и арабов, причем на политический арене их голос становится одним из самых громких. Сейчас политика мусульман в США меняется: она становится более цивилизованной и обдуманной. Если еще несколько лет назад арабы предпочитали добиваться своих целей примерно теми же средствами, которые они используют на Ближнем Востоке (при помощи демонстраций, угроз и заявлений ультимативного характера), то теперь они стали понимать, что в Америке такая политика не только не имеет никакого эффекта, но и вызывает отвращение у образованной части американских мусульман.
Поэтому теперь арабские политические лоббисты по большей части ориентируются на студентов университетов, образованных людей - на тех, кто предпочитает цивилизованный диалог угрозам и резким выпадам. И эта политика уже приносит свои плоды: политическое влияние мусульман усиливается, особенно в американском Конгрессе.
Актуальность исследования заключается в том, что за последние 10-20 лет роль ислама в Соединенных Штатах существенно возросла и представляется возможным изучить динамику влияния исламских организаций на политический процесс США.
Объектом нашего исследования является политический процесс в США, а предметом – лоббистская деятельность этнических групп в США.
Эмпирическая база исследования. При написании работы был использован и проанализирован широкий круг документов и источников по заявленной проблематике, среди которых выделяются такие, как: Закон о регулировании лоббизма от 16 октября 1946 года, Интернет-сайт арабских общественных организаций (Институт Американских арабов), Федеральный закон от 10.1992 «Акт в поддержку свободы» (поправка 907), официальный сайт Сената США, заявление единственного конгрессмена-мусульманина Кейта Эллиоса. Информационную базу исследования составили книги и публикации по тематике работы: Зяблюк Н.Г. «Практика лоббистской деятельности в США», Сурков Н.Ю. «Арабское лобби в США. Состояние и перспективы. Ближний Восток и современность».
Гипотеза. Мы предполагаем, что степень влияния арабского лобби невысока.
Общей целью курсовой работы следует считать анализ степени влияния арабского лобби на законодательный процесс США. Для достижения поставленной цели представляется решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретический аспект лоббистской деятельности;
2) Изучить становление и развитие этнического лоббизма в США;
3) Проанализировать деятельность и влияние арабского лобби на законодательный процесс в США.
Теоретическая база. При написании данной курсовой работы мы использовали институциональный подход. А для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач применяли сравнительный метод, исторический метод, системный анализ, описание и сопоставление конкретных проблем.
Структура курсовой работы отвечает ее целям и задачам, предмету и объекту исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников литературы.
Определение лоббизма
Термин возник в американской политической жизни около 1830 года.
Наиболее объективным определением термина "лоббизм" мы считаем юридическое. Оно представляется нам оптимальным в качестве отправной точки для понимания. В рамках юридического подхода мы получаем чёткую и одновременно комплексную дефиницию, не абсолютизируя какую-либо одну сторону лоббизма, но подразумевая их все. Таким образом, юридический подход задаёт познавательную модель (матрицу), из отдельных фрагментов которой можно выстраивать целый спектр уже прикладных моделей понимания.
В рамках юридического подхода "лоббизмом" будет называться многоплановое взаимодействие (участие) граждан, групп граждан, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти с целью оказания влияния на принятие необходимых им (или их доверителям) единичных решений (законодательных актов, административных, политических и иных официальных решений) и (или) для постоянного отстаивания своих (или доверителей) интересов. (К примеру, корпоративные лоббисты занимаются инициированием принятия либо отклонения тех или иных решений, влияющих на извлечение прибыли, расширение производства, оптимизацию фискальной политики и иных целей коммерческого характера).
Также существуют и другие, отличные от юридического определения лоббизма:
ЛОББИЗМ (от английского lobby - кулуары, где депутаты парламента могли общаться с посторонними), специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций - политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т.п. (так называемых групп давления) на процесс принятия решений парламентом. Прежде всего, лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах и т.п. Лоббизм возник впервые в США, где лоббистская деятельность с 1946 регулируется федеральным законом (современная энциклопедия).
ЛОББИ, ЛОББИЗМ, ЛОББИРОВАНИЕ (англ. lobbyism, от lobby - кулуары)
1) действия государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных властей, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер экономики регионов, предприятий, социальных групп, продиктованные не объективной необходимостью, а заинтересованностью, иногда - подкупом должностных лиц. Лоббисты в лице представителей власти способствуют своим подопечным в получении выгодных государственных заказов, кредитов, помощи, льгот, лицензий, благоприятных условий экономической, коммерческой деятельности, в создании и регистрации новых организаций, в подавлении конкурентов. Принято выделять аграрное и промышленное лобби;
2) оказание давления на парламентария путем личного или письменного обращения или другим способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны к.-л. групп или частных лиц, цель которого добиться принятия или отклонения к.-л. законопроекта. Лоббисты могут представлять заранее подготовленные законопроекты, оказывать консультативную помощь, содержать свои конторы при законодательных органах. Возник в США (гае был принят в 1946 г. специальный закон о Л.), ныне существует во всех демократических странах. (энциклопедический словарь экономики и права).
ЛОББИЗМ - Деятельность лобби, выражающаяся в политике давлением на государственную власть.
Таким образом, в широком смысле, лоббизм - это установление контактов и передача сообщений (лицами, не являющимися гражданами, действующими от своего собственного имени) адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения.
Сегодня под лоббизмом понимается регулируемое законодательством давление на парламент путем личного или письменного обращения, либо другим способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения законопроекта)
Аналогично раскрывается понятие лоббизма в Оксфордском словаре современного английского языка.
Несмотря на то, что определений термина очень много, можно очертить некоторые строгие границы этого понятия:
1) Лоббирование связано лишь с принятием государственных решений. Решения, принимаемые частными лицами, организациями или корпорациями, могут также быть подвержены влиянию интересов определенных заинтересованных групп, однако такое влияние не принято называть лоббизмом.
2) Все виды лоббизма мотивированы желанием оказать влияние. Многие действия или события могут воздействовать на процесс принятия правительственных решений, но если они не вызваны желанием оказать влияние, то это не лоббизм.
3) Лоббирование подразумевает наличие посредника или представителя как связующего звена между группой граждан и государственными официальными лицами. Гражданин, который по своей собственной воле и пользуясь доступными ему средствами, стремиться повлиять на правительственного чиновника, не может считаться лоббистом.
4) Всякое лоббирование неизменно связано с установлением контактов для передачи сообщений, поскольку это единственный путь, по которому можно осуществлять влияние.
Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, так как имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вследствие подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.
В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.
Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.)
Лоббизм весьма жёстко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной власти. Лоббизм – своего рода признак власти, её специфическая черта, «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия:
- возникает большое многообразие интересов в обществе вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»;
- расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.
Виды лоббизма
Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти «решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование.
Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в сфере политики обосновано, считается «четвёртой ветвью власти». Сам же лоббизм в США достаточно престижный вид деятельности, некоторые называют его «пятой ветвью власти». В зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на:
- правотворческое (лоббизм в законодательных органах через нормативные акты);
- правоприменительное (лоббизм через акты применения права);
- правоинтерпритационное (лоббизм через акты толкования права).
В зависимости от характера интереса, который «продавливается», можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое, правовое и другое лоббирование.
В зависимости от времени действия бывает «одноразовый» и постоянный лоббизм.
В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти и управления) и местное (в республиканских, краевых, областных органах).
В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование может подразделяться на следующие разновидности:
1) Лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоёв (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.).
2) Ведомственное лоббирование - это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов.
3) Региональное лоббирование - это воздействие на власть со стороны представителей республик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определённые льготы и преимущества для регионов.
4) Иностранное лоббирование- это влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структурах американского общества занимают лобби - еврейское, польское, арабское и др.
Наиболее действенные рычаги при этом - деньги, пресса, голоса избирателей, переплавляемые во влияние. Выходцы из России - эмигранты и их потомки - составляют по численности одно из наиболее заметных национальных меньшинств в США.
Армянское лобби
Армянское лобби в США - этническое лобби в США, осуществляющее деятельность по защите интересов армянской диаспоры, Республики Армения и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. По мнению Збигнева Бжезинского Армянское лобби в США является одним из наиболее эффективных этнических лобби в Америке.
Зародилось в 1924 году как движущая сила армянского общественного движения, призывающего американскую и мировую общественность заставить Турцию признать уничтожение 1,5 миллионов армян в начале ХХ века. Пользуется мощной финансовой поддержкой армянских миллионеров. Немалую роль играет один из крупнейших американских бизнесменов - миллиардер Кирк Киркорьян. Тесно координирует свои акции с армянским лобби в Бельгии, Испании, Португалии, Болгарии, Румынии, Греции, Ливане, Эфиопии, Уругвае, Аргентине. Самые крупные и активные армянские лоббистские структуры имеются кроме Америки во Франции, России, Иране, Кипре, Сирии и Ливане.
Через армянскую церковь создана общемировая система поголовных сборов на нужды лобби, которое первостепенное внимание уделяет взаимодействию с прессой. Только в США армянская община владеет 23 газетами и журналами, издательскими домами, организовала радио и телевизионное вещание. Основные центры лоббистской деятельности находятся в Калифорнии, где долгие годы губернатором штата являлся Д. Декмекджян. Армянское лобби, по крайней мере, ее научные формирования в Америке, весьма ревностно относятся к исследовательской деятельности "чужаков" в области истории и культуры народов Востока и Кавказа.
Армянское лобби нацелено на сохранение национальной и культурной самобытности американцев армянского происхождения, организовывая детские сады, школы и др. образовательные учреждения; клубы, исследовательские и гуманитарно-благотворительные фонды, медицинские учреждения, военно-спортивные лагеря. Оказывает всяческую поддержку Армении и проводимой ей политике экспансии в отношении соседей, находясь в теплых отношениях с иранскими фундаменталистами. На сегодняшний день благодаря армянскому лобби Ереван получает самую большую безвозмездную финансовую помощь США (около 200 млн. долларов в год) и умудрилось обеспечить постоянными финансовыми вливаниями (20 млн. долларов в год) бюджет никем не признанной марионеточной Нагорно-Карабахской Республики, созданной на оккупированных азербайджанских землях. В то время как Азербайджан, потерявший в результате армянской оккупации более 20% исторических территорий, вообще лишен права получать американскую государственную помощь.
Самым сильным доказательством влиятельности армянского лобби стало принятие в 1992 году Поправки 907 к «Акту в поддержку свободы». «Акт в поддержку свободы» был принят для экономической поддержки бывших советских республик. Однако под давлением армянского лобби в него была включена Поправка 907, запрещавшая оказание помощи Азербайджану со стороны правительства США. В обоснование запрета помощи приводятся действия Азербайджана по блокаде Армении и НКР, однако поправка игнорирует тот факт, что Армения сама осуществила эмбарго в отношении Нахичевани, отделенной от основной части Азербайджана, а закрытие границы с Арменией произошло из-за оккупации азербайджанских земель. Более того, использование термина «блокада» само по себе вводит в заблуждение - Армения имеет тесные экономические связи с Грузией и Ираном и данном случае больше подходит термин «эмбарго».
Успех в принятии поправки был достигнут благодаря нескольким факторам: высокий уровень организации и лоббистских возможностей армянской диаспоры, ее важность в парламентских и президентских выборах из-за высокой концентрации в ключевых штатах (например, Калифорния), отсутствие четкой политики правительства в отношении Закавказья на тот момент, чем и воспользовались армянские лоббисты (в США в это время не было даже посольства Азербайджана).
Томас Де Ваал называет принятие этой поправки «самой аномальной частью внешней политики». Она сильно ограничивала возможности США в отношениях с Азербайджаном и усложнила работу американских посредников по урегулированию карабахского конфликта. В своем письме главе Палаты Представителей в сентябре 1998 года Мадлен Олбрайт писала: «Поправка 907 вредит национальным интересам США, подрывая их нейтралитет в урегулировании карабахского конфликта, их возможности в поддержке экономических и широких правовых реформ в Азербайджане, их усилия в развитии энергетического транспортного коридора Восток-Запад».
Шведский ученый Сванте Корнелл приводит в своей работе еще более категоричную оценку роли армянского лобби в карабахском конфликте: «Соединенные Штаты продолжают свое вредное вмешательство в страшный конфликт между Арменией и Азербайджаном. В частности, их участие состоит в увеличении страданий миллиона азербайджанских беженцев и отдалению надежд на урегулирование. США наказывают проигравшую сторону и поощряют захватчика, оккупанта и очевидного победителя в войне. Разве в американских интересах запрещать нормальную гуманитарную помощь маленькой стране, которая хотя и не особенно демократична, но стремится к Западу и важна в обеспечении региональной стабильности и экономических перспектив? Армянская диаспора и ее сторонники, возглавляемые бывшим сенатором Робертом Доулом не показывают это».
Только после 11 сентября 2001 года администрация Буша добилась временной отмены поправки в связи с необходимостью сотрудничества с Азербайджаном в области безопасности.
Таким образом, к числу достижений армянского лобби относится тот факт, что Армения превратилась в одного из крупнейших (в пересчете на душу населения) реципиентов американской экономической помощи. За это армяне в обеих странах должны прежде всего благодарить сенатора Митча Мак-Коннелла, лидера республиканского меньшинства в Сенате и влиятельного члена сенатского комитета, ответственного за распределение помощи иностранным государствам.
С другой стороны, армянскому лобби так пока и не удалось достичь своей главной цели: резолюции Конгресса США, осуждающую Турцию за геноцид армян в 1915 г. А победа была близка: в 2007 г., заручившись поддержкой спикера Палаты Представителей Нэнси Пелози (Nancy Pelosi), лобби почти что добилoсь постановки на голосование резолюции, осуждающей турецкий геноцид. И лишь вмешательство Белого Дома, к которому в отчаянии воззвало турецкое правительство, с трудом убедило Пелози отложить резолюцию в долгий ящик. Понятно, что для переговоров с Белым Домом турки наняли своих лоббистов из числа высокопоставленных представителей американского политического бомонда.
Израильское лобби
Самым крупным и влиятельным лоббистом в Америке являются еврейская община и созданная ею координирующая организация: Комитет по американо-израильским общественным отношениям (AIPAC). Основная задача этой структуры - обеспечение условий для упрочения американо-израильских отношений, увеличение безвозмездной американской финансовой, технологической и военной помощи Израилю, использование всей государственной мощи США для защиты прав граждан еврейской национальности в самых разных странах мира.
По своему весу в мире американских средств массовой информации Израильское лобби занимает первое место, располагая в своем активе медиагигантами США: ведущими телеканалами NBC и CBS, влиятельнейшими газетами New York Times и Washington Post, множеством других изданий. Активно поддерживает произраильские лоббистские структуры в различных уголках мира, осуществляя необходимые меры для представления интересов крупных финансово-промышленных групп. Традиционно широко представлено в высших органах государственной власти в США и играет первую скрипку в Демократической партии.
На протяжении последних нескольких десятилетий, особенно после Шестидневной войны 1967 г., системообразующим элементом американской политики на Ближнем Востоке были отношения с Израилем. Безоговорочная поддержка Израиля в сочетании с регулярными попытками продвижения «демократии» в регионе крайне негативно сказалась на общественном мнении в исламском мире в целом и арабских странах, в частности. Такая политика ставит под удар не только американскую национальную безопасность, но и общемировую стабильность. В американской политической истории подобное положение не имеет аналогичных прецедентов. Какой смысл в том, что США пренебрегают собственной безопасностью и безопасностью многих своих союзников ради обеспечения интересов третьей державы? Теоретически можно было бы предположить, что отношения между двумя странами основываются на взаимных стратегических интересах или абсолютных моральных императивах. Но подобное объяснение не дает ответа на вопрос о причинах столь массивной материальной и дипломатической поддержки, оказываемой США.
Вектор американской политики в регионе практически полностью определяется внутренней конъюнктурой. Речь идет, прежде всего, об активности «израильского лобби». Другим лоббистским структурам также удавалось оказывать влияние на внешнюю политику, но ни из них не имело и не имеет возможности направлять ее в столь далекое от обеспечения национальных приоритетов русло и одновременно внушать американцам идею о том, что интересы США абсолютно идентичны интересам другого государства – в данном случае Израиля.
Со времени окончания войны Судного дня в октябре 1973 г. Вашингтон оказывал поддержку Израилю в объемах, которые несопоставимы с аналогичными показателями у остальных стран. С 1976 г. Израиль стал крупнейшим получателем прямой ежегодной экономической и военной помощи. После второй мировой войны Тель-Авив получил более 140 млрд. долларов (по курсу 2004 г.), что также является абсолютным рекордом. На израильские счета каждый год поступает около 3 млрд. долларов только прямой помощи, что составляет примерно пятую часть всех средств, предусмотренных в бюджете на содействие иностранным государствам; на каждого гражданина Израиля, таким образом, приходится около 500 долларов в год. Столь большие суммы вызывают еще больше вопросов, если принять во внимание тот факт, что современный Израиль является достаточно богатой индустриальной державой с таким же уровнем дохода на душу населения, как в Южной Корее или Испании.
Всем государствам мира финансовая помощь выделяется в виде ежеквартальных выплат, что не мешает Израилю получать весь объем ассигнований в начале очередного финансового года вместе с возможностью дополнительно заработать на процентах с этой суммы. В то время, когда большинство стран обязано тратить субсидии на военные нужды в Соединенных Штатах, Израилю разрешено переводить около 25% соответствующих ассигнований на развитие собственной оборонной индустрии, и только Израилю позволено не давать отчет о том, на какие цели расходуется американская помощь. Это делает практически невозможным воспрепятствовать использованию денег в целях, которые противоречат интересам США, - например, строительству поселений на Западном берегу. Более того, США выделили Израилю около трех миллиардов долларов на модернизацию вооружений и поставляют ему такие первоклассные образцы техники, как вертолеты «Blackhawk» и реактивные самолеты F-16. Наконец, США обеспечивают Израилю доступ к разведданным, которые не раскрываются союзникам даже по НАТО, и сквозь пальцы смотрят на наличие у Тель-Авива ядерного потенциала.
Израильское лобби находится в весьма прохладных отношениях с армянским и не может простить последним тесное сотрудничество армянских боевиков из террористической организации АСАЛА с палестинскими активистами.
Успех израильского лобби кроется в ряде причин. Во-первых, оно крайне дисциплинированно и относительно едино в понимании своих целей и путей их достижения. Во-вторых, оно располагает значительными финансовыми ресурсами и умеет ими правильно распорядиться. Последние два фактора составляют особенно мощную комбинацию: по некоторым подсчетам, взносы от различных еврейских групп составляют до 60% всех пожертвований в избирательные кампании кандидатов в президенты США от Демократической партии. Помимо "пряников", регулярно используются и "кнуты": не будет преувеличением сказать, что ни один мало-мальски сообразительный американский политик не рискнет перейти дорожку еврейскому лобби. Политик, который поссорился с еврейским лобби, может, скорее всего, забыть о своей карьере.
Греческое лобби
Греческое лобби - наиболее стойкий проводник хеллинизма, своеобразной формы греческого шовинизма. Основная цель: экономическая, политическая, гуманитарная поддержка Греции. Проводит активную работу по воспитанию американцев греческого происхождения в духе преданности национальным идеалам и культуре, развитию привлекательного имиджа греческого государства в США и в др. странах мира. Греческое лобби оказывает мощное давление на противников Греции, срывая им программы помощи, привлечения инвестиций и т.д. Главным координатором этого лобби является Американский Хеленический Институт. Одним из приоритетных направлений в своей деятельности считает внешнеполитическую и экономическую блокаду Турции - давнего врага и соперника. Данное лобби придерживается идеи эллинизации Кипра с депортацией турок из северной части острова. С этой целью, по утверждениям западных спецслужб, стимулировала и оказывала всяческую поддержку радикальным политическим и террористическим организациям на территории Турции. В частности, по свидетельствам турецкой прессы, значительная моральная и материальная помощь стекалась лидеру террористической марксистской Рабочей Партии Курдистана Абдулле Оджалану. А в самой Греции и в Ливане, в лагерях палестинских боевиков долгие годы базировалась крупнейшая армянская террористическая организация АСАЛА, на счету которой убийства 72 турецких дипломатов в Западной Европе, пожар в московской гостинице "Россия" и московском метро, взрывы пассажирских автобусов в часы пик в центре Баку и уничтожение старинного здания Азербайджанской Оперы, которое считалось одним из лучших в Европе.
Греческое лобби открыто заявляет о том, что имеет на своей стороне по ряду вопросов 287 конгрессменов и 47 сенаторов США. Оно действует таким образом: лобби тратит весьма большие деньги на поддержку политиков. Только одна греческая организация только за несколько месяцев собрала $600 тысяч для Барака Обамы и Хилари Клинтон, $400 тысяч в поддержку Джона Маккейна, даже $200 тысяч для аутсайдера Джо Бидена.
Греки уступают только одной общине в США по уровню высшего образования и количеству миллионеров. Это значит, что их влияние измеряется далеко не только деньгами, а еще и авторитетом, дружескими связями, взаимными симпатиями, которые порой почти так же важны, как деньги. Кроме того, в США немало политиков греческого происхождения, был когда-то даже вице-президент.
Одним из главных публичных подтверждений успешности греческого лобби в США является тот факт, что греки являются одной из двух национальностей, которым позволено отмечать свои праздники в Белом Доме Вашингтона (вторыми являются ирландцы). Это при том, что около 30 национальностей в США более многочисленны, чем греческая (греков в США полпроцента населения). Однако при этом более половины представителей греков США имеют право голоса и их консолидированное участие в политике дает свои плоды.
Этнический лоббизм в целом и греческий этнический лоббизм в частности является неизбежным в своем существовании и весомым по своей значимости в процессе принятия политических решений США в сфере внешней и внутренней политики. Действуя как на официальном, так и на кулуарном уровнях, этнические лобби акцентируют внимание государственной власти Штатов на актуальных проблемах своих этнических родин и острых вопросах мировой политики. В условиях отсутствия гегемонии со стороны какой-либо из упомянутых лоббистских групп существование института этнического лоббизма выглядит если не необходимостью, то, по крайней мере, неизбежностью, поставленной в рамки допустимого.
Греческое лобби свою работу часто координирует с армянским лобби, с которым объединяет негативное отношение к Турции. Греком по происхождению является нынешний директор ЦРУ Джордж Тенет. А на президентских выборах одним из главных соперников Билла Клинтона был выдвиженец греческой общины обаятельный Майкл Дукакис. Выдающуюся роль в становлении греческого лобби сыграл знаменитый мультимиллиардер Аристотель Онассис.
Греческое лобби оказывает финансовую помощь ряду американских и крупных французских изданий. Имеет прочные позиции во Франции, Сирии, Ливане, Болгарии, Испании, Аргентине, Армении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя деятельность арабских мусульманских организаций, мы пришли к следующим выводам:
1) По сравнению арабского лобби с армянским, израильским и греческим видно, что арабское лобби всё ещё находится на стадии формирования, развития и продвижения в том направлении, в котором они смогут оказывать больший эффект на американский политический процесс.
2) Растущая численно и наращивающая степень своей интеграции мусульманская община, все еще слабо представлена во многих сферах общественной жизни Америки.
3) Мусульманское представительство во власти продолжает оставаться ничтожно малым, несмотря на то, что в последние годы внутренняя и внешняя политика американской администрации непосредственно затрагивает интересы мусульман.
4) Влияние на политический процесс арабского лобби пока не дало сколько-нибудь серьезных и видимых результатов.
Недостаток особых достижений никоим образом не является виной мусульманских организаций в США. Для того, чтобы хоть как-нибудь повлиять на политический процесс им приходится приходится преодолевать невероятные препятствия, вызванные исламофобскими предрассудками, постоянно обороняться и решать множество проблем местного значения. Действительность 9/11, продолжающаяся «война против террора», сектантские и внутренние конфликты в исламском мире, о которых красочно сообщают западные СМИ, непрекращающаяся словесная и физическая нетерпимость со стороны некоторых мусульманских экстремистов в ряде стран в отношении Запада и его представителей - все это накладывает огромную тень на действия и надежды мусульман в Америке. Однако важно не то, чего достигли мусульманские организации, а то, что они сумели выжить в столь недружественном окружении и готовятся к будущему. Они движутся от относительной безвестности и маргинальности к представляющему большинству американского политического процесса, и их голоса становятся более громкими и уверенными, уже являясь неотъемлемой частью в общенациональном дискурсе.
В последнее десятилетие арабское лобби существенно набирает силу. Основная цель арабского лобби сегодня – добиться, чтобы США проводили сбалансированную политику по отношению к арабам в США и более активно развивали отношения с арабским миром. Кроме того, делается все возможное, чтобы донести до американского руководства точку зрения арабов на различные региональные проблемы, в том числе на арабо-израильское урегулирование. Тем не менее, пока арабское лобби не может на равных конкурировать с произраильскими группами интересов, поскольку не имеет такого опыта и связей, а главное, располагает гораздо меньшими финансовыми и организационными ресурсами.
Однако, по нашему мнению, арабское лобби будет развиваться и его влияние на американский политический процесс станет колоссальным. Более того, ислам становится популярным среди коренных жителей США. А это означает, что мусульманская община будет расширяться, а её влияние увеличиваться.
ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В США НА ПРИМЕРЕ АРАБСКОГО ЛОББИ
Нижний Новгород
2010
ВВЕДЕНИЕ
В современном демократичном обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
Целенаправленное воздействие на органы государственной власти с целью повлиять на процесс принятия решений имеет многовековую историю. Приближенные к правителям, многочисленная свита и «Двор» всегда оказывали значительное влияние на власть имущих. Однако только сравнительно недавно работа с органами государственной власти из хобби становиться работой. Профессиональным занятием. Выделяется класс людей, которые занимаются этим большую часть своего времени и основные доходы получают именно от занятия своей профессиональной деятельностью. Со временем эта профессия, получила свое название – «лоббизм», «лоббистская деятельность».
В последнее время в США все больше начинает чувствоваться влияние мусульман и арабов, причем на политический арене их голос становится одним из самых громких. Сейчас политика мусульман в США меняется: она становится более цивилизованной и обдуманной. Если еще несколько лет назад арабы предпочитали добиваться своих целей примерно теми же средствами, которые они используют на Ближнем Востоке (при помощи демонстраций, угроз и заявлений ультимативного характера), то теперь они стали понимать, что в Америке такая политика не только не имеет никакого эффекта, но и вызывает отвращение у образованной части американских мусульман.
Поэтому теперь арабские политические лоббисты по большей части ориентируются на студентов университетов, образованных людей - на тех, кто предпочитает цивилизованный диалог угрозам и резким выпадам. И эта политика уже приносит свои плоды: политическое влияние мусульман усиливается, особенно в американском Конгрессе.
Актуальность исследования заключается в том, что за последние 10-20 лет роль ислама в Соединенных Штатах существенно возросла и представляется возможным изучить динамику влияния исламских организаций на политический процесс США.
Объектом нашего исследования является политический процесс в США, а предметом – лоббистская деятельность этнических групп в США.
Эмпирическая база исследования. При написании работы был использован и проанализирован широкий круг документов и источников по заявленной проблематике, среди которых выделяются такие, как: Закон о регулировании лоббизма от 16 октября 1946 года, Интернет-сайт арабских общественных организаций (Институт Американских арабов), Федеральный закон от 10.1992 «Акт в поддержку свободы» (поправка 907), официальный сайт Сената США, заявление единственного конгрессмена-мусульманина Кейта Эллиоса. Информационную базу исследования составили книги и публикации по тематике работы: Зяблюк Н.Г. «Практика лоббистской деятельности в США», Сурков Н.Ю. «Арабское лобби в США. Состояние и перспективы. Ближний Восток и современность».
Гипотеза. Мы предполагаем, что степень влияния арабского лобби невысока.
Общей целью курсовой работы следует считать анализ степени влияния арабского лобби на законодательный процесс США. Для достижения поставленной цели представляется решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретический аспект лоббистской деятельности;
2) Изучить становление и развитие этнического лоббизма в США;
3) Проанализировать деятельность и влияние арабского лобби на законодательный процесс в США.
Теоретическая база. При написании данной курсовой работы мы использовали институциональный подход. А для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач применяли сравнительный метод, исторический метод, системный анализ, описание и сопоставление конкретных проблем.
Структура курсовой работы отвечает ее целям и задачам, предмету и объекту исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определение лоббизма
Термин возник в американской политической жизни около 1830 года.
Наиболее объективным определением термина "лоббизм" мы считаем юридическое. Оно представляется нам оптимальным в качестве отправной точки для понимания. В рамках юридического подхода мы получаем чёткую и одновременно комплексную дефиницию, не абсолютизируя какую-либо одну сторону лоббизма, но подразумевая их все. Таким образом, юридический подход задаёт познавательную модель (матрицу), из отдельных фрагментов которой можно выстраивать целый спектр уже прикладных моделей понимания.
В рамках юридического подхода "лоббизмом" будет называться многоплановое взаимодействие (участие) граждан, групп граждан, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти с целью оказания влияния на принятие необходимых им (или их доверителям) единичных решений (законодательных актов, административных, политических и иных официальных решений) и (или) для постоянного отстаивания своих (или доверителей) интересов. (К примеру, корпоративные лоббисты занимаются инициированием принятия либо отклонения тех или иных решений, влияющих на извлечение прибыли, расширение производства, оптимизацию фискальной политики и иных целей коммерческого характера).
Также существуют и другие, отличные от юридического определения лоббизма:
ЛОББИЗМ (от английского lobby - кулуары, где депутаты парламента могли общаться с посторонними), специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций - политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т.п. (так называемых групп давления) на процесс принятия решений парламентом. Прежде всего, лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах и т.п. Лоббизм возник впервые в США, где лоббистская деятельность с 1946 регулируется федеральным законом (современная энциклопедия).
ЛОББИ, ЛОББИЗМ, ЛОББИРОВАНИЕ (англ. lobbyism, от lobby - кулуары)
1) действия государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных властей, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер экономики регионов, предприятий, социальных групп, продиктованные не объективной необходимостью, а заинтересованностью, иногда - подкупом должностных лиц. Лоббисты в лице представителей власти способствуют своим подопечным в получении выгодных государственных заказов, кредитов, помощи, льгот, лицензий, благоприятных условий экономической, коммерческой деятельности, в создании и регистрации новых организаций, в подавлении конкурентов. Принято выделять аграрное и промышленное лобби;
2) оказание давления на парламентария путем личного или письменного обращения или другим способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны к.-л. групп или частных лиц, цель которого добиться принятия или отклонения к.-л. законопроекта. Лоббисты могут представлять заранее подготовленные законопроекты, оказывать консультативную помощь, содержать свои конторы при законодательных органах. Возник в США (гае был принят в 1946 г. специальный закон о Л.), ныне существует во всех демократических странах. (энциклопедический словарь экономики и права).
ЛОББИЗМ - Деятельность лобби, выражающаяся в политике давлением на государственную власть.
Таким образом, в широком смысле, лоббизм - это установление контактов и передача сообщений (лицами, не являющимися гражданами, действующими от своего собственного имени) адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения.
Сегодня под лоббизмом понимается регулируемое законодательством давление на парламент путем личного или письменного обращения, либо другим способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения законопроекта)
Аналогично раскрывается понятие лоббизма в Оксфордском словаре современного английского языка.
Несмотря на то, что определений термина очень много, можно очертить некоторые строгие границы этого понятия:
1) Лоббирование связано лишь с принятием государственных решений. Решения, принимаемые частными лицами, организациями или корпорациями, могут также быть подвержены влиянию интересов определенных заинтересованных групп, однако такое влияние не принято называть лоббизмом.
2) Все виды лоббизма мотивированы желанием оказать влияние. Многие действия или события могут воздействовать на процесс принятия правительственных решений, но если они не вызваны желанием оказать влияние, то это не лоббизм.
3) Лоббирование подразумевает наличие посредника или представителя как связующего звена между группой граждан и государственными официальными лицами. Гражданин, который по своей собственной воле и пользуясь доступными ему средствами, стремиться повлиять на правительственного чиновника, не может считаться лоббистом.
4) Всякое лоббирование неизменно связано с установлением контактов для передачи сообщений, поскольку это единственный путь, по которому можно осуществлять влияние.
Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, так как имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вследствие подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.
В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.
Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.)
Лоббизм весьма жёстко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной власти. Лоббизм – своего рода признак власти, её специфическая черта, «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия:
- возникает большое многообразие интересов в обществе вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»;
- расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.
Виды лоббизма
Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти «решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование.
Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в сфере политики обосновано, считается «четвёртой ветвью власти». Сам же лоббизм в США достаточно престижный вид деятельности, некоторые называют его «пятой ветвью власти». В зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на:
- правотворческое (лоббизм в законодательных органах через нормативные акты);
- правоприменительное (лоббизм через акты применения права);
- правоинтерпритационное (лоббизм через акты толкования права).
В зависимости от характера интереса, который «продавливается», можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое, правовое и другое лоббирование.
В зависимости от времени действия бывает «одноразовый» и постоянный лоббизм.
В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти и управления) и местное (в республиканских, краевых, областных органах).
В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование может подразделяться на следующие разновидности:
1) Лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоёв (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.).
2) Ведомственное лоббирование - это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов.
3) Региональное лоббирование - это воздействие на власть со стороны представителей республик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определённые льготы и преимущества для регионов.
4) Иностранное лоббирование- это влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структурах американского общества занимают лобби - еврейское, польское, арабское и др.
Наиболее действенные рычаги при этом - деньги, пресса, голоса избирателей, переплавляемые во влияние. Выходцы из России - эмигранты и их потомки - составляют по численности одно из наиболее заметных национальных меньшинств в США.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.