При всех существующих подходах к проблеме правового государства можно выделить общую идею о правлении права. В своей основе данная конструкция соединяет два основных подхода из теории правопонимания - естественно-правовой и позитивистский (формально-юридический). Таким способом достигается соединение моделей правового закона и правовой государственности. Правовое государство является в тоже время конкретной формой государства в единстве его элементов. Данная конструкция по своей сути исключает крайности, свойственные анархии и деспотизму, возможно также свойственные крайним формам разделения властей, например в суперпрезидентских республиках[12].
Верховная власть при этом не должна распределяться в определенном объеме между индивидами, она должна присваивать им определенный титул права. Он же и определяет праводееспособность лиц и границы их участия в правоотношениях различного типа. В данных правоотношениях как бы происходит эквивалентный обмен ценностями в соответствии с провозглашенными принципами законности и юридического верховенства основного закона.
Правовые отношения постепенно вытесняют из социальной деятельности все, что относится к не правовой сфере. Модель правового государства включает в себя правовые формы и государственные учреждения. Любая идея государства находит свое выражение в государственном праве и государственном порядке. Но не во всех государствах преобладает естественно-правовая концепция прав человека, например, в Германии и Австрии выстроена по Конституции позитивистская модель. Права человека, безусловно, ограничивают власть. Защиту этим правам придает сама же законодательная, особенно процессуальная форма, заключающая в себе идею правовой справедливости. Справедливость предполагает равенство, то же, что и равенство в правах. Правовая власть должна обеспечивать защиту прав и свобод личности[13]. Важным является положение о непосредственном действии прав и свобод человека, определяющих смысл законодательства и деятельности различных ветвей власти. Права и свободы обеспечиваются правосудием, процессуальное законодательство в этой сфере необходимо постоянно совершенствовать[14]. Необходимо совершенствовать и другие конкретные механизмы защиты прав человека.
Для характеристики правового государства и всякого государственного устройства необходимо использовать понятие «правомерности». В правомерно устроенном государстве предполагается надлежащее соответствие между правами и обязанностями граждан, личными или общественными. Нарушение между правами и обязанностями ведет к нарушению общественного равновесия, уничтожению взаимных связей, основанных на общем интересе и уничтожению совместной политической деятельности. Правовая политика должна обеспечивать свободу личности и уравнение всего общества перед законом.
В правовом государстве частные интересы не подавляются, в противном случае общество не может выработать правильных целей, вариантов развития. Они преобразовываются в новые общественные союзы, которые являются основой гражданского общества и народного представительства. Правовое государство только внешне связано с системой учреждений (институциональный аспект), являясь итогом солидарности и внутренней связи частных интересов. Складывающаяся горизонтально-вертикальная модель интеграции общественных интересов и отношений в государстве есть модель самоуправления. Государственная власть выступает уравновешивающей силой в обществе, внося в процесс конкуренции частных интересов элементы правопорядка. Правовое государство проявляется на практике как постоянно изменяющаяся политическая форма, показывая постоянное движение общества к утверждению новых юридических начал.
Ограничение государства правом происходит постоянно в современных условиях. Государственная форма должна отвечать конкретным потребностям, выраженным в этих ограничениях. Государство и личность соответственно обладают правом на ограничение друг друга в их действиях, если они выходят за пределы очерченных верховной нормой рамок и правил. Здесь недопустимо тотальное подчинение государством личности или, наоборот, в противном случае нарушается соответствие между правами и обязанностями и теряется ценность декларируемой свободы. Взаимная ответственность государства и личности в правовом государстве обеспечивается с помощью независимого положения суда. Ограничение прав личности или государства одновременно предполагает разграничение их интересов, выраженных в отношениях или в юридических способах защиты нарушенного права, в способах его охраны.
Называя в числе основных признаков правового государства верховенство закона, реальность прав личности и необходимость взаимной ответственности государства и личности, необходимо указать на правовой характер данных установлений, исходя из различия права и закона. Соотношение между законом и правом во многом определяются критериями справедливости: верховенство закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе[15].
Становление правовой формы государственности связано с формированием надлежащей судебной системы. Практическое значение при этом имеет обеспечение независимой судебной власти.
Важно также и то, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью государства. Защита прав человека любым государством является в настоящее время и международно-правовой обязанностью.
Заключение
Соотношение личности и государства может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы и призвано представлять государство. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства. Идеи гармонизации отношений личности и государства находят выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерны не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейное, законодательное и организационное признание государством незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями. Другой общепризнанной чертой правовой государственности является установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности. Этот принцип проявляется, прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности и обществу, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности в правовом государстве не является абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От человека требуется соблюдение всех правовых установлений и исполнение каждым его обязанностей перед государством и обществом.
Список литературы
Алексеева Л.Б. Международные нормы о правах человека. М., 2002.
Бар В.М. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб., 1995.
Бережнов А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. М., 1991.
Венгеров А.Б. Несущие конструкции правового государства // Общественные науки. 1990. № 3.
Жуйков В.М. Права человека и власть закона (вопросы судебной защиты). М., 1995.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб., 2001.
Макаров О.В. Гражданское право и правовое государство // Правоведение. 1993. № 3. С. 82-86.
Малеин Н.С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. № 6.
Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2003.
Проблемы теории и практики правового государства / Под ред. А.И. Коваленко. М., 1994.
Самигулин В.К. Теория права: курс лекций. М., 1996.
Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт // Советское государство и право. 1989. № 4.
Чирков А.П. Ответственность в системе права: Учебное пособие. Калининград, 1996.
Шабунин Д.М. Гражданское общество: история и современность, М., 2005.
Ярулин И.Ф. Гражданское общество: история и современность. М., 2004.
[1] Шабунин Д.М. Гражданское общество: история и современность, М., 2005. С. 145.
[2] Ярулин И.Ф. Гражданское общество: история и современность. М., 2004. С. 58.
[3] Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб., 2001. С. 311.
[4] Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2003.
[5] Макаров О.В. Гражданское право и правовое государство // Правоведение. 1993. № 3. С. 82-83.
[6] Бережнов А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. М., 1991. С. 145.
[7] Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт // Советское государство и право. 1989. № 4. С. 8.
[8] Алексеева Л.Б. Международные нормы о правах человека. М., 2002. С. 95-96.
[9] Самигулин В.К. Теория права: курс лекций. М., 1996. С. 147.
[10] Чирков А.П. Ответственность в системе права: Учебное пособие. Калининград, 1996. С. 56.
[11] Малеин Н.С. О социальной защищенности личности в правовом государстве // Советское государство и право. 1990. №6. С. 11.
[12] Бар В.М. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб., 1995. С. 57.
[13] Венгеров А.Б. Несущие конструкции правового государства // Общественные науки. 1990. № 3. С. 5-6.
[14] Жуйков В.М. Права человека и власть закона (вопросы судебной защиты). М., 1995. С. 26.
[15] Проблемы теории и практики правового государства / Под ред. А.И. Коваленко. М., 1994. С. 183.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 177.