К началу войны противники имели следующее соотношение сил. Активная армия:
Общее количество военнообученных:
Россия | 4 541 000 | |
Япония | 850 000 | |
Соотношение | 5,3:1 | |
Россия | 165 000 | |
Япония | 2 500 | |
Соотношение | 66:1 | |
Отсюда видно, что никакой существенной угрозы ни России, ни даже силам ее на Дальнем Востоке, Япония к началу войны не представляла. Вся ее армия была меньше наличных на театре русских сил. А наступление на суше было возможно только после создания там сколь нибудь существенной группировки. Таким образом, японцы не имели преимущества внезапности и численности.
Уже в конце января, в связи с нарастанием напряженности между двумя странами, 9-й, 11-й и 12-й Восточно-Сибирские стрелковые полки (ВССП) были отозваны из Порт-Артура в Пенг-Хуанг-ченг. В первых числах февраля, к ним присоединился 10-й ВССП. Таким образом, 3-я Восточно-Сибирская стрелковая бригада (ВССБ) была укомплектована под командованием генерал-майора Кашталинского.
09.02.1904, в первый день войны, Алексеев приказал обьявить мобилизацию на Дальнем Востоке. 11.02.1904 аналогичный приказ был отдан в Сибирском округе. 15.02.1904 резервисты начали призываться в округах Вятки и Перми. Приступили к мобилизации части 10-го и 17-го армейских корпусов Казанского округа, которые по предвоенному плану развертывания предназначались для усиления войск в Манчжурии (31-я и 35-я бригады из этих корпусов прибыли на Дальний Восток еще в середине 1903). 20.02.1904 командовать войсками в предстоящей войне были выбраны безусловно лучшие, наиболее компетентные в России люди. На должность командующего сухопутными силами в Манчжурии был назначен генерал Куропаткин, которого считали одним из лучших стратегов в Европе. На должность командующего флотом - адм. Макаров.
Мобилизация на Дальнем Востоке проходила без задержек и проблем. К концу февраля были выполнены следующие мероприятия: 1. Закончено формирование 9-й ВССБ. 2. Сформированы третьи батальоны во всех существующих ВССП. 3. Все ВССБ были преобразованы в дивизии(ВССД) с соответствующим обеспечением. 4. Для комплектации ВССД сформированы 19 новых полевых батарей. 5. Две бригады (31-я и 35-я) были перевооружены новыми пушками. 6. Сформирован 3-й Восточно-Сибирский стрелковый корпус в составе 3-й ВССД и 6-й ВССД. 7. Создан штаб Манчжурской армии.
Успешно проходила мобилизация полков 1-й Сибирксой дивизии в Забайкалье. Для мобилизации 2-й и 3-й Сибирских дивизий, из которых формировался 4-й Сибирский армейский корпус, требовалось больше времени, поскольку призывники жили на значительном расстоянии от места сбора. Все мобилизационные мероприятия были закончены 18-го апреля, когда отмобилизовалась Оренбургская казачья дивизия.
Пока более крупные соединения формировались на местах, на Дальний Восток поступали пополнения существующих там частей, вооружение, снаряжение и т.д. Пропускная способность Транс-Сибирской железной дороги (Транссиб) была 4 пары поездов на участке от озера Байкал до Харбина. Через замерзшее озеро войска шли пешим порядком. На 4 солдата выделялись 1 сани, на которых перевозили снаряжение. За день проходили 44 версты до железнодорожной станции. Кроме того, под руководством князя Хилкова, были проложены рельсы прямо по льду. По ним, кроме других тяжелых грузов, было переброшено в марте 65 паровозов и 1600 вагонов, что очень ускорило перевозки внутри театра. Весной войска перевозились двумя ледокольными паромами, "Байкал" и "Ангара". Первый, построенный по образцу ледоколов на озере Ери, был рассчитан на перевозку 25 вагонов и 250 пассажиров. Но в военное время в него грузили 35 вагонов и до 1000 человек. Второй был поменьше, рассчитанный на 160 пассажиров. Его вместимость так же была доведена до 1000 солдат.
Военный состав состоял из 40 вагонов и перевозил половину батареи или батальон пехоты или 2 сотни казаков. Устроены были следующим образом. Для перевозки артиллерии: локомотив и тендер; товарных вагон для багажа; 3 товарных вагона для фуража; 10 товарных вагонов по 8 лошадей и 4 человека в каждом; 2 платформы с фуражом и кухней; 1 пассажирский 2-го класса для офицеров; 3 платформы для орудий; 12 товарных вагонов по 8 лошадей и 4 человека в каждом; 3 вагона с амуницией; 1 товарный вагон для солдат; 2 пассажирских вагона 3-го класса для унтер-офицеров. Для пехоты: багажный вагон; 12 товарных для солдат; 2 платформы с фуражом и кухней; 1 пассажирский 2-го класса для офицеров; 3 вагона с аммуницией; 16 товарных для солдат; 2 пассажирских вагона 3-го класса для унтер-офицеров. Регулярный товарный вагон имел размеры 6,2*2,9*2,3 м. И вмещал 40 солдат или 8 лошадей. Реально нет данных о размещении в нем более чем 37 солдат.
По данным американского военного атташе, с 22 апреля по 5 мая, в Ляоян ежедневно прибывало 4 военных поезда.
Всего, до конца апреля, полевые русские силы русские силы на театре выросли:
Категория | 09.02.1904 | 30.04.1904 | Увеличение |
Пехота (баталионов) | 104 | 152 | 48 |
Каваллерия (эскадронов) | 35 | 53 | 18 |
Артиллерия (орудий) | 244 | 494 | 250 |
Кроме того, значительно увеличились запасы и вооружение крепостей.
Японцы начали кампанию не дожидаясь окончания своей мобилизации. Их первичные коммуникации проходили по морю и соответственно, превосходили русские возможности. Всего флот Японии имел 626 745 гросс тонн вместимости. Из этого количества, около 70 судов, вместимостью около 200000 было реквизировано на военные нужды. На погрузку, доставку, выгрузку одной дивизии (включая возвращение на базу) уходило 10-15 дней по сравнению с 15-20-дневными возможностями русских. Необходимо, однако учитывать 2 обстоятельства: во первых, японские коммуникации находились под ударом русского флота и, во вторых, высадившись на берег, японские войска снабжались по грунтовым, зачастую горным дорогам, в то время как русские опирались, в основном, на железную дорогу.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 245.