Инвентаризация основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Инвентаризация – это проверка фактического наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств, финансовых обязательств и сравнение полученных результатов с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация подтверждает данные бухгалтерского учета или выявляет неучтенные ценности, недостачи, хищение, порчу.

В ОАО «Акрон» в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, проводится инвентаризация имущества и обязательств. Выявленные излишки и недостачи отражаются единообразно для целей бухгалтерского учета и целей налогового учета.

Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г.).

Цель инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

· при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);

· при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

· после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);

· перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);

· при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);

· в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет. Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия.

Инвентаризацию проводит постоянно действующая или рабочая комиссия, создаваемая приказом по предприятию, при обязательном участии представителя бухгалтерии.

Таким образом, можно определить порядок проведения инвентаризации:

I Подготовительный этап

1) Оценка проверяемого объекта, создание инвентаризационной комиссии, выбор ее председателя

2) Если необходимо создание групп в инвентаризационной комиссии

3) Разработка каждой группой программы проведения инвентаризации конкретных объектов и распределение обязанностей

II этап

1) Подготовка бухгалтерией необходимых документов для проведения инвентаризации (инвентаризационные описи, промежуточные акты, сличительные ведомости)

2) Выверка остатков по счетам бухгалтерского учета в соответствующих регистрах

III этап. Проверка фактического наличия материальных ценностей. Материальные ценности проверяются путем подсчета, обмера, взвешивания. Запрещается проводить инвентаризацию при неполном составе комиссии и отсутствии материально ответственного лица.

IV этап. Оформление результатов инвентаризации. Выявленные и пересчитанные ценности записывают в инвентаризационную опись, которая составляется строго по местам проведения инвентаризации и по материально ответственным лицам.

Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).

Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.

Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (Форма № инв-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.

Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (Форма № инв-18).

Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией.

Рассмотрим бухгалтерское отражение данных по инвентаризации основных средств на примере в ОАО «Акрон» (табл. 13).

Таблица 13 – Корреспонденция счетов для отражения данных по инвентаризации основных средств

 

№ п/п

Содержание факта хозяйственной деятельности

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1 Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости 01

91

Если по результатам инвентаризации обнаружена недостача

2

Списывается остаточная стоимость объектов основных средств

94

01

3

Списывается сумма амортизации основных средств

02

01

Если обнаружено виновное лицо

4

Списываются недостающие или испорченные основные средства по рыночной стоимости

73

«Расчеты с персоналом по прочим операциям»

94

5

Списывается разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств

94

98

«Доходы будущих периодов»

6

По мере погашения задолженности ее виновником списывается соответствующая часть стоимости

98

99

«Прибыли и убытки»

Если конкретные виновники не установлены

7

Недостающие и испорченные основные средства списываются на финансовые результаты коммерческой организации

91

94
         

 

Заключение по результатам инвентаризации, предложения и решения инвентаризационной комиссии оформляются соответствующим протоколом, который должен быть утверждён руководителем организации.

На ОАО «Акрон» для контроля за сохранностью основных средств, использованием их по назначению периодически проводят инвентаризацию в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Инвентаризацию проводит комиссия перед составлением годового бухгалтерского отчета. По инвентаризации основных средств на предприятии за период 2005 - 2007 г. расхождений фактических данных с бухгалтерскими данными не было обнаружено.



Содержание и порядок учета арендованных основных средств

 

В настоящее время в хозяйственной деятельности организаций получили значительное распространение арендные отношения.

Аренда – один из важных элементов современных рыночных отношений. Порядок бухгалтерского учета аренды и обусловленных ею финансовых отношений между участниками договора аренды установлены соответствующими нормативными документами.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Передача имущества в аренду регулируется нормами, содержащимися в главе 34 ГК РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору активы за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В хозяйственной деятельности организаций распространение получили текущая аренда, долгосрочная аренда основных средств, а также финансовая аренда, или лизинг.

При передаче основных средств в текущую аренду право собственности сохраняется за арендодателем. Передача объекта в аренду оформляется актом (накладной) приема-передачи основных средств. В инвентарной карточке объекта бухгалтерией арендодателя делается отметка о передаче объекта в аренду.

Бухгалтерские записи по учету хозяйственных операций при передаче имущества в аренду арендодателем представлены в табл. 15.


Таблица 15 – Корреспонденция счетов по учету арендованных основных средств у арендодателя

 

№ п/п

Содержание факта хозяйственной деятельности

Корреспонденция счетов

Дебет Кредит

При включении арендных операций в состав основных видов деятельности

1

Отражаются расходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду

20, 23, 25, 26

02, 05, 10 и др.

2

Отражается списание расходов, связанных с передачей основных средств в текущую аренду

90

20, 23, 25, 26

3

Отражаются доходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду

76

90

4

 Начислен к перечислению в бюджет НДС

90

68

При отражении доходов и расходов от арендных операций в составе операционных

5

Отражаются расходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду

91

02, 05, 10 и др.

6

Отражаются доходы, связанные с передачей основных средств в текущую аренду

76

91

7

 Начислен к перечислению в бюджет НДС

91

68

 

В бухгалтерском учете арендатора основанием для отражения арендных операций является акт приемки имущества в аренду.

Бухгалтерские записи по учету хозяйственных операций при передаче имущества в аренду арендатором представлены в табл. 16.

Таблица 16 – Корреспонденция счетов по учету арендованных основных средств у арендатора

 

№ п/п

Содержание факта хозяйственной деятельности

Корреспонденция счетов

Дебет Кредит

1

Отражается поступление арендованных основных средств

001

 

2

Отражается причитающаяся к уплате арендная плата за аренду основных средств:

20, 23, 25, 26

76

 

НДС

19

76

3

Отражается перечисление арендной платы (в том числе НДС) арендодателю

76

51

4

Отражается возврат арендодателю арендованных основных средств

 

001

 

Аналитический учет по счету 001 «Арендованные основные средства» ведется по арендодателям, каждому объекту арендованных основных средств по копиям инвентарных карточек, полученным от арендодателя. Затраты на ремонт арендованных основных средств, произведенные за счет арендатора, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Отношения в части финансовой аренды регулируются Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» и Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга.

Договор финансовой аренды (лизинга) — это договор, согласно которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и передать это имущество арендатору за плату во временное владение и пользование. Таким договором может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

Предметом лизинга могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также активы, которые федеральными законами запрещены для свободного обращения или для которых установлен особый порядок обращения.

Субъектами лизинга являются:

лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю и лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ. Дополнительные услуги (работы) — это услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга. Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон.

Сублизинг — вид поднайма предмета лизинга, при котором лизинго­получатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизинго­получателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. При передаче имущества в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме; право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.

Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входят возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга.

Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Бухгалтерские записи по учету лизинговых операций у лизингодателя представлены в табл.17.

Таблица 17 – Корреспонденция счетов по учету лизинговых операций у лизингодателя

 

№ п/п

Содержание факта хозяйственной деятельности

Корреспонденция счетов

Дебет Кредит

1

Организацией-лизингодателем отражаются затраты, связанные с приобретением лизингового имущества

08

60

2

Отражается НДС

19

60

3

Отражается погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками

60

51

4

Списывается на уменьшение задолженности перед бюджетом сумма НДС

68

19

5

Организацией-лизингодателем принято к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости лизинговое имущество, приобретенное для предоставления за плату во временное пользование

03

08

 

По договору лизинга лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингополучателя или лизингодателя.

Бухгалтерские записи по учету имущества лизингодателем пред­ставлены в табл. 18.


Таблица 18 – Корреспонденция счетов при учете лизингового имущества у лизингодателя

 

№ п/п

Содержание факта хозяйственной деятельности

Корреспонденция счетов

Дебет Кредит

При учете лизингового имущества на балансе лизингодателя

1

Отражается начисление задолженности лизингополучателя на очередную сумму лизинговых платежей

62

90, 91

2

Начислен к перечислению в бюджет НДС

90

68

3

Отражается сумма начисленной амортизации по лизинговому имуществу

20

02

4

Отражается списание затрат по осуществлению лизинговой деятельности

90, 91

20

5

Отражается поступление имущества в связи с прекращением его использования для лизинга

01

03

При учете лизингового имущества на балансе лизингополучателя

6

Отражается стоимость активов, передаваемых в лизинг

011

 

7

Отражается стоимость активов, передаваемых в лизинг

91

03

8

Отражается задолженность лизингополучателя по договорной стоимости передаваемых активов

76

91

9

Отражается НДС

91

76

10

Отражается превышение суммы начисленных лизинговых платежей над стоимостью передаваемых активов

91

98

11

 Отражается поступление платежей от лизингополучателя

51

76

12

 Начислен к перечислению в бюджет НДС пропорционально сумме платежа

76

68

13

 Отражается списание разницы, ранее отнесенной на доходы будущих периодов (при поступлении платы)

98

91

 

Переданное лизинговое имущество продолжает числиться у лизин­годателя на забалансовом счете 011 «Основные средства, сданные в арен­ду» до полного погашения задолженности и перехода нрава собствен­ности на это имущество к лизингополучателю.





Рекомендации по совершенствованию учета основных средств в ОАО «Акрон»

 

В процессе написания работы было выявлено несколько значительных недостатков учётной системы, применяемой в ОАО «Акрон».

Сравнительный анализ элементов учётной политики исследуемого предприятия и элементами учётной политики в соответствии с нормативно-законодательной базой показал, что учетная политика за 2007 год является неполной, в ней не отражены многие важные элементы, оказывающие существенное влияние на деятельность организации. Так как предмет деятельности ОАО «Акрон» очень разнообразен (см. п. 2.4) возникает необходимость более подробного отражения элементов учётной политики. Учётная политика предприятия является одним из основополагающих документов, регламентирующих деятельность предприятия именно поэтому необходимо более серьёзно подходить к её формированию и исполнению, оценивать последствия применения или не применения тех или иных её элементов.

В ОАО «Акрон» существует система автоматизации учета и основной рабочей программой для формирования базы данных является «1С: Бухгалтерия».

Совершенствование организации бухгалтерского учета в значительной степени способствует создаваемые на предприятиях автоматизированные рабочие места бухгалтеров.

Системные функции автоматизированного канала обработки информации на основе автоматизированных рабочих мест бухгалтеров должны обеспечивать:

ü контролируемый ввод и вывод информации;

ü организацию хранения учетной информации на внешних носителях;

ü защиту информации от несанкционированного доступа;

ü семантическую целостность и защиту от физического разрушения хранимой учетной информации;

ü поиск, арифметическую и логическую обработку информации;

ü обмен с другими информационными объектами.

Автоматизация учета основных средств отличается тем, что здесь наблюдается стабильность информации. Для автоматизации учета основных средств применяются коды: синтетических счетов и субсчетов аналитического учета; структурных подразделений предприятия; инвентарных объектов; норм амортизационных отчислений; бухгалтерских операций и др.

При автоматизации учета основных средств используются типовые межотраслевые формы первичных документов.

«1С: Бухгалтерия» является мощной системой, предназначенной для комплексной автоматизации бухгалтерского учета во всех масштабах. Это универсальная бухгалтерская программа, применяемая при ведении как простого, так и двойного учета. За счет полной настраиваемости она успешно используется на промышленных предприятиях, в малых организациях, в торговле, бюджетных организациях и т.п. Программа построена по инициативе «от простого - к сложному». Ее можно применять для простых операций: печатать платежные поручения, формировать оборотные ведомости, реестры счетов, главную книгу, отдельные отчеты. Программа может автоматизировать бухгалтерский учет по всем разделам. «1С: Бухгалтерия» позволяет в каждом индивидуальном случае подобрать оптимальное решение, учитывающее специфику организации. Набор компонентов может определятся индивидуально и в последствии пополняться.

В дополнение к вышеназванной программе может быть использована совершенно новая разработанная система САОТРОН «KEEP COUNT ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА». Целью предлагаемого проекта является внедрение концептуально нового решения автоматизации учета имущества предприятий, с применением новейших технологий и систем штриховой идентификации. СОАТРОН представляет собой программно аппаратный комплекс, который включает в себя современное промышленное оборудование, технологии штриховой идентификации и специализированное программное обеспечение «KEEP COUNT Основные средства». С использованием решения «САОТРОН: KEEP COUNT Основные Средства» ОАО «Акрон» сможет автоматизировать свою деятельность, сборку и контроль серийных номеров, а так же, существенно упростить процесс проведения инвентаризации имущества.

Система САОТРОН позволяет:

· Сократить временные издержки на проведение инвентаризаций.

· Уменьшить вероятности несанкционированного исчезновения имущества.

· Своевременно выявлять окончания срока эксплуатации основных средств.

· Повысить уровень оперативного контроля перемещения основных средств.

· Избавиться от неточностей при приеме, выбытии и учете основных средств.

· Выявлять неправильные отражения документальных данных.

· Выявлять естественные потери.

· Повысить уровень контроля сохранности материальных активов.

· Проводить своевременную техническую модернизацию своих отдельных подразделений, за счет перераспределения финансовых средств.

«САОТРОН: KEEP COUNT Основные средства» позволяет проводить инвентаризацию основных средств с использованием терминалов сбора данных и технологий штрихового кодирования. По заранее сформированным и загруженным на терминал данным, есть возможность выполнять учет основных средств, с возможностью вывода подробной информации об объекте учета, его местоположению, принадлежности к группе учета и т.д.

Штриховое кодирование

Проведение инвентаризации осуществляется с помощью терминалов сбора данных и программного обеспечения «KEEP COUNT Основные средства». На терминале сбора данных открывается операция «инвентаризация ОС». Путем сканирования штриховых кодов или ручным поиском однозначно определяется требуемая единица идентификации. В момент создания или выполнения операции есть возможность указать место проведения операции.

Печать этикеток

С помощью специального программного обеспечения «KEEP COUNT Основные средства» может быть осуществлена печать этикеток содержащих инвентарные номера, наименование, штриховой код и другую информацию. Печать может быть осуществлена как для нескольких единиц имущества, так и для каждого из них по отдельности.

Маркировка

Во всех местах хранения (складам, офисам, помещениям), в которых потребуется проведение инвентаризации с помощью терминалов сбора данных, потребуется провести маркировку этикетками штрихового кода всех единиц имущества, предварительно распечатав этикетки с помощью «KEEP COUNT Основные средства».

Оформление результатов инвентаризации

Программное обеспечение «KEEP COUNT Основные средства» дает возможность формирования списков несоответствия по всем излишкам и недостачам. Результатом проведения инвентаризации являются сформированные документы «инвентаризационная опись» и «сличительная ведомость».

Наглядно механизм действия данной системы показан в Приложении Г.

Итак, программное обеспечение «KEEP COUNT Основные Средства» – это инновационное и экономически выгодное решение, позволяющее в кратчайшие сроки сформировать исчерпывающую информацию об основных средствах компании. Проект «KEEP COUNT Основные Средства» включен в национальную ассоциацию инноваций и развития информационных технологий, созданной по указу Президента РФ в 2006 году.

В настоящее время появляется все больше и больше фирм, занимающихся изготовлением и распространением программ автоматизации бухгалтерского учета. К сожалению, освоение приобретенных программ является довольно сложным процессом, а если на двух предприятиях установлены программы разных фирм, то много времени тратится на переквалификацию бухгалтера.

В таком случае можно предложить помимо введения стандарта на формы по первичному учету основных средств в условиях ведения бухгалтерского учета на компьютере, ввести стандарт на программное обеспечение бухгалтерского назначения.

Органом, компетентным для разработки такого решения может являться Минфин РФ в сотрудничестве с Комитетом по информатизации при президенте РФ.

Главное, что нужно учесть при разработке стандарта - возможность его изменения по мере совершенствования системы бухгалтерского учета и предоставление простора для улучшения программного обеспечения, чтобы не свернуть конкуренцию между фирмами, работающими в этой области.

Также одним из важных путей совершенствования является введение дополнительного контроля за учетом основных средств со стороны руководства предприятия я считаю очень важным. Это означает просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в этой области. Такой подход позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предприятия.

Кроме того, нужно ввести анализ эффективности использования основных средств, по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на предприятии.

Также необходимо более тесное сотрудничество между руководителями предприятий и служащими, которые осуществляют финансово-расчетные и снабженческо-сбытовые операции.

Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета основных средств является ориентация на Международные стандарты учета и отчетности. В настоящее время действует 31 Международный стандарт, из них непосредственно к основным средствам относится стандарт № 4, “учет амортизационных отчислений”, вступивший в силу 1 января 1977 г.

Внедрение Международных стандартов учета позволит повысить качество учета основных средств и контроля за учетом. В то же время, предприятие получит более гибкую и обоснованную систему учета с возможностью учета особенностей его деятельности.



Выводы и предложения

 

Основные производственные фонды с каждым годом без постоянного обновления становятся все более изношенными. В России в настоящее время машины и оборудование изношены более чем на 60%. Из всех основных производственных фондов примерно половина приходится на полностью изношенные основные фонды. В условиях сокращения объемов производства старение основных фондов не столь ощутимо, однако с началом его роста потребовались огромные инвестиции для восстановления необходимой производственно-технической базы. Именно недостающие мощности могут стать серьезным фактором, сдерживающим экономический подъем. Проблема изношенности основных фондов объясняется в первую очередь тяжелым экономическим положением.

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внеш­ней среды они снашиваются постепенно и переносят свою перво­начальную стоимость на затраты производства в течение норма­тивного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.

В данной работе рассмотрен порядок учета основных средств в бухгалтерском учете: их группировка, оценка, учет операций с основными средствами, их отражение в отчетности.

Хотелось бы отметить, что данные учета основных средств для целей налогообложения не всегда соответствуют данным бухгалтерского учета основных средств. Это значительно усложняет работу бухгалтера: требует проведения дополнительных расчетов, ведения регистров учета. Срок полезного использования объектов основных средств для целей бухгалтерского учета также отличается от срока полезного использования объектов основных средств для целей налогового учета. Вследствие этого суммы амортизации, рассчитанные по каждому объекту основных средств, в бухгалтерском учете и налоговом учете различны. В отличие от налогового учета, в котором определены ниж­ние и верхние границы срока полезного использования ос­новных средств, в бухгалтерском учете этот срок никак не регламентируется. Поэтому в бухучете организация может устанавливать срок полезного использования по своему усмотре­нию.

На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вслед­ствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения. Одним из показателей эффективного применения основных фон­дов является увеличение времени их работы (путем сокращения простоев); коэффициента сменности; производительности (на базе внедрения новой техники и технологии); фондоотдачи (т.е. увели­чения выпуска продукции, объема выполняемых работ и услуг на каждый рубль основных фондов).

Все операции по поступлению и перемещению объектов основных средств оформляются унифицированными формами первичных документов. Негативным моментом в организации учета основных средств на предприятии является отсутствие разработанного и утвержденного графика документооборота, следствием чего может быть несвоевременное отражение операций в бухгалтерском учете.

На предприятии ОАО «Акрон» надлежащим образом ведется синтетический и аналитический учет объектов основных средств.

Отражение в бухгалтерском и налоговом учете предприятия, расходов по ремонту объектов основных средств осуществляется в соответствии с принятыми положениями учетной политики. Записи в учете производятся на основании оформленных первичных документов актов выполненных работ, счетов-фактур. Но для осуществления контроля за выполнением ремонтных работ и планирования расходов предприятия нужно составлять сметы и графики проведения ремонтных работ.

В ходе выполнения курсовой работы были исследованы не только экономические характеристики и классификация основных средств, теоретические аспекты учета основных средств, но нормативные документы, имеющие отношение к изучаемой проблеме. Особое внимание было уделено исследованию документов, регулирующих организацию и порядок ведения учета основных средств на данном предприятии. Приказ «Об учетной политике» составлен грамотно, полно с отражением и Плана счетов, используемых бухгалтерией для ведения бухгалтерского учета, и графика документооборота.

Бухгалтерская отчетность ОАО «Акрон» составлена в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Она составлена по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н.

Бухгалтерская отчетность ОАО «Акрон» состоит из бухгалтерского баланса (ф. №1), отчета о прибылях и убытках и поясняющих материалов, подготовленных в соответствии с требованиями Российского законодательства.

Безусловно, не все утверждения, приведенные здесь, можно при­знать бесспорными, что естественно при очевидной неоднознач­ности многих положений бухгалтерских и налоговых нормативных документов.

 



Список литературы

 

1. Налоговый кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2008. – 832 с. – (Российское законодательство)

2. Сапожникова Н. Г. Бухгалтерский учет: учебник. – М.: КНОРУС, 2006 – 480 с.

3. «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 в ред. от 08.08.2003

4. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 16.04.2005) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

5. «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н (ред. от 31.12.2004)

6. План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н).

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27.07.98 г. № 34н). Разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете".

8. «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ». Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.03.2000, с изм. от 23.08.2000)

9. «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств». Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н

10. Письмо Минфина РФ от 23.06.2004 № 07-02-14/144 «О бухгалтерском учете основных средств»

11.  «О начислении амортизации по основным средствам, приобретенным за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности». Письмо Минфина РФ от 31.07.2003 № 16-00-14/243 15.

12. Указания «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 17.02.97 г. № 15).

13. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н (в ред. От 28.03.2000г.)

14. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994г. №359.

15. Гуккаев В.Б. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения хозяйственной деятельности // Консультант бухгалтера, №3- 2005.– с. 9-14.

16. Суконкина М. Как учитывать основные средства по МСФО // Финансовый директор. - № 7. - 2005. - 8.-C.54-62.

17. Нестеров В.И. Изучаем бюджетный учет. Учет основных средств // Бухгалтерский учет и налоги. - № 7. - 2005. - C.140-151.

18. Правдина М. Изменения в учете основных средств // Экономика и жизнь. - № 16. - 2006. - C.17.

19.  Ржаницына В.С. Изменения в учете основных средств и налоговые последствия // Бухгалтерский учет. - № 8. - 2006. - C.5-9.

20. Хохлова О.Ю. Учет основных средств: перемены к лучшему // Финансовая газета. - № 45. - 2003. - С.5.

21.  Мещирякова Е.И. Как упростить работу и сэкономить с помощью учетной политики // Главбух. - № 2. - 2005. - С.60-71.

22. Емельянова Т.В. Учет основных средств // Бухгалтерский учет. - № 7. - 2005. - С.35-42.

23. Полтинина Н.П. Учет основных средств по частям как способ оптимизации // Главбух. - № 4. - 2006. - С.46-51.

24. Белова Е.А. Учет основных средств в коммерческих организациях // Современный бухучет. - № 6. - 2006. - С.14-27.


[1] Устав ОАО «Акрон» от 27 мая 2005 года

 

[2] Структура построения группировок в ОКОФ обеспечивает высокий уровень совместимости с международными классификациями видов деятельности, продукции и услуг, действующими в рамках ООН и Евростата, и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

[3] В связи с тем, что Общероссийский классификатор основных фондов разработан применительно к системе национальных счетов, имеются определенные различия в принципах отнесения одних и тех же объектов к основным средствам и основным фондам.

[4] ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

[5] Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю. А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001


Дата: 2019-07-30, просмотров: 245.