Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
♦ биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), организационно оформленное посредничество;
♦ аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
♦ кредитная система и коммерческие банки;
♦ эмиссионная система и эмиссионные банки;
♦ система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
♦ информационные технологии и средства деловой коммуникации;
♦ налоговая система и налоговая инспекция;
♦ система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
♦ специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства массовой информации;
♦ торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
♦ таможенная система;
♦ профсоюзы работающих по найму;
♦ коммерческо-выставочные комплексы;
♦ система высшего и среднего экономического образования;
♦ аудиторские компании;
♦ консультативные (консалтинговые) компании;
♦ общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
♦ специальные зоны свободного предпринимательства.
Рыночной экономике необходима инфраструктура — система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью, и т.п.
В рыночной экономике возможна ситуация, когда одни участники конкуренции, например предприниматели, не располагают необходимым количеством капитала для расширения производства, развертывания предложения товаров до уровня их спроса. В то же время другие сталкиваются с проблемой прибыльного размещения сбережений, например в виде излишков денежных средств. Для разрешения указанного противоречия, превращения сбережений в инвестиции рыночной системе необходима соответствующая инфраструктура — кредитная система, которую образуют банки, страховые компании, фонды профсоюзов и иных организаций, обладающих правами коммерческой деятельности. Существует множество вариантов прибыльного использования этих средств, когда, допустим, профсоюзные фонды инвестируются в акции, передаются взаймы коммерческим банкам и т.п. В современной экономике ни один рубль или доллар не должен простаивать, надолго выпадать из обращения.
Центральный банк, занимая главенствующее положение, выполняет ряд функций. Во-первых, он несет всю полноту ответственности за организацию и состояние денежного обращения в стране. Во-вторых, его стратегическая задача состоит в создании условий для неинфляционного развития экономики. Решению такой задачи подчинено управление прочими банками, осуществляемое посредством банковских резервов. Поэтому двухъярусную систему управления называют также резервной, например Федеральная резервная система (ФРС) в США.
Необходимость резервов первоначально возникла в связи с проблемой ликвидности и доходов. С одной стороны, банк обязан выдать вкладчику наличные и иные платежные средства по первому требованию или в указанный срок. С другой — желание получать доходы нацеливает банк на выгодное размещение имеющихся средств. В действительности маловероятно, чтобы все вкладчики коммерческого банка одновременно решили снять деньги с текущих счетов. Следовательно, для выполнения обязательств по вкладам необходима сравнительно небольшая часть вложенных средств (резервы), которую банки обязаны держать в центральном банке.
Первоначальная страховая функция резервов сейчас отошла на второй план, уступив первенство их регулирующей функции. Центральный банк посредством кредитно-денежных инструментов (операции на открытом рынке, ставка центрального кредита, норма резервов) воздействует на резервы и тем самым регулирует предложение денег. Норма резервов зависит от уровня инфляции в стране; вида вклада (для срочных вкладов норма выше, чем для обычных); от местоположения банка (для городских банков норма выше, чем для провинциальных) и др.
Коммерческие банки первоначально возникли для кредитования торговых и промышленных компаний. В настоящее время они аккумулируют временно свободные денежные средства частных лиц, компаний, банков, правительства, иностранных вкладчиков. Помимо приема вкладов и превращения их в кредиты они выполняют также более ста других банковских операций. Совместно с центральным банком коммерческие банки регулируют массу денег в обращении, участвуют в создании банковских денег.
Для понимания работы банка выясним ряд понятий. По пассивным операциям банк аккумулирует временно свободные денежные средства. Пассив включает текущие счета (депозиты), срочные вклады, собственный капитал банка и пр. Пассив определяет обязательства банка, поскольку требования на такую сумму могут предъявить его вкладчики, выступающие в качестве кредиторов. Активные операции банка связаны с размещением кредитов. В актив входят минимум наличных денег, резервы, ссуды и учтенные векселя, ценные бумаги правительства и прочие ценные бумаги. Актив характеризует финансовые возможности банка. Баланс означает равенство пассивов и активов банка.
В работе по привлечению денежных средств банки ориентируются на потенциальных клиентов, используя различные способы притягивания денег. В этой деятельности произошли значительные изменения. Если раньше банки выбирали вкладчиков, допуская к деловому сотрудничеству ограниченный круг состоятельных клиентов — частных лиц и предпринимателей, то конкуренция заставила банки бороться за любого, кто имеет временно свободные денежные средства, — мелких предпринимателей, отдельных граждан.
В зависимости от условий привлечения средств различают вклады до востребования, которые выдаются по первому требованию, и срочные вклады, которые вкладчик обязуется не брать в течение определенного времени. Структура вкладов определяет направления размещения аккумулированных средств. Если в общем объеме привлеченных средств доминируют вклады до востребования, то банк может выдавать лишь краткосрочные ссуды, поддерживая развитие мелкого и среднего предпринимательства. Если преобладают срочные вклады, то банк в состоянии предоставлять долгосрочные кредиты, содействуя развитию капиталоемких производств.
Все чаще банки выступают в роли инвесторов, вкладывая деньги в ценные бумаги, как правило, в облигации и только в виде исключения в акции. Обычно они приобретают государственные долговые обязательства, выпускаемые правительством и местными органами власти. Облигации частных компаний занимают незначительную долю в общем объеме инвестиций. Несмотря на внешнее сходство, кредит и инвестиции имеют отличия. Ссуда должна вернуться в оговоренный срок независимо от того, принесет ее использование доход или нет. Инвестиционные средства вкладываются на длительный срок и возвращаются после получения доходов. В роли инвестора банк выступает внешне как кредитор, но теперь он в союзе с другими кредиторами заинтересован в успехе проекта. Развиваясь как форма активных операций, инвестиции пока не могут соперничать со ссудами по причине меньшей доходности.
Свое место на рынках потребительского и ипотечного кредита коммерческие банки отвоевали в конкурентной борьбе с ссудо-сберегательными и страховыми компаниями, специализирующимися на кредитовании под залог недвижимости. Коммерческие банки предоставляют ссуды гражданам, нуждающимся в заемных средствах для покупки дорогостоящих товаров длительного пользования (потребительский кредит) и для строительства дома (ипотечный кредит). Последний вид ссуды может предоставляться также предпринимателям и фермерам под залог земель и нежилых строений — коммерческих промышленных и иных объектов. Конкурируя с кредитными учреждениями, коммерческие банки предлагают фирмам бухгалтерское обслуживание, финансирование аренды промышленного оборудования, страхование, взыскание задолженности и т.п.
Диверсифицируя свою деятельность, коммерческие банки развивают трастовые (trust — доверие), или доверительные, операции. Так, частные и юридические лица доверяют банкам распоряжаться имуществом и деньгами, выступать агентом по операциям с облигациями и акциями, выполнять роль опекуна. Предпочтение, оказываемое банкам по сравнению с другими специализированными учреждениями, обусловлено их авторитетом и наличием квалифицированных специалистов. Оказание доверительных услуг не приносит высоких доходов, но требует больших расходов, что под силу только крупным банкам. Кроме того, потребность в доверительных услугах переменчива, что делает рискованной специализацию на них финансового учреждения. Поэтому они развиваются как одно из направлений банковской деятельности. И, тем не менее, крупные банки, выполняя доверительные операции, преследуют не столько коммерческий интерес в настоящем, сколько ориентируются на развитие таких услуг в будущем.
Появление электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров, обеспечивших быструю и надежную связь клиентов с банком, сделало возможным переход к новой технологии банковских операций. В конце 60-х годов в США начались разработки принципов организации автоматизированных расчетных палат (АРП), а в 70-е годы была создана общенациональная АРП, которая осуществляла электронный перевод денежных средств, связав тысячи банков и кредитных учреждений. Впоследствии были автоматизированы кассовые расчеты, позволившие пользоваться услугами банка, не посещая его. Клиент вставлял дебет-карточку в машину-кассира, вмонтированную в стены зданий, компьютер отыскивал номер текущего счета по номеру карточки и выдавал ее владельцу указанную сумму наличных денег.
Следующий шаг в развитии банковской технологии освободил клиентов от необходимости получать наличные деньги. Оплата покупок стала осуществляться с помощью электронной чековой книжки: достаточно было вставить ее в терминал, расположенный в магазине, и сумма покупок списывалась с текущего счета клиента. В отличие от дебет-карточки электронная чековая книжка снабжена микрокомпьютером, в памяти которого хранятся сведения о финансовых возможностях ее владельца, наименовании, сумме, времени и месте покупки.
Банковские услуги стали оказываться и на дому с помощью телефонного клавишного аппарата, подобно терминалу, установленному в торговых залах магазинов. Голос банковского компьютера зачитывает счета на товары и услуги, а клиент указывает номер счета и уплачиваемую сумму. Усовершенствование системы позволило предоставлять видеоинформацию (система видеотекса). Клиент заказывает по телефону необходимую информацию, которая вскоре поступает на экран его телевизора или дисплея персонального компьютера в форме текста, графика, диаграммы, справки, биржевой сводки, хроники текущих событий и т.п. В случае отсутствия запрашиваемой информации клиента непосредственно соединяют с агентством новостей, биржей.
В настоящее время банк может предложить более широкий набор услуг: оплату счетов, комплексное финансовое обслуживание коммерческих сделок, видеоинформацию о балансе собственного текущего счета, других проведенных финансовых операциях. В условиях лавинообразного потока различных счетов, обрушивающихся на клиента, такие банковские услуги представляются весьма полезными. Новая технология банковских операций активно расширяет сферу своих действий, но пока она не стала общедоступной из-за высокой стоимости услуг.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 186.