С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организация, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.
При административно-командной системе хозяйствования товарные рынки обслуживающие предприятия розничной и оптовой торговли и немногочисленными товарными биржами, где государственный контроль сводился до государственного управления, что подразумевает регламентацию специальными органами куплю-продажу товаров, запрет на эмиссию ценных бумаг частных компаний, продажу государственных ценных бумаг и т.д., но с развитием экономики рыночного типа, а следовательно и увеличением многообразия связей, не только внутри страны, но и деловых отношений с зарубежными партнерами, приводит к возрождению биржевой торговли. Следующим показателем развития экономики рыночного типа является кредитная система. В период экономики планового типа кредитная система была развита в соответствии с условиями того времени, т.е. кредиты выдавались не в соответствии с нуждами самого предприятия, а по решению органами государственного планирования. Поэтому в наше время кредитные учреждения развиваются в большем количестве и с разнообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах в период становления рыночной экономики. Структурными частями кредитной системы являются: банковская система. В период плановой системы хозяйства эта система была представлена Гос Банком СССР. На начало 1992 года действовало 1414 коммерческих банков, а в конце 1994 года - 2400; в состав банковской системы также включены сберегательные банки, ипотечные банки и др. Другим элементом кредитной системы являются специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. К их числу относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и финансовые компании. Эти учреждения предлагают услуги и производят операции, которые не оказываются коммерческими банками. В России к концу 1994 года действовало около 2000 страховых компаний, большое количество инвестиционных компаний и негосударственных пенсионных фондов. Такая структура кредитной системы отражает потребности рыночного хозяйства приближаясь к модели кредитной системы промышленно развитых стран.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры пришли, не извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:
♦ облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
♦ повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
♦ организационное оформление рыночных отношений;
♦ облегчение форм юридического и общественного регулирования деловой практики.
Охарактеризуем кратко некоторые элементы инфраструктуры рынка.
Консалтинговые компании. Здесь работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей, они оказывают консультации по экономическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, так как у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности. Сейчас создано совместное предприятие "Внеш-консульт", которое специализируется в области внешнеэкономической деятельности.
Аудиторские компании. Аудит — это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка носит характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы "Мосаудит" и "Инаудит", их экспертиза — обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, лицензий, а также для организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок западных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.
Учебные заведения. Раньше в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов и менеджеров. Понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них есть один главный недостаток — крайне малый срок обучения: всего 2—3 недели или месяц. Часто в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу, растет его авторитет. Наиболее известны сегодня "Мирбис", Центр подготовки менеджеров при РЭА им. Г.В.Плеханова, школа информационного бизнеса при МЭСИ и школа международного бизнеса при МГИМО.
Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ).
Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е гг. наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеют место несколько терминов, определяющих понятие "свободные экономические зоны":
♦ зона свободного предпринимательства (ЗСП);
♦ зона свободной торговли;
♦ экспертно-производственные зоны (ЭПЗ);
♦ производственные зоны в регионах;
♦ свободные порты;
♦ свободные банковские зоны.
Все эти зоны рассматриваются как фактор экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).
В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах). Господствующее положение в СЭЗ занимают Япония, США и Западная Европа.
Для привлечения иностранного капитала в СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных связей; законопорядок, а не война законов; дешевая рабочая сила. Всего этого нет у нас в настоящее время. Плюс отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон в России.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 195.