Перечисленные выше факторы, предопределяющие или обуславливающие состояния преступности в Чеченской Республике, проявляют себя в той или иной степени в различных сферах жизнедеятельности чеченского общества. Степень влияния этих факторов зависит от состояния этих сфер, происходящих в них процессах и основных тенденций развития. В этой связи необходима оценка интенсивности выраженности этих тенденций и их направленности, что даст возможность прогноза развития социально-политической и криминальной ситуации в Чеченской Республике.
При анализе политической ситуации и ее тенденций в национальных регионах надо четко осознавать, что какую бы форму не принимали конфликты между федеральными властями и национальными окраинами: националистическую, религиозную, политическую, культурную, в основе их противостояния лежит борьба за доступ к ресурсам. В отношении Чеченской Республики эта истина подтверждается наличием столкновения к началу 90-х годов минувшего века интересов федеральных и региональных политических элит. К 1991 г. в республике ежегодно добывалось до 4,2 млн. т. нефти. По территории республики проходят важные нефте-газопроводы к портам Черного моря. Доходы от операций с нефтью и нефтепродуктами по подсчетам специалистов составляют миллионы долларов. Во многом это стало поводом для провоцирования схватки между квази элитами в исследуемом регионе. Наведение порядка в этой сфере, постановка под контроль государства производственного нефтегазодобывающего комплекса должны способствовать снижению конфликтности.
Добавляют напряженности отношениям и мешают взаимопониманию с обеих сторон известные культурные предрассудки в отношении друг друга. В частности, это касается чрезмерного преувеличения и даже абсолютизации значимости в жизни чеченского общества специфических обычаев и традиций. В то же время многолетнее пребывание чеченцев в составе России, а в последствии СССР, мощное внешнее цивилизационное давление, активная социально-культурная политика в годы советской власти серьезно модернизировало веками устоявшиеся порядки в общественной жизни. В подтверждение этому специалисты по этническим проблемам отмечают, что жители чеченского села не любят говорить на тему тейпов и тейповых различий. Более образованные жители республики, живущие в городах, обычно преуменьшают значение тейпов, очевидно, боясь, что из-за сохранения этих институтов чеченцев могут считать «примитивными». Но как элемент национальной традиции тейп, как и ислам, считается большинством из них чем-то, что следует оберегать и сохранять. Однако, как сила политической мобилизаций, и организации тейп играет сейчас ограниченную роль.
Проявляющиеся тенденции возвращения к традиционной (общинной) организации неформальной власти и управления, в которой нет места ни лидерам бандформирований, ни ваххабитским агитаторам следует признать положительным, обнадеживающим фактом, ибо здесь мы имеем дело, с учетом местной специфики, с началом становления гражданского общества. Это своего рода прообраз местного самоуправления в чеченском варианте: на основе «юрт-да» (глав сел) избирается глава района и так далее вплоть до главы республики.
Если восемь лет назад аналитиками МВД России отмечалось, что, несмотря на принятие российским руководством целого ряда мер, направленных на «развязывание чеченского узла», кардинальных позитивных трансформаций в южных и горных районах Чечни не произошло. [38] То в настоящее время при сохраняющейся непростой социально-политической ситуации в регионе такие изменения очевидны.
Можно с уверенностью констатировать, что перечисленные острые проблемы во многом нашли свое разрешение. Действиями федеральных сил разгромлены крупные бандформирования, уничтожены лидеры сепаратизма и полевые командиры, успешно проведены выборы в местные органы власти, в результате чего в республике в настоящее время полноценно действуют органы исполнительной, законодательной и судебной власти. Принята в ходе проведенного референдума Конституция республики, в которой закреплены федеративные отношения Чеченской Республики в составе Российской Федерации. Кроме того, укрепляются правопорядок и общественная безопасность в регионе. Значимым политическим событием стало избрание Президентом Чеченской республики Р.А. Кадырова.
Итоги социально-экономического развития Чеченской Республики за последние годы свидетельствуют, что наметился некоторый экономический подъем: повышаются доходы населения, растет достаток; реализуется масштабная акция «республика без следов войны». Почти полностью решена проблема с беженцами. В республике развернута борьба против наркомании и алкоголизма. Только за счет привлечения внебюджетных источников финансирования в городах Грозный, Гудермес и Аргун восстанавливается муниципальное жилье площадью 1 870 тыс. квадратных метров, обустраиваются площади, проспекты и улицы. Выплачиваются пособия семьям с детьми, предоставляются в предусмотренных объемах льготы по коммунальным и транспортным услугам ветеранам войны и труда, пенсионерам и инвалидам, проводится работы по их обеспечению техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением.
Для закрепления и развития этих позитивных тенденций Министерством экономического о развития и торговли Чеченской республики разработана программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы», целью которой является снижение уровня безработицы и бедности, повышение реальных доходов граждан, увеличение валового продукта в два раза.
Основными задачами экономической политики Чеченской Республики являются построение социально-ориентированной рыночной экономики, финансовое оздоровление предприятий, обеспечение роста доходов граждан, стимулирование внутренних и внешних инвестиций, создание эффективных рыночных институтов.
Одним из признаков демократического правового государства является принуждение к исполнению законов. История взаимоотношений федерального центра с национальными регионами с точки зрения укрепления российской государственности неоднократно показывала, что именно мощное государственное присутствие в сложном полиэтническом регионе помогает снизить накал межродовой и межплеменной вражды. Кровавые распри и конфликты могут быть остановлены и прекращены под давлением прочного, постепенно и неуклонно устанавливающегося государственного порядка. Для достижения этого не требуется ни насилий, ни репрессий: необходимо только внушить населению, что правительство решительно настроено на принятие реальных мер по утверждению власти закона.
В этой связи решающее значение имеет укрепление позиции и поддержка со стороны высших органов государственной власти Президента Чеченской Республики Р.А. Кадырова, что является гарантией конечной и полной нормализации социально-политической ситуации в республике.
Стабилизация социально-политической и экономической ситуации неизбежно приведет и к нормализации криминальной обстановки. С учетом проведенного анализа статистической информации, результатов исследований, посвященных изучению криминальной ситуации, внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние и динамику преступности и ее отдельных видов, можно выделить тенденции развития криминальной ситуации в Чеченской Республике, сформулированные опрошенными экспертами. Так, по мнению экспертов, в ближайшие два года снизится: общее количество, совершаемых в республике преступлений (59,1% экспертов), тяжких и особо тяжких преступлений (56,8%), бандитизм (63,6%), похищения человека (73%), преступления террористической направленности (61,3%), причинение тяжкого вреда здоровью (58%), убийства (56,8%), изнасилования (75%), преступления в сфере незаконного оборота наркотических веществ (51,2%), преступления против военной службы (56,8%), незаконный оборот оружия (44,3%).
Модель развития криминальной ситуации в Чеченской Республике, разработанная ВНИИ МВД России, базируется на устойчивой зависимости между статистическими характеристиками преступности и складывающейся социально-экономической обстановкой в стране. Наиболее значимыми факторами этой модели, применительно к итогам 2007 г., а также на последующую среднесрочную перспективу, выступают сложные социальные, экономические и политические процессы, которые выходят на передний план динамичного развития современного чеченского общества.
Реальные криминологические тенденции и текущие изменения в сфере борьбы с преступностью на территории Чеченской Республике по итогам 2007 г. достаточно полно изложены в предыдущих разделах настоящего документа. Что касается текущего, 2008г., то ожидаемая оценка криминальной ситуации может быть сформулирована следующим образом.
В текущем году количество преступлений на территории Чеченской Республике составит 4893, что на 14,1% ниже относительно аналогичного показателя 2007г. Объем тяжкой преступности будет измеряться величиной 1454 тяжких и особо тяжких преступлений.
Количество выявленных преступлений экономической направленности в течение года составит порядка 2000 (+3%), преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ будет измеряться числом 860 (+16,7%), а преступления, связанные с незаконным оборотом оружия – 250 (–43,8%).
Количество преступлений, совершенных по организации незаконного вооруженного формирования составит 506 (+8,7%).
К концу 2008 г. правоохранительными органами Чеченской Республики будет выявлено 3161 лицо, совершившее преступление, что на 15,6% ниже аналогичного показателя прошлого года.
Таким образом, имеет место некоторое снижение динамических показателей регистрируемой преступности. При этом степень напряженности оперативной обстановки остается достаточно высокой.
С учетом наиболее вероятного развития обстановки и реализации мер по выведению Чеченской Республики из социально-экономического кризиса, укреплению положительных тенденций в сфере борьбы с преступностью и ее профилактики перспективы развития криминальной ситуации в Чеченской Республике определяются, исходя из конкретных вариантов количественно-качественных характеристик социально-экономического развития региона и реальных тенденций развития оперативной обстановки в сфере борьбы с криминалом.
Варианты двух сценариев социально-экономического и криминологического развития на период до 2009 г. базируются на основных возможных траекториях развития региона и учитывают главные факторы, предопределяющие как позитивную, так и негативную динамику.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 213.