Криминологическая характеристика преступности в Чеченской Республике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Москва 2008



Содержание

 

Введение

1. Криминологическая характеристика преступности в Чеченской Республике

2. Особенности личности преступника в Чеченской Республике

3. Факторы преступности в Чеченской Республике

4. Тенденции развития социально-политической и криминальной ситуации в Чеченской Республике

Заключение

Приложения



Введение

 

Почти все многонациональные государства испытывают межнациональные трения и конфликты, корни которых уходят вглубь веков. В них порой в сложный узел сплетаются социальные, духовные, государственные, правовые, демографические и иные проблемы народов. Это касается как промышленно развитых, так и развивающихся стран, причем самой разной политической ориентации, уровня экономического развития, общественно-политического строя, государственного и конституционного устройства, конфессиональной принадлежности.

Распад СССР повлек за собой скоротечное «погружение» российского общества в обстановку конфликтов в самых различных сферах жизнедеятельности. При этом, стремясь к преодолению конфликтной ситуации, нередко на государственном уровне применялись меры, не только не способствовавшие снижению социальной напряженности, но и, напротив, приводившие к углублению противоречий и эскалации конфликтов, переводу их в стадию военного противодействия[1]. Характерным примером подобного противостояния является конфликтная ситуация 90-х годов прошлого века, сложившаяся в Чеченской Республике.

Вооруженный конфликт и обострившийся в связи с ним социально-экономический кризис в Чеченской Республике стали мощным стимулятором преступности, выплеснувшейся далеко за пределы республики. Целый комплекс неблагоприятных обстоятельств политического, экономического, исторического и религиозного характера сформировали в республике уникальный криминальный анклав, доходы которого извлекались из незаконной торговли нефтепродуктами, похищений людей, бандитизма, разбоев, грабежей[2]. Кроме того, отмечались попытки криминалитета взять под контроль экономические сферы всего Южного федерального округа в таких высокодоходных секторах, как банковская система, внешнеэкономическая деятельность, производство спирта и алкогольной продукции и добыча морских биоресурсов[3].

В ходе проведения анализа криминальной ситуации авторским коллективом ВНИИ МВД России были использованы материалы ранее проводившихся научных исследований по данной проблематике, публикации в средствах массовой информации, аналитические материалы МВД России и МВД по Чеченской Республике, доклады и выступления государственных и политических деятелей России и Чеченской Республики, данные официальной статистики о социально-экономической и криминальной ситуации в Чеченской Республике. Кроме того, по специально разработанному научному инструментарию были проведены исследование личности осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении ФГУ ИК-2 в населенном пункте Чернокозово Наурского района республики, опрос сотрудников МВД по Чеченской Республики, интервьюирование экспертов.



Таблица 2.1.

Ожидаемые показатели развития криминальной ситуации

В 2009 году

 

Криминологические, социологические и математические результаты изучения тенденций развития преступности в Чеченской Республике позволяют с высокой степенью достоверности оценить показатели, отражающие два возможных варианта развития криминальной ситуации на территории рассматриваемой республики в предстоящем году.

Суммарное количество всех зарегистрированных преступлений на территории Чеченской Республики в 2009 г. может составить 4300 преступлений. Это ключевой показатель первого варианта развития криминальной ситуации, который характеризуется как неблагоприятный.

Данный вариант означает консервацию проявившихся в последние годы негативных криминольных тенденций. При подобном сценарии, несмотря на формальное выполнение консервативных программно-плановых показателей развития экономики, значительное количество населения Чеченской Республики будет вовлекаться в противоправные отношения.

Наиболее характерным, применительно к условиям первого варианта развития криминальной ситуации, станет продолжающееся снижение тяжкой преступности, то есть количества тяжких и особо тяжких преступлений. Их регистрируемое количество в 2009 г. может составить 1200. Удельный вес тяжкой преступности в общем объеме уголовно-наказуемых деяний достигнет в 2009 г. 27,9%.

Особую тревогу, применительно к данному варианту прогноза на 2009 г., вызывает ожидаемый рост такого преступного проявления против общественной безопасности, как бандитизм. Зарегистрированное число преступлений, совершаемых незаконными вооруженными формированиями, а также по их созданию, составит 100. Темп прироста при наихудшей траектории развития ситуации будет равен 25%.

В течение 2009 г. наиболее рельефно проявит себя неразрывная связь между деятельностью незаконных вооруженных формирований и преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Если в ближайшее время не будут блокированы основные каналы поступления наркотиков, то объем наркопреступности будет увеличиться. Учитывая потенциальные возможности системы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, действующих на территории Чеченской Республики, можно утверждать, что их зарегистрированное количество в 2009 г. может составить 920, что на 23,7% выше показателя 2007 г. При этом будет неизбежно возрастать уровень латентности данного вида преступлений.

Следует ожидать роста грабежей, зарегистрированное количество которых составит 35 (+27,7%). В целом же можно сделать вывод о том, что состояние корыстной и корыстно-насильственной преступности в течении 2009 г. стабилизируется, поскольку число краж и разбоев снизится на 7,2% и 3,8% соответственно (по сравнению с АППГ).

Наиболее заметной и тревожной для правопослушных граждан является насильственная преступность, особенно преступления, посягающие на жизнь и здоровье человека. Однако с учетом предпринимаемых органами государственной власти Чечни мер количество зарегистрированных в 2009 г. убийств при наихудшем развитии криминальной ситуации может снизиться на 32,6%, а количество причинений тяжкого вреда здоровью – на 35,3% относительно аналогичных показателей 2007 г. Ожидаемое количество указанных преступных посягательств составит 95 и 1200 преступлений соответственно.

Ожидается снижение показателей, характеризующих криминальную ситуацию в общественных местах. Так, говоря об «уличной» преступности, следует сказать, что в 2009 г. в общественных местах на территории Чеченской Республики будет совершено около 19 преступлений, что на 25% ниже соответствующего показателя 2007 г.

Преступления, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения при первом варианте развития ситуации характеризуется социально-негативной динамикой. В 2009 г. лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, будет совершено примерно 140 преступлений (+28,8%).

Число рецидивных преступлений увеличится на 2,4%. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2009 г., снизится на 10,3%, группой лиц – на 12,4%; а лицами, находящимися в состоянии наркотического опьянения – на 12,5%. Ожидаемое количество преступных проявлений данного типа составит 60, 610 и 6 соответственно.

На фоне стабилизации криминальной напряженности в регионе следует ожидать, что в предстоящем году будет усложняться сфера деятельности правоохранительных органов Чеченской Республики по борьбе с преступлениями экономической направленности. Экономическая преступность в 2009 г. будет по-прежнему оставаться индикатором, отражающим степень эффективности социально-экономических преобразований. В соответствии с тенденциями первого варианта развития ситуации, количество преступлений экономической направленности, выявленных в январе-декабре 2009 г., может держаться на достаточно высоком уровне, превышая 2000 преступлений. Это тот объем экономической преступности, который может быть потенциально выявлен существующими силами и средствами правоохранительных органов в Чеченской Республике. Такой прогнозный показатель указывает, с одной стороны, на ускоряющийся рост правонарушений в сфере экономических отношений, а с другой – на недостаточное бюджетное финансирование правоохранительных органов, потенциал которых не позволит взять под контроль наиболее опасные формы криминализации финансовой и хозяйственной сферы.

Первый вариант ожидаемого развития ситуации в 2009 г. позволяет сделать вывод о недостаточности общефедеральных и региональных усилий в вопросе укрепления правоохранительных функций на территории Чеченской Республики. В целом, вероятность развития криминальной ситуации по описанному здесь первому, неблагоприятному, варианту высока. Важность показателей соответствующего прогнозного сценария состоит в том, что последующее развитие криминальной обстановки будет объективно протекать в гораздо более социально-опасной форме, чем это имеет место в текущем периоде.

Другой, более благоприятный путь развития ситуации (второй вариант) характеризуется объемом регистрируемой преступности на территории Чеченской Республики в 2009 г. – в размере 4200 преступлений.

Речь идет об успешном сдерживании криминальной активности, когда снижение преступности в 2009 г. достигнет 26,3% относительно показателя 2007 г. При этом наибольшее противодействие будет оказано тяжкой преступности: количество тяжких и особо тяжких преступлений в 2009 г. составит 1100. Удельный вес тяжкой преступности в общем объеме уголовно-наказуемых деяний удастся удержать в пределах 26,2%. Указанные показатели позволяют надеяться, что в случае их реализации, может быть заложена объективная основа для дальнейшего снижения уровня преступности в Чеченской Республике.

Усиление процессов борьбы с экстремизмом, терроризмом и бандитизмом принесет определенные позитивные результаты. Количество актов терроризма на территории Чеченской Республики составит около 7, а преступлений, квалифицируемых по ст. 209 УК РФ (бандитизм) будет находиться в пределах 90 уголовно-наказуемых деяний.

Преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ будет стабилизирована, наиболее крупные потоки наркотрафика будут успешно блокироваться. Выявленное количество наркопреступлений в 2009 г. составит около 850, что на 1,2% выше показателя АППГ.

Увеличение количества грабежей, в течение 2009 г. сохранится, однако его темпы будут существенно снижены. В предстоящем году будет зарегистрировано 33 грабежа, что соответствует приросту в 21,2% относительно аналогичного показателя 2007 г. Заметим, что такие показатели следует характеризовать как относительно благоприятные; они могут иметь место лишь при значительных усилиях органов внутренних дел, опирающихся на расширенный объем финансового и организационно-кадрового потенциала.

В ближайшей перспективе продолжится снижение общеуголовной насильственной преступности. Количество зарегистрированных в 2009 г. убийств снизится на 37,3%, а количество причинения тяжкого вреда здоровью на 42,1%.

Сохранится тенденция снижения показателей, характеризующих напряженность криминальной ситуации в общественных местах, где в 2009 г. будет зарегистрировано 18 преступлений, или на 33,1% ниже аналогичного показателя 2007 г.

Динамика экономической преступности в 2009 г. при втором варианте сценарных условий будет находиться под воздействием наметившейся тенденции снижения. Количество преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами Чеченской Республики, составит 1950 (–2,2%). Указанные позитивные изменения будут результатом социально-экономических преобразований, проводимых в регионе, а также превентивной деятельности соответствующих правоохранительных органов.

Социально-криминологическая характеристика преступности на территории Чеченской Республики изобилует противоречивыми тенденциями. Неизбежные издержки, связанные с постконфликтными преобразованиями, будут продуцировать рост преступлений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения (+20,4%). Однако преступность в среде несовершеннолетних, рецидивистов и преступлений, совершаемых в группе, будет снижаться и достигнет социально-приемлемого уровня для исследуемого региона. Прогнозируется, что в 2009 г. на территории Чеченской Республики несовершеннолетними лицами будет совершено примерно 59 преступлений (–22,7%), лицами, ранее совершавшими преступления – 200 (–21,8%), а преступлений, совершенных группой лиц – 600 (–48,9%). Количество преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии наркотического опьянения составит 5 (–89%).

Таким образом, второй вариант развития криминальной ситуации на территории Чеченской Республики характеризуется снижением темпов роста всей преступности и некоторым смещением ее структурной составляющей в сторону преступлений средней и небольшой тяжести, повышением раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений, а также снижением фиксируемых в общественном сознании «криминальных ожиданий», то есть страхов и тревог стать жертвой преступного посягательства. С сожалением можно констатировать, что развитие оперативной обстановки в сфере борьбы с преступностью в текущем году свидетельствует о недостаточно высокой вероятности развития криминальной ситуации по траектории второго варианта.

Принципиальная важность параметров соответствующего прогнозного сценария заключается в том, что при его реализации может быть заложена основа последующего «перелома» негативных тенденций преступности и обеспечения в дальнейшем действительно результативного «давления» на криминал.

Социально-криминологическая характеристика преступности на территории Чеченской Республики при любом представленном варианте развития ситуации будет отражать позитивную тенденцию декриминализации общества. Консолидированные усилия органов власти и управления позволят оздоровить обстановку в среде социально-незащищенных граждан и включить механизмы адаптации, позволяющие возвратить значительную часть правонарушителей в поле правопослушного поведения.

Таким образом, ожидаемые показатели развития криминальной ситуации на 2009 г., представленные в формате двух наиболее вероятных вариантов, дают представление о возможных ближайших изменениях криминальной ситуации. Результаты соответствующих расчетов сведены в таблицы, помещенные в приложениях.

 

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования криминальной ситуации и тенденций ее развития в Чеченской Республике, можно сделать следующие выводы:

– состояние криминальной обстановки в Чеченской Республике во многом определяется существованием и функционированием на территории республики и за ее пределами незаконных вооруженных формирований;

– незаконными вооруженными формированиями совершаются в основном тяжкие и особо тяжкие преступления;

– принимаемые правоохранительными органами профилактические меры снизили их активность и создали предпосылки для стабилизации криминальной обстановки. Об этом свидетельствует снижение числа зарегистрированных преступлений, уровня тяжких и особо тяжких преступлений в целом, убийств, террористических актов, вооруженной преступности.

Личность преступника, совершившего преступление на территории Чеченской Республики, обладает следующими особенностями:

– средний возраст составляет 30–39 лет;

– преобладание низкого образовательного уровня;

– неблагополучное социальное положение – большинство не имеют постоянного источника доходов;

– характерно не сопоставление поведения с формальным законом, незнание или поверхностное знание норм права, ориентация сознания на нормы обычного права, национальные традиции и, как следствие, зависимость правосознания от мнения ближайшего окружения;

– свойственна неустойчивая психика, отягощенная стрессовыми расстройствами, связанными с экстремальными психотравмирующими ситуациями.

Определяющими факторами криминальной обстановки в Чеченской республике являются, как и во всем Северно-Кавказском регионе, острейшая проблема безработицы и связанные с этим проблемы низких доходов, отсутствием жилья, неопределенности жизненных перспектив, а также проблемы обеспечения безопасности и соблюдения прав человека.

Анализ данных исследования позволяет утверждать, что в происходящие процессы консолидации населения и восстановления экономики Чеченской Республики необходимо вовлечение молодежи, сегодняшних 20-летних, так как именно их социальная адаптация, включающая в себя как образовательную так и профессиональную компоненту, позволит победить маргинализацию чеченского общества. Особенно это важно для лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, поскольку их успешная ресоциализация способна обеспечить эффективность проводимых в Чеченской Республике социальных и экономических реформ.



ПРИЛОЖЕНИЯ

ДО 2009 ГОДА

 

Таблица 1

ДИАГРАММЫ

Динамика и прогноз ежегодного количества зарегистрированных преступлений в Чеченской Республике

 

 

Динамика и прогноз ежегодного количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений в Чеченской Республике

 

Динамика и прогноз ежегодного количества лиц, выявленных за совершение преступлений в Чеченской Республике

 

 

Динамика и прогноз ежегодного количества зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в Чеченской Республике

 


Динамика и прогноз ежегодного количества зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Чеченской Республике

 

 

Динамика и прогноз ежегодного количества выявленных преступлений экономической направленности в Чеченской Республике

 


Динамика и прогноз ежегодного количества выявленных фактов взяточничества в Чеченской Республике

 

 

Динамика и прогноз ежегодного количества преступлений, по организации незаконного вооруженного формирования в Чеченской Республике

 


Динамика и прогноз ежегодного количества зарегистрированных убийств в Чеченской Республике

 

 

Динамика и прогноз ежегодного количества зарегистрированных краж в Чеченской Республике

 


Динамика и прогноз ежегодного количества преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления (рецидив) в Чеченской Республике

 


[1] См.: Куликов В.Ю., Плотникова Н.Ю. Юридические конфликты в сфере применения права: понятие, признаки, механизм преодоления // История государства и права». 2006. № 9.

[2] См.: Шинкин И.А. Криминологическая характеристика преступности на территории Чеченской Республики. Ростов-на-Дону. 2006. С. 5.

[3] См.: Стюфляев В. Ф. Некоторые оценки, характеризующие состояние преступности в субъектах Федерации ЮФО // Организационно-правовые проблемы борьбы с преступностью в регионах России. ВНИИ МВД России, М., 2005. С. 34.

[4] См.: Шинкин И.А. Криминологическая характеристика преступности на территории Чеченской Республики. Ростов-на-Дону. 2006. С. 5.

[5] См.: Стюфляев В. Ф. Некоторые оценки, характеризующие состояние преступности в субъектах Федерации ЮФО // Организационно-правовые проблемы борьбы с преступностью в регионах России. ВНИИ МВД России, М., 2005. С. 34.

[6] См.: Ш. Ледиев. Права человека – главная ценность // Вести республики. № 133. 16 июля 2008 г.

[7] См.: Р. Битиров. Наркомания – угроза национальной безопасности // Вести республики. № 121. 28 июня 2008 г.

[8] См.: Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. Криминальная политика государства в области национальных отношений // «Безопасность бизнеса», 2007, N 3.

[9] Аналитический материал «Комплексный анализ состояния преступности в ЮФО в 2006 году и прогноз развития криминальной ситуации на 2007-2008 гг.». Ростов-на-Дону, 2007.

[10] См.: Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб., 2004. С. 16.

[11] См.: Павлов В.Г. Субъект преступления. СПб, 2001. С. 274, 275.

[12] См.: Зелинский А.Ф. Криминальная психология. Киев, 1999. С. 110.

[13] См.: Шинкин И.А. Указ. раб. С. 102.

[14] См.: Каменченко П.В. Посттравматическое стрессовое расстройство // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1993, № 3. С. 95-99.

[15] См.: Люди на войне // НГ-Наука. 2004. 8 сентября.

[16] См.: Шинкин И.А. Криминологическая характеристика преступности на территории Чеченской республики. Ростов-на-Дону. 2006. С. 106-108.

[17] См.: Минасян Л. Чеченская депрессия // Новые Известия. 2003, 11 июля.

[18] См.: Иллюк А.А., Оганян Р.Э. Некоторые факторы, способствующие росту преступности незаконных мигрантов в современной России // «Миграционное право», 2006, N 3.

[19] См.: Доклад Министра внутренних дел по Чеченской Республике генерал-лейтенанта милиции Р.Ш. Алханова на заседании Антитеррористической комиссии ЧР по вопросу: «Об организации деятельности МВД по Чеченской Республике по противодействию терроризму».

[20] См.: Алханов Р.Ш. Законность и правопорядок – основа мира и стабильности в Чеченской Республике // Профессионал. 2008.

[21] См.: Алехнович С.О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития // «Право и политика», 2007, N 4.

[22] См.: Бахаев Л.Ш. Превентивные меры как фактор сдерживания преступности среди несовершеннолетних // Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.18-19.

[23] См.: Давыдов В.Н. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: региональный фактор // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2004. С. 43.

[24] См.: Попов В.И. Экономико-правовой, политический и национальный факторы организованной преступности на Северном Кавказе // Проблемы борьбы с организованной преступностью в Северо-Кавказском регионе (правовой, политический, экономический, национальный аспекты). Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23-24 ноября 1999 г. М., 2000. С. 9.

[25] См.: Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 3.

[26] Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи Дона / Под ред. А.С. Зайналобидова и В.В. Черноуса. Ростов-на-Дону, 2003. С. 59.

[27] См.: Ю.М. Антонян. Исторические факторы детерминации терроризма на Северном Кавказе // Особенности противодействия терроризма на современном этапе развития общества. Материалы круглого стола ВНИИ МВД России (31 марта 2006 г.). М., 2006. С. 8.

[28] См.: Хромов И.Л. Этнический терроризм // Особенности противодействия терроризма на современном этапе развития общества. Материалы круглого стола ВНИИ МВД России (31 марта 2006 г.). М., 2006. С. 256.

[29] См.: Рамазанов Т.Б. Религиозно-политический экстремизм в Чечне и Дагестане как фактор преступности // Право и политика, 2000, № 4. С. 106-109.

[30] См.: Волкогонова О.Д., Татаренко И.В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом // Мир России. 2001, № 2. С. 149.

[31] См.: Арутюнов С. А. Шариату на Северном Кавказе необходимо создать легальную правовую нишу // Итоги, 1999, № 3. С. 16.

[32] См.: Барсукова Т.И., Барсукова В.П. Социальная девиация как дезинтегрирущий фактор // Материалы VIII региональной конференции: «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Том 2. Общественные науки. Ставрополь, 2004. С. 36.

[33] См.: Брехова О.А. Маргиналы как угроза политической стабильности // Национальная идея и национальная безопасность современной России. Материалы международной научно-практической Интернет-конференции. Орел, 1 ноября – 30 декабря 2002 г. / Под ред. А. Л. Елисеева. Орел, 2003. С. 74-77.

[34] См.: Талхигова Л.А. О некоторых причинах совершения правонарушений несовершеннолетними в Чеченской республике// Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.87, 89.

[35] См.: Шинкин И.А. Указ. раб. 128.

[36] См.: Милованов Ю.Е. О проблемах государственного строительства в Чеченской Республики // Современное положение Чечни: социально-политический аспект. Ростов-на-Дону, 2001.

[37] См.: Бисултанов И.И. Место органов внутренних дел в профилактике экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних // Материалы научно-практической конференции «Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике» (6 октября 2007 г.). М., 2008. С.24-25.

[38] См. В.Г. Брычев, А.И. Гук. Россия и Северо-Кавказский регион (Чечня): история и современность. М., 2000, с. 25-27.






Москва 2008



Содержание

 

Введение

1. Криминологическая характеристика преступности в Чеченской Республике

2. Особенности личности преступника в Чеченской Республике

3. Факторы преступности в Чеченской Республике

4. Тенденции развития социально-политической и криминальной ситуации в Чеченской Республике

Заключение

Приложения



Введение

 

Почти все многонациональные государства испытывают межнациональные трения и конфликты, корни которых уходят вглубь веков. В них порой в сложный узел сплетаются социальные, духовные, государственные, правовые, демографические и иные проблемы народов. Это касается как промышленно развитых, так и развивающихся стран, причем самой разной политической ориентации, уровня экономического развития, общественно-политического строя, государственного и конституционного устройства, конфессиональной принадлежности.

Распад СССР повлек за собой скоротечное «погружение» российского общества в обстановку конфликтов в самых различных сферах жизнедеятельности. При этом, стремясь к преодолению конфликтной ситуации, нередко на государственном уровне применялись меры, не только не способствовавшие снижению социальной напряженности, но и, напротив, приводившие к углублению противоречий и эскалации конфликтов, переводу их в стадию военного противодействия[1]. Характерным примером подобного противостояния является конфликтная ситуация 90-х годов прошлого века, сложившаяся в Чеченской Республике.

Вооруженный конфликт и обострившийся в связи с ним социально-экономический кризис в Чеченской Республике стали мощным стимулятором преступности, выплеснувшейся далеко за пределы республики. Целый комплекс неблагоприятных обстоятельств политического, экономического, исторического и религиозного характера сформировали в республике уникальный криминальный анклав, доходы которого извлекались из незаконной торговли нефтепродуктами, похищений людей, бандитизма, разбоев, грабежей[2]. Кроме того, отмечались попытки криминалитета взять под контроль экономические сферы всего Южного федерального округа в таких высокодоходных секторах, как банковская система, внешнеэкономическая деятельность, производство спирта и алкогольной продукции и добыча морских биоресурсов[3].

В ходе проведения анализа криминальной ситуации авторским коллективом ВНИИ МВД России были использованы материалы ранее проводившихся научных исследований по данной проблематике, публикации в средствах массовой информации, аналитические материалы МВД России и МВД по Чеченской Республике, доклады и выступления государственных и политических деятелей России и Чеченской Республики, данные официальной статистики о социально-экономической и криминальной ситуации в Чеченской Республике. Кроме того, по специально разработанному научному инструментарию были проведены исследование личности осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении ФГУ ИК-2 в населенном пункте Чернокозово Наурского района республики, опрос сотрудников МВД по Чеченской Республики, интервьюирование экспертов.



Криминологическая характеристика преступности в Чеченской Республике

Изменение количественно-качественных характеристик современной преступности отмечалось не только в целом по стране, но и в ее отдельных субъектах.

Вооруженный конфликт и обострившийся в связи с ним социально-экономический кризис в Чеченской Республике стали мощным стимулятором преступности, выплеснувшейся далеко за пределы республики. Целый комплекс неблагоприятных обстоятельств политического, экономического, исторического и религиозного характера сформировали в республике уникальный криминальный анклав, доходы которого извлекались из незаконной торговли нефтепродуктами, похищений людей, бандитизма, разбоев, грабежей[4]. Кроме того, отмечались попытки криминалитета взять под контроль экономические сферы всего Южного федерального округа (ЮФО) в таких высокодоходных секторах, как банковская система, внешнеэкономическая деятельность, производство спирта и алкогольной продукции и добыча морских биоресурсов[5].

В настоящее время криминальная ситуация в Южном федеральном округе оценивается как относительно стабильная. Это подтверждает снижение уровня преступности с 1620 в 2006 г. до 1607 в 2007 г., что на 899 ниже общероссийского показателя. Наиболее низкий уровень преступности на 100 тыс. населения на протяжении последних лет традиционно регистрируется в Чеченской Республике, что можно объяснить своеобразием геополитического положения, административно-территориальным устройством, менталитетом народов, проживающих на территории региона, и, как следствие, – высокой латентностью преступности.

Анализ данных официальной статистики свидетельствует о том, что криминальная обстановка на территории Чеченской Республики с 2005 года характеризуется снижением уровня зарегистрированных преступлений. Это подтверждают приведенные ниже сведения (см. рис. №1).

 

Рисунок №1

 

Так, если в 2003г. уровень преступности в Чеченской Республике составлял 2456,8 на 100 тыс. населения, то в 2007 г. – 481,2 (в России данный показатель равнялся 1923,0 и 2519,0 соответственно). Таким образом, по отношению к 2003 г. снижение преступности составило 80,4%. В 2007 году общее количество зарегистрированных преступлений снизилось на 9,2%, при этом в 6 районах республики отмечался рост преступности. Наиболее заметно увеличение этого показателя в Надтеречном (+15,1%), Сунженском (+12,0%) и Веденском (+5,7%) районах.

В истекшем году на территории округа зарегистрировано 365 994 преступлений, что на 0,9% меньше, чем в 2006 году. В первом полугодии текущего года зарегистрировано 2502 преступлений, что на четверть меньше аналогичного периода прошлого года (-25,8%) (см. рис. №2).

В 2007 году правоохранительными органами на территории ЮФО раскрыто 221799 преступлений (+2,7%; по России: -1,1%), установлено 163155 (-0,3%) лиц, их совершивших. В Чеченской Республике отмечался один из наиболее высоких уровней общей раскрываемости (количество раскрытых преступлений превысило остаток нераскрытых в 4,6 раза).

Раскрыто 2002 преступления (АППГ-2753, -41,6%), общая раскрываемость составила 89,5 процента (+2,0%), по линии криминальной милиции – 85,7 процента (+0,9%), компетенции милиции общественной безопасности – 95,8 процента (+4,6%).

 

Рисунок №2

 

Вместе с тем, увеличилось количество раскрытых посягательств против жизни и здоровья (+6,2%), государственной власти (+5,0%), собственности (+2,7%), в том числе грабежей (+2,2%). Уровень раскрываемости убийств и покушений на убийство в Чеченской Республике составил 31,2%, что ниже показателей других регионов ЮФО и общероссийского (73,1% и 85,1% соответственно).


Рисунок №3

 

В структуре преступных посягательств 43,3% (158414) преступлений, совершенных на территории ЮФО, относятся к составам средней тяжести, 30,2% (110441) – небольшой тяжести, 22,8% (83610) – тяжкие, 3,7% (13529) – особо тяжкие.

В 2007 г. удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в Чеченской Республике составлял 31,1%, что выше общероссийского (26,8%) и среднеокружного (26,5%) значений. Вместе с тем, в структуре преступных посягательств сократилось количество тяжких (-19,8%) и особо тяжких (-32,1%) преступных проявлений; преступлений, совершенных против жизни и здоровья (-20,8%); с применением оружия (-46,0%), умышленных убийств (-35,0%), разбойных нападений (-65,4%), грабежей (-26,3%), краж (-6,7%), похищений людей (-91,7%).

Подробнее структура зарегистрированной преступности на территории Чеченской Республике представлена далее (см. рис. №3).


Рисунок №4

 

Одним из признаков нормализации криминальной ситуации в Чеченской Республике является существенное снижение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений (см. рис. №5).

Рисунок №5

 

Из приведенного рисунка видно, что в 2003 г. был зафиксирован максимальный уровень данных преступлений, который составил 1260,9, а в 2007 г. минимальный – 149,4. Анализ показал, что в период с 2003 по 2007 гг. снижение данных преступлений составило 50,2%.

Кроме того, существенно снизилось количество убийств – на 81,1% (в 2007 г. было совершено 136 преступлений). Для более объективной оценки реального количества совершаемых убийств следует учитывать и сведения официальной статистики, характеризующие количество лиц, без вести пропавших. Результаты научных исследований свидетельствуют, что жертвами данных преступлений становятся 20–25% таких лиц. Согласно статистическим данным, в 2007 году в Чеченской Республике объявлено в розыск 27 без вести пропавших лиц, т.е. вдвое меньше, чем в 2006 г., когда ситуация с нарушениями прав человека характеризовалась значительным количеством жалоб от населения, основная часть которых содержала информацию об исчезновении родственников и применении пыток к задержанным (см. рис. 6).

 

Рисунок №6

 

Однако говорить, что ситуация полностью нормализовалась, пока нельзя. Поэтому на основании Указа Президента Чеченской Республики № 451 от 6 декабря 2007 г. «О дополнительных мерах по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике» были созданы Советы содействия главам администраций Шелковского и Наурского районов. Эти органы призваны объективно оценивать общественно-политическую обстановку, способствовать достижению укрепления мира и политической стабильности, оказывать содействие в обеспечении прав и свобод человека и гражданина[6].

Несмотря на то, что в 2007 г. в ЮФО количество зарегистрированных изнасилований и покушений на изнасилование сократилось на 15,3% (по России: -20,7%), в Чеченской Республике напротив был отмечен прирост данного вида преступлений (+29,4%).

Вместе с тем, показатели раскрываемости изнасилований достаточно высокие и составляют 72,7% (Россия: 89,2%).

В структуре преступности традиционно преобладают преступления против собственности. Их доля в структуре всех зарегистрированных преступлений за последние пять лет составила в среднем 33,3%. При этом отмечается снижение уровня данных преступлений с 268 в 2003 г. до 156,5 в 2007 г., которое наглядно показано на приведенном ниже рисунке (см. рис. №7).

 

Рисунок №7

 

Наиболее распространенным преступлением данного вида являются кражи (487 преступлений), однако их число практически не изменилось по сравнению с предшествующим годом (+0,8%). Следующими по распространенности является мошенничество. Таких преступлений в 2007 г. было зарегистрировано 1063, что на 19,5% меньше, чем в 2006 году. Число зарегистрированных грабежей сократилось на 50,9%, а разбойных нападений – на 25,3%. Незначительно (+2,9%) возросло количество выявленных преступлений, связанных с присвоением или растратой. Сократилось количество зарегистрированных фактов вымогательства (–12,9%).

Криминальные процессы по-прежнему в значительной степени влияют практически на все отрасли экономики и бюджетной сферы ЮФО. Сохраняются, особенно характерные как для Чеченской Республики, так и округа в целом, криминальные тенденции сплочения в организованные преступные группировки (ОПГ) на земляческой, национальной, иной основе и формирования значительного криминального капитала, установления контроля за высокодоходными секторами и отдельными объектами экономики, разработки новых способов уклонения от уплаты налогов и др.

Так, только за 2006 подразделениями правоохранительных органов Чеченской Республики выявлено 63284 преступление экономической направленности, что на 13,4% больше, чем за январь - декабрь 2005 года (Россия: +11,8%). Выявлено более 29887 лиц, совершивших экономические преступления (+13,7%; Россия: +12,5%), из них 25515 лиц, или 85,4%, привлечено к уголовной ответственности (Россия: 81,4%).

Материальный ущерб, причиненный государству и коммерческим структурам преступлениями экономической направленности, в 2006 г. составил 10925303 тыс. рублей, а его возмещение 8465415 тыс. рублей или 77,5% (Россия: 69%).

Подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел Чеченской Республики в январе - декабре 2006 года выявлено 25096 (+10,5%) преступлений экономической направленности, в том числе 3847 (+12,6%) - совершенных в крупном и особо крупном размерах.

В целом активнее выявлялись такие виды и категории преступлений, как: преступления в сфере экономической деятельности; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества нажитого преступным путем; против государственной власти и интересов госслужбы; связанные с потребительским рынком; в сфере финансово-кредитной системы.

Установленный материальный ущерб, причиненный в результате совершения экономических и налоговых преступлений (по оконченным уголовным делам из числа находящихся в производстве, по преступлениям, выявленным сотрудниками органов внутренних дел) составил 104,4 млн. рублей. Возмещён ущерб на сумму 24,8 млн. рублей.

На фоне общего сокращения преступности в ЮФО отмечается рост количества преступлений в общественных местах и на улицах на 11,3% (47463,0). В целом по стране напротив наблюдается снижение данных преступлений на 12,2%. Вместе с тем, удельный вес данных преступлений в ЮФО значительно ниже среднероссийского показателя (19,2%) и составляет 7,8%. Самый низкий удельный вес зафиксирован в Чеченской Республике - 0,5%.

В Чеченской Республике анализ статистических данных также показал снижение уровня преступлений, совершенных в общественных местах, в период с 2003 по 2007 гг. (см. рис. №8).

 

Рисунок №8

Так, если в 2003 г. уровень преступлений, совершенных в общественных местах составлял 96,78, то к 2007 году – 2,20. Таким образом, с 2003 г. снижение данных преступлений составило -97,7%. В целом, в последнее время наметились позитивные тенденции «уличной» преступности.

Для Чеченской Республики в период с 2003 по 2005 гг. характерно некоторое снижение уровня преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, сменившееся затем до 2007 г. включительно постепенным ростом (см. рис. №9).

Рисунок №9

 

Так если в 2003 г. уровень данных преступлений составлял 94,5, в 2005г. – 16,0, то в 2007 г. – 34,2. В целом в 2007 г. по отношению к 2003 г. отмечалось сокращение на 63,8%. В борьбе с данным видом преступности подразделениями органов внутренних дел Чеченской Республики принимались меры, направленные на перекрытие каналов поступления наркотиков, выявление наркосбытчиков, преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств, других тяжких преступлений по данной линии. В результате в истекшем году выявлено 737 (+27,5%) преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (+27,5%). Из них 596 преступлений было раскрыто (+17,6%). Из незаконного оборота изъято 126,0 кг наркотиков (40,7 кг за 2006 г.), в том числе: 125,1 кг – марихуаны, 211 г – гашиша, 82 г – опия, 96 г – ацетилированного опия, 54 г – сильнодействующих и психотропных веществ, 46 г – героина.

Хотелось бы отметить, что в Чеченской Республике ежегодно растет число наркоманов. По словам главного нарколога республики Мусы Дальсаева, официальное число наркозависимых составляет 2000 человек, реальное число больных примерно в 10 раз больше. Ежегодно к ним прибавляется по 100 человек, и умирает примерно столько же.

Кроме того, на рассматриваемую проблему обращено внимание и Президента Чеченской Республики Р. Кадырова: «Сегодня нашей Отчизне, как никогда, нужны здоровые, умные, образованные и перспективные молодые люди. Но о каком здоровье, созидании и перспективах мы можем говорить, если наше общество будет заражено наркоманией и сопутствующими заболеваниями. Наша задача – уберечь молодежь от этого зла, сохранить здоровье и цвет нации[7]. Уже предприняты определенные шаги, призванные искоренить наркоманию: на уровне Президента и Правительства Чеченской республики разработана антинаркотическая программа «Республиканская антинаркотическая программа» (до 2009 г.), направленная против распространения наркомании, а также действует республиканская комиссия по председательством Р. Кадырова, главная цель которой – ликвидировать наркоманию и сохранить здоровую нацию. Помимо этого, в бюджете Чеченской Республики предусмотрены расходы на софинансирование подпрограмм, утвержденных Правительством Чеченской Республики, которые входят в ФЦП «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2007–2011 годы»: «Неотложные меры по предупреждению распространения в ЧР ВИЧ-СПИД», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Чеченской Республике», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту».

В современном российском обществе наибольший общественный резонанс вызывают террористические акты, поэтому правоохранительными органами уделяется значительное внимание профилактике именно этих преступлений. Принятыми правоохранительными органами мерами удалось добиться значительного снижения количества терактов на территории Чеченской Республики (на 96,0%). Число фактически совершенных терактов (без учета преступлений прошлых лет) снизилось с 326 преступления в 2003 году до 1 преступления в 2007 году (см. рис. №10).

 

Рисунок №10

 

Некоторые исследователи основой криминальной экономики определенных северокавказских регионов России наряду с торговлей оружием и наркотиками, считают похищение людей с целью получения выкупа и работорговлю. Толчок для расцвета работорговли дала война, хотя невольники использовались и в советское время. Боевые действия способствовали не только расширению рынка работорговли, но и его диверсификации. Кроме того, рабов начали использовать не только как рабочую силу или предмет торговли, но и как донорский материал[8].

В этой связи необходимо отметить позитивную тенденцию снижения количества зарегистрированных похищений человека на территории Чеченской Республики с 455 преступлений в 2003 году до 74 преступлений в 2007 году. По сравнению с 2006 годом прирост составил +21,3%.

На 43,8% сократилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным лишением свободы.

Повысилась эффективность деятельности органов внутренних дел ЧР по раскрытию преступлений данного вида. Раскрываемость похищений человека возросла на 20,7%, преступлений, связанных с незаконным лишением свободы – на 42,5%.

Снижение рассматриваемых показателей во многом явилось результатом проведения оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на реализацию «Комплексной программы по борьбе с похищениями людей и розыску без вести пропавших лиц на 2006-2010 годы».

Среди условий, способствующих совершению террористических актов, выделяется фактор находящегося в криминальном обороте огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Активная работа по изъятию из незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ является важной мерой профилактики терроризма, бандитизма, других тяжких и особо тяжких преступлений.

Органами внутренних дел Чеченской Республики уделяется особое внимание вопросам организации борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, профилактике, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных с их использованием, обеспечению взаимодействия с заинтересованными ведомствами по предупреждению и пресечению фактов хищения из предприятий.

В результате принятых мер в 2006 году на территории округа зарегистрировано на 12,4% меньше преступлений совершенных с использованием огнестрельного оружия, ВВ и ВУ, всего - 3450.

Основными источниками поступления в незаконный оборот оружия в Чеченской Республике остаются: контрабандный ввоз с территорий межнациональных конфликтов, в том числе зон, где велись боевые действия; хищения из спецобъектов и воинских частей, у индивидуальных владельцев; утрата табельного оружия военнослужащими.

Улучшены результаты работы органов внутренних дел Чеченской Республики по выявлению преступлений, связанных с незаконным хранением, приобретением, передачей, сбытом и ношением оружия, ВВ и ВУ (ст. 222 УК РФ). Подобных преступлений в 2006 г. выявлено на 8,5% больше (Россия: +0,1%), однако отмечается сокращение результативности на этом направлении в Чеченской Республике – на 26,2%.

Количество фактов хищения оружия по округу в отчетном периоде сократилось на 21,8% (Россия: -11,9%).

В то же время органам внутренних дел Чеченской Республики, как и ЮФО в целом не удалось организовать целенаправленную и скоординированную работу по выявлению и перекрытию конкретных каналов поставок оружия, по-прежнему отсутствует системное оперативно-агентурное сопровождение этой деятельности, неэффективно организовано взаимодействие с особыми отделами воинских частей, арсеналов и т.д. 

Одной из проблем в решении задач противодействия незаконному обороту оружия по-прежнему остается отсутствие номерного учета вооружения и его движения. В МВД России функционирует электронная система учета гражданского и служебного оружия, целесообразно создать аналогичную систему учета боевого оружия, имеющегося во всех военизированных организациях[9].

В 2007 году, в результате оперативно-розыскных, профилактических и специальных контртеррористических мероприятий из незаконного оборота изъято 412 ед. огнестрельного оружия, более 60 тысяч различных боеприпасов, 2,4 тыс. снарядов, мин и фугасов, 26 СВУ, более 539 кг взрывчатых веществ. Обеспечена добровольная сдача гражданами незаконно хранящихся предметов вооружения: 87 ед. огнестрельного оружия, 18,3 тыс. различных боеприпасов, более 1 тонны взрывчатых веществ, на возмездной основе, на общую сумму более 33,8 млн. рублей.

Выявлено 375 преступлений, связанных с незаконным сбытом, хранением или ношением оружия, что на 35,7% меньше, чем в 2006 году. Число зарегистрированных преступлений, совершенных с применением оружия, сократилось на 36,2%.

Изучение криминальной обстановки на территории Чеченской Республики показывает, что главным препятствием на пути окончательной нормализации обстановки в республике остается продолжающаяся деятельность организованных преступных групп и бандформирований террористической и уголовной направленности.

Деятельность организованных преступных формирований по-прежнему является одним из основных криминогенных факторов, дестабилизирующим оперативную обстановку в Чеченской Республике. В этой связи борьба с организованной преступностью продолжает оставаться одной из приоритетных задач органов внутренних дел округа как в Чеченской Республике, так и ЮФО в целом.

Принимаемые меры организационного и практического характера по противодействию организованной преступности позволили в 2006 г. добиться некоторых положительных результатов на данном направлении работы. Количество раскрытых преступлений, совершенных членами организованных групп и преступных сообществ, увеличилось на 6,8% (Россия: +5,6%) и составляет 4608, их доля составляет 2,1% в общем объеме раскрытых преступлений.

Органами внутренних дел Чеченской Республики в отчетном периоде пресечена деятельность 2026 лидеров и активных участников организованных преступных групп и сообществ, которым инкриминировано совершение 4608 преступлений. Число установленных лиц, совершивших преступления в составе организованных групп (преступных сообществ), увеличилось на 6,8% (Россия: +5,6%).

За январь - декабрь 2006 года выявлено 44 (+10%; Россия: +4,5) преступления, связанных с организацией преступного сообщества.

Активней выявлялись преступления экономической направленности, совершенные членами организованных преступных групп и сообществ. В 2006 г. выявлено 2059 таких преступлений, что на 22,4% больше чем за аналогичный период прошлого года (Россия: +10,9%).

Эффективней, чем в январе – декабре 2005 года, организована борьба с бандитизмом. В анализируемый период на территории Чеченской Республики выявлено 182 (+18,2 %) преступлений, квалифицируемых по ст. 209 УК РФ (Россия: -8,7%), в том числе 141 - совершенных ОПГ.

Совместными усилиями ликвидировано три бандгруппы и уничтожено при оказании сопротивления 29 боевиков (в том числе 4 главаря бандгрупп), склонен к явке с повинной 41 участник и пособник незаконных вооруженных формирований.

Приняты исчерпывающие меры по охране общественного порядка и личной безопасности граждан при проведении общественно-политических, спортивных и культурно-массовых мероприятий.

На сегодняшний день с уверенностью можно констатировать, что деятельность бандитского подполья окончательно утратила признаки широкомасштабного и скоординированного вооруженного противостояния. В последнее время она все больше приобретает общеуголовную сущность.

Борьба с терроризмом и экстремизмом продолжает оставаться одной из самых значимых в деятельности органов внутренних дел задач. Она проявляется в обеспечении антитеррористической безопасности в Чеченской Республики.

В виду отсутствия у террористов достаточного потенциала для совершения вооруженных нападений на охраняемые объекты дислокации подразделений силовых структур ими все чаще используются отвлекающие действия, направленные на создание условий для совершения диверсионно-террористических актов в заранее подготовленных местах, удобных для устройства засад. Значительное внимание экстремистами и их пособниками уделяется сбору информации о маршрутах передвижения служебного автотранспорта и местах жительства сотрудников правоохранительных органов в целях организации покушений на них и членов их семей. Это подтверждается изъятыми у задержанных боевиков и в обнаруженных схронах списков сотрудников милиции, их адресов и используемых автомобилей.

В 2007 году выявлено 506 преступлений, связанных с участием в незаконных вооруженных формированиях или их организацией (+1,8%).

На территории республики продолжает действовать 31 бандгруппа общей численностью 382 участника. Наибольшее количество бандгрупп действует в Веденском (9 бандгрупп общей численностью 85 участников), Ножай-Юртовском (2 бандгруппы, 55 участников) и Грозненском(с) (2 бандгруппы, 38 участников) районах. Наиболее известными лидерами этих банддвижений являются «президент Ичкерии» Д. Умаров, С. Абдуллаев, арабские наемники Ясир и Сейф Ислам.

Обезвреживание участников бандформирований затруднено их постоянным переходом в соседние субъекты Российской Федерации и скрытным пребыванием там, а также финансированием со стороны международных террористических и экстремистских организаций: «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Исламское движение Туркестана», «Аль-Каида», «Бригады аль-Исламбули», «Талибан», «Таблиг», «Общество социальных реформ», «Тайба» и «Высшая военная Маджлисуль Шура Объединённых сил моджахедов Кавказа». Однако в результате оперативно-розыскных и специальных контртеррористических мероприятий задержано 325 участников бандформирований. При оказании вооруженного сопротивления уничтожено 72 боевика (в том числе 11 главарей бандгрупп – Басаев Р.Х., Мутиев М.М., Ахмадов Ю.А., Бакаев А.В., Батаев Т.Х., Салуев Р.М., Имурзаев С.Э., Джабихаджиев А.И., Мусаев А.Л-А., Михалов Р.З., Алисултанов А.А.), ликвидировано 7 бандгрупп, склонено к явке с повинной 139 боевиков.

Тем не менее, за 5 месяцев 2008 года ликвидировано 3 бандгруппы, задержано 167 участников бандформирований. При оказании вооруженного сопротивления уничтожено 24 боевика, в том числе 4 главаря бандгрупп.

В 2007 году было выявлено 3 745 (–3,7%) лиц этой категории. В их структуре увеличилось число лиц, признанных рецидивистами (+5,2%), несовершеннолетних (+6,6%) и лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (+53,8%). В то же время заметно снизилось количество женщин (–15,8%), учащихся и студентов (–36,8%), безработных (–10,1%), совершивших преступления группой лиц по предварительному сговору (–28,2%), лиц, совершивших преступления в составе организованной группы или преступного сообщества (–10,9%), лиц в состоянии алкогольного опьянения (–19,0%).

В целях повышения эффективности противодействия терроризму и экстремизму осуществляется ряд организационных и практических мероприятий. В частности, приняты дополнительные меры по оперативному прикрытию объектов повышенной техногенной и экологической опасности и прилегающей к ним территории с целью получения разведывательной информации о лицах, подготавливающих террористические акты, и их пособниках.

Принимаются меры по усилению охраны объектов социальной сферы (школы, детские сады и ясли, больницы, центры досуга). К ним приближены маршруты патрулирования мобильных экипажей милиции. Особое внимание уделяется мероприятиям антитеррористической направленности в местах массового пребывания людей. При проведении общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий с применением специально обученных собак осуществляется обследование объектов и прилегающей территории на предмет обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Вместе с тем, в январе - декабре 2006 года на территории округа зарегистрировано 721 преступление террористического характера, из которых раскрыто 630. Выявлено 583 лица, совершивших указанные преступления. Остаются не раскрытыми 200 преступлений этой категории.

В то же время количество зарегистрированных террористических актов сократилось на 42% - (101), раскрыто 64 из них, показатель раскрываемости составил 56,6% (Россия: 62,4%). Выявлено 84 лица, их совершивших.

По-прежнему остается высокой вероятность активизации деятельности бандподполья и совершения бандформированиями резонансных террористических акций в различных регионах Чеченской Республики при поддержке ваххабистских религиозных организаций, а также националистических и экстремистских движений.

Проблема сохраняющейся угрозы совершения террористических актов непосредственно связана с деятельностью экстремистски настроенных лидеров исламского фундаментализма, значительная часть которых специально подготовлена для ведения диверсионно-террористической деятельности.

В результате принимаемых мер криминальная ситуация продолжает стабилизироваться. По итогам 5 месяцев 2008 года уровень преступности в среднем по республике составил 160,9. Данный показатель является одним из наиболее низких в Российской Федерации.

Несмотря на наличие ряда нерешенных политических, социально-экономических, межнациональных, религиозных и иных проблем, которые продуцируют преступность в Чеченской Республике, приведенные выше статистические данные свидетельствуют о снижении криминальной напряженности и стабилизации криминальной обстановки в республике.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 283.