Влияние сил трения
Одним из важнейших факторов, влияющих на процесс изнашивания, является воздействие сил трения между сопряженными деталями. Различают трение качения и скольжения. При пуке двигателя вал начинает вращаться и масло, подаваемое в узле трения масляным насосом, налипает на вал и перемещается вниз в клинообразные зазор, где начинается уплотняться, причем чем выше вязкость и масленность масла, тем интенсивнее идет этот процесс. Когда частота вращения достигает определенного значения, уплотненный слой масла переместится под валы приподнимает его. При дальнейшем увеличении частоты под валом стабилизируется так называемый масленый клин, а вал при работе находится как бы во взвешенном состоянии. Таким образом, наиболее благоприятным против изнашивания является жидкостное трение, для получения которого необходимо соблюдение следующих условий:
Ø Между валом и подшипником должен быть нормальный зазор, достаточный для образования масленого клина;
Ø Вязкость масла и подача масленого насоса должны соответствовать определенным значениям;
Ø Масло должно подаваться в наименее нагруженную зону узла трения;
Ø Частота вращения коленчатого вала должна быть не ниже определенной нормы.
Особенно неблагоприятны условия эксплуатации в зимнее время года, когда поступление масла в узлы трения еще более затрудненное при пуске холодного двигателя, что приводят к повышенному износу. Один пуск холодного двигателя при низких температурах, по данным исследований, равен по степени износа десяткам км. пробега в нормальных условиях.
Физическое старение деталей
По мимо трения, на автомобиль влияет усталость и коррозия.
Усталость – это процесс разрушения детали под действием многократно повторяющихся знакопеременных нагрузок, причем чем больше они превышают предел выносливости материала детали, тем интенсивнее идет процесс. При этом большая часть разрушений связана с образованием усталостных трещин.
Коррозия – это процесс разрушения материалов вследствие физико – химического взаимодействия с внешней средой, поэтому коррозионные поражения металлов и начинаются с поверхности.
Планово–предупредительное состояние ТО и ремонт автомобилей
Сущностью планово-предупредедительной системы является принудительная (по плану) постановки автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем.<<Положением >> предусматривается :
1. Ежедневное обслуживание | ЕО |
2. Техническое обслуживание №1 | ТО - 1 |
3. Техническое обслуживание №2 | ТО - 2 |
4. Сезонное обслуживание | СО |
5. Текущий ремонт | ТР |
6. Капитальный ремонт | КР |
Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоемкостью выполняемых операций и, естественно, периодичностью, нормативы которой приведены в виде таблице.
Типы автомобилей | Периодичность ТО, км | |
ТО -1 | ТО -2 | |
Легковые | 4000 | 16000 |
Грузовые | 3000 | 12000 |
Автобусы | 3500 | 14000 |
Ежедневное обслуживание (ЕО) включает в себя проведение контрольного осмотра (в первую очередь по узлам, механизмам и системам, влияющим на безопасность движения), уборочно – моечных операций (проводимых по потребности, с учетом санитарных и эстетических требований и условий эксплуатации) и дозаправочных работ (при необходимости доливка масла в двигатель, охлаждающей жидкости, подкачка шин и т.д)
Техническое обслуживание №1 (ТО -1) предназначено для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и агрегатов и устанавливается комплекс работ:
ü Контрольных смотровых и диагностических;
ü Крепежно-регулировочных;
ü Смазочно-очистительных;
ü Электротехнических;
ü Арматурных и других видов работ.
Техническое обслуживание № 2 (ТО – 2) имеет то же значение, что и ТО -1, но проводиться в большем объеме – с углубленной проверкой параметров работоспособности автомобиля (и не только в целях выявления различных неисправностей, но и для определения возможного ресурса пробега без проведения текущего ремонта по ходу дальнейшей эксплуатации автомобиля), а также устранением обнаруженных неисправностей путем замены неисправных легкодоступных деталей и даже узлов.
Сезонное обслуживание (СО) проводится два раза в год, весной и осенью, и предназначено для подготовки автомобилей к эксплуатации с учетом предстоящих изменений климатических условий. Его совмещают обычно с очередным проведением ТО – 2 и выполняют на тех же постах те же работники.
Текущий ремонт (ТР) автомобилей в АТП производится по потребности, выявляемой водителем в процессе эксплуатации, при ежедневных контрольных осмотрах механика (при возвращении автомобиля с линии), а также в процессе проведения ТО -1 и ТО – 2 при обнаружении сверхобъемных работ.
Капитальный ремонт (КР) автомобилей и агрегатов производится в основном на специализированных ремонтных предприятиях – авторемонтных заводов (АРЗ) с полной разборкой автомобиля на отдельные узлы и агрегаты, а тех в вою очередь на отдельные детали.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 158.