Содержание
1 Теоретические основы технического состояния автомобиля
1.1 Теория надежности автомобиля
1.2 Изменения технического состояния авто в процессе эксплуатации
1.3 Планово-предупредительное состояние ТО и ремонт автомобилей
1.4 Диагностика технического состояния автомобиля
2 Техническое обслуживание и ремонт
2.1 Основные неисправности стартера и их причины
2.2 Основные методы контроля и диагностики, оборудование и приборы их проведения
2.1 Техническое обслуживание
2.2 Операции по ремонту
2.3 Контрольно-измерительные операции
3 Охрана труда
3.1 Охрана труда и противопожарные мероприятия при ТО и ремонте
Заключение.
Используемая литература
Теоретические основы технического состояния автомобиля
Теория надежности автомобиля
Под надежностью автомобиля следует понимать его свойства сохранять эксплуатационное – технические качества и безотказно выполнять свои функции при эксплуатации на протяжении установленного заводом – изготовителем (или нормативного) пробега.
Надежность – это комплексное свойство автомобиля, и оно подразделяется на более простые составляющие: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Под долговечностью автомобиля следует понимать срок безотказной работы с момента выпуска до предельного состояния, когда дальнейшая эксплуатация может привести к нарушению требований безопасности движения, резкому снижению эффективности эксплуатации, повышенному загрязнению окружающей среды и недопустимо больших затрат на восстановление работоспособности.
Ремонтопригодность заключается в легкости предупреждения и обнаружения неисправностей и устранения их путем проведения ТО и ремонта. Она характеризуется временем простоя в ТО и ремонте, трудоемкостью и затратами на их проведение, включая стоимость запасных частей.
Под сохраняемостью обычно имею в виду свойство автомобиля сохранять исправное и работоспособное состояние не только в процессе эксплуатации, но и в течение всего возможного периода хранения (включая консервацию) или транспортирования.
Основной причиной, влияющей на надежность, является изнашивание деталей, узлов, агрегатов и систем автомобиля, выражающееся в разрушении поверхностей сопряженных деталей. Возможны также и аварийные поломки, зависящие от конструкции, качества применяемых материалов и их механической и термической обработки, различных заводских дефектов и т.д.
Планово–предупредительное состояние ТО и ремонт автомобилей
Сущностью планово-предупредедительной системы является принудительная (по плану) постановки автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем.<<Положением >> предусматривается :
1. Ежедневное обслуживание | ЕО |
2. Техническое обслуживание №1 | ТО - 1 |
3. Техническое обслуживание №2 | ТО - 2 |
4. Сезонное обслуживание | СО |
5. Текущий ремонт | ТР |
6. Капитальный ремонт | КР |
Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоемкостью выполняемых операций и, естественно, периодичностью, нормативы которой приведены в виде таблице.
Типы автомобилей | Периодичность ТО, км | |
ТО -1 | ТО -2 | |
Легковые | 4000 | 16000 |
Грузовые | 3000 | 12000 |
Автобусы | 3500 | 14000 |
Ежедневное обслуживание (ЕО) включает в себя проведение контрольного осмотра (в первую очередь по узлам, механизмам и системам, влияющим на безопасность движения), уборочно – моечных операций (проводимых по потребности, с учетом санитарных и эстетических требований и условий эксплуатации) и дозаправочных работ (при необходимости доливка масла в двигатель, охлаждающей жидкости, подкачка шин и т.д)
Техническое обслуживание №1 (ТО -1) предназначено для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и агрегатов и устанавливается комплекс работ:
ü Контрольных смотровых и диагностических;
ü Крепежно-регулировочных;
ü Смазочно-очистительных;
ü Электротехнических;
ü Арматурных и других видов работ.
Техническое обслуживание № 2 (ТО – 2) имеет то же значение, что и ТО -1, но проводиться в большем объеме – с углубленной проверкой параметров работоспособности автомобиля (и не только в целях выявления различных неисправностей, но и для определения возможного ресурса пробега без проведения текущего ремонта по ходу дальнейшей эксплуатации автомобиля), а также устранением обнаруженных неисправностей путем замены неисправных легкодоступных деталей и даже узлов.
Сезонное обслуживание (СО) проводится два раза в год, весной и осенью, и предназначено для подготовки автомобилей к эксплуатации с учетом предстоящих изменений климатических условий. Его совмещают обычно с очередным проведением ТО – 2 и выполняют на тех же постах те же работники.
Текущий ремонт (ТР) автомобилей в АТП производится по потребности, выявляемой водителем в процессе эксплуатации, при ежедневных контрольных осмотрах механика (при возвращении автомобиля с линии), а также в процессе проведения ТО -1 и ТО – 2 при обнаружении сверхобъемных работ.
Капитальный ремонт (КР) автомобилей и агрегатов производится в основном на специализированных ремонтных предприятиях – авторемонтных заводов (АРЗ) с полной разборкой автомобиля на отдельные узлы и агрегаты, а тех в вою очередь на отдельные детали.
Крышка реле;
Контактные болты;
Коллектор;
Щетка;
Втулка вала якоря;
Кожух;
Корпус;
Якорь;
Обмотка якоря;
Промежуточное кольцо.
Стартер – четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с устройством для соединения и разъединения шестерни привода стартера с зубчатым венцом маховика. Стартер включается электромагнитным тяговым реле с дистанционным управлением.
Стартер прикреплен тремя болтами к картеру сцепления с правой стороны двигателя. От разогретой приемной трубы выпускной системы его защищает теплоизоляционный щиток.
Техническая характеристика стартера 35.3708* (СТ – 221)
Номинальное напряжение, В | 12 |
Номинальная мощность, кВт | 1,3 |
Потребляемый ток при максимальной мощности, не более, А | 290 (260**) |
Потребляемый ток в заторможенном состоянии, не более, А | 550 (500**) |
Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более, А | 60 (35**) |
* С торцевым коллектором.
** Для стартера СТ – 221.
Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. В передней и задней крышках установлены бронзографитовые подшипники (втулки), в которых вращается вал якоря.
Крутящий момент от вала якоря передается на маховик коленчатого вала двигателя через привод стартера.
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.
На валу привода установлена роликовая муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.
Исправность привода определяем внешним осмотром после разборки стартера. Статор, ротор и тяговое реле проверяем на короткое замыкание и обрыв обмоток. Неисправный элемент заменяем в сборе. Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и щеток – износившиеся щетки заменяем, замасленный коллектор протираем уайт-спиритом, растворителем или бензином
Основными неисправностями стартера могут быть следующие. При включении стартера не срабатывает тяговое реле, якорь не вращается. Причины:
· неисправность или полная разрядка аккумуляторной батареи;
· сильное окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи и наконечников проводов;
· слабая затяжка наконечников;
· отсоединение или обрыв провода тягового реле со стороны стартера или выключателя зажигания;
· межвитковое замыкание в обмотке тягового реле стартера, обрыв или замыкание на «массу»;
· заедание якоря тягового реле;
· неисправность контактной части выключателя.
При включении стартера тяговое реле срабатывает, но якорь не срабатывает или вращается недостаточно интенсивно. Причинами могут быть:
· разрядка аккумуляторной батареи;
· окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи и наконечников соединительных проводов;
· ослабление затяжки крепления на контактных болтах тягового реле стартера;
· подгорание коллектора;
· зависание щеток или их большой износ;
· обрыв в обмотке статора или якоря;
· замыкание изолированного щеткодержателя плюсовой щетки на «массу»;
· замыкание между пластинами коллектора;
· межвитковое замыкание в обмотках якоря или статора либо замыкание их на «массу».
Для проверки работоспособности тягового реле стартера в цепь питания обмотки тягового реле вводят вольтметр или амперметр, устанавливают между ограничительным кольцом и шестерней привода прокладку толщиной от 12,8 до 15,0 мм. Толщина прокладки зависит от типа стартера. Затем включают реле. Сила тока питания обмотки не должна превышать 23 А, а напряжение — 9 В. Если эти значения больше, значит, обмотки реле или привода стартера неисправны. Если имеются отклонения рабочих параметров стартера от номинальных, обмотку необходимо проверить, нет ли в ней замыкания.
Проверку обмоток стартера на отсутствие замыкания на «массу» производят при помощи контрольной лампы или тестера. Для проверки отсоединяют вывод обмотки возбуждения от тягового реле, приподнимают изолированные щетки, отсоединяют провод шунтовой катушки от неизолированного щеткодержателя, вынимают щетки из изолированных щеткодержателей, для чего предварительно отворачивают винты крепления щеточных канатиков. Через контрольную лампу подводят напряжение 12 В к выводу обмотки возбуждения и корпусу стартера. Если лампочка загорается, значит, обмотка возбуждения замыкает на «массу».
Таким же способом проверяют, нет ли замыкания на «массу» изолированных щеткодержателей. Напряжение при этом подводят к изолированному щеткодержателю и корпусу стартера. Чтобы убедиться в отсутствии замыкания коллектора или обмотки якоря на «массу», приподнимают неизолированные и изолированные щетки, подводят напряжение к пластинам коллектора и корпусу стартера. Загорание лампочки свидетельствует о замыкании обмотки якоря на «массу». Если обнаружены неисправности деталей, нарушающих работоспособность стартера, их разбирают и ремонтируют.
При включении стартера якорь вращается, а коленчатый вал двигателя не прокручивается. Основными причинами могут быть:
· пробуксовка муфты свободного хода;
· поломка рычага выключения муфты или выскакивание его оси;
· поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины;
· заедание или тугое перемещение привода на винтовой нарезке вала якоря стартера.
Стартер не отключается после пуска двигателя. Основными причинами могут быть:
· заедание рычага привода;
· заедание привода на валу якоря стартера или слипание контактов тягового реле;
· поломка возвратной пружины выключателя зажигания;
· ослабление или поломка возвратных пружин муфты свободного хода или тягового реле стартера;
· заедание тягового реле.
Если двигатель заработал, а стартер не выключается, необходимо немедленно выключить зажигание, открыть капот и отсоединить провод, ведущий к реле стартера. Возможной причиной неисправности может быть и перекос стартера. Тогда следует подтянуть болты крепления его корпуса к двигателю.
Основными причинами повышенного шума стартера при вращении якоря могут быть:
· износ втулок подшипников или шеек вала якоря;
· ослабление крепления стартера;
· повреждение зубьев шестерни привода или венца маховика двигателя;
· поломка крышки со стороны привода;
· ослабление крепления полюса в корпусе стартера — якорь при вращении задевает за полюс.
Перед разборкой стартер необходимо очистить от пыли и грязи волосяной щеткой и сухой ветошью. При разборке применяют специальные съемники, тиски, прессы. После разборки все узлы и детали промывают и высушивают. Металлические детали моют в ванне со щелочным раствором или керосином. Детали с проводами или обмоткой протирают тряпкой, смоченной в бензине, и продувают сжатым воздухом. После продувки их сушат в электрических сушильных шкафах при температуре 95—100°С в течение часа—полутора. Уплотнительные прокладки из войлока и фетра промывают в чистом бензине.
После очистки и просушки узлы и детали стартера осматривают, проводят необходимые измерения и электрические испытания. Основными дефектами якоря являются разрушение изоляции и обрывы витков обмотки, износ пластин коллектора, риски, канавки и раковины на их поверхностях, задиры и царапины на железе якоря, износ шеек и изгиб вала, износ шлицев у вала якоря. Чтобы обнаружить дефекты обмоток якоря и статора, пользуются специальными приборами, на которых проверяют обрывы и замыкания на «массу». Царапины, риски и задиры на железе устраняют зачисткой мелкозернистой наждачной шкуркой или шлифованием. Если у железа якоря уменьшился диаметр, то под полюсные наконечники устанавливают прокладки. Если износились шейки вала под подшипники, их восстанавливают осталиванием или хромированием. Небольшой износ восстанавливают накаткой с последующим шлифованием до номинального размера.
Изношенные рабочие поверхности коллекторов и контактных колец протачивают на станке, а затем шлифуют шкуркой. Допустимое уменьшение диаметра коллекторов не должно превышать значений, установленных техническими условиями. При меньших диаметрах коллекторы заменяют новыми. Если обмотка имеет внутренние дефекты или разрушение изоляции, то ее снимают и на якорь наматывают новую обмотку: Без перемотки устраняют обрыв намотки или замыкание секций в местах припайки к коллекторным пластинам. Обмотку якоря стартера ремонтируют при разрушении изоляции. Поврежденную изоляцию заменяют. Коллекторы с замкнутыми или расшатанными пластинами не ремонтируют, их заменяют новыми. Электрические или механические повреждения могут иметь корпуса в сборе. Такие повреждения выявляют путем внешнего осмотра и электрических испытаний. Основными дефектами являются межвитковые замыкания обмоток и замыкание на «массу», обрывы в соединениях обмоток и обрывы выводных наконечников. Характерными механическими повреждениями корпусов являются срыв резьбы, забоины на посадочных местах крышек, повреждения шлицев, задиры на поверхности полюсных наконечников, повреждение шлицев винтов крепления полюсных наконечников. Поврежденную резьбу восстанавливают нарезанием резьбы ремонтного размера или постановкой дополнительной детали — ввертыша с резьбой номинального размера. Забоины на посадочных местах крышек устраняют напильником; полюсные наконечники с задирами и вмятинами заменяют. Небольшие задиры устраняют растачиванием. Здесь важно обеспечить требуемый радиальный зазор между якорем и полюсными наконечниками путем установки под полюсные наконечники прокладок из трансформаторного железа.
Чтобы устранить неисправности обмоток возбуждения, корпус стартера нужно разобрать. Для этого снимают клеммы и отвертывают винты крепления полюсных наконечников предварительно ослабив их отверткой. Катушки с отсыревшей и промасленной изоляцией просушивают в сушильном шкафу, а затем пропитывают изоляционным лаком. Испорченную межвитковую и наружную изоляцию в обмотках катушек возбуждения стартеров заменяют новой.
Повреждение изоляции и обрывы обмоток, обгорание, окисление и сваривание контактов могут быть причинами неисправностей включателя и реле стартера. Повреждение изоляции и обрывы обмоток устанавливают при помощи контрольной лампы. На специальном станке дефектную обмотку перематывают, а состояние контактов выявляют при наружном осмотре. Обгоревшие и окислившиеся контакты зачищают наждачной мелкозернистой шкуркой. Сваренные контакты заменяют новыми.
Основные дефекты крышек, такие как замыкания, трещины, отколы, износ подшипников, поломка или потеря упругости щеткодержателей, износ щеток подлежат ремонту, а изношенные подшипники заменяют новыми. Замыкание на крышку проверяют контрольной лампой, щеткодержатели изолируют от крышки, трещины и отколы в крышках заваривают, а затем зачищают заподлицо.
Техническое обслуживание
ТО-1 – провести очистительные,крепёжные и контрольно-осмотровые работы, обращая особое внимание на состояние изоляции проводов и контактов внешней цепи. Сильно окисленные контакты зачитстить, при спайке или надрыве проводов в местах соеденения с клеммами их следует заменить. Проверить пуск двигателя стартером,ри рбнаружении неисправностей стартер следует сдать для проверки в электороцех.
ТО-2 – Выполнить объём работ при ТО-1. Проверить работу стартера пуском двигателя; после проведения диагностики переносными приборами или с помощью мототестеров делают заключение о техническом состоянии стартера.Предварительно необходимо снять защитную ленту, проверить состояние щёток и коллектора; при замасливании его протирают ветошью, смоченною в бензине; следы подгорания и окисления можно удалить, подсунув полоску шкурки под щётки зерном к коллектору (зернистость 100-140). Затем продуть сжатым воздухом. При явной неисправности и при сезонном ТО-2 необходимо стартер передать в электроцех для диагностики, обслуживания и ремонта.
Операции по ремонту
Неисправности или повреждения стартера устраняют заменой неисправных деталей. Единственная операция ремонта, которая может быть выполнена, это обточка коллектора.
Разборка. Отвертывают гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоединяют от него вывод обмотки статора. Отвертывают гайки крепления тягового реле и снимают его. Ослабляют винт крепления стяжной защитной ленты на крышке со стороны коллектора и снимают ленту с прокладкой. Вывертывают винты крепления выводов щеток и снимают последние. У стартера 35.3708 снимают стопорную шайбу с заднего конца вала.
Отвертывают гайки стяжных шпилек, вывертывают шпильки и снимают крышку со стороны привода вместе с якорем. Отсоединяют крышку со стороны коллектора от корпуса. Вынимают резиновую заглушку рычага из крышки, расшплинтовывают и вынимают ось рычага 3 привода стартера, вынимают рычаг и якорь из крышки.
Чтобы снять с якоря привод, удаляют стопорное кольцо из-под ограничительного кольца 1. Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорного кольца. После разборки продувают детали сжатым воздухом и протирают.
Охрана труда
Заключение
Выводы по улучшению Т.О. и ремонта по данной теме
Для упрощения произведения проверки стартера его проверяют на стенде, что значительно увеличивает уверенность в точности проверки и уменьшает затраченное время.
Для проверки генератора на стенде понадобится:
1 – аккумуляторная батарея;
2 – амперметр с шунтом на 1000 А;
3 – выключатель;
4 – реостат;
5 – вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В;
6 – стартер
Если есть сомнения в эффективности работы стартера, необходимо проверить его на стенде. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм².
Температура стартера при проверках должна быть (25±5)° С, а щетки – хорошо притерты к коллектору.
Для упрощения произведения ремонта и других операций используем пневмо и электро инструмент вместо обычного.
Используемая литература
1. Л.И. Епифанов, Е.А. Епифанова «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» 2-е изд., перераб. И допол. Москва 2009г
2. Карагодин В.И., Шестопалов С К. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990.
3. В.А. Родичев «Грузовые автомобили» 4-изд. Перераб. И допол. Москва 2005г.
4. http://activeauto.ru/438.
5. http://automn.ru/vaz-2106/vaz-33596-10.m_id-4247.m_id2-4249.html
6. http://www.in-vaz-2101.ru/?page_id=22
7. http://www.vaz-2106.ru/index.php?part=construction
Содержание
1 Теоретические основы технического состояния автомобиля
1.1 Теория надежности автомобиля
1.2 Изменения технического состояния авто в процессе эксплуатации
1.3 Планово-предупредительное состояние ТО и ремонт автомобилей
1.4 Диагностика технического состояния автомобиля
2 Техническое обслуживание и ремонт
2.1 Основные неисправности стартера и их причины
2.2 Основные методы контроля и диагностики, оборудование и приборы их проведения
2.1 Техническое обслуживание
2.2 Операции по ремонту
2.3 Контрольно-измерительные операции
3 Охрана труда
3.1 Охрана труда и противопожарные мероприятия при ТО и ремонте
Заключение.
Используемая литература
Теоретические основы технического состояния автомобиля
Дата: 2019-07-30, просмотров: 184.