Введение
Человек запоминает и ощущает весь мир в образах. Они объединяют не только восприятие, но и чувства. Наша память хранит удовольствие и радость, счастье и любовь - всю информацию о том мире, каким он был в определённый момент.
Образы многомерны. Фантазируя, человек может воссоздавать самые невероятные картины, которых никогда не было. Человек рисует образы на бумаге, лепит из глины, вырезает из дерева. Человека захватывает вдохновение, когда он творит. И каждый раз это нечто новое, но в то же время сочетает в себе знакомые образы. И тогда это уже образы совместного творения. С наступлением 21 века мир переживает гигантские перемены. За несколько последних лет мы стали свидетелями наступления информационного века, стремительной компьютеризации, развитие биотехнологии и этот список можно продолжать до бесконечности.
Все это, однозначно, положительные перемены, но что произошло с обществом: оно превращается в тотального потребителя, единственная цель которого - больше иметь и больше использовать. Человек в этом обществе становится более замкнутым, закрытым, нелюдимым, внутренне пассивным. Он чувствует себя бессильным, одиноким и встревоженным. В работе Эриха Фрома дается термин, определяющий состояние современного человека - "синдром отчуждения".
Актуальность темы работы заключается в том, что технологию формирования положительного образа человека активно использовали и используют люди с давних времен. На современном этапе к созданию положительного имиджа стремятся многие известные обществу личности - политики, актеры, спортсмены и др. Любой человек имеет несколько имиджей: профессиональный, социальный, семейный, личностный. Однако в погоне за созданием положительного имиджа не каждому удается достичь успеха. Каждый из образов может стать как положительным, так и отрицательным. Между тем, наличие в образе незначительных отрицательных черт способно не ослабить, а обогатить имидж, сделать его более объемным. Для того, чтобы создать в действительности эффективный образ и имидж необходима тщательная работа специалиста. Именно имиджелогия может сыграть в этом преображении одну из главнейших ролей.
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для полноценного становления женщины - лидера
Цель исследования: выявить особенности имиджа женщин - министров.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1. изучение научной литературы по проблеме исследования;
2. выявление гендерных особенностей имиджа;
3. подбор методов изучения особенностей имиджа женщины - министра;
4. формулирование выводов по теме исследования.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: правильно подобранный имидж позволяет стать неповторимой личностью в мире политики.
Наша рабочая гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования политическую сферу
В качестве предмета исследования мы выбрали имидж
Методологической основой исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды ученых по данной проблеме, теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению социально-психологических явлений.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования:
анализ научной литературы;
организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы психологами, имиджмейкерами и студентами.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Гендерные аспекты имиджа
Одним из важнейших характеристик имиджа является речь человека. Общение немыслимо без соблюдения определенных ритуалов. Гендер является составляющей многих ритуалов. Ритуалы - это подтверждения
фундаментальных общественных отношений. Ритуалы многочисленны,
совершаются при общении людей постоянно и воспроизводят принятые в обществе нормы и статусные отношения. Так, вечеринка состоит из целого ряда ритуалов: одежда, которую надели участники; их приподнятое настроение, которое они определенным, всем понятным образом выражают; поведение за столом, соответствующее степени официальности мероприятия; содержание тостов; приветствия и прощания; выбор тем для бесед и т.д.
Ритуалы облегчают общение, так как имеют сигнальную функцию. Так, стиль одежды мужчин и женщин ритуализован. Мужчины, как правило, одеты строго, просто и функционально, женщины - более пестро, игриво и менее функционально. Различные действия или их компоненты могут также быть ритуализованы: выбор лексики, стиль речи, жесты, само право говорить, положение говорящего в пространстве, интонация.
Совершение ритуальных действий регламентируется обществом. Однако конкретный говорящий может отклониться от этого регламента. Такие отклонения в большей или меньшей степени ломают порядок общения и способствуют его изменению. В целом же ритуальные нормы, известные всем участникам коммуникации, формируют круг ожиданий людей и их готовность вести себя в соответствии с этими ожиданиями, которые символизируют и реконструируют общественный порядок. Так, заходя в магазин, мы ожидаем от продавца фразы типа "Слушаю Вас", "Чем могу быть полезен?". Если же он вдруг спросит: "А что вы здесь, собственно, делаете?", - нарушится заданная и соответствующая нашим ожиданиям ситуация общения. Такие ожидания существуют в обществе и относительно мужского и женского поведения, внешности, одежды и т.п. Туфли-шпильки на мужской ноге воздействуют на окружающих совершенно определенным образом, хотя биология пола здесь совершенно ни при чем. Вся ритуальная жизнь общества пронизана дихотомией мужское - женское. Имена, формы обращения, голоса, прически, самопрезентация ритуализуют гендерную идентичность. Однако ритуалы поддаются изменениям. Так, брюки более не являются мужским атрибутом.
При говорении голос и интонация образуют ту сферу, которая наиболее тесно связана с биологией тела. Но даже они могут носить ритуальный характер и символизировать положительные или отрицательные качества. Низкий, сильный, не слишком эмоциональный голос, свойственный мужчинам, еще четверть века назад олицетворял авторитетность, деловитость и компетентность - все то, что составляет ритуал мужественности. Достаточно вспомнить голос нашего диктора Левитана.
Голоса женщин-дикторов, озвучивавших "серьезные" программы, например,
"Время", также отличались низким тембром и ровной интонацией (Вера Шебеко, Аза Лихитченко). В ФРГ в семидесятые годы женщинам на телевидении пришлось бороться за то, чтобы их допустили к чтению политических новостей. Сейчас, в конце 90-х г., когда на телевидении и в нашей стране, и за рубежом работает большое количество женщин с самым разным тембром голоса, подобные факты лишь могут вызвать удивление.
Высокий голос с эмоциональным интонированием произносимого считается женственным. Немецкие исследователи (Kotthoff, 1994) обнаружили, что женщины, занимающие высокие посты, стараются в своей речи подобного интонирования избежать. Высокий голос и эмоциональное интонирование в мужском исполнении, по крайней мере, в европейских культурах ассоциируются с сексуальными отклонениями[19] (например, речь Бориса Моисеева).
В связи с ритуализацией пола важное значение приобретают гендерные стереотипы - стандартные мнения о социальных группах или об отдельных лицах как представителях этих групп. "Стереотип - это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах" (Quasthoff, 1973) [20].
Естественно, что стереотипы очень упрощают реальную ситуацию, однако в коллективном общественном сознании они закреплены прочно и меняются медленно. В той или иной степени стереотипы-предрассудки воздействуют на каждого человека. Согласно укоренившимся представлениям женщинам в обществе приписывается меньшая ценность, чем мужчинам. От них ожидается в первую очередь материнство.
В отношении женщин типичны следующие стереотипы (они часто выступают в виде народной мудрости в пословицах и поговорках).
1. Слабый, нелогичный ум и инфантильность в целом, отнесение к категории не вполне дееспособных лиц:
Волос долог, а ум короток;
О сложном деле, требующем рассудка, говорят: "Это тебе не веретеном
трясти" (имплицируется понятие "женская работа ума не требует").
2. Вздорный и непредсказуемый нрав:
Ехал бы прямо, да жена упряма.
3. Опасность, коварство:
Жена ублажает, лихо замышляет.
4. Болтливость.
У баб только суды да ряды.
В этой связи процессу женского говорения приписывается малая ценность. Примечательно, что сочетание слов женщина и говорить практически не встречается в русских пословицах, собранных в словаре Даля (Кирилина, 1997) [21].
Женщины брешут, метут языком, бредят, талдычат, врут, сплетничают.
5. Женщины и женская деятельность противопоставлены мужчинам и мужской деятельности как правильное и неправильное. Оппозиция "правое - левое" как "правильное и неправильное", "норма и отклонение", свойственная многим культурам, явственно прослеживается и в русской.
Важную роль в тиражировании гендерных стереотипов играет реклама. Широкое распространение рекламы в России совпало с огромными
переменами в жизни общества и в определенной степени отразило их. В какой степени это касается гендерных стереотипов? В советский период средства массовой информации и вся государственная идеология в целом прославляли женщину-мать и одновременно труженицу. Сексуальные аспекты практически полностью замалчивались. Плакаты идеологизированного содержания изображали мужчин и женщин, увлеченных трудом, как правило, парами или двух мужчин и одн женщину. Лица их выражали высокую степень сознательности и трудовой энтузиазм.
Аналогичные стереотипы тиражировались в кино, газетах и журналах. Многие иностранцы, приезжая в СССР, отмечали "деэротизированность" уличного оформления по сравнению с западным. В постперестроечный период эти черты исчезли. Произошла эротизация женщины в средствах массовой информации и в рекламе. Главным фактором, определяющим ценность женщины, становится внешность. Женщина в сегодняшней рекламе выступает как объект мужской сексуальности, как домохозяйка и в очень незначительной степени как профессионал. К этому добавляется неоднократно отмеченная в разных работах агрессивность отечественной рекламы. В сочетании с тиражированием стереотипов сексуальности это приводит к негативным последствиям для женщин.
Интересен и пример радиорекламы, где гендерные стереотипы воспроизводятся лишь акустическими средствами. Вот как рекламируется клуб "Ангел" для автомобилистов: рекламный сюжет озвучивается четырьмя голосами - одним женским (Ж) и тремя мужскими (М1, М2, М3)
М1: Более десяти тысяч москвичей уже вступили в клуб “Ангел”. Почему?
Ж: Да если бы я понимала, что там под капотом! Проводки какие-то, грязь... Все ногти переломаешь и испачкаешься! Не-е-ет! Только "Ангел"!
М2: Машина, сами знаете, то искра уйдет, то трамблер повернется, то зарядки нет. Полдня можно провозиться. А в "Ангеле" механики-профи. Делают быстро да и приезжают скоро. Удобно. Подобный сервис был и раньше, но только приходилось записываться заранее. Или марка моей машины была неподходящей. А в "Ангеле" одинаково внимательны и к моей "девятке", и к "мерсу". Недавно налетел на бордюр, колеса сложились - далеко не уедешь. Выручила карточка "Ангела". Приехал эвакуатор - машина с платформой, погрузили, отвезли, куда я сказал. Все бесплатно. Класс!
М3: Во-первых, это дешево. Годовой взнос - это как пачка сигарет в день. Во-вторых, быстро. Я ни разу не ждал больше получаса. А самое главное - мастерство. Редкий случай, когда я позволяю кому-то копаться в моей машине.
М1: Вступить в клуб "Ангел" теперь просто. Филиал клуба работает в отделении...
Налицо гендерная асимметрия. Женское сообщение самое короткое и отражает наиболее распространенный гендерный стереотип: беспомощность и некомпетентность ("да если бы я понимала... "), озабоченность внешностью ("ногти переломаешь"), нервозность, излишнюю эмоциональность (раздраженная интонация, визгливый голос).
В противоположность женскому мужские тексты обнаруживают знание дела (называются детали автомобиля, причины возможных неисправностей, объясняется, что такое эвакуатор). Следует небольшой рассказ о новых преимуществах рекламируемого клуба. Рассказ свидетельствует о том, что говорящий находится в курсе происходящего, что повышает его компетентность.
Третий текст произносится от лица преуспевающего делового человека. Он умеет считать деньги, ценит свое время. Логическое ударение на слове "моей" показывает, что социальный статус его высок и что он может выбирать службу, которой доверит автомобиль.
Таким образом, высказывания расположены в порядке возрастания статуса говорящего. Женский сюжет обнаруживает самый низкий статус и наименьшую компетентность.
Подобные рекламные тексты встречаются весьма часто, как и сюжеты полупорнографического характера. Все это способствует оживлению в массовом сознании гендерных стереотипов, идущих во вред женщинам и способствующих восприятию их либо как сексуального объекта, либо как некомпетентной домохозяйки, озабоченной стиркой и уборкой, либо как неуравновешенного глуповатого существа, постоянно переживающего к тому же "критические дни".
Гендеризму свойственны асимметрии, вызванные мужским доминированием в обществе. Как уже говорилось, эти асимметрии наиболее четко проступают при апелляции к коллективному адресату. Однако они способствуют и на индивидуальном уровне негативному отношению к одному из полов - женщинам.
Гендерные стереотипы влияют на лиц обоего пола, и не исключено, что они развивают у женщин меньшую уверенность в себе, а у мужчин создают иллюзию женской некомпетентности. Несколько заниженную самооценку у представительниц женской половины общества начиная с детского и юношеского возраста отмечают многие исследователи (Попова, 1996; Конуэй, 1997). Д. Конуэй, работая над биографиями восьми известнейших женщин Америки, обратила внимание на то, что почти все они, рассказывая о событиях своей жизни, пользовались такими речевыми приемами (страдательный залог, безличные предложения), что создавалось впечатление - все в их жизни происходит случайно, независимо от них. Хотя эти женщины были очень энергичны, одарены, целеустремленны и сами строили свою судьбу, тексты их биографий заставляют предполагать, что все это происходило благодаря персту судьбы, случайности, не являясь результатом воли и упорства авторов[22].
В специальной литературе по этому вопросу обнаруживаются разноречивые мнения. Эксперименты психолингвистов, теории которых базируются на признании определяющим фактором асимметрию мозговых полушарий у мужчин и женщин (мужчины воспринимают речь преимущественно левым полушарием, речевые функции женщин распределены в обоих полушариях мозга; левое же полушарие "отвечает" за логику, а правое - за эмоции), не выявляют стопроцентных различий в речевом поведении мужчин и женщин (Холод, 1994; Горошко, 1996). Они показывают, что даже различия в мужской и женской ассоциативной картине мира имеют вероятностный характер, то есть проявляются лишь в виде тенденций.
Иногда мужчины сами опровергают расхожее мнение о логичности мужского и эмоциональности женского мышления. Так, руководитель широко известного танцевального коллектива Игорь Моисеев в одном из интервью сообщил: "Заниматься искусством я давно решил, потому что мое сознание устроено так, что восприятие мира не рационально, а эмоционально"[23].
По данным Е.А. Земской, М.В. Китайгородской и Н.Н. Розановой (1993), исследовавших "домашнюю", неофициальную речь, женщины действительно употребляют больше эмоциональных оценок, чем мужчины, у которых обнаруживается более сильное влияние фактора "профессия". Это проявляется, в частности, в тенденции широкого употребления при непринужденном общении профессиональной терминологии. Женщины чаще включают в разговор не связанную с ситуацией общения тематику:
Мужчина и женщина говорят по телефону:
М.: Я обдумывал этот вопрос очень долго (можно сказать) всю сознательную жизнь.
Ж. (извиняясь): Простите/ я чайник выключу // ”[24].
На наш взгляд, последнее наблюдение связано не с полом говорящих, а с особенностями домашней нагрузки женщин, которые должны и беседу
поддерживать, и осуществлять "женскую" работу по дому.
Вместе с тем авторы отмечают свойственную мужчинам тенденцию к
использованию экспрессивных, обычно стилистически сниженных средств, к шутливому огрублению речи[25].
Добавим, что в непринужденном профессиональном общении нами замечена у мужчин тенденция к употреблению метафор, относящихся к сексуальной сфере:
Мне тебя в наложницы отдали (о прикомандировании под начало специалиста-женщины);
Ты ему совсем не отдавайся (совет коллеге относительно перехода к другому начальнику).
В целом авторы неоднократно подчеркивают, что выявленные ими особенности не носят всеобщего характера. Такой вывод встречается в большинстве современных работ по гендерной проблематике. Поэтому нет оснований говорить о свойственном всем мужчинам или всем женщинам характерном речевом поведении.
Однако существуют четкие тенденции, учитывать которые необходимо, особенно в профессиональном и деловом общении.
Выделяются, по меньшей мере, три области, где общение может протекать по-разному:
1) частные разговоры в кругу хорошо знакомых лиц (родственников, друзей);
2) общение на институциональном уровне, то есть официальное обсуждение.
В ситуациях официального общения (дискуссиях, обсуждениях) женщинам свойственно выбирать невыигрышные тактики речевого поведения: соглашаться с критикой, а не искать аргументы в пользу своей точки зрения; реже использовать ироничную критику; чаще уступать возражениям. Для достижения успеха необходимо развивать в себе вежливый, но более решительный стиль общения.
В связи с тем, что современное общество все чаще требует от женщины ведения деловых переговоров и участия в государственных делах следует рассмотреть имидж тех из них, кто добился успеха в жизни независимо от гендерных стереотипов.
Заключение
В заключение следует сделать вывод о том, что сферы руководства женщин-министров в точности соответствуют распределению ролей среди богинь древней мифологии. Сельское хозяйство - это сфера интересов Деметры, у древних римлян - богини плодородия и земледелия. Социальная сфера и здравоохранение - это епархия Гигиеи, богини здоровья. Ну а сферы влияния Софии, богини мудрости, вполне можно увязать с задачами Минэкономики.
Согласно законам психологии, в команде должны быть и генераторы идей, и вдохновители, и завершители, и стабилизаторы отношений и пр. Женщины во власти хорошо подходят на роль завершителей, стабилизаторов отношений внутри властной команды и отношений власти с народом, так как по природе женщинам более присуще сострадание. К женщине простые люди испытывают больше доверия. Обычно женщины-руководительницы пытаются выработать компромиссный стиль управления - сочетание мягких, "женских", качеств и жестких, "мужских", что полностью соответствует стилю руководства этих трех женщин-министров[34].
Имидж женщин-политиков - это искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается (пропагандой, рекламой) с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые. Имидж объекта - это мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике группы людей на основе образа, сформированного в их психике в результате восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта.
При создании положительного образа, каждая из рассмотренных женщин должна помнить, что современный лидер должен, помимо внешних данных, стремиться обладать такими способностями, как умение вовлечь в решение вопросов своих подчинённых или окружающих, обеспечить внимание к ним, новаторство, предприимчивость, реагирование на нужды людей. Поэтому в настоящее время разрабатываются различные технологии, которые помогли бы человеку раскрыть свой творческий потенциал, совершенствовать свои интеллектуальные способности. Те способности, которые могут помочь в формировании своего образа для восприятия своих подчиненных. На современном этапе формирование имиджа становится профессиональной деятельностью[35].
Список используемой литературы
1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб., 2002 - с.6
2. Бухарин Г.К. Имидж как стиль жизни - М., 2006 - с.178
3. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения: Диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М., 2000 - с.124
4. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2001 - с.177
5. Каркуленко Н. Имиджелогия, - М.: Олма-пресс, 2008. с.44
6. Кафтан Л. В кризис лучший министр - женщина // Комсомольская правда 26.03.2009
7. Климова С.Г., Якушева Т. В Образы политиков в представлениях россиян // Веды - №12 - 2009
8. Комсомольская правда. 1998.6 янв. С.4
9. Кошмаров А.Ю. Телевизионный образ политического лидера как результат репутационного менеджмента // Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. Т.9, вып.2. М., 2002 - с.426
10. Кружко А.А. Имидж и успех, - СПб.: Питер, 2006. с. 197
11. Маркин В.М. "Я" как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы. М., 1996 - с.122
12. Метаева В.А. Проблемы имиджелогии в современный период развития общества // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования. 2001. № 6 (12)
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка.18-е изд., стереотип. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1986. - с.305
14. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М., 2001 - с.78
15. Петрова Е.А. Психология имиджа: Психосемиотический подход // Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. Т.9, вып.2. М., 2002
16. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Рефл-бук. Ваклер, 2000 - с.5
17. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. Киев, 2001 - с.123
18. Психологический словарь.2-е изд., перераб. и доп. / Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996 - с.112
19. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса.2-е изд.М., 2000 - с.86-87
20. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Сост.В. В. Виноградов, Г.О. Винокур и др.; Под ред.Д.Н. Ушакова. М., 1994. Т.1-4. Ст.11
21. Трошев И.В. Тендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социологические исследования. 1999. № 4
22. Федоркина А.П., Ромашкина Р.Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа // Имидж госслужбы. М., 1996, 694-696
23. Федоров И.А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества: Диссертация на соискание уч. ст. доктора социологических наук. Тамбов, 1998 - с.87
24. Шепелъ В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1994 - с.84
25. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000
26. Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М, 2000 - с.27
[1] Психологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996 – с. 112
[2] Федоркина А. П., Ромашкина Р. Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа // Имидж госслужбы. М., 1996, 694-696
[3] Семенов А. К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. 2-е изд. М., 2000 – с. 86-87
[4] Федоров И. А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества: Диссертация на соискание уч. ст. доктора социологических наук. Тамбов, 1998 – с. 87
[5] ПанасюкА. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М., 2001 – с. 78
[6] Там же – с. 10
[7] Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур и др.; Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1994. Т. 1-4. Ст. 11
[8] Ожегов С. И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1986.- с. 305
[9] Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2001 – с. 177
[10] Кошмаров А. Ю. Телевизионный образ политического лидера как результат репутационного менеджмента // Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 9, вып. 2. М., 2002 – с. 426
[11] Маркин В. М. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы. М., 1996 – с. 122
[12] Шепелъ В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1994 – с. 84
[13] Почепцов Г. Г. Имиджелогия. Рефл-бук. Ваклер, 2000 – с. 5
[14] Шпалинский В. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М, 2000 – с. 27
[15] Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000
[16] Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб., 2002 – с. 6
[17] Бухарин Г. К. Имидж как стиль жизни – М., 2006 – с. 178
[18] Бухарин Г. К. Имидж как стиль жизни – М., 2006 – с. 179
[19] Трошев И. В. Тендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социологические исследования. 1999. № 4
[20] Джерелиевская М. А. Установки коммуникативного поведения: Диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М., 2000 – с. 124
[21] Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2001 – с. 320
[22] Метаева В. А. Проблемы имиджелогии в современный период развития общества // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования. 2001. № 6 (12)
[23] Комсомольская правда. 1998. 6 янв. С. 4
[24] Петрова Е. А. Психология имиджа: Психосемиотический подход // Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 9, вып. 2. М., 2002.
[25] Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. Киев, 2001 – с. 123
[26] Кафтан Л. В кризис лучший министр – женщина//Комсомольская правда 26.03.2009
[27] Климова С.Г., Якушева Т.В Образы политиков в представлениях россиян//Веды - №12- 2009
[28] Каркуленко Н.Имиджелогия, - М.:Олма-пресс, 2008.с.44
[29] Кафтан Л. В кризис лучший министр – женщина//Комсомольская правда 26.03.2009
[30] Климова С.Г., Якушева Т.В Образы политиков в представлениях россиян//Веды - №12- 2007
[31] Кружко А.А. Имидж и успех, - СПб.:Питер, 2006.с.197
[32] Кафтан Л. В кризис лучший министр – женщина//Комсомольская правда 26.03.2009
[33] Климова С.Г., Якушева Т.В Образы политиков в представлениях россиян//Веды - №12- 2009
[34] Кафтан Л. В кризис лучший министр – женщина//Комсомольская правда 26.03.2009
[35] Каркуленко Н.Имиджелогия, - М.:Олма-пресс,2008.с.202
Введение
Человек запоминает и ощущает весь мир в образах. Они объединяют не только восприятие, но и чувства. Наша память хранит удовольствие и радость, счастье и любовь - всю информацию о том мире, каким он был в определённый момент.
Образы многомерны. Фантазируя, человек может воссоздавать самые невероятные картины, которых никогда не было. Человек рисует образы на бумаге, лепит из глины, вырезает из дерева. Человека захватывает вдохновение, когда он творит. И каждый раз это нечто новое, но в то же время сочетает в себе знакомые образы. И тогда это уже образы совместного творения. С наступлением 21 века мир переживает гигантские перемены. За несколько последних лет мы стали свидетелями наступления информационного века, стремительной компьютеризации, развитие биотехнологии и этот список можно продолжать до бесконечности.
Все это, однозначно, положительные перемены, но что произошло с обществом: оно превращается в тотального потребителя, единственная цель которого - больше иметь и больше использовать. Человек в этом обществе становится более замкнутым, закрытым, нелюдимым, внутренне пассивным. Он чувствует себя бессильным, одиноким и встревоженным. В работе Эриха Фрома дается термин, определяющий состояние современного человека - "синдром отчуждения".
Актуальность темы работы заключается в том, что технологию формирования положительного образа человека активно использовали и используют люди с давних времен. На современном этапе к созданию положительного имиджа стремятся многие известные обществу личности - политики, актеры, спортсмены и др. Любой человек имеет несколько имиджей: профессиональный, социальный, семейный, личностный. Однако в погоне за созданием положительного имиджа не каждому удается достичь успеха. Каждый из образов может стать как положительным, так и отрицательным. Между тем, наличие в образе незначительных отрицательных черт способно не ослабить, а обогатить имидж, сделать его более объемным. Для того, чтобы создать в действительности эффективный образ и имидж необходима тщательная работа специалиста. Именно имиджелогия может сыграть в этом преображении одну из главнейших ролей.
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для полноценного становления женщины - лидера
Цель исследования: выявить особенности имиджа женщин - министров.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1. изучение научной литературы по проблеме исследования;
2. выявление гендерных особенностей имиджа;
3. подбор методов изучения особенностей имиджа женщины - министра;
4. формулирование выводов по теме исследования.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: правильно подобранный имидж позволяет стать неповторимой личностью в мире политики.
Наша рабочая гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования политическую сферу
В качестве предмета исследования мы выбрали имидж
Методологической основой исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды ученых по данной проблеме, теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению социально-психологических явлений.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования:
анализ научной литературы;
организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы психологами, имиджмейкерами и студентами.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава I. Теоретические основы имиджа
Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.