Несоответствие спроса и предложения такого специфического товара как рабочая сила на рынке труда, особенно в условиях развивающейся, нестабильной экономики России, требует от государства серьезного вмешательства в эту сферу общественных отношений для обеспечения баланса интересов работодателя и каждого конкретного гражданина, предлагающего свои способности, умения на рынке труда.
Социальная защищенность, будучи не заложенной в природы рыночной экономики, требует от государства принятия определенных мер в целях воздействия на поведение участников рыночных отношений. Ориентир же при этом должен быть смещен в сторону оказания содействия менее защищенному субъекту (гражданину) в обеспечении его определенной формой занятости, и, при необходимости, предоставить надлежащую защиту от безработицы.
Осуществление эффективной государственной политики обеспечения занятости населения при этом требует четкого определения этих явлений – занятость, категории граждан, признаваемых занятыми, безработица.
Вмешательства государства требует и такая рыночная проблема, как безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.
Безработица означает прямые экономические издержки для всего общества. Она прежде всего представляет собой потерю экономических ресурсов. Товары и услуги, которые могли быть произведены безработными, навсегда потеряны. Больший объем производства в будущем не компенсирует тот объем продукции, который мог бы быть произведен, если бы безработные имели работу. Вследствие этого уменьшаются возможности повышения всеобщего благосостояния.
Конечно, экономическое воздействие безработицы сильнее всего поражает безработных, лишившихся на время своих доходов. Кроме того, различные исследования показывают, что длительная безработица снижает уровень заработной платы даже после того, как найдена новая работа. Это объясняется тем, что за период длительной безработицы теряется возможность дальнейшего совершенствования и углубления знаний на рабочем месте, результатом чего является более низкий уровень заработной платы.
Безработица несет с собой также и социальные издержки. Современные индустриальные страны опираются на наемный труд. Труд вызывает чувство единства и товарищества, приносит доход, который одновременно является свидетельством значимости того, что мы делаем. Работа дает статус, престиж и профессиональную пригодность. Кроме того, она организует день и создает определенный ритм жизни.
Безработица влечет за собой значительные социальные и психологические проблемы для тех, кого она поражает. Это не только снижение доходов, но и страдания человека, вызванные потерей профессиональной пригодности, он чувствует себя ненужным и лишним. У безработных повышено чувство одиночества, обострено чувство собственного достоинства. Возрастает риск злоупотреблений и других затруднений. Поэтому нет ничего удивительного в утверждении врачей, что рост безработицы ухудшает здоровье нации. Различные исследования показали, что у безработных ухудшается физическое и психологическое самочувствие — от недомогания, бессонницы и головной боли до заниженной самооценки, жизненной неудовлетворенности и многих психических проблем.
Одна из издержек безработицы — повышение налогов, которое необходимо для того, чтобы были средства для выплаты пособий по безработице. Если бы уровень безработицы можно было сократить, эти деньги пошли бы на пенсии, школы, больницы, дороги и т. п.
Безработица также углубляет проблему неравномерного распределения накопленных средств. Безработные получают более низкие доходы, чем работающие. Их постигают и другие проблемы. Это обостряет социальную напряженность и создает сложный общественный климат.
Под безработицей понимается такое положение на рынке рабочей силы, при котором часть трудоспособного населения не может или не желает продать свою рабочую силу и в силу этого остается без работы. Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (определяется законодательством), постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).
К экономическим причинам возникновения безработицы относятся[1]:
а) высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз. Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технический прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.
б) Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель). В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.
в) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы. В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.
Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.
Безработица проявляется в различных формах, основными из которых являются[2]:
1) фрикционная безработица. Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в течение некоторого времени он остается ввез работы. Это люди: добровольно меняющие работу; ищущие Работу из-за увольнения по инициативе администрации; сезонные рабочие; молодежь, впервые ищущая работу. Термин "фрикционная И безработица" используется в экономической науке в отношении В работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Фрикционная безработица считается неизбежной, так как обусловлена естественным ходом жизни.
2) Структурная безработица. С течением времени в структуре потребительского спроса и в предложении происходят важные изменения, которые в свою очередь изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или прекращается совсем. В то же время спрос на другие профессии, Включая и новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Рабочая сила на такие перемены реагирует медленно, ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест. Рабочие не обладают новой рабочей силой, которую можно быстро продать, их опыт и навыки устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. Возникает безработица, именуемая "структурной".
Следует заметить, что разрыв во времени между формированием новой рабочей силы и ее продажей порождает ситуацию, при которой наряду с огромной безработицей существует огромная потребность в рабочей силе.
3) Циклическая безработица. Под циклической безработицей понимают ту безработицу, которая вызвана экономическими кризисами перепроизводства (короткими циклами) и той их фазой, которая характеризует спад производства.
4) Застойная безработица. Она характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Это нищие, бродяги, инвалиды и т.п. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.
5) Скрытая безработица. В условиях, когда спрос на рабочую силу почти отсутствует, многие люди, потеряв надежду ее найти, не идут на биржу труда и не регистрируются. Поэтому эта часть безработных остается вне поля зрения официальной статистики и считается скрытой.
Безработица – это неотъемлемый спутник рыночной экономики. Резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования.
Для анализа рынка рабочей силы в экономической науке определяют уровень (норму) безработицы. Он определяется в процентах как отношение:
Уровень безработицы = (Число безработных/ Численность трудоспособного населения)х100%.
Отсутствие циклической безработицы в стране определяет естественный уровень безработицы. Занятость в этом случае определяется как полная.
Анализируя безработицу, следует заметить, что за общими цифрами скрывается тот факт, что ее издержки распределяются неодинаково. Так, например, она значительно выше среди молодежи, чем среди взрослых, уровень безработицы среди лиц некоренного населения тоже, как правило, более высокий. Разнится она и среди мужчин и женщин.
Безработица, каким бы уровнем она не измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Более того, ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существо-|8ания и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний с высоким уровнем безработицы. Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.
Регулирование занятости
Цель политики занятости состоит в повышении эффективности рынков труда таким образом, чтобы при любом данном уровне совокупного спроса уровень безработицы был бы минимальным. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест, во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. И наконец, программы по социальному страхованию безработицы.
Государство имеет возможность увеличить общий объем расходов на товары и услуги, чтобы создать новые рабочие места. При этом следует отметить, если рост расходов вызовет рост цен и заработной платы, то .это мало повлияет на уровень занятости.
Большая часть разницы выросшего спроса идет на компенсацию более высоких цен и заработной платы, а не на увеличение объема производства. Поэтому правительство идет на увеличение спроса неохотно из-за опасности инфляции[3].
Возникает еще одна проблема: довольно большая доля потребительских расходов идет на импорт товаров и услуг. Это означает, что создаются рабочие места не дома, а за границей.
Многие экономисты считают, что меры по регулированию доходов должны стать неотъемлемой частью любой политики: это сократит уровень безработицы. Если рост заработной платы и других доходов каким-то образом не ограничивать, увеличение общего спроса повлечет за собой скорее повышение заработной платы и цен, а не создание новых рабочих мест.
Программа профессиональной подготовки позволяет рабочим как можно быстрее получить работу. Различные правительственные программы обеспечивают подготовку безработных, молодежи, а также рабочих старших возрастов, чьи навыки со временем оказались недостаточными или устаревшими, как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях.
Программа содействия найму рабочей силы связана с предоставлением качественной информации о наличии рабочих мест, поступающей от потенциальных работодателей. Эта программа связана также с обеспечением географической миграции рабочих.
Одно из направлений политики занятости — социальная защита безработных. Социальная политика даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, будет исключено ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.
Государственная социальная помощь должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того, к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получение. Например, добровольно безработный человек, который сделал свой осознанный выбор, несмотря на все усилия государства по его трудоустройству, не должен содержаться за счет средств, предназначенных для выплаты пособий по безработице.
Кроме перечисленных направлений политики занятости существует косвенное регулирование рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране.
Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы.
Основными функциями биржи труда являются: учет безработных и оказание помощи в их трудоустройстве, контроль за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой, обучение, переобучение и повышение квалификации безработных, изучение спроса и предложения рабочей силы и распространение информации об уровне занятости в разрезе профессий и территорий и другие функции. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общества и т.п.
Переход экономик стран СНГ к рыночным отношениям потребовал воссоздания бирж труда. Это обусловлено, с одной стороны, возникновением безработицы, а с другой стороны – структурной перестройкой экономик и необходимостью перераспределения рабочей силы между отраслями и регионами.
Следует заметить, что воссоздание бирж труда – это длительный процесс, ибо их функции не могут ограничиваться лишь регистрацией безработных и поисками им работы. Предстоит создать организационные, квалификационные и информационные структуры, способные решать задачи, возложенные на биржу труда.
Правовые основы занятости
Закон «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства в реализации права на труд граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Законодательство в этой сфере осуществляется с учетом мирового опыта в регулировании занятости населения, международных конвенций.
Конституция Российской Федерации ориентирует политику государства в сфере занятости, в содействии реализации права граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость:
соблюдение добровольности труда, обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд;
поддержку трудовой и предпринимательскую инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
учет национальных, исторических особенностей при обеспечении занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей;
обеспечение социальной защиты в области занятости, в т. ч. проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поисках работы, и материальной и иной поддержки граждан, которые не могут реализовывать свое право на труд в соответствии со своими способностями;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения.
Задача государственной политики по регулированию занятости состоит в достижении полной занятости, а также в повышении уровня регистрируемой занятости, сокращении длительности безработицы и усилению стимулов к активному поиску рабочего места безработными.
Программа занятости ФСЗ определяет основные цели будущей политики в области занятости. Программа занятости включает достаточно широкую гамму мер в отношении лиц, затронутых политикой занятости - как безработных, так и тех, кому угрожает безработица. Трудоспособность граждан определяется двумя критериями: возрастом и состоянием здоровья. По общему правилу не допускается прием на работу лиц, моложе 15 лет. Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя Верхний возрастной предел трудоспособности законодательством России не установлен.
Для того, чтобы незанятый гражданин мог быть признан безработным, он должен проявить желание работать. Конечно, он может искать работу самостоятельно, но лишь обращение в целях поиска работы в органы государственной службы занятости может официально зафиксировать это желание. И сама безработица гражданина признается государством лишь с момента обращения в службу занятости в установленном порядке. Законодательством предусматривается необходимость документального подтверждения ряда условий, необходимых для признания гражданина безработным. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства или по месту временного проживания гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления вышеназванных документов.
Трудоустройство представляет собой комплекс организационных, экономических и правовых мер по обеспечению граждан вознаграждаемым наемным трудом на основе трудовых договоров. Являясь соглашением двух сторон: работодателя и работника, трудовой договор заключается на основе их свободного волеизъявления.
Особое внимание органы занятости уделяют трудоустройству слабозащищенных категорий граждан, для чего предусмотрены дополнительные гарантии занятости этих лиц, в том числе организация минимального количества рабочих мест для их приема на работу. Законодательством предусмотрены дополнительные гарантии для трудоустройства молодежи. С этой целью предприятиям устанавливается броня. Отказ в приеме на работу направленных в сечет брони возможен лишь при наличии уважительных причин и может быть обжалован в суд.
Имеет определенную специфику трудоустройство инвалидов I группы, т. е. лиц, потерявших полностью профессиональную трудоспособность в обычных условиях. Для их трудоустройства создаются специальные рабочие места, специальные предприятия и т.д.
АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В ЧУВАШИИ
Дата: 2019-07-30, просмотров: 213.