ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ

 

 

Москва 2007
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ.. 4

1.1 Понятие занятости и безработицы.. 4

1.2 Регулирование занятости. 7

1.3 Правовые основы занятости. 9

2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В ЧУВАШИИ.. 12

2.1 Динамика рынка труда в Чувашии в 2001-2003 гг. 12

2.2 Динамика рынка труда в Чувашии начиная с 2004 г. 16

2.  ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В ЧУВАШИИ.. 22

3.1 Регулирование рынка труда в странах СНГ: опыт для Чувашии. 22

3.2 Прогнозы развития рынка труда в Чувашии. 25

3.3 Приоритетные направления государственной политики. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

ЛИТЕРАТУРА.. 33

 

 




ВВЕДЕНИЕ

 

       Управление делами общество, осуществляемое в первую очередь посредством специально создаваемых государственных органов (учреждений), не может не включать в себя такой важный как с экономической, так и с социальной точек зрения вопрос в какой степени государство вправе и обязано регулировать сферу занятости населения (точнее - регулировать рынок рабочей силы).

       «Безработица», имеющее в виде последствий, в случае превышения естественного ее уровня, существенные потери общества, уменьшающие его благосостояние, «занятость населения», явления, присущие любому обществу, на языке науки именуясь экономическими категориями, в юриспруденции обычно наполняются иным содержанием.

       Право, будучи явлением объективным - в любом обществе существуют отношения, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании, в законодательстве получает свою, субъективную оценку. Немалое значение в этом случае приобретают убеждения, политическая воля законодателя. Так, безработица, с одной стороны имея в качестве последствия потерю профессионализма значительной части населения, негативные психологические последствия, в то же время стимулирует производительность труда, качественное выполнение обусловленной работы, повышение образовательного уровня и квалификации работников в соответствии с требованиями экономики. Т.е. вполне естественна, объективно необходима.

Необходимый баланс точек зрения, находя свое воплощение в соответствующей нормативно – правовой базе, создающей необходимые же условия для функционирования рынка рабочей силы, как своего рода реакции государства на изменения, происходящие на этом рынке, позволяет скорректировать ситуацию в нужном направлении, смягчить негативные последствия изменений и создать соответствующие условия для благоприятного развития рынка труда в будущем. Тщательный анализ занятости, и исходя из результатов анализа – правильно подобранный комплекс мер в сочетании друг с другом позволит вывести экономическое развитие на путь улучшения и развития. Что обуславливает актуальность такой проблематики.

Комплекс мер, составляющих политику государства в этой сфере, основываясь на различного рода исследованиях и непосредственно, с той или иной степенью субъективности получая выражение в законодательстве, и составляют объект настоящего исследования.

Цель представленной дипломной работы может быть сформулирована следующим образом: пути и способы совершенствования государственной политики в сфере занятости. В соответствии с этой целью автором поставлены следующие задачи:

- определить основные признаки таких явлений как занятость населения, безработица, выявить их причины;

- исследовать возможные пути совершенствования государственной политики в сфере занятости.

Нормативной базой исследования стали тексты Конституции Российской Федерации 1993 г., законов о занятости населения в Российской Федерации, других нормативно – правовых актов, составляющих правовую основу действующего механизма регулирования сферы занятости.

Теоретической базой послужили научные монографии, учебные и учебно - методические материалы по тематике исследований. В качестве источников статистической информации использовались материалы Госкомстата Российской Федерации.

Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения. В приложении содержится список использованных источников.

 



Регулирование занятости

 

Цель политики занятости состоит в повышении эффектив­ности рынков труда таким образом, чтобы при любом данном уров­не совокупного спроса уровень безработицы был бы минимальным. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стиму­лированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест, во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. И наконец, программы по социальному страхованию безра­ботицы.

Государство имеет возможность увеличить общий объем расхо­дов на товары и услуги, чтобы создать новые рабочие места. При этом следует отметить, если рост расходов вызовет рост цен и зара­ботной платы, то .это мало повлияет на уровень занятости.

Большая часть разницы выросшего спроса идет на компенса­цию более высоких цен и заработной платы, а не на увеличение объема производства. Поэтому правительство идет на увеличение спроса неохотно из-за опасности инфляции[3].

Возникает еще одна проблема: довольно большая доля потре­бительских расходов идет на импорт товаров и услуг. Это означает, что создаются рабочие места не дома, а за границей.

Многие экономисты считают, что меры по регулированию до­ходов должны стать неотъемлемой частью любой политики: это сократит уровень безработицы. Если рост заработной платы и дру­гих доходов каким-то образом не ограничивать, увеличение общего спроса повлечет за собой скорее повышение заработной платы и цен, а не создание новых рабочих мест.

Программа профессиональной подготовки позволяет рабочим как можно быстрее получить работу. Различные правительствен­ные программы обеспечивают подготовку безработных, молодежи, а также рабочих старших возрастов, чьи навыки со временем оказа­лись недостаточными или устаревшими, как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях.

Программа содействия найму рабочей силы связана с предо­ставлением качественной информации о наличии рабочих мест, по­ступающей от потенциальных работодателей. Эта программа свя­зана также с обеспечением географической миграции рабочих.

Одно из направлений политики занятости — социальная защи­та безработных. Социальная политика даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, бу­дет исключено ускорение инфляции и повышение институциональ­ной безработицы.

Государственная социальная помощь должна быть избиратель­ной и распределяться в зависимости от того, к какой группе безра­ботных принадлежит претендент на ее получение. Например, доб­ровольно безработный человек, который сделал свой осознанный выбор, несмотря на все усилия государства по его трудоустройству, не должен содержаться за счет средств, предназначенных для вы­платы пособий по безработице.

Кроме перечисленных направлений политики занятости суще­ствует косвенное регулирование рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о рав­ных гражданских правах и т. д.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновре­менно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране.

Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посред­ничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы.

Основными функциями биржи труда являются: учет безработных и оказание помощи в их трудоустройстве, контроль за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой, обучение, переобучение и повышение квалификации безработных, изучение спроса и предложения рабочей силы и распространение информации об уровне занятости в разрезе профессий и территорий и другие функции. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общества и т.п.

Переход экономик стран СНГ к рыночным отношениям потре­бовал воссоздания бирж труда. Это обусловлено, с одной стороны, возникновением безработицы, а с другой стороны – структурной перестройкой экономик и необходимостью перераспределения ра­бочей силы между отраслями и регионами.

Следует заметить, что воссоздание бирж труда – это длительный процесс, ибо их функции не могут ограничиваться лишь регистра­цией безработных и поисками им работы. Предстоит создать орга­низационные, квалификационные и информационные структуры, способные решать задачи, возложенные на биржу труда.

Правовые основы занятости

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства в реализации права на труд граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Законодательство в этой сфере осуществляется с учетом мирового опыта в регулировании занятости населения, международных конвенций.

Конституция Российской Федерации ориентирует политику государства в сфере занятости, в содействии реализации права граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость:

соблюдение добровольности труда, обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд;

поддержку трудовой и предпринимательскую инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

учет национальных, исторических особенностей при обеспечении занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей;

обеспечение социальной защиты в области занятости, в т. ч. проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поисках работы, и материальной и иной поддержки граждан, которые не могут реализовывать свое право на труд в соответствии со своими способностями;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения.

Задача государственной политики по регулированию занятости состоит в достижении полной занятости, а также в повышении уровня регистрируемой занятости, сокращении длительности безработицы и усилению стимулов к активному поиску рабочего места безработными.

Программа занятости ФСЗ определяет основные цели будущей политики в области занятости. Программа занятости включает достаточно широкую гамму мер в отношении лиц, затронутых политикой занятости - как безработных, так и тех, кому угрожает безработица. Трудоспособность граждан определяется двумя критериями: возрастом и состоянием здоровья. По общему правилу не допускается прием на работу лиц, моложе 15 лет. Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя Верхний возрастной предел трудоспособности законодательством России не установлен.

Для того, чтобы незанятый гражданин мог быть признан безработным, он должен проявить желание работать. Конечно, он может искать работу самостоятельно, но лишь обращение в целях поиска работы в органы государственной службы занятости может официально зафиксировать это желание. И сама безработица гражданина признается государством лишь с момента обращения в службу занятости в установленном порядке. Законодательством предусматривается необходимость документального подтверждения ряда условий, необходимых для признания гражданина безработным. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства или по месту временного проживания гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления вышеназванных документов.

Трудоустройство представляет собой комплекс организационных, экономических и правовых мер по обеспечению граждан вознаграждаемым наемным трудом на основе трудовых договоров. Являясь соглашением двух сторон: работодателя и работника, трудовой договор заключается на основе их свободного волеизъявления.

Особое внимание органы занятости уделяют трудоустройству слабозащищенных категорий граждан, для чего предусмотрены дополнительные гарантии занятости этих лиц, в том числе организация минимального количества рабочих мест для их приема на работу. Законодательством предусмотрены дополнительные гарантии для трудоустройства молодежи. С этой целью предприятиям устанавливается броня. Отказ в приеме на работу направленных в сечет брони возможен лишь при наличии уважительных причин и может быть обжалован в суд.

Имеет определенную специфику трудоустройство инвалидов I группы, т. е. лиц, потерявших полностью профессиональную трудоспособность в обычных условиях. Для их трудоустройства создаются специальные рабочие места, специальные предприятия и т.д.



АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В ЧУВАШИИ

Таблица 1

Прогноз занятости на 2006 г.

Показатель (в среднегодовом исчислении) 2006 (1 вар) 2006 (2 вар)
Численность экономически активного населения, тыс. чел.в том числе:занятые в экономикебезработныев том числе:зарегистрированные в органах службы занятостиУровень безработицы (в%)общейрегистрируемой 687,6 622,665,0 14,4 9,5 2,1 690,7 627,763,0 13,8 9,12,0

По данным http://zakon.chuvashia.com

 

Средний уровень регистрируемой безработицы за прошедшие 4 месяца 2006 г. колеблется около 2,3%. Однако уровень безработицы в Чувашии подвержен сезонным колебаниям, так что выполнение прогнозных показателей в среднегодовом исчислении вполне реально.

В зависимости от развития ситуации в экономике республики уровень общей безработицы при благоприятном пути развития уменьшится с 9,4 до 9,1 процента по отношению к численности экономически активного населения, а при менее благоприятном - не превысит к концу 2006 г. 9,5 процента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопрос о необходимости и пределах вмешательства государственных органов (учреждений), собственно и составляющих механизм государства, в ситуацию, складывающуюся на рынке труда (рынке рабочей силы), на протяжении многих столетий волновавший умы величайших мыслителей - экономистов, будучи в той или иной степени затронутым в их работах, до сих пор остается актуальным.

Рынок труда (рабочей силы), формируясь не стихийно, а под влиянием множества факторов, не может не быть объектом пристального внимания (опеки) государства с лице его должностных лиц (чиновников). Функционально, государство как институт по управлению делами общества посредством специально созданного, финансируемого на средства, уплачиваемые в виде налогов, сборов, иных платежей, государственного аппарата осуществляет вмешательство в сферу занятости населения, в первую очередь определяя юридическую основу такого рода деятельности. Создавая различного рода учреждения, эффективно реализующие государственную политику в этой сфере, государство определяет в своем законодательстве такой порядок, при котором максимально могут быть достигнуты его цели, согласующиеся с мировыми тенденциями, тенденциями формирования социального государства, политика которого направлена на обеспечение достойного уровня жизни населения. 

 

Вопросы государственного регулирования рынка труда не перестанут быть актуальными. Поскольку именно люди, их уровень жизни и развитие является конечной целью любой экономической политики, а политика занятости связана непосредственно с созданием благоприятных условий для труда и соответственно, роста благосостояния нации.

Безработица, с одной стороны, является позитивным моментом рыночной экономики, стимулируя конкуренцию за лучшие места на рынке труда. Однако вместе с тем, одна приносит немало социальных проблем, поскольку безработный теряет законный источник доходов, с течением времени ослабевает его квалификация, снижается самооценка – растет напряженность в обществе в целом.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

В распоряжении государства присутствует немало способов и административных мер воздействия на рынок труда с целью его корректировки в нужном направлении. Политика занятости населения находится в тесном взаимодействии с другими областями государственного регулирования: трудовое законодательство, область социальной защиты, налоги и др.

Проводить государственную политику в области занятости необходимо на основе тщательного изучения и анализа всех тенденций и особенностей конкретного объекта регулирования.

В работе проведен анализ рынка труда в Чувашии за последние 5 лет.

Данный анализ позволяет сделать выводы, что государственная политика занятости является достаточно эффективной. В результате действий правительства, различных правительственный организаций и в том числе службы занятости постепенно удается снизить уровень безработицы, в том числе среди молодежи и инвалидов.

Однако остается ряд негативных тенденций таких как например занятость в сельской местности. Для решения указанной проблемы выделяются дополнительные средства для проведения различных мероприятий в области занятости населения в сельской местности. Изучаются и претворяются в жизнь программы по социальному партнерству, позволяющие увеличить эффективность усилий по повышению занятости в сельской местности. Регулярно проводятся ярмарки вакансий, гражданам, зарегистрированным в службе занятости выплачивается небольшое пособие, стимулирующее желание безработного всё-таки найти работу и вместе с тем хоть как-то облегчающее его положение. Кроме того, предлагается ряд бесплатных консультаций для всех, кто обращается в службу занятости и желает найти работу.

К дальнейшим направлениям совершенствования государственной политики занятости в Чувашии относится совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики, в том числе в области миграции, дальнейшее развитие социального партнерства на рынке труда, повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда с помощью психологической помощи и поддержки и переквалификации и дополнительного обучения безработных. Кроме того, оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан и безусловно содействие занятости сельского населения, в том числе в организации собственного дела.



Законодательство

1. Закон «О занятости населения в Российской Федерации»

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г с изменениями и дополнениями

3. О программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004 - 2006 годы. Постановление Кабинет Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 г. N 330

4. О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 - 2005 годы и на период до 2010 года. Указ Президента Чувашской Республики N 81 от 4 августа 2003 г.

 

Статистически сборники

28. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. – М.: Финансы и статистика, 2005

29. http://www.gks.ru Госкомстат России


[1] Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда, учеб. пособие.- М.: «МИК», 2004

[2] Экономическая теория: Вводный курс. Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2004

[3] Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория (макроэкономика).- М: Дис, 2003

[4] О программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004 - 2006 годы. Постановление Кабинет Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 г. N 330

[5] О программе содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004 - 2006 годы. Постановление Кабинет Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 г. N 330

[6] По данным ИА http://www.allmedia.ru

[7] По данным ИА http://www.regnum.ru

[8] Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России – М.: Вопросы экономики, № 5, 2003

[9] По данным ИА http://www.regnum.ru

[10] Там же

[11] По данным ИА http://www.regnum.ru


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ

 

 

Москва 2007
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ.. 4

1.1 Понятие занятости и безработицы.. 4

1.2 Регулирование занятости. 7

1.3 Правовые основы занятости. 9

2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В ЧУВАШИИ.. 12

2.1 Динамика рынка труда в Чувашии в 2001-2003 гг. 12

2.2 Динамика рынка труда в Чувашии начиная с 2004 г. 16

2.  ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В ЧУВАШИИ.. 22

3.1 Регулирование рынка труда в странах СНГ: опыт для Чувашии. 22

3.2 Прогнозы развития рынка труда в Чувашии. 25

3.3 Приоритетные направления государственной политики. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

ЛИТЕРАТУРА.. 33

 

 




ВВЕДЕНИЕ

 

       Управление делами общество, осуществляемое в первую очередь посредством специально создаваемых государственных органов (учреждений), не может не включать в себя такой важный как с экономической, так и с социальной точек зрения вопрос в какой степени государство вправе и обязано регулировать сферу занятости населения (точнее - регулировать рынок рабочей силы).

       «Безработица», имеющее в виде последствий, в случае превышения естественного ее уровня, существенные потери общества, уменьшающие его благосостояние, «занятость населения», явления, присущие любому обществу, на языке науки именуясь экономическими категориями, в юриспруденции обычно наполняются иным содержанием.

       Право, будучи явлением объективным - в любом обществе существуют отношения, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании, в законодательстве получает свою, субъективную оценку. Немалое значение в этом случае приобретают убеждения, политическая воля законодателя. Так, безработица, с одной стороны имея в качестве последствия потерю профессионализма значительной части населения, негативные психологические последствия, в то же время стимулирует производительность труда, качественное выполнение обусловленной работы, повышение образовательного уровня и квалификации работников в соответствии с требованиями экономики. Т.е. вполне естественна, объективно необходима.

Необходимый баланс точек зрения, находя свое воплощение в соответствующей нормативно – правовой базе, создающей необходимые же условия для функционирования рынка рабочей силы, как своего рода реакции государства на изменения, происходящие на этом рынке, позволяет скорректировать ситуацию в нужном направлении, смягчить негативные последствия изменений и создать соответствующие условия для благоприятного развития рынка труда в будущем. Тщательный анализ занятости, и исходя из результатов анализа – правильно подобранный комплекс мер в сочетании друг с другом позволит вывести экономическое развитие на путь улучшения и развития. Что обуславливает актуальность такой проблематики.

Комплекс мер, составляющих политику государства в этой сфере, основываясь на различного рода исследованиях и непосредственно, с той или иной степенью субъективности получая выражение в законодательстве, и составляют объект настоящего исследования.

Цель представленной дипломной работы может быть сформулирована следующим образом: пути и способы совершенствования государственной политики в сфере занятости. В соответствии с этой целью автором поставлены следующие задачи:

- определить основные признаки таких явлений как занятость населения, безработица, выявить их причины;

- исследовать возможные пути совершенствования государственной политики в сфере занятости.

Нормативной базой исследования стали тексты Конституции Российской Федерации 1993 г., законов о занятости населения в Российской Федерации, других нормативно – правовых актов, составляющих правовую основу действующего механизма регулирования сферы занятости.

Теоретической базой послужили научные монографии, учебные и учебно - методические материалы по тематике исследований. В качестве источников статистической информации использовались материалы Госкомстата Российской Федерации.

Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения. В приложении содержится список использованных источников.

 



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.