ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ИЛИ ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для первого упражнения понадобится маленький мячик, который легко катать в ладонях ( шишка, камешек и пр. )

ЗАДАНИЕ: каждый из участников должен рассказать о себе. Но задача усложняется тем, каждая новая " визитная карточка " кроме повторения информации, которая уже прозвучала, должна добавлять что-то новое. Например:

1-ый участник: Меня зовут Антон, мне 10 лет.

2-ой участник: Меня зовут Аня, мне 9 лет, я люблю оладьи.

3-ий участник: Меня зовут Лена, мне 9 лет, я не люблю оладьи, зато мне нравиться танцевать...И т.д.

В игре формируется первичное восприятие группы в целом. Участники учатся вычленить основную информацию, " примерить" ее, включаться в процесс кругового общения.

ИГРА 2.

РАССКАЖИ СКАЗКУ.

Игра, которая будет интересна людям любого возраста. Сказки любимы всеми, многие с удовольствием придумывают свои сказочно-современные сюжеты. Казалось бы, что может быть необычного в такой игре? Но дело в том, что сказка рассказывается с конца..

ФОРМА ИГРЫ: по цепочке (чем больше участников, тем длиннее сказка ).

Основное условие такое: сначала нужно сказать что-то новое, а затем повторить предыдущие реплики. Первый участник говорит обычную заключительную фразу сказки ( например: " И жили они счастливо , и умерли в один день" ) . Следующий достраивает в двух-трех фразах те события, которые произошли перед этим: " И сыграли они пышную свадьбу. Родились у них красивые дети. И жили они счастливо, и умерли в один день" . И так далее, пока сюжет сказки не доберется до последнего рассказчика. Последний участник дает название сказки и рассказывает ее от начала и до конца.

В этой игре развивается память, умение сконцентрироваться и импровизировать, держать нить рассуждений, умение " достраивать" информацию.

ВАРИАНТ: сказка рассказывается по одному слову.

 

ИГРА 3.

И НЕ ТО, ЧТОБЫ " ДА ", И НЕ ТО, ЧТОБЫ " НЕТ ",,,

Участники игры образуют "сидячий круг. Вне круга находятся добровольцы, которые беседуют с сидящими. Вопросы задаются в такой форме, чтобы можно было ответить " да " или " нет "

Но ответы даются самые странные, иногда явно не соответствующие правде. Добровольцы должны выяснить, от чего зависит тот или иной ответ.

Разгадка не так уж сложна: ответ зависит от позы сидящего. Если руки скрещены на груди ( поза, поза закрытая для общения ) , на любой вопрос человек отвечает "нет". В другом случае ответ всегда положительный.

ОБСУДИТЬ: кому было труднее: тем, кто отгадывал, или тем, кто попадал в смешное положение, говоря явную ерунду? И т.д.

 

ИГРА 4.

ПОДАРОЧНЫЙ НАБОР.

Для игры понадобятся письменные принадлежности.

Игра проходит в 2 этапа: На первом участники дарят друг другу самые невообразимые подарки: прошлогодний снег, дневник с пятерками, дипломат, набитый фальшивыми долларами, трамвай, дырку от бублика, комету и т.д. В итоге у каждого должен получиться " подарочный набор " из трех предметов и явлений. Если подарков оказалось больше, выбери из них три, наиболее дорогих.

Задание второго этапа: придумать не менее ( предложений, в каждом из которых использован весь " подарочный набор" ( т.е. все три слова ). Бывает трудно, но интересно.

 

 

ИГРА 5.

ИНФОРМАЦИЯ В ГАЗЕТЕ.

Для работы необходимы вырезки из газет и журналов одинакового объема, Занятие проходит в форме соревнования.

ЗАДАНИЕ: перед вами два небольших газетных материала. Ваша задача прочесть в слух оба отрывка, соблюдая следующее условие: читать поочередно ( по одному абзацу из каждого материала ). Затем на память пересказать полный текст каждого отрывка. Чей пересказ окажется ближе к оригиналам?

Игра помогает вычленять необходимую информацию в разных потоках, а также развивает способность к быстрому переключению внимания.

 

ИГРА 6.

ОТ ТОПОТА КОПЫТ...

Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая информация передается не только через содержание, но и через интонацию, жесты, мимику говорящего.

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ: представьте такую ситуацию: вы приходите в школу и узнаете, что рисования ( физкультуры, математики ) сегодня не будет. Попробуйте передать эту новость любому своему однокласснику при помощи жестов, мимики, так как текст, который вы произносите, передавал сообщение, - это известная пословица " от топота копыт пыль по полю летит ". Интонация должна показать, радуетесь вы этому или нет. Передаем по цепочке. При выполнении этого задания происходит не просто обыгрывание воображаемой ситуации, но формируется умение эмоционально передавать информацию, интонационно обогащать ее.

 

ИГРА 7.

СЛОВО ИЗ ПЕСНИ.

В группе выбирается водящий, который покидает класс. Остальные участники выбирают песню ( слова которой должны быть известны игроку - водящему ). Каждый в кругу получает слово из песни. Например, 1 участник- " в лесу ", 2 - " родилась", 3-" елочка " и т. д.

 

 

Возвращается водящий, чья роль заключается в том, чтобы отгадать задуманную песню. Водящий задает вопросы участникам, а те, отвечая на вопрос, обязательно должны вставить свое слово из песни:

- Что ты делаешь сегодня вечером?

- Хочу провести вечер в лесу, на природе.

- Что ты сейчас читаешь?

- Сейчас я разговариваю с тобой, но у меня родилась идея почитать Пушкина.

    Нужно узнать песню.

Игра учит анализу и переработке информации.

   

 ИГРА 8.

    КОШКА, КОТОРАЯ ГЛЯЕТ...

    Все встают в круг, оставляя побольше места в центре. Участникам предлагается поочередно пройти через круг, но не обычной походкой. Если человек затрудняется, предложите ему пройти как шпион ( крадучись на цыпочках ), как супермодель, как солдат и т.д. Каждый участник проходит через круг, а группа угадывает " кто есть кто ".

    ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ: Что может выразить походка человека: его профессию? Его эмоции? Как реагирует на разные стили походки ? и др.

 

    ИГРА 9.

    СОБЕРЕМСЯ ВМЕСТЕ.

    Участники разбиваются на большие группы 6-8 человек. Ведущий предлагает самые разнообразные задания:

    - построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени, фамилии, по второй букве имени и др.

Какая группа быстрее реагирует на задания? Какая нашла наиболее интересный способ самоклассификации? И т.д.

   

ИГРА 10.

    ТЕЛЕГРАММА.

    Кто из нас не видел телеграммы? Что в ней является самым главным? Конечно же, лаконичное эмоциональное содержание. Группам предлагается послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например:

 

    БТЛВДКМПЗХО (подбор букв может быть самым разнообразным ).

ЗАДАНИЕ: составить такой текст телеграммы, в котором каждое слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на " Б ", второе на " Т " и т.д. Для связи слов можно вставлять предлоги и знаки препинания в неограниченном количестве.

 

    Например:

Большие Томаты Лежат под Вагоном.

Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей? Хотел бы Орангутанга.

Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания Хорошие Обещаю.

Б) ИНТЕРАКТИВНЫЙ БЛОК ОБЩЕНИЯ

( игры на взаимодействие )

                                            Угол падения равен углу отражения.

                                                                                            Закон

    Любое наше действие всегда, так или иначе, отражается в ответных поступках людей, окружающих нас. Человек постоянно находится в системе взаимных действий самых разных субъектов общения. Но грамотно выстроить общение удается тому, кто не только помнит об ответных реакциях, но и заранее планирует и просчитывает их. С этой точки зрения сам процесс человеческих взаимодействий напоминает партию в шахматы.

    Совместная деятельность, как правило, рассматривается как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на освоение объектов материальной и духовной культуры.

В совместной деятельности различают следующие механизмы поведения участников: СОДЕЙСТВИЕ ( действия, эффективно способствующие достижению результатов ) ; ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ( несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия ), БЕЗДЕЙСТВИЕ ( уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности ).

Интерактивная сторона общения раскрывается как выработка участниками стратегии совместных действий.

Игры интерактивного блока отличаются от предыдущих, прежде всего, тем, что развитие групповой активности основано на определении места каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения, на нахождении новых путей для сотрудничества, на умении доверять и доверяться. Все это в совокупности развивает в человеке способность ориентироваться в новой обстановке, не боясь показаться смешным.

Одним из важнейших условий в этом направлении является знание личностью своих сильных сторон в сотрудничестве. Кто же я: лидер или статист? Могу ли я отстоять свою точку зрения или спасую? Имею ли мужество признать ошибочным собственное решение и уступить в новой ситуации? И много других вопросов. Ответы на эти вопросы получают участники игр в ходе тренинга.

 

 

Эти игры помогают человеку:

- лучше узнать себя самого, понять свое отличие от других;

- найти и укрепить новые средства и пути для взаимной поддержки людей в групповом взаимодействии;

- развивать такие способности, которые одновременно учат и лидирующей роли, и роли рядового участника в ситуациях группового решения;

- развивать способность к открытому взаимодействию с миром, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 

УПР.1

    ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

Начните игры данного блока с простой и достаточно интерактивной игры. Вам понадобится мяч. Игра проходит в два этапа.

I ЭТАП. Участники образуют круг. Ведущий бросает мяч и называет имя того, кто ловит подачу. Затем этот участник также называет имя игрока и бросает ему мяч. ( Важно, чтобы мяч обязательно пролетал через внутригрупповое пространство! ) Так до тех пор, пока имя каждого не будет названо. Последний человек называет имя ведущего, и круг замыкается. А теперь повторите эту процедуру и уточните, все ли игроки запомнили, от кого пришел к ним мяч , и к кому был отправлен?

II ЭТАП. Мяч отправляется вновь по кругу в той же последовательности. Однако, когда 3-4 игрока уже назвали своего адресата, ведущий достает другой мяч ( игрушку ) и отправляет ее по тому же кругу ( при этом первый мяч должен дойти до конца своего пути, т.е. до ведущего ). И так поочередно в путь отправляются все 5-6 мячей или игрушек .

В какой-то момент в воздух одновременно взлетают яркие цветные мячи, зайцы, и все это сопровождается именами тех, кто стоит в кругу.

ОБСУДИТЬ: трудно ли было следить за "связующими нитями"? Что отвлекало? Что вызывало опасение? Пришло ли чувство уверенности, если " да ", то с чем оно было связано ? и т.д.

 

УПР.2

    КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

    В данной игре выявляются лидерские способности участников, характер взаимоотношений в группе, а также личностно-ролевой потенциал группы.

    ФОРМА ИГРЫ: индивидуальная, парная, групповая.

    ЗАДАНИЕ: Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы чудом спаслись и оказались в лодке посреди Тихого океана. Все, что осталось у вас - это 15 предметов. Ваша задача: выбрать самые необходимые, чтобы спастись с их помощью.

СИТУАЦИЯ 1. Один в лодке (табл., графа 1): проанализируйте эти предметы по степени важности. Напротив самого важного предмета проставьте цифру 1, напротив второго по значимости - 2 и т.д. Время заполнения 5-7 минут.

СИТУАЦИЯ 2. Двое в лодке (графа 2). Вы спаслись вдвоем.

Проделайте аналогичную работу. Причем результаты ранжирования должны быть одинаковыми у вас и у вашего партнера. Время работы 10 минут.

СИТУАЦИЯ 3. Все в лодке (графа 3). Попробуйте прийти к

общему решению и проранжировать предметы, необходимые для скорейшего спасения. Время-12 минут.

 

Предметы в лодке

В лодке

Эксперты

Ошибки

Лидерство
  один двое все   одного двух всех  
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Секстант                
Лупа                
Канистра с водой (пресной)                
Москитная сетка                
Аварийный запас продуктов - 1 ящик                
Карта Тихого океана                
Надувная подушка                
Канистра с горючим (8 литров мазута)                
Транзисторный приемник                
Светонепроницаемый пластмассовый лист                
Медицинский спирт (1л)                
Нейлоновый шнур (10м)                
Коробка шоколада                
Рыболовные снасти                
ИТОГО:                

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Прежде всего мы должны записать, как ранжируют эти предметы эксперты-специалисты по спасению людей ( графа 4 ): лупа ( 1 по значимости и т.д. ), канистры с пресной водой, аварийный запас продуктов- жизненно необходимые предметы; коробка шоколада, светонепроницаемый лист, рыболовные снасти, нейлоновый шнур, медицинский спирт - менее важные; надувная подушка, москитная сетка, карта Тихого океана, транзисторный приемник, средство для отпугивания акул, секстант- бесполезные.

Эксперты считают, что в первую очередь необходимо подать о себе знать. Для этого нужно вылить мазут за борт, отплыть на безопасное расстояние, лупой навести солнечный луч на пятно мазута и поджечь его. Столб черного дыма виден на расстоянии 40-50км. Теперь вам понадобится пресная вода, продукты, шоколад и т.д.

ПОДСЧЕТ ОШИБОК. Высчитайте разницу ( из большего вычесть меньшее ) : и занесите разницу в графу 7.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Подсчитайте итоговые суммы по графам 5, 6, 7 ( отдельно ).

Если итоговая сумма не превышает 60 баллов, то вы спаслись. Если же итоговая сумма превысила 60 баллов, то - увы...

Для оценки лидерских качеств (графа 8), необходимо высчитать разницу между " ошибками всех и " ошибками одного " (графы 5,7). Запишите результаты и общий итог. Вы набрали :

- менее 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными     лидерскими качествами;

- 20 30 баллов: у вас достаточно высокий уровень лидерства;

- 30-40 баллов: в вас есть задатки лидера, но вы не стремитесь их проявлять;

- больше 40 баллов: для вас характерна позиция конформизма.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: всегда ли хорошо, когда человек обладает лидерскими качествами? Как вы утонули: один, в паре, вместе со всеми? И другие.

 

 

УПР. 3

    ИМПУЛЬС ( " цепная реакция " )

    Участники образуют круг, держась за руки. Ведущий быстро, несильно, но ощутимо сжимает руку соседа справа или слева. Тот так же пожимает руку своего соседа и т.д. Пожатие переходит от одного к другому, пока не вернется к ведущему. Повторяется та же процедура, но в другую сторону.

    Задание усложняется : при передаче импульса вправо, игрок озвучивает свое участие междометием " Эх ! ", а влево- " Ух ! " , Если импульсы справа и слева " встречаются " на каком-либо игроке, то он восклицает " Хо -Хо! " и автоматически пожатием рук отправляет импульсы обратно по кругу.

    ОБСУЖДЕНИЕ: трудно ли следить за импульсом ? Легко ли озвучивать свое участие ? Как чувствует себя человек, на котором замкнулись импульсы с обеих сторон ? Что мы ощущаем, если сбиваемся ? и т.д.

 

УПР. 4

    СКАЗКА О ТРОЙКЕ.

    Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С. Затем ведущий сообщает задание : тройка должна выработать общее решение - в какой цвет покрасить забор ( или назначить место встречи и т.д. ). Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного из каналов восприятия или передачи информации:

- А - игрок А слепой, зато он слышит и говорит;

- В - игрок В глухой, но может видеть и двигаться;

- С - игрок С паралитик: он все видит и слышит, но при этом не может двигаться и говорить.

    Для полноты ощущений предложите участникам завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу и т.д. А вот теперь - за переговоры!

    ОБСУЖДЕНИЕ: Какие чувства испытывает человек, обделенный в плане общения ? Как можно помочь этим людям ? Какую стратегию изберут участники в достижении цели ?

 

УПР. 5

    АНТИКИЛЛЕР ( МАФИЯ )

    Участникам раздаются карточки с названием роли; одному из игроков достается роль киллера. Все закрывают глаза - "наступила ночь", а киллер указывает ведущему, кто из игроков станет жертвой. "Утром " ведущий сообщает , кто убит. Игрокам предстоит найти среди них киллера. При этом должны соблюдаться два условия :

1. Одновременно должны два человека заявить свои версии на то, кто является киллером.

2. Выступления этих правдоискателей сопровождается словами: "Я хочу сделать признание...".

    Возникают следующие варианты развития сюжета:

а) оба игрока называют одного и того же человека - киллера, т.е. версии оказались верными. В этом случае киллер " умирает "- покидает круг, но в ближайшую ночь он назначает своего преемника;

б) оба игрока показывают на разных людей. В этом случае умирают сами правдоискатели, даже если один из названных действительно был киллером ( о чем знает он сам и ведущий ).

    ОБСУЖДЕНИЕ: какие чувства испытывает человек, делающий признание и не уверенный до конца в своей правоте? Что испытывает изобличаемый? Как чувствует себя невинный человек , которого обвинили в убийстве? и другие.

 

УПР.6

    РОЯЛИСТЫ И АНАРХИСТЫ

Игровое поле становится королевством. Выбирается король или королева. В руки ему дается символ власти: мяч. Король неподвижен, т.е. они не могут передвигаться по полю. Остальные- анархисты - свободны в своих передвижениях. Однако король имеет возможность привлекать анархистов на свою сторону, делая их убежденными сторонниками королевской власти- роялистами. Для этого необходимо попасть мячом в любого из игроков.

Новоявленный роялист с этих пор не может передвигаться, однако он способен " отмечать " мячом новых роялистов. Передача мяча осуществляется через королеву ( короля ).

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

Легко ли менять убеждения по мановению царственной руки? Что можно сделать, чтобы избежать мяча? Как осуществляется процесс увеличения числа роялистов? Были ли роялисты- добровольцы? Как осуществлялась связь и управление между сторонниками монархии? А между анархистами? И т.д.

 

УПР.7

ГУСЕНИЦА

Не забудьте обзавестись воздушными шариками- по одному на каждого участника.

ЗАДАНИЕ: найдутся шары: чем больше будет шарик, тем в дальнейшем вам будет легче с ним работать. Постарайтесь цепочкой, соблюдая следующие условия:

- руки каждого участника лежат на плечах впереди стоящего;

- воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого;

- дотрагиваться до воздушного шара строго воспрещается;

- первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

    Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы все должны пройти по определенному маршруту. Будьте готовы к тому, что вас ожидают разнообразные препятствия: натянутые веревки, перевернутые стулья, развороты в самых неожиданных местах...Ваша задача: пройти через все это и вернуться на исходные позиции.

    Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя слышны их голоса. Но успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

 

УПР.8

    ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ.

    Игра "на доверие". Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому ( он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи ) завязывают глаза.

ЗАДАНИЕ: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "турист" не может общаться с "компасом" на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий- других туристов с компасами.

 

В) ПЕРЦЕПТИВНЫЙ БЛОК ОБЩЕНИЯ

( восприятие и взаимопонимание )

                                Ты меня уважаешь- я тебя уважаю.

                                     Мы с тобой - уважаемые люди...

    Если попытаться охарактеризовать игры перцептивного блока в трех словах, то мы получим: чувство- сочувствие- в- чувствование. Потому что чувства- это то, что может и объединить, и разобщить людей.

    Перцептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешнее действие человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. Не случайна фраза: " Понять- значит простить, простить- значит - принять. " Хорошо бы научиться, встречаясь с людьми ( и детьми ), принимать их такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть- во всем согласными с нами.

    Сегодня механизм выстраивания перцептивной стороны общения во многом ориентирован на гуманистическую концепцию Карла Р. Роджерса. Не останавливаясь подробно на изложении основ этой теории, остановимся на понятии " принятия " по Роджерсу: " Я нашел, что искренне принимать другого человека и его чувства вовсе не так просто, во всяком случае не проще, чем понимать его. Действительно ли я могу позволить другому человеку чувствовать враждебность ко мне? Могу ли принимать его гнев как действительную и законченную часть его личности? Могу ли я принять его, если он смотрит на жизнь и ее проблемы совсем по-другому, чем я? Могу ли принимать человека, который прекрасно относится ко мне, обожает меня и хочет быть таким, как я? Все это входит в принятие человека, и все это нелегко. "

    Следовательно, в перцептивной стороне общения необходимо выработать умение понять и принять сначала самого себя, а затем и других. Именно такой подход и заложен в самых разнообразных тренингах по общению.

    В данный блок включены игры, предоставленные Эндрю Флюгельманом и Лаурой С. Франк . Сборник игр "Приключения в классной комнате", выпущенный под их редакцией, пользуется большой популярностью в различных областях США. Ведущий целью их программы общения является "развитие чувственной сферы людей как главного инструмента познания себя и других". В задачи тренинга входит:

- развивать уважение и самоуважение

-преодолевать внутреннее беспокойство

-учиться поддерживать друг друга

- уметь доверять и доверяться

- преуспевать без соперничества

- верить, что все это необходимо и в школе

    Основными приемами узнавания и принятия мира другого человека являются идентификация, или уподобление ( делай, как Он- поймешь, какой Он ), и рефлексия, т.е. стремление осознать, как воспринимается он не только с тобой, но и с другими людьми. Вот почему большинство игр имеет похожую форму: на первом этапе участник работает индивидуально, а затем включается в общее обсуждение предложенных вопросов: узнает и предлагает себя, признает и принимает других.

 

УПР.1

    НЕ В СВОИХ САНЯХ.

    Эта игра развивает умение принять иной образ жизни, как бы ни был он далек от нашего собственного.

    Ведущим заранее подготовлены карточки двух видов. На одних карточках обозначены наименования ( людей и предметов ) , на других ряд вопросов.

ЗАДАНИЕ: добровольцам раздаются карточки с названиями. Участники игры оповещают группу о своем наименовании. Затем им задаются вопросы, на которые они должны ответить в соответствии со своим новым положением.

    Например, Галина получила карточку с названием "лягушка". На вопрос: "Твоя любимая птица?" она уверенно говорит: "Мухи!".

Наименования: лягушка, утес, коротышка, дылда, толстяк, йог, помидор, чукча, китаец, человек с легким характером, человек с тяжелым характером, мальчишка 12 лет, барышня 15 годков, учитель, проработавший в школе 15 лет и т.д.

ВОПРОСЫ:

Ваша любимая игра?

Ваша любимая еда?

Что вы любите делать больше всего на свете?

Чем вас можно рассмешить?

Какими словами вас можно сделать счастливым? Печальным? Злым?

А после игры попробуйте ответить на вопросы:

Легко или трудно показалось для вас прокатиться " в чужих санях"? Почему все-таки нам иногда так хочется оказаться не "в своих санях ?"

 

УПР.2

    КРУГ НАШЕЙ ЖИЗНИ.

    Эта игра тоже заставляет задуматься и о своей, и о жизни людей рядом с нами.

    Ведущий чертит на полу большой круг и предлагает следующее задание:

- Это срез вашей жизни, одного типичного дня. Сначала разделим круг на четыре условные части пунктирными линиями. В каждой четверти- шесть часов. Пусть теперь кто-нибудь покажет сколько времени у него уходит:

    - на сон,

    - на школу,

    - на друзей,

    - на работу,

    - на семью,

    - на одиночество,

    - на работу по дому,

    - на все остальное?

    Глядя на круг своей жизни, задумайтесь над вопросами: Довольны ли тем, как проходит день? Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом круге? Что легко и что трудно изменить в вашей жизни? Что не хватало для верного отображения вашей жизни ( творчества, музыки и др., ) ? Почему все-таки мы идем и стремимся к изменениям?

 

УПР.3

    КАРУСЕЛЬ.

    Часто мы слышим, как важно умение вовремя говорить комплименты людям. Это правильно, но при этом часто забываем о том, что не менее важно умение принимать комплименты. В " карусели " можно поучиться и тому, и другому.

ЗАДАНИЕ: группа делится на две команды. Одна команда образует маленький круг ( спиной друг к другу ). Вторая команда делает большой круг, причем каждый из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды.

    Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем кругу сумейте поблагодарить своего партнера за добрые слова. Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону- оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова- добрые слова с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока вы не обойдете вессь круг и не окажитесь напротив того, с кого начали.

ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: Что оказалось сложнее- придумывать комплименты или отвечать на них.

 

УПР.4

    МАСКА , Я ТЕБЯ ЗНАЮ ?

    Для того, чтобы принять человека, нужно уметь наблюдать, анализировать, сопоставлять... Попробуем?

    Инструментарий: по два листа бумаги на каждого участника, карандаши, фломастеры, ручки.

ЗАДАНИЕ: каждый из включенных в перцептивный блок общения рисует на одном листе автопортрет ( можно для узнавания подчеркнуть детали внешности, одежды и др. ), а на другом пишет не менее 10 слов, которые по-разному характеризуют его образ жизни ( например, баскетбол, привлекательность, счастье, любит молодежную эстраду и т.д. ).

    Затем все листы с портретами складываются в одну стопку, а с характеристиками в другую. Каждый из участников наугад берет листок из любой стопки и ищет соответствующий ему в друглй стопе. При этом желательно обосновать свой выбор.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

    Что труднее: установить портретное или внутреннее сходство? Можно ли некоторые характеристики ( или портреты ) отнести ко многим людям? Почему- да или почему- нет? Что различает людей ? Хорошо ли, что люди отличаются друг от друга ? Почему?

 

 

УПР.5

    ПАМЯТНИК ЛЮБВИ.

    Из класса выходят 4 мальчика и 4 девочки. Оставшиеся образуют круг, внутри которого мальчик и девочка совместно создают скульптуру олицетворяющую любовь ( дружбу, ненависть, обиду и т. д. - по заданию ведущего ). Когда творческий процесс оказывается завершенным, ведущий приглашает одну девочку из числа тех, кто покинул класс Девочку подводят к скульптуре, знакомят с названием и творческим замыслом, а затем предлагают ей внести свои изменения, добавления в фигуры (т.е. побывать в роли скульптора). После того, как она "исправит" что-либо в позах или выражении лиц у скульптур, ей предлагается полностью заменить собой первую девочку, т.е. встать на место скульптуры уже с учетом изменений.

    Затем приходит очередь одного из юношей, покидавших класс. Задание повторяется: изменить скульптуру, а потом встать на место мальчика. И так до тех пор, пока все не побывают в роли скульптора и скульптуры.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ: какие чувства мы испытываем, когда нам предлагают что-либо исправить в чужой работе? И что мы ощущаем, когда возникает необходимость заменить кого-либо собой? Как нужно относиться к " обмену ролями " ?

 

УПР.6

    ТРЕНИНГ НА ЭМПАТИЮ.

    ОГЛЯНИСЬ УХОДЯ.

    Задача на первый взгляд достаточно проста: вы расходитесь в разные стороны, но в какой-то момент должны обернуться и посмотреть друг на друга. Причем обернуться вы должны в одно и то же время. Сделать это будет непросто, потому что вы должны договориться об этом без помощи жестов и слов. Таким образом, вам остаются только чувства. Посмотрите друг другу в глаза, попытайтесь прочувствовать своего партнера. Повернитесь друг к другу спинами. Есть ли ощущение связывающей нити между вами? Если так, то расходитесь...      

     Число попыток для каждой пары неограниченно, однако, если двое людей в такой ситуации "увидят" друг друга с первой или со второй попытки, значит, между ними есть незримое притяжение.

 

    ШАГ НА ВСТРЕЧУ.

    Группа разбивается на пары.

    ЗАДАНИЕ 1. Стоя лицом друг к другу, участники соединяют свои ладони с ладонями партнера. Затем одновременно делают шаг назад, не отпуская ладоней. Затем еще шаг назад и еще... При этом между партнерами постоянно существует контакт глаз и ладоней. "Отступление" продолжается как можно дольше. Если частники, полагают, что дошли до точки", то начинается обратный процесс. При этом ладони продолжают надежно связывать партнеров.

ЗАДАНИЕ 2. Пары те же, однако задание изменено. Партнеры стоят друг перед другом на расстоянии 2-3 шагов. Нужно качнутся навстречу друг другу (не отрывая ног от пола) так, чтобы соединиться, опереться ладонями (как в задании 1). Получилось? Прекрасно. Теперь каждый делает шаг назад и вновь устремляется навстречу своему партнеру.

Игра учит доверию, помогает установить оптимальную дистанцию для общения, для контакта, показывает, как важна тактичная поддержка в общении.

 

КОСНИСЬ МЕНЯ.

После того как в парах установлена незримая связь, можно переходить к следующей ступени.

ЗАДАНИЕ. Определите, кто на данный момент ведущий в вашей паре.

Встаньте лицом друг к другу. Тот, кто "ведет", должен положить руки плечи партнеру. Теперь оба закройте глаза и попробуйте почувствовать то незримое притяжение, которое помогло вам в предыдущей игре. "Ведущие" должны погладить плечи и руки своих "ведомых". Темп ваших прикосновений должен быть таким, каким, по вашему мнению, он будет наиболее приятен "ведомом". Помните, вы не видите, вы опираетесь только на чувственное восприятие. А "ведомые" после того, как их погладят, должны отозваться вербально, выразив в 2-3 словах свое эмоциональное состояние.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ.

Какие чувства владеют нами, когда мы ощущаем, что другой человек находится в наших руках? Что, на ваш взгляд, в этот момент чувствует другой человек?

 

УПР. 7

ПОДЕЛИСЬ СО МНОЙ СЕКРЕТАМИ.

Психологи утверждают, что в процессе взаимопонимания большую роль играют дистанция и позиции общающихся. Не будет принимать это утверждение на веру, но попытаемся его обыграть.

Форма игры парная.

ЗАДАНИЕ: распределите роли - в каждой паре должен быть "психиатр" и "клиент". "Клиенту" необходимо продумать проблему, которую он собирается с помощью своего "психиатра" решить. Поэтому позиция "доктора" не пассивное слушание, но активное включение в процесс решения.

Поставьте стулья таким образом, чтобы при разговоре вы могли видеть лица друг друга. Теперь можете приступить к изложению и решению проблем. Начали!

Затем "психиатры" должны встать на стул, в о время как "клиенты" продолжают сидеть, рассказывая продолжают сидеть. При этом как я уже сказала, обсуждение не должно прерываться. (Каждый из этапов игры занимает от 3 до 5 минут).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Когда, на ваш взгляд, процесс принятия партнера протекал более безболезненно?

Что вы чувствовали в тот момент, когда оказались разделены пространством в процессе контакта?

 

УПР.8 “ЧЕМОДАН В ДОРОГУ”.

Рано или поздно наступает такое время когда занятия клуба общения подходят к концу. В этот момент важно, чтобы участники могли помочь друг другу в умении видеть себя со стороны. Одним из подобных занятий является “чемодан в дорогу”.

СУТЬ ИГРЫ: один из игроков садится спиной к остальным. Ведущий говорит, что участники должны помочь собрать багаж уходящему. Но в багаж кладутся не вещи (мыло, зубная паста, полотенце) , а … личностные качества, которые помогут в жизни. Причем нужно показывать те качества которые действительно имеются у этого человека. И одновременно звучат слова, обозначающие явления, которые стоит оставить дома, потому что они могут навредить в дальнейшем пути.

В этой игре важна роль ведущего, который следит за тем, чтобы “багаж” личности ощутимо превысил то, что остаётся.

 

УПР.9 ”Я ВАМ ПИШУ”.

Игра идёт в круговую. Нужны бумага и ручка для каждого участника.

ЗАДАНИЕ: сейчас мы занимаемся эпистолярным жанром. В конце занятия каждый из нас получает по письму в написании которого примут участие все присутствующие. Но прежде всего подпишите свой лист в нижнем правом углу и передайте соседу с права.

У вас на руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Всё что вам хочется сказать этому человеку: добрые слова, пожелания, признания, сомнение; это может быть и рисунок… но ваше обращение должно уложиться в одну-две фразы.

Для того чтобы ваши слова небыли прочитаны никем, кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листа. После этот листок передаётся соседу с права. А вам таким же образом приходит следующий лист, на котором вы можете написать короткое послание другому человеку. Так продолжается до тех пор пока вы не получите листок со своим собственным именем. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что может быть, давно хотел сказать. В результате такого кругового письма каждый из участников обменивается взаимными “эмоциональными поглаживаниями”.

 

 

2.2 Общение в обучении: сумею!

Давайте представим круг жизни, нарисованный ребёнком, в котором не менее 8 часов занимает учение в школе и дома. Было бы здорово, если учебная ситуация предоставила бы школьнику поле для оптимального общения со сверстниками и взрослыми. Тогда слияние двух видов деятельности- общение и обучение- действительно стало бы ведущим в процессе развития личности в этом возрасте.

Для этого в образовательном процессе должны рассматриваться все три стороны общения: информативная, интерактивная и перцептивная. На деле же образовательная ситуация сильно деформирована: школьник ориентирован только на получение, сохранение и выдачу информации. Можно ли изменить учебную ситуацию таким образом, чтобы учитель из ”неприкаянного авторитета” стал внимательным и заинтересованным собеседником и сотрудником? Оказывается можно. И такое обучение погруженное в процесс общения- называется интерактивным.

Интерактивное обучение в настоящее время может осуществляться в школьной практике по двум направлениям:

А) введение специальных учебных курсов “культура общения”, ”риторика”, ”мы живём среди людей”, и т.д.

Б) максимальное использование учебных ситуаций в создании поля общения для учащихся.

Любое из двух направлений базируется на методах и приёмах организации учебного диалога. Интерактивные приемы общения можно подразделить на:

1. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ

2. ВЕРБАЛЬНЫЕ

К невербальным относят:

А) визуальные (выражение лица, позы и движения, контакт глаз);

Б) акустические: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы;

В) тактильные: расстояние (далёкое - близкое, т.е. Способствующее или препятствующее физическому контакту), прикосновения (одобряющие – агрессивные) и пр.

Среди вербальных приемов интерактивного обучения выделяют:

А) умение задавать вопросы с “открытым концом” (т.е. Такие, которые заранее ориентированы не на единый - ”правильный”

- ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме);

Б) определение учителем собственной позиции не как определяющей во взаимодействии, но как нейтральной, что даёт возможность учащимся во время занятий высказывать и “правильные” и “неправильные” точки зрения без боязни, что их одёрнут, остановят и т.д.;

В) готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающих пониманию, что, как и почему происходило на занятии, где взаимодействие “зависало”, с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т.д.;

Г) введение заметок способствующих отслеживать течение занятия, его кульминацию, результативность и пр.

Всё это нужно учитывать, так как сама ситуация обучения по неволе усиливает учебное воздействие, а не взаимодействие. Обычно учитель вынужден стоять в классе, таким образом, зрительно возвышаясь над учениками. Одними детьми эта позиция воспринимается достаточно спокойно, другие подсознательно воспринимают “надстроечную” позицию учителя как угрожающую. Часто можно видеть, как такой ученик, к которому наклонился учитель (с целью помочь), съёживается, замыкается, отмалчивается. Педагог наталкивается на стену не восприятия, и в итоге раздраженный, отходит от учащегося. Взаимодействие не состоялось. Хотя всё могло случиться иначе, если бы учитель начал общение с этим учеником, зрительно находясь с ним на одном уровне (например, присел к нему за парту).

Классная аудитория достаточно большая, поэтому учитель повышает голос, чтобы его услышали все ученики. Громкий голос, повышенный тон, назидательные интонации нередко препятствуют нормальному пониманию содержания особенно теми учащимися, у которых ведущим каналом восприятия является акустический.

Психологи отмечают, что низкая тональность, спокойный голос оказываются более действенными, в то время как напряженный, резкий голос наталкивается на эмоциональное отчуждение. На неприятную жизненную ситуацию можно повлиять: в той или иной мере уйти от конфликта, ответить насмешкой и т.д. Но для школьника ситуация обучения является обязательной: он вынужден вступать в совместную деятельность (с педагогом, другими учащимися) вне зависимости от того, нравится ему это или нет. Вот по этому успех учебного взаимодействия, особенно на начальных этапах, зависит от педагога, от его умения создать условия для интерактивного процесса получения и освоения знаний.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним нужно отнести работу в группах, дискуссии, учебный диалог, “мозговой штурм” и т.д.

Эти формы обучения важны для учащихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения и пр. Подобные занятия, как отмечают психологи, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями, являются психологически привлекательными для учащихся.

Наибольшей интерактивной нацеленностью отличаются такие формы:

Междусобойчик”

Класс разбивается на микро группы по 4 человека. Каждая группа находит особое место в аудитории (допускается перестановка мебели).

I этап. Индивидуальная работа.

Педагог предлагает задание (достаточно большое по объёму): изучить 1-2 параграфа учебника; продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т.д. на подготовку даётся от 25 до 30 минут. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

 

 

 

А                                   Б

 

 

В                                   Г

 

 

II этап. Работа в парах.

Предположим, что каждый член группы имеет условное обозначение: четыре человека – четыре буквенных знака: а, б, в, г. На втором этапе каждый участник выбирает себе партнера: например, а работает с г; б с в.

Задание по содержанию остаётся прежним. Но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения – 15 минут.

 

  А                Г                 Б               В

 

 

III этап. Работа в парах (продолжение)

В четвёрках снова меняются пары. Содержание работы остаётся прежним. Представители предыдущих пар сообщают новым партнёрам свой путь решения и снова ищут возможность обновления проблемы. Время – 15 минут. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать чужое мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.

 

 

     
 


  А                   В               Б                 Г 

 

 

IV этап. Принятие группового решения.

Каждая четвёрка собирается вместе. Цель этапа заключается в выработке общих положений, при этом большое внимание уделяется не только содержательной части, но и форме её исполнения (рисунок, схема, стихи и т.д.) Время 10 –15 минут.

 

 

               

                  А                  Б

 

    

       В                                                              Г

 

 

В 3-4 классах (г. Черепаново, школа № 4) прошла “неделя экологии”; проводились интересные экологические уроки. В результате работы по методике “междусобойчик” группы учащихся представили различные формы конспектов по темам:

1. как человек изменил землю

2. жизнь под угрозой

3. не станет ли земля пустыней

4. защитники земных друзей

    Конечно же, нашлись и такие работы, которые показали, что ребятам было интересно не просто донести содержание, но и найти для него необычную форму. Например, стихотворную:

Ты нашу природу, смотри, береги!

Ведь краше её нет на свете,

Ты в лес за грибами, конечно ходи,

Но будь осторожен с грибницей.

(Лисовская Лена, 3б)

Береги природу,

Это наша жизнь

Если рвёшь цветочек ты,

То смотри, держись!

Я тебя поймаю,

Быстро накажу,

В миг ты всё узнаешь,

Я тебе влеплю!

(Бокий Стас 4а

 Карпец Женя 4а)

В лесу костры не оставляй,

Ведь страшно даже думать,

Как случайно пожаром вспыхнет он вдруг,

И звери и птицы погибнут!

(Ставская Лена 3г

 Барышникова Света 3г)

Другая группа представила проблемы экологические в рисунках. Групповые рисунки в приложении. Индивидуальные работы в приложении.

“Междусобойчики” как интерактивная форма работы помогает выработать навыки совместной деятельности между детьми. Особенно полезна она для застенчивых школьников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа. Микро группы создающие условия для включения в работу каждого, благотворно влияют на формирование самооценки таких детей. Но ни в психологии, ни в педагогике нет однозначно позитивного или негативного метода. В каждом имеются свои плюсы и минусы, просто в зависимости от ситуации больше или того или другого. В связи с этим, несмотря на несомненные положительные аспекты “Междусобойчика”, нужно помнить, что опасно замыкаться только в одной микро группе. Поэтому когда “Междусобойчики” будут освоены, можно переходить к следующей форме взаимодействия – “Мозаика”. Смысл этой методики заключается в поиске совместного решения не столько для одной микро группы, сколько для выработки общего мнения целого коллектива. Полезно при методике включать в работу не только самих учащихся, но и педагогов. Дело в том, что обычно между учителями и учащимися существуют неявные, но достаточно “антогонические противоречия”: отсутствует доверие, искреннее желание помочь друг другу, умение встать на противоположную точку зрения. Учебная ситуация зачастую закрепляет эти отношения. Чтобы изменить это положение, необходимо изменить саму ситуацию. Методика интерактивного обучения “Мозаика” помогает совместному поиску и установлению доверительных отношений между всеми участниками: подростками, подростками и педагогами, детьми и родителями.


Мозаика ”

Содержание аналогично предыдущей методике. Однако суть заключается в поиске решения проблемы не внутри, а и за пределами микро группы.

I. Внутри круга.

Название говорит само за себя: прежде всего проблема решается внутри микро группы из четырёх человек. Каждый участник к концу обсуждения (время – 15-20 минут) должен иметь общий для данной группы план решения.

II. “В людях”

Вновь название показывает дальнейшие действия. Первоначальные группы временно распадаются, но появляются новые, сформированные по принципу буквенного единства: А-А-А-А и т.д. Каждый из участников новой группы привносит свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается общее или лучшее решение.

III. “Поиск общего решения”

Восстанавливаются и объединяются первоначальные группы. Но участники приходят с обогащенным видением проблемы и пониманием многозначности её решений. В таком совместном поиске находится более объективное решение по сравнению с работой одной изолированной группы. Время – 15-20 минут.

I Внутри круга

 

 

II В людях

 

 

III Поиск общего решения

   

 

При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается приближенным к единому решению всего коллектива. Помимо этого большее число участников имеет возможность узнать деловые качества людей ближнего и дальнего кругов общения. Всё это способствует формированию целостности группы как коллектива.

На сегодняшний день обще признано, что педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания так и форм образовательного процесса. Известный психолог А.Г.Асмолов назвал этот этап “не пройденным путём: от культуры полезности до культуры достоинства”. Следовательно, человек культурный – это личность не только образованная, но и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважения. Поэтому проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умения строить взаимоотношения и взаимодействия с миром, людьми и самим собой – одна из важнейших задач современности.

Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем скорее происходит осознание личностью своих возможностей помощи в ситуациях взаимодействия. Поэтому человека практически с рождения можно и нужно ориентировать на осознание и установление гуманных взаимодействий с окружающим миром и людьми. С этой точки зрения роль уроков общения, значение интерактивного подхода в обучении трудно переоценить. Тем более, что практика показывает: если захочешь, значит сумеешь.

 

 

 

 

Заключение

 

Исследования показали, что, вступая в общение с окружающими его людьми, школьник удовлетворяет одну из основных социальных потребностей, причём необходимость в удовлетворении потребности в общении увеличивается с возрастом, достигая максимума в ранней юности.

Будучи важным фактором формирования личности школьника, общение содержит в себе огромные педагогические возможности. В тоже время будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определённые опасности, ибо может способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и ценностей в процессе инериоризации их личностью, благодаря экранирующему и трансформирующему характеру влияния ближайшего окружения личности.

Это вызывает необходимость для педагогики исследовать объективно, заложенные в общении позитивные и негативные потенции. Педагогике необходимо определить возможность управления общением школьников с целью стимулирования его позитивного воздействия на личность и нивелирования негативных мотивов. Реализация этих возможностей необходима для повышения эффективности воспитательного процесса в целом.

Данная работа позволяет выделить ряд общих психологических моментов в организации общения, способствующих достижению оптимальных межличностных контактов, применимых так же и к ситуации педагогического воздействия.

Во- первых, общающиеся должны обладать способностью воспринимать и адекватно психологически интерпретировать поведение друг друга непосредственно в каждый момент общения, фиксировать изменения в познавательных процессах, чувствах и поступках партнёров по общению, определять причины, которые эти изменения вызывают.

Во- вторых, у общающихся должен быть сформирован набор оценочных эталонов, которые позволяли бы им сравнивать характер изменений, наступающих в вербальном и невербальном поведении каждого участника общения, и своевременно делать по поводу их существа правильные заключения.

 

В- третьих, одни участники общения постоянно должны отдавать себе отчёт в том, как воспринимают и психологически интерпретируют их облик и поведение остальные участники этого общения.

В- четвёртых, общающиеся должны располагать, по возможности глубокими знаниями о типичных ошибках в межличностном восприятии, которые не редко допускаются при оценивании внешнего и внутреннего облика людей, а также при психологическом объяснении наблюдаемой картины их поведения.

Таким образом, общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.

 

 

Библиография

 

1. АсеевВ.Г. Мотивация поведения и формирования личности, -М; мысль,1976г.

2. БахтинМ.М. Эстетика словесного творчества, -М; 1980г.

3. БожовичЛ.И. Личность и её формирование в детском возрасте, -М; 1968г.

4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения, -М; 1990г.

5. ВайнцвайгП. Десять заповедей творческой личности,-М; прогресс, 1990г.

6. ВыгодскийЛ.С. Педагогическая психология, -М; педагогика, 1991г.

7. ГуревичК.М. Что такое психодиагностика, -М; 1985г.

8. ГроховскийВ.В. Пути профилактики психопатии и психопатоподобных расстройств у детей, -Харьков, 1980г.

9. ДобровичА.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, -М; просвещение, 1987г.

10. ДунаевВ.Ю. Общение и личность, 1996г.

11. КаганВ.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации, -вопросы психологии; 1984г, №4.

12. Коротаева Е. Хочу, могу, умею!, -М; КСП, 1997г.

13. КоломинскийЯ.Л., ПанькоЕ.А. Учителю о психологии детей шести летнего возраста: книга для учителя. –М; просвещение, 1988г.

14. КондратьеваС.В. Учитель – ученик, -М; 1984г.

15. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника, -М; просвещение,1977г.

16. Личность, семья, школа. (под редакцией ВешловскогоС.Г.), -С.-Питербург,1996г.

17. МенчинскаяМ.А. Приёмы самоуправления позновательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблеммы управления познавательной деятельностью человека, -М; 1978г.

18. МатюхинМ.В. Мотивация учения младших школьников, -М; 1984г.

19. НемовР. Психология, -М; 1998г

 

20. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации, собрание научных трудов (под редакцией Бодалева), 1987г.

21. Общение и личностный рост (сборник научно-методических пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей), - Барнаул: АКИПКРО, 1994г.

22. Общение и оптимизация совместной деятельности(под редакцией Андреева М., Якоуше К. и др.), МГУ; 1987г.

23. Общение и развитие психики, собрание научных трудов (под редакцией Бодалева), 1986г

24. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.(под редакцией Ветрова В.В. и др.), педагогика; 1985г.

25. Общение и формирование личности школьника, (под редакцией Бодалева и др.), педагогика,1987г.

26.  Общение и формирование личности, собрание трудов (под редакцией Кондратьева), Гродно; 1984г.

27.  Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации, сборник научных трудов, -М; 1987г.

28. ПивовароваГ.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей у детей, -М; 1978г.

29. Проблема общения в психологии, -М; 1981г.

30. ПетровскийА.В. и др. Проблема личности в современной психологии, -Психология, 1982г, №4.

31. ПетровскийА.В. Личность. Деятельность. Коллектив. –М; 1982г.

32. РейнвальдН.И. психология личности, -М; 1987г.

33. Теории личности в западно-европейской и американской психологии.(под редакцией РайгородскогоД.Я.), Самара: Бахрах, 1996г.

34. Формирование личности школьника в коллективе (под редакцией Гуровой), -М; 1959г.

35. ФрессП., ПиажеЖ. Экспериментальная психология. - М; 1975г.

36. ЦукерманГ.А.,ЕлизароваН.В.О детской самостоятельности, вопросы психологии. -М; 1990г, №6.

        

Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.