Глава II  Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу!

 

Обучение и общение…

Совместимы ли эти явления? А может быть они мешают друг другу?

Кто-то недоверчиво покачает головой: разве можно в обучении обойтись без общения? Всё в школе опирается на взаимоотношение учителя и учеников.

Верно, но всё же общение может помогать, а может затруднять обучение. Представьте ситуацию, когда учитель озабочен только одним - установить доброжелательные отношения с учеником. В этом случае обучение ведется в " легкой, непринужденной обстановке", но учебные результаты часто оказываются неудовлетворительными.

К сожалению, в школе часто встречается и другая картина: учитель, стремясь передать своим воспитанникам, определенные знания и умения, " жмет и давит" на своих учеников изо всех сил и не обращает внимания на трудности в общении. Но если лет 10-15 назад на такой стиль общения и обучения закрывали глаза, то сегодня изменилось очень многое: и содержание учебных программ, и роль педагога в обществе, и отношение учеников и родителей к вопросу о том, чему и как сегодня учат в школе.

Постепенно меняется само отношение к Детству. На нас обрушился поток самой разнообразной литературы по психологии, психиатрии, образованию.

Этот поток привлекателен для нас не только новыми подходами, но и самой формой изложения материала: свободной, доверительной, где-то ироничной, лишенной избыточного наукообразия. Правда, тональность отечественных и зарубежных книг, как правило, отличалась и отличается друг от друга. В 1950-1970 г.г. советская педагогика анализировала и убеждала нас в решающей роли коллектива на процесс формирования личности, а западные исследования тех лет подчеркивали необходимость сохранять уникальность и укреплять самодостаточность в личности.

У психологов конца 1980-1990 г.г. актуальными стали проблемы, связанные с самопознанием, самосовершенствованием, самоутверждением конкретной личности.

Однако к этому времени основная тональность переводных зарубежных изданий также претерпела изменения. Там чуть раньше пришли к заключению, что все развитие человеческой культуры убеждает в опасности возвеличивания "эго" одного человека. Личность формируется только в общении, поэтому

каждому человеку приходится строить свою жизнь с учетом действий других людей. Это касается и игры, и труда, и обучения.

Вот поэтому так остро сегодня стоит вопрос о смене самой формы обучения с жесткой, авторитарной на обучение, погруженное в общении, где роли учеников и учителя находятся в определенном равновесии: один пришел затем, чтобы научиться, а другой - чтобы поделиться своими знаниями, а не поучать.

Учиться общаться. Учиться общаясь. Это важно для всех: для учеников, их родителей и для учителей. Когда в нашей школе ( Черепаново, школа. № 4 ) среди учащихся всех возрастов была проведена анкета, в которую входил такой вопрос: " зачем дети ходят в школу? " , ответы меня удивили и поразили.

Ответы были самыми разными. Одни школьники приходили в школу за новыми знаниями, другие- за хорошими отметками, а третьи- чтобы общаться с друзьями ( реже- пообщаться с учителями ). Удивило соотношение этих групп: узнать что-то новое стремились 32% школьников, получить хорошие отметки- 18%, а пообщаться- 62%. При этом, чем старше был возраст школьников, тем явственнее было стремление к общению. Следовательно, потребность в общении изменяется в течении нашей жизни? Да, конечно! И, что интересно, изменяется не только интенсивность общения, но и направленность самой потребности общаться.

Посмотрим: маленький человечек появился на свет. Он сразу включается в общение со своими родными и близкими. Правда, отдавать то, что он получает в этом контакте, малыш научится чуть позже - сначала улыбкой, потом гудением, потом словами... Ребенок испытывает самую настоящую потребность в общении со

своими родителями, особенно с мамой. Есть у дошкольника потребность и в общении со сверстниками. Ребенок, лишенный на время контактов со своими сверстниками (по болезни и др.), говорит : " Хочу к деткам...".

Проходит время, наш малыш подрастает и с волнением переступает порог школы. В жизни первоклассника происходят значительные перемены : с одной стороны, днем никто не укладывает спать, а с другой - нужно каждый день делать домашние задания; с одной стороны- оказывается, я- умный, потому что я уже умею читать, а с другой- мама ругается, когда видит мои прописи.

Меняется жизнь ребенка, и изменяются его приоритеты в общении. Это явственно ощущают мамы, особенно в тот момент, когда ребенок заявляет: " Ты неправильно говоришь, мама! Учительница сказала пропустить четыре клеточки, а не две!". На основе анкет построим график развития приоритетов в общении у ребенка в разные возрастные периоды. (См. приложение 2).

Знание пиков приоритетов в общении в том или ином возрасте дает возможность внимательным родителям, грамотным педагогам находить верную стратегию общения и во многом избежать конфликтных ситуаций.

Между психологами и педагогами идут споры по поводу того, действительно ли общение является ведущей деятельностью в подростковом периоде. Причем психологи утверждают, что ведущая роль принадлежит общению, а педагоги настаивают на учении.

Если спросить: " нужны ли клубы общения?", то получить можно самые разные ответы. Одни скажут: да, потому что в наши стремительные дни людям часто не хватает времени, чтобы общаться. Другие: зачем нужны какие-то клубы, когда общаться можно когда и где угодно. И все они правы: одни испытывают потребность в общении с людьми, другие - нет.

Цель клуба общения, прежде всего, заключается в том, чтобы создать ребенку условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых у детей:

- снимался страх перед самостоятельным высказыванием;

- развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

- прививает навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

- формируется умение ценить свою и чужую работу;

- закрепляет чувство радости от совместного труда и творчества.

Занятия строятся таким образом, что каждый участник " проживает" различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству и т.д. Так ребенок узнает себя как партнер по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.

Большинство занятий строится в игровой форме. К такому виду оказываются готовы и сами дети, и руководитель может более свободно чувствовать себя в условно-импровизационной ситуации. Однако игровая ситуация вносит определенные коррективы в построение общения по предложенным блокам - информационный, интерактивный, перцептивный. Прежде всего, это касается условности, которая и составляет основу любой игры. Условность проявляется и в самом выделении особых блоков общения, а также и в ( самом выделении особых блоков общения ) подборе игр.

Блоковая структура в работе клуба общения - информация - взаимодействие - восприятие - позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

А) ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК ОБЩЕНИЯ.

Хорошую информацию трудно добыть.

Сделать с ней что-нибудь ещё труднее.

                                                                                         Штирлиц.

Где бы ни находился человек, всюду его окружает информационное поле. Но всегда ли мы готовы к тому, чтобы правильно принять, понять и передать необходимую информацию? Психологи констатируют, что многие люди не умеют работать с поступающей информацией и поэтому страдают от переизбытка или недостатка получаемых впечатлений.

Цель первого игрового блока заключается в знакомстве участников с основными приемами по обмену информацией, в формировании умения ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения каких-либо проблем.

Приведенные упражнения развивают логическую память ( т.е. умение использовать специальные приемы осмысления и запоминания получаемой информации на основе сходства, контраста и ассоциацией), помогают обрести высокую скорость переработки информации, тренируют гибкость усвоения информации.

Все игры, включенные в информативный блок, являются интерактивными, хотя и связаны с какой-либо определенной стороной: получение информации, сохранение, воспроизведение и передача.

    Краткая характеристика каждой из сторон:

1. Психологи выделяют два основных пути получения информации: с помощью органов чувств ( зрение, слух, обоняние и др. ) ; и с помощью умозаключений. Часто эти два пути сливаются в одно целое, что необходимо для решения какой-либо задачи.

2. Под сохранением информации прежде всего понимается умение удержать полученную информацию.. В процесс сохранения и переработки включаются все компоненты: восприятие, память, воображение, мышление.

Различают пассивное и активное сохранение. В первом случае информация воспроизводится в первоначальном виде, т.е. в том, в котором она была получена. При активном - "текст" подвергается определенным изменениям.

 

 

3. Успешное воспроизведение и передача зависит от тех средств, которыми пользуются люди, включенные в процесс общения. К ним относят: речь, письмо, жесты, мимику и пантамимику, пара- и экстралингвистические системы ( интонация, паузы и др. ) и даже систему организации пространства общения ( комфортность, степень доверия и т. д )

 

ИГРА 1.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 169.