ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Набережночелнинский филиал
Факультет менеджмента
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
На тему: «Мотивация деятельности персонала предпринимательской организации»
Выполнил: студент гр.
571 дз Шагиева Е. И.
Проверил:
к. б. н., доцент Смирнова Т. А.
Набережные Челны
2010
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты управления персоналом предпринимательской организации
1.1 Сущность мотивации деятельности персонала
1.2 Методические принципы мотивации деятельности персонала
2. Анализ мотивации деятельности персонала в ОАО «Сантехприбор»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ мотивации деятельности персонала
2.3 Причинно-следственный анализ выявленных недостатков в системе мотивации деятельности персонала
3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в организации
3.1 Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала в организации
3.2 Экономическое обоснование необходимости проведения мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Эффективность управления организациями в условиях развития рыночных отношений во многом зависит от состояния и действенности систем мотивации и стимулирования их работников.
В современной практике развитие систем мотивации эффективной деятельности персонала приводит к повышению производительности в не меньшей степени, чем технологическое перевооружение. Более того, известны многочисленные примеры, когда конкурентные преимущества достигались не за счет передовой техники и технологий, а именно на основе адекватной мотивационной системы предприятия.
Как следствие, все большее число работодателей понимает важность и возрастающую значимость мотивационной составляющей, без которой ни одно предприятие не может полностью реализовать свой потенциал развития как в тактическом, так и стратегическом аспектах.
Все вышеизложенное и обусловило актуальность и выбор темы данной курсовой работы.
Процессам, происходящим в рассматриваемой области знаний, уделено достаточно большое внимание в научных работах различных авторов. Проблемы управления социально-трудовыми отношениями отражены в трудах зарубежных специалистов о потребностях человека (К. Девис, А. Маслоу, Э. Мэйо и др.), мотивации к труду, теории трудового поведения (Ф. Герцберг, Ф. Тейлор и др.), теории жизненного цикла (Р. Брамберг, Ф. Модильяни и др.). Отдельные аспекты указанных проблем отражены в трудах российских ученых - Беляевой Г.В., Катульского Е.М„ Силина В.П., Галахова В.И. Социальные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности, составили предмет исследований Ромашова О.В., Дикаревой А.А., Мирской М.И. Вопросы взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений на основе социального диалога и партнерства рассматриваются в работах Займалина Е.П., Зайцева А.К., Митрохина В.И.
Цель исследования состоит в разработке методологического подхода к формированию и развитию системы мотивации деятельности персонала. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. изучение теоретических подходов к эффективной мотивации и стимулированию трудовой деятельности работников;
2. анализ действующей практики формирования и использования систем мотивации трудовой деятельности персонала предприятия;
3. обоснование предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала.
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Сантехприбор».
Предметом исследования – мотивация деятельности персонала предпринимательской организации.
В процессе исследования использовались методы системного, структурного и функционального анализа, статистические, специальные социологические и экономико-математические методы.
Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и приложений.
В первой главе изучены теоретические аспекты управления персоналом. Во второй главе проведен анализ мотивации деятельности персонала на примере ОАО «Сантехприбор». В третьей – представлены рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в организации.
При написании данной работы были изучены и использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебные пособия А.М.Ковалевой «Финансы», Г.В. Савицкой «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», на основе которых и был проведен анализ системы оплаты труда. Также в работе использованы материалы периодической печати, статьи журналов, а также данные ОАО «Сантехприбор» за 2006-2008гг.
Таблица 3.
Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в организации
План-график организации отдела мотивации персонала в ОАО «Сантехприбор»
Мероприятие | Дата исполнения |
1.Подбор персонала. | 1.Проведение конкурса: 1 апреля 2010 года. 2.Подведение итогов конкурса и отбор персонала: 2 апреля 2010 года. 3.Изменение штатного расписания и его утверждение: 1 мая 2010 года. |
2.Разработка должностных инструкций сотрудников отдела мотивации персонала. | 1 мая 2010 года |
3.Обучение сотрудников управленческим технологиям. | С 6 апреля по 6 мая 2010 года |
4.Внедрение системы мотивации персонала на предприятии. | 7 мая 2009 года |
В создании отдела по мотивации персонала заключен переход предприятия от ощущения мотивационной среды к ее систематическому изучению и в связи с этим - к совершенствованию системы стимулирования для повышения эффективности деятельности предприятия.
Отдел по мотивации персонала должен состоять минимум из трех человек. Также для этого необходимо организовать рабочее место. Учитывая, что в ОАО «Сантехприбор» существует отдел труда и заработной платы, то вполне логично было бы перевести часть сотрудников во вновь созданный отдел. Для этого также необходимо провести конкурс. Организация рабочих мест отдела не будет слишком затратным, так как работники предприятия уже оснащены необходимой техникой и мебелью. Дополнительными затратами станут приобретение специализированного программного обеспечения, участие в семинарах и обучение на специальных курсах.
Таким образом, в целях совершенствования системы мотивации персонала в ОАО «Сантехприбор» необходимо:
– организовать отдел по мотивации персонала;
– повысить уровень квалификации руководителей;
– разработать эффективную систему мотивации персонала.
Выводы и предложения
Персонал, как известно, является ведущим активом предприятия. Но именно реальный процесс мотивации и стимулирования, в зависимости от своего состояния, может или сохранять и увеличивать этот актив, или превращать его в пассив.
В ходе написания данной курсовой работы были поставлены задачи по изучению основ мотивации персонала. Рассмотрев сущность мотивации персонала, был сделан вывод, что создание, поддержание и формирование условий для побуждения людей является достаточно сложным делом, так как мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Поэтому менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала в привлекательности труда, ее творческом характере, в достойной оплате труда, а также служебном росте работника.
Объектом исследования в данной курсовой работе является ОАО «Сантехприбор». Анализ его основных технико-экономических показателей за 2006-2008 гг. показал, что ОАО «Сантехприбор» - доходное предприятие, имеющее хороший потенциал для своего развития.
Социально-трудовые отношения в ОАО «Сантехприбор» регулируются коллективным договором в целях создания благоприятных условий и повышения жизненного уровня работников. Он утверждается руководителем предприятия и членами трудового коллектива сроком на 3 года.
Стимулирование деятельности персонала на предприятии регулируется разработанными и утвержденными положениями.
Премирование всех категорий работников осуществляется в соответствии со следующими положениями:
5. «За основные результаты хозяйственной деятельности».
6. «За экономию конкретных видов материальных энергетических ресурсов».
7. «О премировании рабочих».
8. «О премировании специалистов и служащих аппарата управления».
Данные положения разрабатываются сроком на 1 год.
Эти Положения направлены на усиление мотивации деятельности всего персонала организации: инженерно-технических работников и промышленно-производственный персонал. В ОАО «Сантехприбор» применяются материальные и нематериальные методы стимулирования, которые взаимно дополняют и обобщают друг друга.
В 2008 году ОАО «Сантехприбор» были разработаны новые направления мотивации труда работников данного предприятия:
- выдача беспроцентных ссуд на строительство жилья,
- выдача пособий на лечение,
- приобретение путевок,
- выплата единовременных пособий при уходе на пенсию, к юбилейным датам, свадьбе, отпуску,
- частичная оплата питания, проезда и т.д.
Несмотря на имеющуюся систему мотивации, она остается малоэффективной ввиду узкой направленности (носит больше социальный характер).
Причинно-следственный анализ недостатков в действующей системе мотивации показал, что на данном предприятии не использовались и не используются какие-либо формы и методы оценки работниками системы стимулирования. То есть получается мотивационно-стимулирующий парадокс: работнику адресуется некий набор формальных стимулов, а как он их воспринимает и оценивает, никого не интересует. От работника ожидаются только результаты работы. Поэтому система мотивации исследуемого предприятия нуждается в серьезном совершенствовании.
В целях совершенствования системы мотивации ОАО «Сантехприбор» предложено:
7. организовать отдел по мотивации персонала;
8. организовать обучение персонала современным методам мотивации персонала (участие в семинарах, специальное обучение);
9. ознакомиться с отечественным опытом активизации персонала;
10. оформление необходимых командировок для принятия опыта продвинутых российских компаний в области организации современной эффективной системы мотивации персонала;
11. разработать положение, регулирующее деятельность данного отдела, определить его задачи и функции;
12. разработать совместно с персоналом организации (путем проведения тренингов, блиц-опросов) систему мотивации персонала.
Проведенные расчеты подчеркнули необходимость проведения данных мероприятий. В результате их внедрения возрастает производительность труда персонала, что неизменно повлечет за собой увеличение объема выпускаемой продукции и выручки от продаж. Несмотря на определенные затраты, связанные с организацией отдела мотивации персонала, экономическая эффективность от проведения этого мероприятия очевидна: рентабельность продаж должна возрасти на 8,5 %.
Список использованной литературы
Приложение 1
ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Набережночелнинский филиал
Факультет менеджмента
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.