- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)
- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)
- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)
- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)
8. Речевая подготовка к сочинению.
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
снег | дети |
земля | ворона |
небо | береза |
- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
Снег | Как стеклянный дождь | Укрыл землю |
Очень к лицу земле | Порошил | |
Как чистые капли воды | Щекотал лицо | |
Белая скатерть полей | Кружился | |
Лебяжий пух земли | Порхал | |
Робкий и тихий | Танцевал | |
Пушистый и мохнатый | Опускался большими хлопьями |
Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.
- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными.
Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине?
Выберите лучший вариант из предложенных на доске.
- У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.
- Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.
-Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)
9. Составление плана сочинения:
1. Первый день зимы.
2. Радость детей.
3. Цвет и настроение картины.
4. Мое отношение к картине.
10. Орфографическая подготовка. (Проводится на уроках ранее, дети ведут записи в тетрадях.)
11. Написание учащимися сочинения сначала в черновике, а потом в чистом варианте.
Самопроверка сочинений.
Тема: Подготовка к написанию сочинение по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели".
Цели урока:
1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине; показать им художественные достоинства картины, умение художника раскрыть основную мысль своего произведения;
2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к природе своего края.
Оборудование: репродукция картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели", магнитофон, кассета с записью произведений М.Мусоргского и Ф.Гойя.
А.К. Саврасов "Грачи прилетели".
На доске написан эпиграф урока.
Ещё морозец поутру,
Ещё не слышен звон капели,
Но мы поверили в весну –
Грачи сегодня прилетели.
Р. Ермизина
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит музыка М.Мусоргского "Картинки с выставки".
-Ребята, вы слышите музыку. О чём она, какими чувствами она наполняет вас? (Журчание ручья, звонко и непрерывно капают капли, музыка заполняет всё, влечёт куда-то, она радостная, весенняя).
- Верно. Сейчас весна. И куда бы мы не бросили взгляд, везде видим, как она преобразила природу, слышим весенние звуки. Сегодня мы будем работать над сочинением по картине Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели".
2. Проверка домашнего задания.
-Но прежде чем мы поведём разговор о самой картине и её авторе, давайте обратимся к домашнему заданию. Что вы должны были подготовить к уроку? (Нужно было подобрать что-нибудь о весне).
-Точнее. (Найти в художественных произведениях описание весны и прокомментировать его).
-Послушаем, кто что подготовил.
3. Работа по теме урока.
-Какие художественные средства используются поэтами?
(Метафоры, сравнения, эпитеты).
-О чём были прочитаны стихи? (О весне).
-Итак, русские поэты и писатели не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном уголке России, но и описывать увиденное, выражать своё собственное отношение к изображаемому. Вслушайтесь в фетовские строки:
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
-Да, именно с прилётом птиц, с первыми звоночками ландыша связывали на Руси приход весны. Возвращающиеся из дальних странствий птицы приносили на своих уставших крыльях весну, наполняли надеждой и верой в лучшее будущее людей, заставляли радостно и взволнованно биться сердца. С ней, с весной, связывали своё творчество поэты, композиторы, художники.
3. Работа с искусствоведческим текстом:
Об одном из известных художников и его картине "Грачи прилетели" прослушайте сообщение ребят нашего класса.
А.К.Саврасов является одним из крупнейших русских пейзажистов. В своих картинах он сумел передать поэтическую красоту городских и сельских мотивов. Долгие годы поисков художественного образа родной природы завершились созданием картины "Грачи прилетели". Композиция картины необычайно жизненна. На переднем плане группа берёз. За ними среди низких строений возвышается шатровая колокольня деревенской церквушки, вдали - потемневшие весенние поля. Воздух по-весеннему прозрачен, небо с высокими облаками, светло- голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте. Кажется, что тонкие, голые ветки берёз ожили, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Растаял на пруду лёд. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на берёзы и приступила к ремонту старых гнёзд.
Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине справа налево, от него на потемневшем белом снегу, уже тронутом весной, лежат лёгкие тени от деревьев. Мягкая цветовая гамма как нельзя лучше передаёт состояние природы, только что пробуждённой лёгким дуновением тёплого ветерка.
Центральную группу берёз, которая является основанием картины, справа и слева окружают и уравновешивают ветви боковых деревьев. Их стволы, частью срезанные краем холста, как бы продолжают изображённое пространство за картиной, расширяя границы пейзажа.
Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь забора подчёркивает протяжённость пейзажа в ширину.
Построенный таким образом передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местами выделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега.
Таким образом, дальний план получает своё звучание, а вся картина создаёт широкое представление о ранней весне в необъятной России: уже вся Русь, её поля и селения, слушают весенний гомон птиц, ожидая с радостной надеждой наступления тёплых дней.
В начале осени 1871 года картина А.К. Саврасова была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств, а в конце октября отправлена в Петербург, на Первую передвижную выставку. Картина оказалась такой заметной и бесконечно волнующей, что Крамской поднял художника Саврасова над всеми пейзажистами – его современниками, отметив, что на многих картинах есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в картине "Грачи прилетели".
- Молодцы, ребята. Рассмотрите репродукцию картины.
- Что привлекает ваше внимание? Как художник показывает наступление весны?
- -Какие краски преобладают на картине?
- Почему картина называется "Грачи прилетели"?
- А что же это за птица – грач? Перед нами на картине стая грачей. Мы не раз их видели, поэтому они кажутся нам давно знакомыми. Прослушайте сообщение своего одноклассника об этой птице.
Грач – крупная птица отряда воробьинообразных. Его размеры могут достигать 50 сантиметров. Это кочующая птица. Грачи не зимуют в той местности, где гнездятся, а улетают в тёплые страны на зимовку. Кочующая птица поздно осенью, когда наступают морозы и выпадает снег, отлетает на юг на десятки, сотни и даже тысячи километров в поисках пищи. Так как грачи откочёвывают на сравнительно небольшие расстояния, то весной они возвращаются в родные места раньше других. Недаром в народе оговорят: "Видел грача – весну встречай".
У грача чёрное с синим отливом оперение. Большие крылья означают, что птицы – хорошие летуны. У них сильные ноги, которыми они раскапывают почву, так как питаются семенами, червяками и насекомыми. Грач может повреждать посевы кукурузы, свёклы, но может быть полезен, поедая насекомых и даже грызунов.
Держатся грачи большими стаями, селятся на опушках леса, в рощах, парках и даже иногда в больших городах.
- Ребята, вы прослушали сообщение. Назовите его стиль (Научный).
- А тип речи? (Описание).
- Продолжим нашу беседу по картине. Что мы видим на переднем плане? А в центре? Отчётлив ли задний план? Что на нём?
- Какие краски и тона использует автор? (Много холодных синеватых теней, тёмно-бурые деревья, голубовато-белые низкие облака, оттенки серого цвета: сизый, стальной, землистый).
- Что же хотел показать Саврасов на своём полотне? (Красоту родной природы, необозримость её просторов, прелесть Отчизны, Родины).
- Какое настроение вызывает картина? Понравилась ли она?
Дата: 2019-07-30, просмотров: 246.