Содержание
Введение
1. Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений
2. Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи
3. Формы сочинений по картине. Система упражнений по обучению учащихся письменной речи
4. Характеристика этапов подготовительной работы по написанию сочинения по картине
5. Использование отдельных жанров живописи для обучения сочинениям
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
На сегодняшний день в методике преподавания русского языка и в школьной практике существует традиционный взгляд на методику сочинения по картине в целом и методику подготовки к написанию сочинения по картине. В соответствии с этим уроки подготовки к сочинениям по картине становились подчас шаблонными. При подготовки к таким урокам часто не учитывался психологический аспект воздействия произведений живописи на учеников, не учитывался возраст школьников при выборе картин для школьников.
Методическая работа Л.А. Ходяковой – одна из немногих, в которой осмысливается и переосмысливается в другом плане методика работы по сочинению по картине.
Методика работы по сочинению по картине в силу этого остается на сегодняшний день малоизученной, в школьной практике сочинениям, в особенности сочинениям по картине уделяется мало времени, в школьной практике они используются редко.
Актуальность работы определяется необходимостью привлечь внимание учителей к данной форме работы.
Объектом курсовой работы будет являться обзор и краткий анализ методических разработок, посвященных сочинениям по картине.
Предмет работы – анализ методики Ходяковой Л.А., посвященной сочинению по картине. Создание уроков подготовки сочинений по картине по методике Л.А. Ходяковой.
Цель нашей работы: анализ методической работы Л.А. Ходяковой, посвященной методике сочинения по картине и создание собственных разработок уроков подготовки к написанию сочинения по картине.
Цель определяет и круг задач:
1. Рассмотреть и проанализировать наиболее известные определения "школьного сочинения", выбрать из них наиболее полное и удачное.
2. Рассмотреть и дать краткий анализ наиболее известным классификациям сочинений.
3. Рассмотреть и дать краткий анализ известным методическим разработкам, посвященным сочинениям по картине.
4. Рассмотреть и проанализировать методическую работу Л.А. Ходяковой, посвященную методике сочинения по картине.
5. Создать собственные разработки уроков подготовки написания сочинения по картине, опираясь на методическую работу Л.А Ходяковой.
Практическая значимость: материалы данной работы, возможно, использовать как практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине, так и будущим учителям.
Наряду с этим, возможно использование наших разработок уроков в школьной практике.
Методы, использованные в работе: метод анализа.
Поставленный круг задач определяет и структуру работы. Работа состоит из введения, двух параграфов, приложения (в виде разработки трех уроков, посвященных подготовке к написанию сочинения по картине) и заключения.
1 . Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения".
В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения":
Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка ().
Как видно из определения, автор подчеркивает здесь мысль о том, что сочинение является учебным упражнением по русскому языку.
Сочинение Самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему ().
Это определение практически не отличается от первого, с той лишь разницей, что здесь исключено слово "упражнение". Однако употреблено выражение "самостоятельная школьная работа". Следовательно, для автора этого определения больше важен тот факт, что сочинение – это именно самостоятельная работа, развивающая творческие способности учащихся ().
Сочинение - это общее название и школьное сочинение - это один из видов работ, которые предусматривают, продуманное изложение своих мыслей, суждений по теме произведения. Школьные сочинения являются важным фактором в общей системе обучения ().
В следующем определении, сочинение называют уже просто работой. В данном понимании сочинения, смысл самого понятия сужен, в силу того, что ограничен материал, по которому возможна работа по сочинению. Автор определения обозначает в качестве материала лишь произведения, однако, как известно из работ по методике русского языка и школьной практики, материалом сочинений может служить и эпизод из своей жизни, жизни другого человека; экскурсия; посещение выставки; посещение музея и многое другое.
В следующем определении, данном в учебном пособии Т.А. Ладыженской, И.П. Фроловича "Система обучения сочинениям в 4-8 классах" отражены несколько точек зрения ученых-методистов на понимание "сочинения":
Сочинение – один из видов работы по развитию речи и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика ().
Методист А.Д. Алферов писал, что сочинение – это не только "упражнения в форме и стиле", что "упражнения, преследующие только задачи стиля, то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки… Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных".
В этом определении, методист подчеркивает тот факт, что сочинение это свободное выражение своих мыслей, но по заранее продуманному плану – "мысль, основанная на достаточных данных".
Методист В.А. Никольский отмечает, что "школьное сочинение" есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя".
Здесь подчеркивается мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны учителя.
Сочинение – это упражнение высшего порядка.
Сочинение – это творческое, самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений, с целью сообщить об этом другим.
Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном развернутом изложении какого-либо содержания.
Школьное сочинение – творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим. Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном, развернутом изложении какого-либо содержания. Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью ().
На наш взгляд, наиболее приемлемая для нас точка зрения на понимание сочинения представлена методистом А.В. Текучевым. Здесь автор, в первую очередь подчеркивает творческий характер сочинения, затем говорит о роли плана и подготовительной работе, в целом, в процессе создания сочинения, что не находит отражения ни в одной из других точек зрения.
В методике русского языка существуют разные основания для классификации сочинений. Так профессор А.В. Текучев предлагает следующий вид классификации сочинений:
Различают два основных типа сочинений по их содержанию: сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему (так обычно называются сочинения на нелитературные темы или литературные, но не по программному материалу).
Сочинения на свободные темы различаются по источнику получения материала для сочинения, по жанру, объему, месту и способу выполнения. по наличию или отсутствию дополнительных заданий, связанных с ними.
По источнику различаются сочинения:
1. Из круга личных переживаний. Эти сочинения опираются на личный жизненный опыт учащегося, на непосредственные наблюдения
2. Сочинения, основой для которых послужили наблюдения (специальные, случайные, организованные) над явлениями природы (пробуждение природы весной, закат солнца в горах, в поле), общественной жизни и производственной деятельности людей.
3. Сочинения по картине. Небольшие по объему письменные высказывания учащихся в связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу. Выполняются они, по преимуществу, на уроке в течение 10-15 минут. Их целью может быть тренировка в использовании каких-либо стилистических приемов, изобразительных средств языка, тематических словарей, в построении предложений определенной конструкции, а также активизация словаря, навыки делать краткие зарисовки каких-либо картин из жизни людей, природы и т.д.
4. Сочинения как один из результатов чтения художественной и научно-популярной литературы: аннотации, отзывы-рецензии, портретные характеристики, конспекты и т.д.
5. Сочинения – записи прослушанного (лекции, рассказа).
6. Сочинения по аналогии, образцу (подобный рассказ). Содержанием их является какой-либо известный учащимся или придуманный ими случай из жизни, аналогичный описанному в басне, или даже сочинение сказок (в подражании уже известным).
По жанру различаются повествование, описание, рассуждение. портретная характеристика, письмо, деловая речь, опыты самостоятельного литературного творчества учащихся.
По месту, способу выполнения и объему сочинения бывают классные и домашние, коллективные и индивидуальные – самостоятельные. развернутые и сочинения-миниатюры.
Сочинения могут с дополнительными заданиями: сочинения по опорным словам, с дополнением текста (распространение статьи, продолжение рассказа), с грамматическим заданием.
1. Ответы на вопросы.
2. Сочинения по опорным словам – это сочинения на определенную тему, в которое были бы включены слова на какое-либо правило.
а) сочинения, которые проводятся с целью обогащения словаря учащихся и для которых опорными словами являются тематически подобранные учителем слова.
б) сочинения, проводимые с целью развития навыков связной речи. Здесь опорными будут не только отдельные слова, но и их сочетания.
3. Сочинения с грамматическим заданием.
С точки зрения идейно-воспитательных задач сочинения среди других видов работ по русскому языку занимают исключительно важное место. В них с наибольшей силой и выразительностью отражается внутренний мир ученика, по сочинениям можно проследить развитие школьника, формирование его мировоззрения, отношение к жизни. Сочинение дает возможность судить о знании учеником фактического материала, об умении пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей. С помощью сочинений происходит осмысление изучаемого, совершенствуется стиль, выразительность и композиция связных высказываний.
Сочинения необходимо проводить в определенной системе, от этапа к этапу, повышая требования к их содержательности, технике изложения и грамотности. В конечном итоге система сочинений должна обеспечить умение учащихся рассказывать о чем-либо по плану, в определенной последовательности, не нарушая логики в развитии событий, выделять главные связи между явлениями, формулировать выводы и доказательства к ним, обобщать.
Указанные выше цели обучения сочинениям лежат в основе методической системы обучения сочинениям в школе. Эта система должна учитывать методику подготовительной работы к сочинению, тематику (содержание) сочинений, виды, последовательность их проведения и дальнейшую работу над сочинениями.
Подготовка к очередному сочинению может состоять в работе:
а) над словарем, имеющим целью вооружить учащихся необходимой для выполнения сочинения тематически подобранной лексикой. Это могут быть слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, а частично и совсем новые для них, которые вводятся с целью обогащения словаря;
б) над предложением (с целью предупреждения грамматико-стилистических ошибок);
в) над орфографией и пунктуацией (например, в случаях, когда дается сочинение с грамматическим заданием или при закрепления написания отдельных слов или изучаемых в данный период правил).
Одновременно с этим, ученикам показывается, должно идти накопление материала по теме сочинения. С этой целью в некоторых случаях учителем проводятся экскурсии в природу, на завод, в музей, если нужно обогатить учащихся новыми впечатлениями и знаниями. Получить материал для сочинения можно путем чтения статей, стихотворений по теме сочинения, рассматривания и анализа картин, иллюстраций. Воспоминания о пережитом, организованный рассказ школьников об аналогичных случаях из жизни также могут быть использованы в качестве материала для некоторых видов сочинений.
Е.А. Баринова предлагает следующую классификацию сочинений:
Основания, по которым классифицируются сочинения | Виды сочинений |
1. По цели проведения | I Обучающие сочинения – научающие писать сочинения II Контрольные сочинения III Сочинения с грамматическим заданием |
2. По источнику и характеру материала | I Сочинения на основе нового материала и на основе знакомого материала II По одному или нескольким источникам III Сочинения с применением наглядностей и ТСО IV Сочинения на основе личных наблюдений; по фильму, по пьесе. V Сочинение по аналогии с прочитанным текстом VI Сочинение по данному началу или концу, по заданному плану или на основе тезисов. |
3. По объему готового сочинения | I Развернутые сочинения II Сочинение-миниатюра III Сочинения заданного объема |
4. По тематике | I Сочинения на лингвистическую тему II Сочинения на литературную тему III Сочинения на свободную тему |
5. По способу изложения мысли | I Описание, повествование, рассуждение II Сочинения смешанного типа речи III Сочинение-рассказ, сочинение-очерк, сочинение-рецензия, сочинение-статья, сочинение-письмо, сочинение - научное сообщение. |
6. По степени самостоятельности | I С длительной подготовкой II Без предварительной подготовки III Самостоятельное |
М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская классифицируют сочинения следующим образом:
По тематике сочинения делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни – на так называемые свободные темы.
По типу создаваемых текстов различаются:
а) сочинения, традиционно относящиеся к "школьным жанрам" сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;
б) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т.д.
По стилю различаются сочинения разговорного стиля и книжных стилей: делового, научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного.
По источнику получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений.
По объему выделяются сочинения-миниатюры.
По осложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другим заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям.
Методисты Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев предлагают следующую классификацию сочинений:
В зависимости от цели сочинения бывают обучающие и контрольные.
По месту выполнения сочинения могут быть классные и домашние.
По источникам знаний классификация сочинений следующая: 1) сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся; 2) сочинения по картине; 3) сочинения, проводимые в курсе литературы.
По способу изложения мыслей могут быть выделены сочинения повествовательного характера, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Большинство классификаций сочинений разных методистов имеют общие черты, в основном сочинения классифицируют по следующим основаниям:
- по источнику;
- по жанру;
- по объему;
- сочинения с дополнительным заданием.
Для нас наиболее приемлемой будет являться классификация профессора А.В. Текучева. Она, на наш взгляд, наиболее подробно дает информацию о видах сочинений, в ней достаточно конкретно описаны основания классификации. В отдельный вид сочинений отнесены сочинения по картине, которые являются объектом изучения нашей работы.
Заключение
На сегодняшний день такой вид упражнения по развитию речи учащихся, как сочинение используется достаточно редко. Это связано с тем фактом, что в действующих программах по русскому языку этому виду работы отведено мало часов.
Однако, значение сочинения, и в особенности сочинений по картине, подчеркивалось еще в методических работах, учебниках и монографиях советского периода. Одной из немногих методических работ современного периода посвященная методике сочинений по картине, является монография Л.А. Ходяковой "Живопись на уроках русского языка".
В кругах ученых-методистов и практикующих учителей русского языка сложилось традиционное понимание сочинения, подчас не полное, достаточно обобщенное.
Одно из наиболее приемлемых определений школьного сочинения представлено в учебном пособии А.В. Текучева.
При анализе наиболее известных классификаций сочинений мы пришли к выводу, что большинство классификаций сочинений разных методистов имеют общие черты. Для нас наиболее приемлемой будет являться классификация профессора А.В. Текучева. Она, на наш взгляд, наиболее подробно дает информацию о видах сочинений, в ней достаточно конкретно описаны основания классификации. В отдельный вид сочинений отнесены сочинения по картине, которые являются объектом изучения нашей работы.
При рассмотрении методических работ, посвященных методике сочинения по картине, мы пришли к выводу, что наибольший интерес для нас представляет методика Л.А. Ходяковой.
Данная методика представляет собой достаточно развернутый анализ жанров и видов сочинений по картине и непосредственно методику подготовки к каждому виду и жанру сочинения. Здесь учтены психологические и педагогические аспекты, связанные с подготовкой к написанию сочинений по картине. Вместе с тем достаточно подробно описаны этапы подготовки к написанию сочинения, что практически не встречается в методических разработках других авторов. Каждый описанный этап в методике Л.А. Ходяковой сопровожден рядом примерных вопросов, которые необходимо задавать ученикам во время работы над определенным этапом по подготовке к написанию сочинения.
Также Л.А. Ходякова очень подробно рассматривает воздействие картины на формирование коммуникативных умений учащихся; этот аспект упущен во многих методиках, посвященных сочинениям по картине.
Очень интересной и смелой, на наш взгляд разработкой методиста является методика подготовки к написанию сочинения по картине в соответствии с жанром полотна. Л.А. Ходякова здесь, прежде всего, уделяет внимание тому, что именно развивает тот или иной жанр картины, при написании по ней сочинения в коммуникативных умениях учеников.
В силу вышеизложенного, методика сочинений по картине Л.А. Ходяковой для нас представляет большой научный интерес.
При разработке уроков, мы использовали пейзажную живопись, стараясь подобрать наиболее доступные для понимания школьников полотна, с наибольшей силой воздействия, интересным идейным содержанием.
Методика сочинений по картине Л.А. Ходяковой дала для разработки уроков богатый материал – возможность свободно ориентироваться в этапах работы по картине, подбирать необходимый материал в соответствии с жанровым и идейным содержанием картины.
Рассмотренная нами методика сочинений по картине наиболее планомерно раскрывает обучающие возможности сочинения по картине.
Список использованной литературы
Научная и методическая литература
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.
2. Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пел. ин-тов./Под общей редакцией Е.А. Бариновой. М., "Просвещение", 1974.
3. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19
4. Зельманова Л.М., Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. М., Издательский дом "Дрофа", 1998
5. Капинос В.И. и др. Развитие речи: тория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
6. Ладыженская Т.А. система обучения сочинениям в 4-8 классах. М., "Просвещение", 1972.
7. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: просвещение, 1990.
8. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.
9. Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.
10. Методика русского языка в средней школе /Под ред. А.В. Текучева. – М.: Просвещение, 1980.
11. Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. – 2006. - №5
12. Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В. Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6
13. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.
14. Петрановская Л. "Как я провёл лето" по-новому // Русский язык. – 2001. -
15. Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. /Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.
16. Синдеева Т.И. Некоторые особенности композиционно-речевой организации жанра "научная рецензия" // Функциональные стили в преподавании иностранных языков. М.: Наука, 1982.
17. Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.
18. Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12
Словари.
19. Русский язык. Энциклопедия /Под ред. Ю.Н. Караулова. – электронное издание.
20. Толковый словарь русского языка /Под ред. С.Н. Ожегова. – электронное издание.
21. Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н. Ушакова. – электронное издание.
3.Ссылки на использованные интернет-ресурсы и сайты (без указания автора).
22. http://festival.1september.ru/articles/529829/
23. http://revolution./pedagogics/d00101541.html
24. http://www.ronl.ru/obuchenie_vospitanie/4177.htm
Приложения
Ход урока
Звучит пьеса из цикла "Времена года" П. И. Чайковского "Осенняя песня"
1. Выразительное чтение стихотворений.
1. Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
А. С. Пушкин
2. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. А. Бунин
Беседа.
· О каком времени года идет речь?
· Какие цвета осени отметили поэты? (багрец, золото, лиловый, багряный)
· Объясните значение этих слов.
· Какой мы видим осень, читая строки поэтов? (Пламенная, яркая, богатая оттенками цветов, волшебная, огненная)
· Мы увидели, как поэты "раскрасили" осень с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукции известных художников, обратим внимание на краски и почувствуем переданное ими настроение.
И. С. Остроухов. Золотая осень В. Д. Поленов. Золотая осень
Золотая осень И. И. Левитан.
Работа по картинам.
· Созвучны ли строки стихотворений данным картинам? Как называют такую осень?
· "Золотая осень" - под таким названием широко известны три картины прекрасных русских живописцев: И. И. Левитана, В. Д. Поленова, И. С. Остроухова. Название одинаково, но содержание разное, т. к. каждый художник увидел в этой поре что-то свое. И это, только им увиденное, запечатлел на полотне.
· Ваши впечатления от представленных картин?
· Описывать нам предстоит картину И. С. Остроухова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; осенний лес похож на сказку)
· Какие краски здесь преобладают?
Рассказ о художнике.
Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Еще в детстве проявился его интерес к родной природе, но тогда он был направлен в другое русло – в занятия естественными науками. Увлечение живописью родилось позднее, когда юноша познакомился с семьей известного промышленника и мецената С. И. Мамонтова и начал принимать активное участие в деятельности Абрамцевского кружка, куда входили такие мастера, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов и другие.
Свой путь в живописи Остроухов начал самостоятельно, пользуясь советами И. И. Шишкина и И. Е. Репина (в 1881-1882 г.г. посещал воскресные рисовальные вечера в доме Репина). С 1882 по 1884 год занимался в частной мастерской известного педагога-профессора П. П. Чистякова.
В 1886 году Остроухов стал вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В это время к нему пришел первый успех.
Чудесные пейзажи – настроения своей свежестью напоминают картины Левитана. Удивительны его картины "Золотая осень" (1886-1887)," Первая зелень" (1887-1888), "Сиверко" (1890), "Ранняя весна" (1891".
Увлекшись коллекционированием, он постепенно отошел от творчества, помогая П. М. Третьякову, а после его смерти Остроухов возглавил руководство Третьяковской галереей и до 1913 года являлся ее попечителем.
Третьяковская галерея
Итог урока.
· Строки из стихотворений А. С. Пушкина, И. А. Бунина; пьеса П. И. Чайковского "Осенняя песня"; репродукции картин И. С. Остроухова, И. И. Левитана, В. Д. Поленова помогли нам увидеть особую, щемящую прелесть русского пейзажа. Ведь русская природа по-своему очаровательна всегда, но только внимательный человек может увидеть и почувствовать ее неуловимую одухотворенность, печальное величие, неброскую красоту.
5. Д/з: написать сочинение по картине И. С. Остроухова "Золотая осень".
Тема урока: Подготовка к написанию сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег"
Цели урока:
1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания
по картине, совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.
а) познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;
б) учить "читать" картину, осмысливать ее содержание;
в) привлечь внимание детей к красоте зимней природы;
2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь учащихся.
3. Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
· картина А.А. Пластова "Первый снег",
· материал о жизни и творчестве Пластова,
· литературные произведения известных авторов.
А.А. Пластов "Первый снег".
Ход урока
· 1. Подготовка учителя к уроку. Материал о жизни и творчестве Аркадия Александровича Пластова (учитель может взять из справочных материалов о художниках).
Подготовка к восприятию картины.
· - Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)
· - Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?
3. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.
· - Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: "Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей".
· А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина "Первый снег":
…Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.
- Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?
- Как говорит Бунин о том, что снег идет? ("Снегом понесло"). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.
Рассматривание картины.
Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
Самопроверка сочинений.
Тема: Подготовка к написанию сочинение по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели".
Цели урока:
1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине; показать им художественные достоинства картины, умение художника раскрыть основную мысль своего произведения;
2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к природе своего края.
Оборудование: репродукция картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели", магнитофон, кассета с записью произведений М.Мусоргского и Ф.Гойя.
А.К. Саврасов "Грачи прилетели".
На доске написан эпиграф урока.
Ещё морозец поутру,
Ещё не слышен звон капели,
Но мы поверили в весну –
Грачи сегодня прилетели.
Р. Ермизина
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит музыка М.Мусоргского "Картинки с выставки".
-Ребята, вы слышите музыку. О чём она, какими чувствами она наполняет вас? (Журчание ручья, звонко и непрерывно капают капли, музыка заполняет всё, влечёт куда-то, она радостная, весенняя).
- Верно. Сейчас весна. И куда бы мы не бросили взгляд, везде видим, как она преобразила природу, слышим весенние звуки. Сегодня мы будем работать над сочинением по картине Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели".
2. Проверка домашнего задания.
-Но прежде чем мы поведём разговор о самой картине и её авторе, давайте обратимся к домашнему заданию. Что вы должны были подготовить к уроку? (Нужно было подобрать что-нибудь о весне).
-Точнее. (Найти в художественных произведениях описание весны и прокомментировать его).
-Послушаем, кто что подготовил.
3. Работа по теме урока.
-Какие художественные средства используются поэтами?
(Метафоры, сравнения, эпитеты).
-О чём были прочитаны стихи? (О весне).
-Итак, русские поэты и писатели не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном уголке России, но и описывать увиденное, выражать своё собственное отношение к изображаемому. Вслушайтесь в фетовские строки:
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
-Да, именно с прилётом птиц, с первыми звоночками ландыша связывали на Руси приход весны. Возвращающиеся из дальних странствий птицы приносили на своих уставших крыльях весну, наполняли надеждой и верой в лучшее будущее людей, заставляли радостно и взволнованно биться сердца. С ней, с весной, связывали своё творчество поэты, композиторы, художники.
3. Работа с искусствоведческим текстом:
Об одном из известных художников и его картине "Грачи прилетели" прослушайте сообщение ребят нашего класса.
А.К.Саврасов является одним из крупнейших русских пейзажистов. В своих картинах он сумел передать поэтическую красоту городских и сельских мотивов. Долгие годы поисков художественного образа родной природы завершились созданием картины "Грачи прилетели". Композиция картины необычайно жизненна. На переднем плане группа берёз. За ними среди низких строений возвышается шатровая колокольня деревенской церквушки, вдали - потемневшие весенние поля. Воздух по-весеннему прозрачен, небо с высокими облаками, светло- голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте. Кажется, что тонкие, голые ветки берёз ожили, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Растаял на пруду лёд. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на берёзы и приступила к ремонту старых гнёзд.
Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине справа налево, от него на потемневшем белом снегу, уже тронутом весной, лежат лёгкие тени от деревьев. Мягкая цветовая гамма как нельзя лучше передаёт состояние природы, только что пробуждённой лёгким дуновением тёплого ветерка.
Центральную группу берёз, которая является основанием картины, справа и слева окружают и уравновешивают ветви боковых деревьев. Их стволы, частью срезанные краем холста, как бы продолжают изображённое пространство за картиной, расширяя границы пейзажа.
Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь забора подчёркивает протяжённость пейзажа в ширину.
Построенный таким образом передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местами выделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега.
Таким образом, дальний план получает своё звучание, а вся картина создаёт широкое представление о ранней весне в необъятной России: уже вся Русь, её поля и селения, слушают весенний гомон птиц, ожидая с радостной надеждой наступления тёплых дней.
В начале осени 1871 года картина А.К. Саврасова была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств, а в конце октября отправлена в Петербург, на Первую передвижную выставку. Картина оказалась такой заметной и бесконечно волнующей, что Крамской поднял художника Саврасова над всеми пейзажистами – его современниками, отметив, что на многих картинах есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в картине "Грачи прилетели".
- Молодцы, ребята. Рассмотрите репродукцию картины.
- Что привлекает ваше внимание? Как художник показывает наступление весны?
- -Какие краски преобладают на картине?
- Почему картина называется "Грачи прилетели"?
- А что же это за птица – грач? Перед нами на картине стая грачей. Мы не раз их видели, поэтому они кажутся нам давно знакомыми. Прослушайте сообщение своего одноклассника об этой птице.
Грач – крупная птица отряда воробьинообразных. Его размеры могут достигать 50 сантиметров. Это кочующая птица. Грачи не зимуют в той местности, где гнездятся, а улетают в тёплые страны на зимовку. Кочующая птица поздно осенью, когда наступают морозы и выпадает снег, отлетает на юг на десятки, сотни и даже тысячи километров в поисках пищи. Так как грачи откочёвывают на сравнительно небольшие расстояния, то весной они возвращаются в родные места раньше других. Недаром в народе оговорят: "Видел грача – весну встречай".
У грача чёрное с синим отливом оперение. Большие крылья означают, что птицы – хорошие летуны. У них сильные ноги, которыми они раскапывают почву, так как питаются семенами, червяками и насекомыми. Грач может повреждать посевы кукурузы, свёклы, но может быть полезен, поедая насекомых и даже грызунов.
Держатся грачи большими стаями, селятся на опушках леса, в рощах, парках и даже иногда в больших городах.
- Ребята, вы прослушали сообщение. Назовите его стиль (Научный).
- А тип речи? (Описание).
- Продолжим нашу беседу по картине. Что мы видим на переднем плане? А в центре? Отчётлив ли задний план? Что на нём?
- Какие краски и тона использует автор? (Много холодных синеватых теней, тёмно-бурые деревья, голубовато-белые низкие облака, оттенки серого цвета: сизый, стальной, землистый).
- Что же хотел показать Саврасов на своём полотне? (Красоту родной природы, необозримость её просторов, прелесть Отчизны, Родины).
- Какое настроение вызывает картина? Понравилась ли она?
Написание сочинения.
- Ребята, подумайте, какой фразой вы начнете ваше сочинение (несколько вариантов выписаны на доске):
- Полотно художника-передвижника А.К. Саврасова "Грачи прилетели" - это настоящий гимн весне! Художник не просто изображает весну, он населяет свое художественное творение настоящей весенней жизнью…!
- "Грачи прилетели" - это настоящий шедевр пейзажной живописи! Здесь царит жизнь, свобода, настоящая любовь к природе...!
- Картина выдающегося художника А.К. Саврасова вызвала у меня ни с чем несравнимое чувство восторга. Этим полотном можно любоваться до бесконечности и при этом испытывать чувство большой радости…!
- Наступило время для творчества. Дайте свободу своему воображению. В добрый путь! (Дети пишут, пока звучит музыка).
Итог урока.
При разработке уроков, мы, как уже было сказано выше, опирались на методику подготовки к написанию сочинения Л.А. Ходяковой. Нами были использованы этапы подготовки, выделенные методистом, такие как анализ картины, с сопровождающим его беседой, где были использованы вопросы аналитико-синтетического характера; словарная работа по картине; чтение и анализ искусствоведческого текста; составление плана высказывания по картине.
Для уроков нами был выбраны пейзажные картины, так как пейзаж – жанр живописи, который наиболее понятен школьникам, по мнению методиста.
В ходе проектирования уроков нами были использованы такие методы, как метод беседы, методы ТСО. методы наглядности, методы упражнения, методы анализа и синтеза.
При разработке уроков по картинам "Золотая осень" и "Грачи прилетели" нами была использована интеграция – мы объединили на уроке произведения живописи, музыки и поэзии для наибольшего эффекта воздействия пейзажного полотна на внутренний мир учащихся – данный подход поддерживает и методист Л.А. Ходякова и школьный учитель М.А. Машкова в своих разработках.
Вместе с тем, при разработке урока по подготовке к сочинению по картине "Золотая осень" нами был использован метод, больше применяемый на уроках по литературе – это метод заочной экскурсии.
Наряду с этим, нами были приняты во внимание психологические аспекты восприятия картины учениками и возможные трудности при определении идейного содержания полотен, с этой целью картины выбирались жанровые, наиболее зрелищные и доступные для понимания школьникам.
Содержание
Введение
1. Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений
2. Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи
3. Формы сочинений по картине. Система упражнений по обучению учащихся письменной речи
4. Характеристика этапов подготовительной работы по написанию сочинения по картине
5. Использование отдельных жанров живописи для обучения сочинениям
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
На сегодняшний день в методике преподавания русского языка и в школьной практике существует традиционный взгляд на методику сочинения по картине в целом и методику подготовки к написанию сочинения по картине. В соответствии с этим уроки подготовки к сочинениям по картине становились подчас шаблонными. При подготовки к таким урокам часто не учитывался психологический аспект воздействия произведений живописи на учеников, не учитывался возраст школьников при выборе картин для школьников.
Методическая работа Л.А. Ходяковой – одна из немногих, в которой осмысливается и переосмысливается в другом плане методика работы по сочинению по картине.
Методика работы по сочинению по картине в силу этого остается на сегодняшний день малоизученной, в школьной практике сочинениям, в особенности сочинениям по картине уделяется мало времени, в школьной практике они используются редко.
Актуальность работы определяется необходимостью привлечь внимание учителей к данной форме работы.
Объектом курсовой работы будет являться обзор и краткий анализ методических разработок, посвященных сочинениям по картине.
Предмет работы – анализ методики Ходяковой Л.А., посвященной сочинению по картине. Создание уроков подготовки сочинений по картине по методике Л.А. Ходяковой.
Цель нашей работы: анализ методической работы Л.А. Ходяковой, посвященной методике сочинения по картине и создание собственных разработок уроков подготовки к написанию сочинения по картине.
Цель определяет и круг задач:
1. Рассмотреть и проанализировать наиболее известные определения "школьного сочинения", выбрать из них наиболее полное и удачное.
2. Рассмотреть и дать краткий анализ наиболее известным классификациям сочинений.
3. Рассмотреть и дать краткий анализ известным методическим разработкам, посвященным сочинениям по картине.
4. Рассмотреть и проанализировать методическую работу Л.А. Ходяковой, посвященную методике сочинения по картине.
5. Создать собственные разработки уроков подготовки написания сочинения по картине, опираясь на методическую работу Л.А Ходяковой.
Практическая значимость: материалы данной работы, возможно, использовать как практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине, так и будущим учителям.
Наряду с этим, возможно использование наших разработок уроков в школьной практике.
Методы, использованные в работе: метод анализа.
Поставленный круг задач определяет и структуру работы. Работа состоит из введения, двух параграфов, приложения (в виде разработки трех уроков, посвященных подготовке к написанию сочинения по картине) и заключения.
1 . Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения".
В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения":
Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка ().
Как видно из определения, автор подчеркивает здесь мысль о том, что сочинение является учебным упражнением по русскому языку.
Сочинение Самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему ().
Это определение практически не отличается от первого, с той лишь разницей, что здесь исключено слово "упражнение". Однако употреблено выражение "самостоятельная школьная работа". Следовательно, для автора этого определения больше важен тот факт, что сочинение – это именно самостоятельная работа, развивающая творческие способности учащихся ().
Сочинение - это общее название и школьное сочинение - это один из видов работ, которые предусматривают, продуманное изложение своих мыслей, суждений по теме произведения. Школьные сочинения являются важным фактором в общей системе обучения ().
В следующем определении, сочинение называют уже просто работой. В данном понимании сочинения, смысл самого понятия сужен, в силу того, что ограничен материал, по которому возможна работа по сочинению. Автор определения обозначает в качестве материала лишь произведения, однако, как известно из работ по методике русского языка и школьной практики, материалом сочинений может служить и эпизод из своей жизни, жизни другого человека; экскурсия; посещение выставки; посещение музея и многое другое.
В следующем определении, данном в учебном пособии Т.А. Ладыженской, И.П. Фроловича "Система обучения сочинениям в 4-8 классах" отражены несколько точек зрения ученых-методистов на понимание "сочинения":
Сочинение – один из видов работы по развитию речи и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика ().
Методист А.Д. Алферов писал, что сочинение – это не только "упражнения в форме и стиле", что "упражнения, преследующие только задачи стиля, то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки… Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных".
В этом определении, методист подчеркивает тот факт, что сочинение это свободное выражение своих мыслей, но по заранее продуманному плану – "мысль, основанная на достаточных данных".
Методист В.А. Никольский отмечает, что "школьное сочинение" есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя".
Здесь подчеркивается мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны учителя.
Сочинение – это упражнение высшего порядка.
Сочинение – это творческое, самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений, с целью сообщить об этом другим.
Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном развернутом изложении какого-либо содержания.
Школьное сочинение – творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим. Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном, развернутом изложении какого-либо содержания. Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью ().
На наш взгляд, наиболее приемлемая для нас точка зрения на понимание сочинения представлена методистом А.В. Текучевым. Здесь автор, в первую очередь подчеркивает творческий характер сочинения, затем говорит о роли плана и подготовительной работе, в целом, в процессе создания сочинения, что не находит отражения ни в одной из других точек зрения.
В методике русского языка существуют разные основания для классификации сочинений. Так профессор А.В. Текучев предлагает следующий вид классификации сочинений:
Различают два основных типа сочинений по их содержанию: сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему (так обычно называются сочинения на нелитературные темы или литературные, но не по программному материалу).
Сочинения на свободные темы различаются по источнику получения материала для сочинения, по жанру, объему, месту и способу выполнения. по наличию или отсутствию дополнительных заданий, связанных с ними.
По источнику различаются сочинения:
1. Из круга личных переживаний. Эти сочинения опираются на личный жизненный опыт учащегося, на непосредственные наблюдения
2. Сочинения, основой для которых послужили наблюдения (специальные, случайные, организованные) над явлениями природы (пробуждение природы весной, закат солнца в горах, в поле), общественной жизни и производственной деятельности людей.
3. Сочинения по картине. Небольшие по объему письменные высказывания учащихся в связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу. Выполняются они, по преимуществу, на уроке в течение 10-15 минут. Их целью может быть тренировка в использовании каких-либо стилистических приемов, изобразительных средств языка, тематических словарей, в построении предложений определенной конструкции, а также активизация словаря, навыки делать краткие зарисовки каких-либо картин из жизни людей, природы и т.д.
4. Сочинения как один из результатов чтения художественной и научно-популярной литературы: аннотации, отзывы-рецензии, портретные характеристики, конспекты и т.д.
5. Сочинения – записи прослушанного (лекции, рассказа).
6. Сочинения по аналогии, образцу (подобный рассказ). Содержанием их является какой-либо известный учащимся или придуманный ими случай из жизни, аналогичный описанному в басне, или даже сочинение сказок (в подражании уже известным).
По жанру различаются повествование, описание, рассуждение. портретная характеристика, письмо, деловая речь, опыты самостоятельного литературного творчества учащихся.
По месту, способу выполнения и объему сочинения бывают классные и домашние, коллективные и индивидуальные – самостоятельные. развернутые и сочинения-миниатюры.
Сочинения могут с дополнительными заданиями: сочинения по опорным словам, с дополнением текста (распространение статьи, продолжение рассказа), с грамматическим заданием.
1. Ответы на вопросы.
2. Сочинения по опорным словам – это сочинения на определенную тему, в которое были бы включены слова на какое-либо правило.
а) сочинения, которые проводятся с целью обогащения словаря учащихся и для которых опорными словами являются тематически подобранные учителем слова.
б) сочинения, проводимые с целью развития навыков связной речи. Здесь опорными будут не только отдельные слова, но и их сочетания.
3. Сочинения с грамматическим заданием.
С точки зрения идейно-воспитательных задач сочинения среди других видов работ по русскому языку занимают исключительно важное место. В них с наибольшей силой и выразительностью отражается внутренний мир ученика, по сочинениям можно проследить развитие школьника, формирование его мировоззрения, отношение к жизни. Сочинение дает возможность судить о знании учеником фактического материала, об умении пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей. С помощью сочинений происходит осмысление изучаемого, совершенствуется стиль, выразительность и композиция связных высказываний.
Сочинения необходимо проводить в определенной системе, от этапа к этапу, повышая требования к их содержательности, технике изложения и грамотности. В конечном итоге система сочинений должна обеспечить умение учащихся рассказывать о чем-либо по плану, в определенной последовательности, не нарушая логики в развитии событий, выделять главные связи между явлениями, формулировать выводы и доказательства к ним, обобщать.
Указанные выше цели обучения сочинениям лежат в основе методической системы обучения сочинениям в школе. Эта система должна учитывать методику подготовительной работы к сочинению, тематику (содержание) сочинений, виды, последовательность их проведения и дальнейшую работу над сочинениями.
Подготовка к очередному сочинению может состоять в работе:
а) над словарем, имеющим целью вооружить учащихся необходимой для выполнения сочинения тематически подобранной лексикой. Это могут быть слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, а частично и совсем новые для них, которые вводятся с целью обогащения словаря;
б) над предложением (с целью предупреждения грамматико-стилистических ошибок);
в) над орфографией и пунктуацией (например, в случаях, когда дается сочинение с грамматическим заданием или при закрепления написания отдельных слов или изучаемых в данный период правил).
Одновременно с этим, ученикам показывается, должно идти накопление материала по теме сочинения. С этой целью в некоторых случаях учителем проводятся экскурсии в природу, на завод, в музей, если нужно обогатить учащихся новыми впечатлениями и знаниями. Получить материал для сочинения можно путем чтения статей, стихотворений по теме сочинения, рассматривания и анализа картин, иллюстраций. Воспоминания о пережитом, организованный рассказ школьников об аналогичных случаях из жизни также могут быть использованы в качестве материала для некоторых видов сочинений.
Е.А. Баринова предлагает следующую классификацию сочинений:
Основания, по которым классифицируются сочинения | Виды сочинений |
1. По цели проведения | I Обучающие сочинения – научающие писать сочинения II Контрольные сочинения III Сочинения с грамматическим заданием |
2. По источнику и характеру материала | I Сочинения на основе нового материала и на основе знакомого материала II По одному или нескольким источникам III Сочинения с применением наглядностей и ТСО IV Сочинения на основе личных наблюдений; по фильму, по пьесе. V Сочинение по аналогии с прочитанным текстом VI Сочинение по данному началу или концу, по заданному плану или на основе тезисов. |
3. По объему готового сочинения | I Развернутые сочинения II Сочинение-миниатюра III Сочинения заданного объема |
4. По тематике | I Сочинения на лингвистическую тему II Сочинения на литературную тему III Сочинения на свободную тему |
5. По способу изложения мысли | I Описание, повествование, рассуждение II Сочинения смешанного типа речи III Сочинение-рассказ, сочинение-очерк, сочинение-рецензия, сочинение-статья, сочинение-письмо, сочинение - научное сообщение. |
6. По степени самостоятельности | I С длительной подготовкой II Без предварительной подготовки III Самостоятельное |
М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская классифицируют сочинения следующим образом:
По тематике сочинения делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни – на так называемые свободные темы.
По типу создаваемых текстов различаются:
а) сочинения, традиционно относящиеся к "школьным жанрам" сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;
б) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т.д.
По стилю различаются сочинения разговорного стиля и книжных стилей: делового, научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного.
По источнику получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений.
По объему выделяются сочинения-миниатюры.
По осложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другим заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям.
Методисты Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев предлагают следующую классификацию сочинений:
В зависимости от цели сочинения бывают обучающие и контрольные.
По месту выполнения сочинения могут быть классные и домашние.
По источникам знаний классификация сочинений следующая: 1) сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся; 2) сочинения по картине; 3) сочинения, проводимые в курсе литературы.
По способу изложения мыслей могут быть выделены сочинения повествовательного характера, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Большинство классификаций сочинений разных методистов имеют общие черты, в основном сочинения классифицируют по следующим основаниям:
- по источнику;
- по жанру;
- по объему;
- сочинения с дополнительным заданием.
Для нас наиболее приемлемой будет являться классификация профессора А.В. Текучева. Она, на наш взгляд, наиболее подробно дает информацию о видах сочинений, в ней достаточно конкретно описаны основания классификации. В отдельный вид сочинений отнесены сочинения по картине, которые являются объектом изучения нашей работы.
Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи
В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения.
В частности профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в следующем аспекте:
Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны – рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизодам, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение по картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед ними ставятся задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные возможности, переводить виденное на язык слова. Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (то есть иметь план). Тематика сочинений по картине разнообразна – почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов – описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям ().
Авторы учебника "Методика русского языка" Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев освещают следующий подход к сочинению по картине:
Сочинения по картине – один из самых распространенных видов сочинений. Картина, как считает К.Д.Ушинский, позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочинение по картине может рассматриваться как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям, но не только от виденного, а и от слышанного, и от прочитанного. Сочинение по картине может быть поэтому, с одной стороны, сочинением-описанием картины (на основе виденного), с другой стороны, сочинением по поводу картины (на основе виденного, слышанного или прочитанного).
Используя картину на уроках развития речи, преподаватель должен, прежде всего, научить учащихся "читать" ее.
"Прочесть" картину, значит понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства "зримых образов", "говорящих" красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины.
В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях.
В VI классе на уроках литературы учащиеся получают представление об описании, и знакомство с пейзажной живописью становится для них наиболее необходимым.
Подготовкой к работе над картиной-пейзажем может служить анализ картины сюжетного характера, при рассмотрении которой обращается внимание и на пейзаж.
Выбрав для урока картину, преподаватель сам внимательно рассматривает ее, устанавливает, какова тема, идейное содержание картины, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.
Система вопросов, которые намечает затем преподаватель, обеспечивает последовательность в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, помогающему понять замысел художника. Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.
В методике обучения сочинения по картине можно наметить три этапа:
I. Подготовка преподавателя к уроку по картине.
1. Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.
2. Изучение содержания картины.
3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.
4. Формулировка вопросов для беседы.
5. Составление плана урока.
II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).
1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
2. вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.
3. Молчаливое рассматривание картины.
4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.
5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.
6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).
7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.
8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.
III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.
В качестве одной из методик мы рассматриваем передовой опыт учителя-словесника М.А. по подготовительной работе для написания сочинения по картине.
Учитель-словесник Мошкина М.А. из г. Ачинска предлагает свою методику подготовки к написанию сочинения по картине (Роль экстралингвистической информации в процессе подготовки к сочинению).
По ее мнению успех написания сочинения учащимися во многом обусловлен характером того материала, который был дан детям на этапе подготовки к сочинению. Подготовка к сочинению – это процесс сбора информации, ее переработки и структурирования.
М.А. Мошкина считает, что необходимо использовать для этого факты окружающей действительности, ту фоновую информацию, которая поможет учащимся полнее выразить свои личные впечатления.
На этапе сбора информации ученик вынужден обращаться к различным источникам, так как собственных знаний, как правило, не хватает. От того, какие источники информации будут в распоряжении учащихся, зависит в дальнейшем глубина раскрытия темы сочинения. В жизни человек черпает знания об окружающем мире не только из печатных источников. Большую часть разнообразных знаний он получает, опираясь на другие источники: социальный опыт других людей, произведения искусства (живопись, музыка), предметы истории (декоративно-прикладное искусство, архитектура, музей, исторические места), современные достижения техники (например, электронные образовательные ресурсы).
На этапе подготовки к написанию сочинения по картине М.А. Машкова предлагает использовать в качестве материала для написания сочинения и одновременно метода – экскурсию, после проведенной экскурсии она предлагает вниманию учащихся вопросы следующего характера:
- Какова цель вашего сочинения?
- Вы хотите рассказать об увиденном в выставочном зале или поделиться собственными впечатлениями?
Структурировать материал поможет ученикам и перечень следующих вопросов:
- Где, когда, как вы узнали о картине, которую собираетесь описывать в сочинении?
- Что вам известно об её авторе?
- Что изображено на картине? В чём её привлекательность для вас? (Она затронула ваши чувства, напомнила о чём-то?)
- В чём, по-вашему, мастерство автора, его индивидуальность?
- В какой мере экскурсия в выставочный зал (возможность увидеть картины художников) помогла вам лучше узнать сибирскую природу и художников-сибиряков?
М.А. Мошкина утверждает, и с ней нельзя не согласиться, что подобная работа при подготовке к сочинению способствует увеличению словарного запаса учащихся, в их речи увеличивается количество выразительных средств и экспрессивной лексики.
Представленные методики написания сочинения по картине и подготовки к написанию сочинения достаточно интересны в обобщенном плане. Они содержат общую информацию об основных этапах подготовительной работы, кратко их описывают. И поэтому данные методики могут послужить хорошим подспорьем для учителей, практикующих достаточно долго, которые уже ни один раз давали подобные уроки, писали с учениками сочинения.
С научной же точки зрения, данные методики большого интереса не представляют. Здесь не учтен психологический аспект, который немаловажен как при подготовительной работе, так и при непосредственно написании учениками сочинения; вместе с тем об основных этапах подготовительной работы сказано достаточно поверхностно.
Более подробная методика, исключающая вышеописанные недостатки, в которой достаточно подробно дана информация по этому вопросу, на наш взгляд? представлена у методиста Л.А. Ходяковой.
Проблема использования произведений живописи на уроках родного языка привлекала и привлекает к себе внимание многих ученых: психологов, педагогов, лингвистов и методистов. Они подчеркивают роль картины в развитии мышления и речи учащихся, в воспитании их эстетического вкуса, придают особое значение использованию картины для развития связной речи.
На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывают Л.В. Занков, Б.М. Козлов, М.П. Феофанов. По мнению Т.П. Головиной, "сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема, которую не надо специально организовывать". О значении картины для овладения детьми пространственными и временными отношениями говорили В.Г. Поляков, Ю.А. Самарин, Е.Н. Тихеева и И.Н. Шапошников. Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии ребенка. Предметы, изображенные на картине, предстают перед детьми в иных отношениях, чем в окружающей действительности (другая величина, другие масштабные сопоставления, иное отношение между главным и второстепенным, расположение на плоскости). В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления.
Многие педагоги и методисты отмечают, что рассматривание картин развивает в детях наблюдательность, воображение, будит в них критическое чутье, способствует проявлению широты мысли, любви к обобщениям. Так. Т.Г. Лубенец считал, что учитель должен научить учащихся читать картину так же, как и художественное произведение. По его мнению, "дети вполне способны понять художественный смысл картины, проникнуться настроением художника"
Однако прежде чем говорить об эффективности использования картины в работе по развитию речи учащихся на уроках русского языка необходимо осмыслить ее роль в развитии речевой деятельности с точки зрения современных представлений о речи.
Известно, что обучение родному языку учащихся есть обучение их речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), поскольку суть речевой деятельности в том, что она служит общению между людьми, передаче информации от человека к человеку.
Методист Л.А. Ходякова подготовительную работу к написанию сочинения по картине подразделяет на два этапа:
1. Этап ориентировки;
2. Этап планирования.
В рамках этих этапов Л.А. Ходякова рассматривает роль сочинения по картине в речевой деятельности учащихся.
В силу своей специфики картина на этапе ориентировки выполняет роль стимула, поскольку она, непосредственно воздействуя на органы чувств своими яркими изобразительными средствами, создает мотивацию к речевому действию, ориентирует высказывание обучаемых на адекватную передачу языковыми средствами содержания картины.
На этапе планирования (программы высказывания), когда мысль еще не выражена в словах, а программа высказывания формируется во внутренней речи и существует в виде "образов-мыслей", картина представляет собой "предметно-изобразительный код", облегчает составление программы высказывания, поскольку дает готовый материал. Подсказывая тему будущего речевого произведения, она служит внешней опорой внутренних действий", совершаемых учащимися под руководством учителя в процессе овладения языком.
При переходе от программы высказывания к ее реализации в языковом коде предъявление картины, представляющей "предметно-изобразительный код", лежащий за пределами языка, побуждает учащихся к речевому действию – реализации своей речи в соответствии с предметом речи – темой и замыслом высказывания. На этом этапе картина выполняет роль предмета речи, поскольку предлагает готовую тему и основную мысль высказывания, для раскрытия которых необходим отбор языковых средств, выбор наиболее удачных слов, синтаксических конструкций, адекватно передающих содержание картины. При этом учащиеся имеют возможность зрительно представить все связи и отношения между понятиями, раскрывающими ту или иную сторону действительности. Предметный план высказывания по репродукции, как правило, характеризуется полнотой, правильностью и точностью отражения окружающего мира. Картина не только организует высказывание, но и помогает говорящему следить за собственным выражением мыслей.
Адресованные учащимся вопросы и задания по рассматриваемой картине стимулируют речевую активность говорящего, поддерживают и направляют его речевую деятельность. Таким образом, создается коммуникативное сотрудничество в решении учебно-коммуникативных задач, поскольку ответ учащихся легко контролируется учителем, который видит эту же картину и может сразу исправить неточность. При этом путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалогизация ситуации, сводная беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). В экстралингвистическом плане работа по картине создает контактность, ситуативность, помогает поддерживать постоянную и непосредственную связь между учителем и учащимися.
Работа по картине способствует не только развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и аудирование (слушание рассказа учителя или текста-описания картины), но и помогает продуцировать письменную речь, обеспечивая ее логичность, полноту, лексико-грамматическое разнообразие, облегчая переход от внутренней речи к письменной, организуя высказывание в смысловые блоки, вычленяя детали и формируя основную мысль высказывания.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 287.