Налогообложение доходов иностранных юридических лиц при операциях с ценными бумагами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности работы нерезидентов на российском фондовом рынке

Нерезиденты активно работают с российскими ценными бумагами, заключая сделки как внутри страны (в рублях), так и на офшорном рынке акций (сделки между офшорными фирмами с расчетами в валюте за рубежом).

Согласно п. 4 ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. №3615–1 «О валютном регулировании и валютном контроле», валюта, ценные бумаги с номиналом в валюте, а также драгоценные металлы и камни (кроме ювелирных изделий) являются валютными ценностями.

К валютным относятся операции, «связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности», а также перемещение через границу Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 1 упомянутого Закона).

Как известно, валютные операции делятся на две группы: текущие и связанные с движением капитала. Приобретение ценных бумаг с номиналом в валюте – это операция, связанная с движением капитала. Такие операции осуществляются резидентами в порядке, установленном Банком России (п. 2 ст. 6 указанного Закона).

Другими словами, для покупки ценных бумаг с номиналом в валюте резиденту необходимо разрешение Банка России, которое должны получить оба участника сделки.

Исключение составляют сделки с ОВВЗ. Это валютные ценности, на совершение любых сделок с которыми ЦБ РФ дал всем юридическим и физическим лицам разрешение еще в 1994 г. Правда, с 1999 г. оплата сделок с ОВВЗ может производиться только в иностранной валюте.

Центробанк в рамках Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установил также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации (пп. «г» п. 2 ст. 9). То есть все операции нерезидентов с акциями российских организаций и вообще с рублевыми ценными бумагами на территории России регулируются Центробанком.

Офшорный рынок акций лежит за пределами России и поэтому вне сферы действия нормативных актов Центробанка.

До 2001 г. нерезиденты использовали для рублевых расчетов за ценные бумаги рублевые счета типа «И» (через них шли расчеты по акциям и ценным бумагам со сроком обращения более года) и «С» (специальные счета для приобретения ГКО и ОФЗ).

С введением в действие Инструкции Банка России от 12 октября 2000 г. №93-И нерезиденты – юридические лица могут открывать в российских банках счета типа «К» и «Н». Со счетов типа «К» возможна конвертация руб. в валюту без ограничений (и соответственно вывоз этой валюты за рубеж), со счетов типа «Н» покупка валюты производится с большой отсрочкой (с момента подачи поручения банку на покупку валюты и до его исполнения должно пройти не менее 365 дней).

Рублевые расчеты по операциям нерезидентов на фондовом рынке осуществляются следующим образом:

– сделки купли-продажи акций с резидентами, а также получение дивидендов по акциям российских организаций – через счет типа «К»;

– покупка ценных бумаг (кроме акций) у резидентов, внесение гарантийных взносов под фьючерсы и иные подобные операции – через счет типа «Н» или «К» по выбору;

– продажа ценных бумаг (кроме акций) резидентам, возврат гарантийных взносов под фьючерсы и иные подобные операции – через счет типа «Н»;

– предоставление резидентами займов нерезидентам – через счет типа «Н», возврат займов и уплата процентов – через счет «Н» или «К» по выбору;

– покупка нерезидентами товаров, работ и услуг (кроме ценных бумаг и недвижимости) у резидентов – через счет типа «Н» или «К» по выбору;

– продажа нерезидентами товаров, работ и услуг резидентам за рубли – через счет типа «К», если отсрочка поставки менее 90 дней, и счет типа «Н», если этот срок больше;

– расчеты по операциям с недвижимостью на территории Российской Федерации (купля-продажа, аренда) между резидентами и нерезидентами – через счет типа «Н» или «К» по выбору.

Довольно важным является вопрос: должны ли иностранные инвесторы регистрировать свои сделки с российскими ценными бумагами в ФКЦБ России?

Согласно ст. 29 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», «о совершенных сделках по приобретению иностранными владельцами ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации, сторонам по сделке надлежит уведомлять Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. О совершенных сделках по приобретению российскими владельцами ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами, сторонам по сделке также надлежит уведомлять Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг». Другими словами, о покупке нерезидентами российских акций обе стороны сделки должны уведомить ФКЦБ России.

В ст. 29 Закона «О рынке ценных бумаг» не указан срок, в течение которого сторонам сделки надо уведомить ФКЦБ. Согласно Постановлению ФКЦБ России от 11 декабря 2001 г. №33, уведомления следует направлять в СРО, куда входит данный профучастник, или непосредственно в ФКЦБ.

По сделкам на организованных рынках уведомление по форме №020 направляется в течение пяти дней после ее совершения, а по сделкам на организованных рынках – в течение пяти дней после окончания месяца (в данном случае уведомление направляет профессиональный участник рынка ценных бумаг, через которого эта сделка совершалась).

Понятие постоянного представительства

Как это принято в международной практике, гл. 25 НК РФ разделяет иностранных налогоплательщиков на две группы: иностранные юридические лица, имеющие в РФ постоянное представительство, и не имеющие такового.

Понятие «постоянное представительство» применяется только в налоговом праве. Иностранная фирма может иметь в России представительство в гражданско-правовом смысле слова, получить аккредитацию Торгово-промышленной палаты или ГРП Минюста России, но при этом не иметь налогового статуса постоянного представительства.

Постоянным представительством согласно п. 2 ст. 306 НК РФ является любое обособленное подразделение (представительство, бюро, контора, агентство и т.п.) либо «иное место деятельности», через которое иностранная организация «регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации».

Таким образом, постоянным представительством для целей налогообложения может быть как структурное подразделение иностранной фирмы в России, так и иное лицо, в том числе российская организация-посредник, если через нее регулярно осуществляется предпринимательская деятельность.

Посредник, являющийся постоянным представительством иностранной организации в РФ, называется зависимым агентом. Не всякий агент или иной посредник, действующий в интересах иностранной фирмы, является зависимым агентом. Определение зависимого агента дано в п. 9 ст. 306 НК РФ, где, в частности, предусмотрены следующие признаки этого налогового статуса:

1) наличие полномочий на заключение контрактов на территории РФ;

2) наличие полномочий на согласование существенных условий сделок на территории РФ (даже если сами сделки подписываются руководством инофирмы за рубежом);

3) оказание посреднических услуг, выходящих за рамки обычных услуг брокера (комиссионера, агента) на данном рынке.

Последнее условие очень важное. Российский посредник, например брокер на фондовом рынке, может работать как комиссионер по поручению иностранного клиента, заключать в его интересах сделки, вести переговоры, но при этом не иметь статуса постоянного представительства, поскольку все действия такого брокера не будут выходить за рамки обычного обслуживания клиентов со стороны профессионального посредника.

Определить, где кончаются обычные услуги посредника и начинается деятельность зависимого агента, подчас довольно сложно. По этому вопросу накоплен довольно большой международный опыт. Например, существует такая международная организация, как ОЭСР – Организация Экономического Сотрудничества и Развития (www.oecdmoscow.org). Она объединяет почти все промышленно развитые страны. Членами ОЭСР была принята так называемая типовая конвенция (типовой договор) об избежании двойного налогообложения. К ней экспертами ОЭСР были разработаны комментарии, где довольно подробно изложен вопрос об определении статуса зависимого агента.

В частности, признаками зависимого статуса агента могут считаться:

1) экономическая зависимость от иностранного клиента (например, когда этот клиент является единственным и преобладающим у российского брокера);

2) чрезмерный контроль иностранного лица за деятельностью брокера (например, когда инофирма может вмешиваться во «внутреннюю кухню» брокерского бизнеса, запрещать брокеру обслуживать других клиентов, вмешиваться в кадровую или ценовую политику);

3) особые полномочия брокера, которые клиенты обычно не предоставляют посредникам. Например, на фондовом рынке брокер обычно получает инструкцию от клиента на каждую сделку, где оговариваются цена, вид ценных бумаг и количество.

Если же брокер получает от клиента генеральную доверенность на заключение сделок с правом самому решать вопросы о цене, количестве и виде ценных бумаг – это не типично для брокерского бизнеса. Это значит, что инофирма дает брокеру право самому принимать все ключевые решения, то есть вести за инофирмы предпринимательскую деятельность в РФ. Это уже признак постоянного представительства.

Следует обратить внимание и на то, что одна и та же иностранная организация часть своих операций в России может проводить через постоянное представительство, а часть – минуя его. Одна часть доходов при этом будет извлекаться через представительство, другая – не через него. Тогда эти две группы доходов одной и той же фирмы будут иметь разный режим налогообложения.

Кроме того, важную роль при определении статуса постоянного представительства могут сыграть положения международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Например, до 2000 г. подобный договор между Россией и Кипром содержал положения о том, что деятельность посредника на территории другого государства не образует постоянного представительства, даже если он действуют за рамками своей обычной деятельности.

Постоянные представительства уплачивают на территории РФ налог на прибыль по тем же ставкам и в том же порядке, как и обычные российские налогоплательщики. При этом постоянные представительства освобождены от ежемесячных авансовых платежей и платят налог только поквартально (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Следует иметь в виду, что любая иностранная организация, которая планирует вести в России деятельность в течение более чем 30 дней в году, должна встать на учет в налоговых органах, получить ИНН и свидетельство по форме 2401ИМД (см. Приказ МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3–06/124).

Если иностранная организация не планирует работать в России в течение 30 дней в году и более, но при этом открывает счет в российской банке, то она ставится на учет по местонахождению банка с выдачей свидетельства по форме 2402ИМД с указанием КИО – кода иностранной организации.

Инофирмы, не имеющие в РФ постоянного представительства, но получающие доходы от источников в России, обязаны информировать о них налоговые органы.

Для этого нужно направлять уведомления об осуществлении ими деятельности в РФ в течение менее 30 дней в году (форма 2503И) и уведомления о полученных доходах (форма 2504И). Первое уведомление должно быть направлено до начала деятельности, второе – в течение месяца с момента возникновения права на получение дохода в РФ.

Налогообложение доходов иностранных фирм, не связанных с работой через постоянное представительство

Доходы иностранных юридических лиц, не имеющих в РФ постоянного представительства, облагаются налогом у источника. При этом следует иметь в виду следующее:

1. При отсутствии постоянного представительства налогом облагаются далеко не все доходы инофирмы, а только те, которые указаны в п. 1 ст. 309 НК РФ. Упомянутый список доходов включает в себя полученные в России дивиденды, проценты, штрафы, пени, доходы от интеллектуальной собственности, от реализации недвижимости, от сдачи имущества в аренду (в том числе от лизинга), от международных перевозок и др.

Доходы от реализации движимого имущества (в том числе ценных бумаг) в ст. 309 НК РФ не упомянуты в числе облагаемых доходов, за исключением акций и долей в предприятиях, чьи активы более чем на 50 процентов состоят из недвижимости на территории РФ (данная норма призвана препятствовать продаже недвижимости через продажу акций предприятий, на балансе которых находятся эти объекты).

Кроме того, п. 6 ст. 309 НК РФ требует облагать у источника доходы иностранных фирм по договорам доверительного управления их активами на территории РФ независимо от характера операций, осуществляемых через доверительного управляющего (в том числе если речь идет о вложениях в ценные бумаги).

2. Ставка налога, удерживаемого у источника, может меняться в зависимости от вида доходов. При реализации недвижимости и акций (долей) российских фирм, чьи активы более чем на 50 процентов состоят из недвижимости, налоговая база считается за вычетом документально подтвержденных расходов на приобретение этого имущества.

Ставка налога в данных случаях составляет 24 процента. Для дивидендов, которые выплачиваются инофирмам, ставка налога составляет 15 процентов. Для процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам – 15 или 0 процентов в зависимости от года выпуска (до или после 20 января 1997 г.). Ставка налога по доходам от международных перевозок и сдачи в аренду соответствующих транспортных средств – 10 процентов. Во всех остальных случаях налог взимается по ставке 20 процентов.

3. Международными договорами об избежании двойного налогообложения может быть предусмотрено освобождение от налогов отдельных видов доходов иностранных фирм, не имеющих в РФ постоянного представительства. Согласно ст. 312 НК РФ, иностранная организация для того, чтобы воспользоваться таким освобождением, должна представить налоговому агенту документ, подтверждающий ее постоянное местопребывание в соответствующем государстве.

Документ должен быть заверен компетентным органом этой страны (это может быть Минфин, Центробанк, специальное регистрационное ведомство или иной орган, определенный международным договором).

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 194.