Порядок расчета налоговой базы при операциях с ценными бумагами.
Согласно п. 10 ст. 280 НК РФ, налоговая база по доходам от реализации ценных бумаг рассчитывается налогоплательщиком отдельно от основной налоговой базы. При этом все ценные бумаги делятся на две категории: обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке.
Статья 280 НК РФ ограничивает возможность принятия для целей налогообложения убытков от операций с ценными бумагами. В течение налогового периода убытки от таких операций принимаются только в пределах доходов от ценных бумаг этой же категории. В связи с этим налогоплательщик обязан вести налоговый учет доходов и прямых расходов по операциям с ценными бумагами каждой категории.
К доходам от операций с ценными бумагами по п. 2 ст. 280 НК РФ отнесены:
1) цена их реализации или иного выбытия (в том числе погашения);
2) проценты, которые выплачиваются при реализации (ином выбытии) некоторых долговых ценных бумаг, независимо от того, кто их платит – покупатель по сделке или эмитент этой ценной бумаги.
В п. 2 ст. 280 НК РФ приведен и Перечень прямых расходов, которые вычитаются из доходов по соответствующей категории ценных бумаг:
1) цена приобретения ценной бумаги;
2) другие прямые расходы по приобретению (вознаграждения брокерам, биржам, регистраторам, депозитариям и т.п.);
3) накопленные проценты (купоны), уплаченные при покупке ценной бумаги, если ранее они еще не были вычтены из налоговой базы;
4) расходы по реализации ценных бумаг (вознаграждения брокерам, биржам и т.п.).
При ведении налогового учета операций с ценными бумагами необходимо учитывать следующие особенности.
Во-первых, тот факт, что при расчете налоговой базы по категориям ценных бумаг из доходов вычитаются только прямые расходы по этим операциям, не лишает налогоплательщика права при составлении декларации включить в состав расходов другие свои затраты (в том числе общехозяйственные).
Законодатели в ст. 280 НК РФ ограничили возможность списания убытков от операций с ценными бумагами. Для выполнения этой нормы и требуется раздельный учет доходов и расходов по категориям ценных бумаг. Но если налогоплательщиком получена прибыль от операций с ценными бумагами, она включается в «общий котел» наряду с доходами и расходами от других видов деятельности. Даже если вся прибыль получена от операций с ценными бумагами, из нее могут быть вычтены косвенные расходы организации, предусмотренные гл. 25 НК РФ.
Во-вторых, при реализации ценных бумаг в налоговом учете должна быть определена их стоимость. Согласно ст. 329 НК РФ, она может определяться методом стоимости единицы, ЛИФО или ФИФО. Применить метод стоимости единицы, как правило, невозможно к эмиссионным ценным бумагам (акции, облигации, опционы), а также к инвестиционным паям паевых фондов. В таких случаях необходимо использовать метод ЛИФО или ФИФО.
Согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», эмиссионные ценные бумаги размещаются выпусками, внутри которых все ценные бумаги одинаковы – предоставляют один и тот же набор прав, имеют один номинал, и т.п.
Как правило, использовать в отношении таких ценных бумаг метод стоимости единицы технически невозможно. Инвестиционные паи паевых фондов формально не являются эмиссионными ценными бумагами, но по условиям обращения аналогичны последним (см. ст. 14 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).
В-третьих, доходы от реализации ценных бумаг в налоговом учете являются частью выручки предприятия, даже если эти операции носят разовый характер и не являются обычной деятельностью. Согласно ст. 249 НК РФ, к доходам от реализации при расчете налога на прибыль относятся все поступления за реализованные товары, а ценные бумаги – это тоже вид товаров в соответствии п. 3 ст. 38 НК РФ.
В бухгалтерском учете, как известно, организация имеет право сама квалифицировать свои доходы: относить их к выручке от обычной деятельности либо к прочим доходам в зависимости от роли этих операций в работе предприятия. Выручку от продажи ценных бумаг в бухучете часто относят именно к прочим доходам.
В налоговом учете в настоящее время такой свободы выбора нет, и доходы от реализации ценных бумаг всегда включаются в выручку. При этом от суммы выручки рассчитываются нормативы для отдельных расходов на рекламу (ст. 264 НК РФ), а также норматив для создания резерва по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ).
В-четвертых, по ряду ценных бумаг может возникнуть проблема, к какой категории их отнести: обращающихся или не обращающихся на организованном рынке.
Ценная бумага считается обращающейся на организованном рынке только при одновременном выполнении трех условий, изложенных в п. 3 ст. 280 НК РФ. То есть она должна быть допущена к торгам хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством. Кроме того, по этой ценной бумаге должна регулярно рассчитываться рыночная котировка в соответствии с законодательством РФ или иной страны. Под рыночной котировкой для целей налогообложения понимается средневзвешенная цена торгового дня, а если таковая не рассчитывается, то среднее арифметическое между минимальной и максимальной ценами текущего дня.
Информация о рыночной котировке ценной бумаги должна быть общедоступна (через СМИ или непосредственно у организатора торговли).
Вопросы допуска ценных бумаг к обращению на организованных рынках регулируются Положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 января 2002 г. №1-пс).
Согласно п. 5.2 названного Положения, ценные бумаги, которые служат предметом сделок на организованном рынке, делятся на два вида: те, которые включены в котировальные листы «А» или «Б» (для чего они должны пройти специальную процедуру отбора – листинг) и прочие ценные бумаги. При этом в отношении прочих ценных бумаг в п. 5.2 Положения указано, что они не считаются допущенным к обращению, но «могут быть объектом совершаемых через организатора торговли сделок».
В соответствии со ст. 11 НК РФ термины, употребленные в налоговом законодательстве, которым не дано определение, должны пониматься так, как это принято в той отрасли права, откуда этот термин заимствован. В ст. 280 НК РФ нет определения понятия ценных бумаг, допущенных к обращению на организованном рынке. Поэтому необходимо использовать то, которое дается в Постановлении ФКЦБ России от 4 января 2002 г. №1-пс.
В результате мы приходим к выводу, что допущенными к обращению на организованном рынке следует считать только те ценные бумаги, которые прошли листинг и включены в котировальные листы организаторов торговли.
Особенности определения налоговой базы у профессиональных участников фондового рынка
Существует специфика определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами для отдельных организаций, занимающихся профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.
Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг», есть семь видов профессиональной деятельности на фондовом рынке и соответственно семь видов профессиональных участников этого рынка. Три из них – это организации, которые непосредственно заключают сделки на рынке: брокеры, дилеры и доверительные управляющие. Остальные четыре вида организаций относятся к инфраструктуре рынка. Это организаторы торговли (биржи), регистраторы и депозитарии (ведут учет прав собственности) и клиринговые организации (организуют взаиморасчеты).
Сразу необходимо отметить, что инвестиционные фонды (как акционерные, так и паевые) не являются профессиональными участниками рынка, хотя зачастую все свои деньги вкладывают в ценные бумаги.
Согласно п. 11 ст. 280 НК РФ, организации, осуществляющие дилерскую деятельность, не ведут отдельный учет налоговой базы по категориям ценных бумаг. Все прибыли и убытки от этих операций дилеры включают в «общий котел». «Осуществление дилерской деятельности» с точки зрения ст. 4 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» – это заключение сделок с ценными бумагами на основе публичного объявления цен и других условий сделок.
На практике, как правило, сделки по публично объявленным твердым ценам заключаются на биржах. Доказать факт осуществления дилерской деятельности на внебиржевом рынке теоретически можно, но это очень сложно. Как сказано в ст. 300 НК РФ, организация считается осуществляющей дилерскую деятельность, если она просто имеет соответствующую лицензию, выданную ФКЦБ России.
Все остальные профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны вести раздельный учет операций с ценными бумагами по двум категориям. При этом, согласно абз. 3 п. 8 ст. 280 НК РФ, в учетной политике они должны выбрать категорию ценных бумаг, «по операциям с которыми при формировании налоговой базы в доходы и расходы включаются иные виды доходов и расходов, определенные настоящей главой».
Эта норма означает, что при расчете налоговой базы по категории ценных бумаг обычные организации (не профессиональные участники фондового рынка) из доходов от соответствующих операций вычитают прямые расходы, связанные с ними. Доходы и расходы по другим видам деятельности при расчете налоговой базы по ценным бумагам не участвуют.
Профессиональные участники фондового рынка, не являющиеся дилерами, вправе по одной из категорий ценных бумаг включить в расчет налоговой базы не только доходы и расходы по соответствующим операциям с ценными бумагами, но и доходы и расходы по другим своим видам деятельности, не связанным с ценными бумагами.
Правильный выбор в учетной политике категории ценных бумаг, в базу по которой профессиональный участник будет включать свои прочие доходы и расходы (в том числе от оказания услуг), является вопросом налогового планирования.
Помимо особенностей определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют особенности и по составу затрат. Согласно ст. 299 НК РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют право уменьшать налоговую базу на целый ряд специфических затрат, связанных с их деятельностью.
К ним относятся, в частности, расходы на содержание торговых мест на биржах, на раскрытие информации о своей деятельности, взносы организаторам торговли и иным организациям (в том числе некоммерческим), «имеющим соответствующую лицензию».
Последняя норма часто вызывает споры, поскольку допускает расширительное толкование, вступающее в противоречие с другими статьями гл. 25 НК РФ. Например, руководствуясь пп. 1 ст. 299 НК РФ, налогоплательщик может отнести на затраты не только членские взносы бирж, но также взносы в саморегулируемые организации (СРО) участников фондового рынка, поскольку они тоже имеют «соответствующие лицензии».
Между тем п. 40 ст. 270 НК РФ запрещает уменьшать налогооблагаемую прибыль на взносы в некоммерческие организации, если только уплата этих взносов не является условием ведения деятельности налогоплательщика (пп. 29 ст. 264 НК РФ).
Правда, профучастник в ответ может ссылаться на п. 14 ст. 274 НК РФ, согласно которому особенности расчета налоговой базы у этого типа организаций устанавливаются ст. ст. 298 и 299 НК РФ. Этими статьями могут вводиться специальные нормы по составу затрат у профучастников, которые отличаются от общеустановленных.
В числе особенностей состава затрат у профучастников необходимо отметить и право дилеров списывать на затраты суммы резервов под обесценение вложения в ценные бумаги (ст. 300 НК РФ).
Такой резерв дилер имеет право создавать каждый квартал под вложения в эмиссионные ценные бумаги, обращающиеся на организованных рынках. Резерв создается, если рыночные цены на такие ценные бумаги на отчетную дату оказались ниже стоимости их приобретения с учетом накладных расходов. Резерв создается под каждый выпуск эмиссионных ценных бумаг, цены на которые упали. При дальнейшем росте цен резерв корректируется в сторону уменьшения с отнесением этих сумм на доходы.
Следует иметь в виду, что право относить на затраты резерв под обесценение ценных бумаг имеют только дилеры. Для других профессиональных участников рынка ценных бумаг эти суммы не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база по операциям с государственными ценными бумагами.
Согласно ст. 284 НК РФ, проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам, выпущенным после 20 января 1997 г., облагаются налогом по ставке 15 процентов. Проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам, выпущенным до этой даты, а также по валютным облигациям Минфина России 1999 г. выпуска (которые были выпущены в обмен на замороженные ОВВЗ третьей серии), не облагаются налогом на прибыль.
Проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам (в том числе НКД полученные) выделяются в отдельную налоговую базу и не смешиваются с базой по операциям с ценными бумагами (абз. 3 ст. 281 НК РФ).
При этом доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам могут выплачиваться как в виде процентов, начисленных на номинал, так и в виде дисконта. Примечательно, что ст. 281 НК РФ дает собственное определение тому, как считается дисконт по государственным и муниципальным ценным бумагам для целей налогообложения.
Согласно ст. 281 НК РФ по ценным бумагам, по которым не установлена процентная ставка, процентом является «доход в виде разницы между номинальной стоимостью ценной бумаги и стоимостью ее на дату первичного размещения». Под стоимостью на дату первичного размещения является средневзвешенная цена на эту дату (даже если налогоплательщик реально покупал ценную бумагу по цене ниже или выше средневзвешенной).
При этом, если дисконтная государственная или муниципальная ценная бумага была куплена или продана на вторичном рынке, доход по ней должен считаться как доходность к погашению этой ценной бумаги, начисленная на цену приобретения.
Пример 2. ГКО были размещены на первичном аукционе сроком на один год с доходностью к погашению 20 процентов. Значит, тот, кто купит ГКО на этом аукционе по средневзвешенной цене и продержит их до погашения, получит доходность 20 процентов.
Предположим, инвестор не дождался погашения и спустя месяц продал эти ГКО с доходностью 25 процентов. Из полученной прибыли часть, соответствующая доходности 20 процентов, облагается по ставке 15 процентов, а другая часть (превышающая доходность 20%), облагается на общих основаниях как обычный доход от реализации ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке.
Из абз. 3 ст. 281 НК РФ следует, что, если налогоплательщик получит доходность при продаже ГКО меньше чем 20 процентов (скажем, 10%), он все равно обязан будет заплатить доход с суммы, которую он получил бы, если бы доходность составила 20 процентов.
Фактически методика налогообложения доходов по государственным ценным бумагам, приведенная в ст. 281 НК РФ, ведет к отрыву объекта налогообложения от экономического смысла этого дохода, что противоречит ст. ст. 3 и 41 НК РФ.
Кроме того, сам эмитент ГКО (Минфин России) в качестве процентного дохода по этим облигациям установил, что им является разница цены продажи (погашения) и цены приобретения облигации, какой бы она ни была (больше или меньше доходности к погашению). Согласно п. 5 Условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций (утв. Приказом Минфина России от 24 ноября 2000 г. №103н), «доходом по государственным краткосрочным облигациям считается дисконт, полученный в виде разницы между ценой размещения (покупки) и ценой погашения (продажи)».
Спорные вопросы по переносу убытков от операций с ценными бумагами на будущее.
Если налоговая база по одной из категорий ценных бумаг по итогам года отрицательная, есть ли 30-процентное ограничение при последующем переносе этих убытков на будущее? Иными словами, если в текущем году получен убыток от реализации векселей в размере 1000000 руб., а в следующем прибыль от таких же операций в размере 1000000 руб., то убыток прошлого года принимается полностью или в размере не более 300000 руб. (30% от налоговой базы по соответствующей категории ценных бумаг)?
Абзац 1 п. 10 ст. 280 НК РФ говорит о том, что убытки прошлых лет от операций с ценными бумагами переносятся на будущее «в порядке и на условиях, которые установлены ст. 283 настоящего Кодекса». В п. 2 ст. 283 НК РФ сказано, что «совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 процентов налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 настоящего Кодекса».
Согласно п. 1 той же ст. 283 НК РФ, налоговая база текущего периода считается «с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, ст. 275.1, ст. ст. 280 и 304 настоящего Кодекса». Данные статьи регулируют особенности налогообложения обслуживающих хозяйств, ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок.
Таким образом, ст. 283 НК РФ имеет недостаточно четкие формулировки, допускающие двоякое толкование. Либо норматив 30 процентов применяется только ко всей налоговой базе целиком, либо и ко всей налоговой базе целиком и еще к каждой из трех перечисленных налоговых баз в отдельности.
Определение рыночной цены ценной бумаги
Согласно п. 5 ст. 280 НК РФ, «рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки».
Таким образом, по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке, рыночной признается любая цена, если она находится в интервале между минимальной и максимальной ценой сделок на организованном рынке «на дату совершения соответствующей сделки».
Если ценная бумага обращается сразу на нескольких биржах (что не редкость), налогоплательщик вправе выбрать организатора торговли, чей интервал он будет использовать.
Бывает также, что по некоторым неликвидным ценным бумагам сделки заключаются не каждый день, и даже не каждый день подаются заявки на их покупку или продажу. В этом случае рыночный интервал цен определяется на последнюю дату, когда были сделки с этой ценной бумагой за истекшие 12 месяцев. Если сделок нет уже больше года, ценная бумага считается не обращающейся на организованном рынке.
Согласно тому же п. 5 ст. 280 НК РФ, «в случае реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг».
Таким образом, при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке по цене ниже рыночной, налоговая база по сделке доначисляется до уровня рыночных цен. При этом, как видно из текста п. 5 ст. 280 НК РФ, не имеет значения, где реализована такая ценная бумага – на организованном или ином рынке. Если сделка с акциями заключена на внебиржевом рынке, но они также обращаются и где-то на бирже. налогообложение такой сделки производится по правилам для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке.
Для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, рыночная цена определяется по правилам, установленным п. 6 ст. 280 НК РФ. Желая определить рыночную цену некотируемой ценной бумаги, налогоплательщик должен сначала попытаться найти «аналогичную» ценную бумагу, обращающуюся на организованном рынке, и взять за основу расчета ее рыночную цену.
Если «аналогичная» ценная бумага существует, то все цены в интервале между ее минимальной или максимальной ценами на организованном рынке (либо в интервале плюс-минус 20% от ее средневзвешенной цены на организованном рынке) «принимаются для целей налогообложения» (п. 6 ст. 280 НК РФ).
Вопрос о том, насколько две разных ценных бумаги могут считаться аналогичными (скажем, вексель банка и облигация того же банка, которая котируется на бирже), решается налогоплательщиком самостоятельно. Сама ст. 280 НК РФ не содержит каких-либо указаний на этот счет. Однако это не означает, что налогоплательщик не должен быть готов предъявить (налоговому органу или суду) убедительные экономические доказательства «аналогии» между ценными бумагами.
Если найти «аналогичную» ценную бумагу не представляется возможным, п. 6 ст. 280 НК РФ требует от налогоплательщика найти так называемую расчетную цену ценной бумаги на дату заключения сделки. Все цены в интервале плюс-минус 20 процентов от «расчетной цены» будут также приниматься для целей налогообложения.
В п. 6.3.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ (утв. Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3–02/729) для определения расчетной цены акций предлагается использовать показатель чистых активов эмитента на одну акцию.
Имеются также решения судов о том, что показатель чистых активов на одну акцию является приоритетным для определения рыночной цены некотируемых акций (см. Постановление ФАС Восточносибирского округа от 29 июля 2003 г. N А33–16082/02-СЗн-Ф02–2250/03-С1).
Этот метод оценки наиболее простой, но не единственный. Есть и более сложный метод – на основе прогноза будущих доходов предприятия-эмитента. Однако квалифицированно применить эту методику налогоплательщик вряд ли сможет без привлечения специалиста-оценщика.
Для долговых ценных бумаг в п. 6.3.1 упомянутых Методических рекомендаций предлагается использовать механизм оценки на основе расчета наращенных (накопленных) сумм процентных выплат (доходов) к получению.
Под рыночной ставкой ссудного процента налогоплательщики могут понимать ставку рефинансирования ЦБ РФ.
Фактически эта формула означает, что расчетной ценой является цена покупки долговой ценной бумаги (векселя) плюс часть дисконта (процента), начисленная за время нахождения ценной бумаги на балансе.
Например, если вексель номиналом 1000000 руб. был куплен за 800000 руб. за два месяца до погашения, то через месяц его расчетная цена будет 900000 руб. (цена покупки плюс половина от дисконта).
Безусловно, такой метод определения расчетной цены не единственный. Налогоплательщик может использовать и более сложный метод, который основан на прогнозе будущих доходов по ценной бумаге и их последующем приведении к ценам сегодняшнего дня. Такой метод называется дисконтированием и, как правило, требует привлечения специалиста-оценщика.
Возможность применения этого метода прямо указана и в последнем абзаце п. 6 ст. 280 НК РФ, где говорится, что при определении расчетной цены может быть использована «рыночная величина ставки ссудного процента на соответствующий срок в соответствующей валюте».
Метод на основе дисконтирования включает в себя два этапа:
1) составляется прогноз получения денежных платежей по ценной бумаге вплоть до даты ее погашения. Например, по векселю платеж делается один раз в конце срока обращения и представляет собой номинал (вексельную сумму) плюс проценты, если они предусмотрены в реквизитах векселя;
2) по специальной математической формуле определяется, сколько денег необходимо поместить сегодня в банк под рыночный процент, чтобы обеспечить тот же график платежей, что и по ценной бумаге. Сумма этого депозита и будет расчетной рыночной ценой ценной бумаги.
Согласно п. 6 ст. 280 НК РФ, рыночной ценой для целей налогообложения считается любая цена в интервале плюс-минус 20 процентов от «расчетной цены». В свою очередь «расчетной ценой» может быть как верхнее значение цены, определенное путем дисконтирования на основе среднего ссудного процента, так и любая цена ниже этого значения. «Расчетная цена» может оказаться ниже в случаях, когда, по мнению профессионального оценщика или иного лица, определяющего такую цену, при покупке данной ценной бумаги присутствуют риски, которые должны быть оплачены дополнительно.
Дата определения рыночной цены ценных бумаг
В пп. 5 и 6 ст. 280 НК РФ, где дается определение рыночным ценам на ценные бумаги, говорится, что рыночная цена рассчитывается «на дату совершения сделки».
При этом в абз. 2 п. 4 ст. 280 НК РФ после термина «дата совершения сделки» в скобках в порядке уточнения употреблен термин «дата передачи ценной бумаги». Законодатель, поставив после понятия «дата совершения сделки» в скобках термин «дата передачи ценной бумаги», фактически приравнял их друг к другу. Правда, п. 4 ст. 280 НК РФ касается не расчета рыночных цен на ценные бумаги, а посвящен более узкому вопросу – порядку определения НКД при сделках с долговыми ценными бумагами.
Согласно п. 6 ст. 274 НК РФ, рыночные цены для целей гл. 25 НК РФ определяются «на момент реализации или совершения внереализационных операций». Эта норма подтверждает, что в гл. 25 НК РФ законодатель под датой совершения сделки купли-продажи понимал именно дату передачи товара.
Эта норма создает, безусловно, дополнительные сложности для налогоплательщиков, поскольку, заключая сделки с отсрочкой поставки товара, они теперь не смогут до конца оценить их налоговые последствия. В случае резкого скачка цен на рынке к моменту передачи товара налогоплательщику, вполне вероятно, придется доначислять налоговую базу.
Кроме того, понимание даты совершения сделки купли-продажи как даты передачи товара противоречит ГК РФ. Ведь сделкой по ГК РФ считаются действия юридических и физических лиц, создающие, изменяющие либо прекращающие гражданские права и обязанности (ст. 153).
Согласно ст. 160 НК РФ, сделка в письменной форме совершается путем подписания документа, выражающего содержание сделки. Таким образом, в ГК РФ термин «совершение сделки» является синонимом понятия «заключение сделки».
Правда, в отдельных случаях, прямо предусмотренных законом, договор может считаться заключенным не с момента его подписания, а с момента передачи соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 ГК РФ). Это должно быть прямо предусмотрено в законодательстве. Например, по ст. 807 ГК РФ сделка займа считается заключенной с момента передачи в долг денег или иного имущества (а не с момента подписания самого договора).
В отношении договоров купли-продажи законом не установлено, что он считается заключенным с момента передачи товара. Поэтому такая сделка считается заключенной (то есть совершенной) с момента подписания договора.
Однако в данном случае нормы НК РФ имеют приоритет над гражданским законодательством.
Спорные вопросы при определении рыночной цены ценной бумаги
При определении рыночной цены ценной бумаги следует обратить внимание, как применяются нормы ст. 40 НК РФ при сделках с ценными бумагами по ценам, существенно отклоняющимся от рыночных.
Для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, п. 5 ст. 280 НК РФ прямо говорит о том, что «фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, находящаяся в соответствующем интервале цен, принимается для целей налогообложения в качестве рыночной цены».
Более того, в том же п. 5 ст. 280 НК РФ сказано, что «в случае реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг».
То есть выручку от реализации (иного выбытия) ценных бумаг нужно доначислять до минимальных рыночных цен, если ценная бумага обращается на организованном рынке.
Что касается ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, то здесь нормы ст. 280 НК РФ сформулированы менее четко. Пункт 6 ст. 280 НК РФ говорит только о том, что цены, находящиеся в соответствующих интервалах (плюс-минус 20% от «расчетной цены» или от рыночной цены «аналогичной» ценной бумаги и т.д.) принимаются для целей налогообложения.
Иные цены, по всей видимости, для целей налогообложения не принимаются, и поэтому налоговая база по таким сделкам подлежит корректировке. Этот подход нашел отражение в Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом МНС России от 29 декабря 2001 г. N БГ-3–02/585).
В Методических рекомендациях по применению главы 25 НК РФ обязанность доначислять налоговую базу в случае отклонения цен от рыночных также возложена на налогоплательщика. Однако это представляется не вполне обоснованным. Доначислить налог в данном случае – это скорее право, чем обязанность налогоплательщика. Он может доначислить сам себе налог, но может этого и не делать, и тогда налоговый орган может применить к нему нормы ст. 40 НК РФ.
Статья 280 НК РФ не отменяет действие ст. 40 НК РФ, согласно которой доначислять налоги при отклонении цен от рыночного уровня должны налоговые органы, соблюдая при этом определенную процедуру, установленную п.п. 2 и 3 ст. 40 НК РФ.
В частности, п. 2 ст. 40 НК РФ устанавливает перечень из четырех случаев, когда налоговые органы вообще могут поднимать вопрос о доначислении налоговой базы исходя из рыночных цен: бартер, сделки с зависимыми лицами, внешняя торговля и реализация товаров (работ, услуг) с большими колебаниями цен (более 20%) в пределах «непродолжительного периода времени».
Если налогоплательщик попадает в один из этих четырех случаев и при этом цена его сделки ниже или выше рыночной более чем на 20 процентов, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налогов.
Пункт 14 ст. 40 НК РФ говорит о том, что положения п.п. 3 и 10 ст. 40 НК РФ «при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой «Налог на прибыль (доход) организаций» настоящего Кодекса.
Иными словами, п. 3 ст. 40 НК РФ (а значит, и п. 2, поскольку они связаны друг с другом) применяются к ценным бумагам в общем порядке, за исключением порядка определения рыночной цены, где могут быть свои особенности, установленные гл. 25 НК РФ. То есть рыночная цена ценных бумаг определяется по правилам ст. 280 НК РФ, но все процедурные вопросы (как, когда и кто должен доначислять налоговую базу) по-прежнему регулируются ст. 40 НК РФ.
Налоговый учет процентов (купонов) по долговым ценным бумагам
Нормами ст. 271 НК РФ установлено, что организации, применяющие в налоговом учете метод начисления, должны на конец каждого отчетного периода начислять проценты, причитающиеся им по долговым ценным бумагам.
Согласно п. 6 ст. 271 НК РФ, «по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях настоящей главы доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода.
В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства)».
Согласно п. 1 ст. 271 НК РФ, доходы при методе начисления признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. Сумма процентов, причитающихся по долговой ценной бумаге, определяется нарастающим итогом в соответствии с условиями выпуска. В отчетном периоде, однако, должна признаваться как доход только та часть процентов, которая начислена за истекший отчетный период.
Техника начисления процентов по долговым ценным бумагам в гл. 25 НК РФ подробно описана только для государственных ценных бумаг, для которых условиями эмиссии предусмотрены расчеты НКД (п.п. 6 и 7 ст. 328 НК РФ). В частности, ст. 328 НК РФ установлено, что проценты начисляются на последний день отчетного периода. Доходом является разница между процентами, начисленными на конец и на начало отчетного периода (абз. 2 п. 7 ст. 328 НК РФ). Если по такой ценной бумаге производились выплаты процентов эмитентом, то они добавляются к налоговой базе.
Аналогичный порядок должен применяться и к негосударственным (корпоративным) ценным бумагам, поскольку только таким путем можно реализовать на практике требования п. 6 ст. 271 НК РФ о досрочной начислении процентов по долговым обязательствам.
В соответствии со ст. 285 НК РФ отчетными периодами признаются квартал, полугодие и 9 месяцев отчетного года. Налоговым периодом признается календарный год. Для налогоплательщиков, которые платят ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетные периоды определяются помесячно.
Налоговый учет операций по реализации процентных ценных бумаг
Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ, «доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом. При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении».
В том же п. 2 ст. 280 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по ценным бумагам «не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении».
Таким образом, суммы купонных доходов, полученные при погашении (продаже) долговых ценных бумаг, для целей налогообложения должны добавляться в выручку от реализации за минусом сумм процентов, «ранее учтенных при налогообложении».
Как уже говорилось выше, согласно ст. 271 НК РФ, в данном отчетном периоде (квартале, месяце) налогом облагаются только те проценты, которые причитаются организации за этот период.
Однако нормы НК РФ не устанавливают более конкретной методики отражения процентов к получению в налоговом учете и отчетности. Эти вопросы регулируются нормативными актами МНС России по заполнению налоговой отчетности, а также учетной политикой, принятой в организации.
Исходя из текста ст. ст. 271 и 280 НК РФ, возможны две методики отражения процентных доходов по ценным бумагам в налоговом учете и отчетности:
1) отражение только «чистого» процентного дохода, который причитается организации в отчетном периоде;
2) отражение всей суммы процентов на отчетную дату как дохода, а всей суммы ранее начисленных процентов – как расхода.
В 2002 г. МНС России в Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль для российских организаций определило, что они должны пользоваться второй методикой при заполнении своих деклараций по налогу на прибыль. Для иностранных юридических лиц не было установлено каких-либо специальных методик по отражению в декларации процентов, начисленных по ценным бумагам на конец отчетного периода.
Тем не менее иностранные юридические лица при заполнении строк А2.2 и В2.1 декларации, где отражаются доходы и расходы в виде процентов, могут пользоваться теми же методами, что и обычные российские налогоплательщики.
В разд. 3 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом МНС России от 29 декабря 2001 г. N БГ-3–02/585) указано, что в строке 030 листа 02 декларации налогоплательщик в числе внереализационных доходов отражает:
« – проценты, полученные (начисленные) по государственным и муниципальным ценным бумагам, другим эмиссионным ценным бумагам на дату выплаты эмитентом процентного (купонного) дохода или дату реализации ценных бумаг или последнюю дату отчетного периода и облагаемые по ставкам, установленным п.п. 1, 4 ст. 284 НК РФ (ст. ст. 271, 273, 281, 328 НК РФ);
– проценты, полученные (начисленные) по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по иным долговым обязательствам (включая ценные бумаги) при нахождении долговых обязательств у налогоплательщика (ст. ст. 271, 273, 328 НК РФ). По этой строке, кроме процентов, полученных (начисленных) по процентному векселю, также отражаются полученные (начисленные) проценты в виде дисконта по дисконтному векселю».
В отношении ранее начисленных процентов по ценным бумагам в разд. 3 Инструкции указано, что эти суммы отражаются в строке 040 как внереализационные расходы. «По данной строке при реализации или ином выбытии (в том числе погашении) ценных бумаг отражается процентный доход по ценным бумагам, кроме государственных или муниципальных ценных бумаг, ранее учтенный по строке 030 листа. Указанный процентный доход отражается по строке 010 листа 02 или по строке 010 листа 05 или строке 010 листа 06 в составе выручки от реализации ценных бумаг или дохода от иного выбытия (в том числе погашения)».
Таким образом, налогоплательщику предлагается отразить доход в виде процентов дважды: сначала досрочно начислить его в составе внереализационных доходов (строка 030), потом как бы переквалифицировать этот доход – исключить его из внереализационных операций (включив в строку 040) и признать в качестве выручки от реализации. Для этого данный доход можно отразить по строке 010 листа 01 в общей сумме выручки предприятия или в листе 05 либо 06.
Налогообложение дисконтов по ценным бумагам
Согласно п. 3 ст. 43 НК РФ, процентом является «любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа оформления).
Таким образом, дисконты по долговым ценным бумагам облагаются налогом по тем же правилам, что и обычные проценты, начисляемые на номинальную стоимость таких ценных бумаг. Иными словами, дисконты к получению должны равномерно начисляться на конец отчетного периода, так же как и обычные проценты.
В п. 6.3.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ приведена формула для равномерного начисления процентов (дисконтов) по векселям. Ее можно применять также к облигациям и другим ценным бумагам, которые могут продаваться с дисконтом к номиналу. Согласно Методическим рекомендациям, дисконт начинает начисляться с момента приобретения векселя исходя из срока, оставшегося до его погашения.
В упомянутом п. 6.3.1 Методических рекомендаций указано: «В соответствии с п. 1 ст. 328 НК РФ по векселю сумма дохода в виде процента, включая процент в виде дисконта, причитающегося в соответствии с условиями выпуска векселя или передачи (продажи), учитывается по каждому векселю. При этом процентный доход, предусмотренный условиями передачи (продажи), определяется исходя из цены сделки, номинала векселя и срока, остающегося до его предъявления к погашению.
Начисленные на отчетную дату дисконты отражаются в отчетности в составе внереализационных доходов, а ранее начисленные дисконты – в составе внереализационных расходов.
По мнению налоговых органов, дисконты подлежат досрочному начислению у владельца ценной бумаги и в том случае, если он приобрел ее на вторичном рынке. Это мнение основывается на п. 1 ст. 328 НК РФ, который гласит, что»… налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (а по ценным бумагам – в соответствии с условиями выпуска или передачи (продажи) процентов…»
Статья 328 НК РФ допускает, что проценты по ценным бумагам могут быть установлены не только при их выпуске (эмиссии), но и позднее – при передаче (продаже). Это означает, что проценты могут быть установлены как эмитентом ценной бумаги, так и иными лицами, в том числе в виде дисконта при продаже ценных бумаг на вторичном рынке. Следует иметь в виду, что эта трактовка дисконтов спорная и скорее всего станет в будущем предметом судебных споров.
Налогообложение процентов по векселям с оплатой по предъявлении
В векселях с оплатой по предъявлении и во столько-то времени от предъявления может быть указано условие о процентах. Они могут начисляться как с даты составления векселя, так и с другой даты. Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2000 г. №33/14, «проценты на сумму векселя сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления начинают начисляться со дня составления векселя, если в самом векселе не указана другая дата» (ст. 5 Положения).
При разрешении споров о моменте, с которого должно начинаться начисление процентов по векселям, судам следует иметь в виду, что указанием другой даты должна считаться как прямая оговорка типа «проценты начисляются с такого-то числа», так и дата наступления минимального срока для предъявления к платежу векселя сроком «по предъявлении, но не ранее». Следовательно, в векселях с оплатой по предъявлении проценты начисляются начиная с минимального срока для предъявления к оплате, если иное не установлено векселедателем. Юридически владелец векселя получает право на получение процентов по такому векселю лишь с даты, которая указана в векселе. Строго говоря, векселедатель может включить эти проценты в расходы тоже только с момента, когда начинается их начисление в соответствии с реквизитами векселя. Что касается дисконтов по векселям с оплатой по предъявлении, но не ранее, то они не зависят от даты, с которой вексель может быть предъявлен к погашению. Поэтому в налоговом учете они начисляются так же, как и дисконты по другим видам долговых ценных бумаг, то есть с даты выдачи ценной бумаги или с даты ее приобретения (у владельца).
Согласно п. 5.4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ, «по дисконтным векселям со сроком «по предъявлении, но не ранее» расход (дисконт) в виде процента определяется с даты составления векселя. Для начисления дисконта по векселям с оговоркой «по предъявлении, но не ранее» в качестве срока обращения, исходя из которого определяется дисконт на конец отчетного периода используется предполагаемый срок обращения векселя, определяемый в соответствии с вексельным законодательством (365-366) дней плюс срок от даты составления векселя до минимальной даты предъявления векселя к платежу)».
Определение налоговой базы по сделкам РЕПО
РЕПО – это сделка продажи ценных бумаг с обязательством их обратного выкупа в будущем. То есть сделка РЕПО состоит из двух частей: продажи и выкупа. Если цена выкупа заранее известна и она больше цены продажи, то РЕПО напоминает заем, выданный ценными бумагами.
Если цена выкупа неизвестна и зависит от курса ценной бумаги на день выкупа (который, конечно, заранее неизвестен), то РЕПО напоминает пари на будущее значение курса ценной бумаги и служит целям спекуляции или страхования финансовых рисков (аналогично фьючерсам и опционам).
Согласно ст. 282 НК РФ, сделками РЕПО, к которым применяется особый режим налогообложения, считаются сделки с эмиссионными ценными бумагами (акциями и облигациями) на срок не более шести месяцев. Если срок больше, обе части РЕПО облагаются налогом как разные сделки (покупка, а затем реализация ценной бумаги). Если срок менее шести месяцев, сделка РЕПО для целей налогообложения фактически приравнивается к договору займа.
Если при завершении сделки РЕПО обратно был выкуплен не весь пакет ценных бумаг, разница считается обычной реализацией ценных бумаг и облагается налогом в общем порядке.
Если предметом сделки РЕПО служат облигации, по которым предусмотрены расчеты по НКД, разница полученных и уплаченных НКД облагается налогом по правилам п.п. 2, 7 и 8 ст. 282 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 282 НК РФ, при передаче облигаций на первом этапе сделки РЕПО продавец в налоговом учете не меняет цену приобретения и НКД, уплаченный по этой ценной бумаге.
В соответствии с п. 7 ст. 282 НК РФ, при обратном выкупе облигаций к их цене добавляется НКД на дату выкупа и все проценты, которые были выплачены эмитентом между первой и второй частью РЕПО.
Как сказано в ст. 333 НК РФ, «продавец ценных бумаг по обратной части операций РЕПО осуществляет учет ценных бумаг от даты приобретения ценных бумаг в соответствии с первой частью операций РЕПО до срока продажи (выкупа первым участником сделки).
В учете отражается дата продажи и стоимость проданных ценных бумаг, подлежащих выкупу при исполнении второй части соглашений о сделках купли-продажи ценных бумаг с обратным выкупом, дата выкупа и стоимость ценных бумаг, выкупленных при исполнении второй части соглашений о сделках купли».
Соединив все эти нормы вместе, мы получаем следующее.
Отражать результат сделки РЕПО только после ее завершения – требование, прямо установленное налоговым законодательством. Но насколько правомерно делать то же самое в бухгалтерском учете? Это вполне возможно. Согласно ПБУ 1/98 (утв. Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. №60н), одним из принципов учетной политики является приоритет содержания над формой. Если внешне РЕПО выглядит как две сделки купли-продажи, а по сути это выдача займа, то организация имеет право отражать соответствующие суммы не как доход от реализации ценных бумаг, а как заем. А доход отразить только после завершения всей сделки.
Налогообложение побочных доходов по сделкам РЕПО
В промежутке между первой и второй частями РЕПО покупатель по первой части сделки (у которого ценные бумаги в этот период находятся на балансе) может получить различные виды побочных доходов: курсовые разницы (если предметом РЕПО служат валютные ценности); проценты по этим ценным бумагам, выплаченные эмитентом; прибыль от краткосрочных спекулятивных операций.
В ст. 333 НК РФ среди побочных доходов указаны только курсовые разницы по валютным активам. Согласно абз. 5 этой статьи, курсовые разницы по ценным бумагам и валюте, которые возникают в период действия сделки РЕПО, не считаются доходом от РЕПО и облагаются налогом на общих основаниях.
Этот подход вполне можно применять и ко всем остальным видам побочных доходов от РЕПО. Все они должны облагаться налогом на общих основаниях, и платить налог должна та сторона, которая эти доходы получает.
Наибольшие сложности при налогообложении представляют собой прибыли (убытки) от спекулятивных операций с ценным бумагами в промежутке между первой и второй частями РЕПО.
Налогоплательщику необходимо вести раздельный учет доходов (расходов) по собственно сделке РЕПО и по сопутствующим операциям перепродажи. Это можно делать двумя способами: последовательно определять доходы (расходы) по всей цепочке операций и вести раздельный учет РЕПО и побочных спекулятивных операций.
Корректировка стоимости ценной бумаги до уровня первоначальной цены по первой части РЕПО может привести к появлению у налогоплательщика как дохода, так и убытка в зависимости от того, какой была цена откупа. В гл. 25 НК РФ не урегулирован вопрос о налогообложении этих сумм. По логике они должны включаться в налоговую базу по операциям с ценными бумагами соответствующей категории.
Суть второго метода в том, что доходы (убытки) по РЕПО считаются полностью отдельно от побочных операций. То есть ценные бумаги, полученные по первой части РЕПО, отражаются в налоговом учете по цене 100 руб. вплоть до момента их возврата при завершении сделки. При перепродаже ценных бумаг в налоговом учете показывается только выручка. Затраты отражаются позже, когда будет проводиться откуп ценной бумаги. То есть сначала показывается доход 110 руб., а позднее – расход 105 руб. (цена откупа).
Налогоплательщику такая методика может быть удобна, только если дата признания дохода будет определяться не на общих основаниях (в момент реализации), а позже – в момент признания расходов. Для этого налогоплательщик может ссылаться на принцип равномерности признания доходов и расходов (абз. 2 п. 2 ст. 271 и абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ). Однако гл. 25 НК РФ нигде прямо не предусматривает каких-либо отсрочек по признанию доходов от перепродажи ценных бумаг в рамках сделок РЕПО. Поэтому применять или нет данный принцип к этому случаю – вопрос спорный.
Особенности налогового учета процентов по ценным бумагам в рамках сделки РЕПО
Пункт 7 ст. 282 НК РФ требует, чтобы при отражении факта реализации ценных бумаг по второй части РЕПО в налоговом учете в цену реализации включался НКД на дату второй части РЕПО за минусом НКД на дату первой части РЕПО, а также все проценты, которые были получены от эмитента в промежутке между первой и второй частями РЕПО.
Однако здесь возникает несколько спорных вопросов. Во-первых, если предметом РЕПО служат государственные или муниципальные облигации, то разница НКД, уплаченного и полученного по ним, облагается по ставкам 15 или 0 процентов. Если при обратном выкупе облигаций в доход от РЕПО добавляется разница НКД, то по какой ставке она должна облагаться: 24 процента как все прочие доходы от РЕПО или по пониженным ставкам?
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 282 НК РФ, налогообложение процентных доходов по сделкам РЕПО «осуществляется по ставкам, установленным ст. 284 НК РФ». Это означает, что налогоплательщик, продав государственные облигации по окончании сделки РЕПО, может разделить свой доход на две части: «чистую» разницу цен первой и второй части РЕПО (облагается по ставке 24%) и разницу НКД на начало и конец сделки (облагается по ставкам для процентов по гособлигациям).
При этом покупатель по второй части РЕПО должен отразить их у себя в учете с тем же НКД, что и на дату первой части РЕПО. В итоге если позднее организация соберется продавать данные облигации, то НКД, уплаченный при покупке, будет считаться без тех сумм, которые «накапали» на данные ценные бумаги в процессе сделок РЕПО.
Во-вторых, сложности возникают с налогообложением процентов, которые выплачивает эмитент государственной или муниципальной ценной бумаги.
Продавец по второй части РЕПО, получив купон от эмитента в промежутке между двумя частями сделки, обложит его налогом по ставкам для процентов по гособлигациям. Затем он включит этот купон в цену выкупа по второй части РЕПО.
Как уже говорилось выше, его доход по сделке для целей налогообложения будет состоять из двух частей: «чистого дохода» от сделки РЕПО и сальдо НКД за весь период сделки и купонов, выплаченных эмитентом.
Первый вид дохода облагается по ставке 24 процента, второй – по ставкам для процентов по гособлигациям. При этом с части доходов второго типа на момент завершения РЕПО налог может быть уже уплачен при получении купона от эмитента (его надо вычесть из налоговой базы), а другая часть будет облагаться в том периоде, когда была завершена сделка РЕПО.
В этой ситуации есть особенности налогового учета не только у продавца, но и у покупателя по второй части РЕПО. У него облигации должны быть вновь отражены в налоговом учете по той же стоимости и с тем же НКД, что и до РЕПО. Если в процессе исполнения РЕПО были купонные выплаты от эмитента, это может привести к довольно сложной ситуации.
Если покупатель по второй части РЕПО в нашем примере опять отразит НКД в размере 2 процентов, а потом продаст эти ОВВЗ в следующем купонном периоде, возможно, разница НКД у него будет отрицательная (ведь отсчет НКД с начала следующего периода начинается заново).
Налогообложение дивидендов
Дивиденды, получаемые российскими организациями, облагаются налогом на прибыль по ставке 6 процентов. Согласно п. 2 ст. 275 НК РФ, из дивидендов, предназначенных к выплате российским акционерам (участникам), сначала необходимо вычесть дивиденды, полученные от российских организаций (и уже обложенные налогом у источника выплаты) за текущий налоговый период, а также за предыдущий налоговый период. То есть налогоплательщику необходимо вести учет полученных им дивидендов нарастающим итогом за два года.
Если разница полученных и выплаченных дивидендов отрицательная, налог не берется и не возмещается из бюджета.
Для дивидендов российских акционеров (оставшиеся 20000 руб.) придется сделать специальный расчет. Из этих 20000 руб. надо вычесть 100000 руб. (дивиденды к получению). Разница этих сумм отрицательная, поэтому фирма А вообще не будет удерживать налог с дивидендов, которые она платит своим акционерам.
Налогообложение срочных сделок
Вопросы налогообложения инструментов срочных сделок (фьючерсов, опционов, форвардов и т.п.) изложены в ст. ст. 301 – 304 НК РФ.
Так как сами эти инструменты имуществом не являются и предметом реализации быть не могут, то доходы и расходы по ним являются внереализационными.
Финансовые инструменты срочных сделок делятся на две категории: обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке. Доходы и расходы по ним считаются отдельно. Из доходов, полученных по инструментам срочных сделок, можно вычесть только расходы, прямо связанные с такими сделками.
Если по итогам года от операций с инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, получился убыток, его можно вычесть из общей налогооблагаемой прибыли без ограничений.
Если убыток был получен от операций с инструментами, не обращающимися на организованном рынке, то из общей суммы прибыли за этот год его вычесть нельзя, возможен только перенос таких убытков на будущее. Однако из этого правила есть два исключения.
Во-первых, разрешается вычитать из валовой прибыли убытки от срочных сделок на неорганизованном рынке при условии, что они заключены для страхования (хеджирования) ценовых рисков. Чтобы доказать, что налогоплательщик действовал на рынке как хеджер, а не как спекулянт, он должен представить соответствующие экономические расчеты.
Так, если благодаря фьючерсу на сахар этот сахар был продан с прибылью и это можно документально доказать, убытки и расходы по таким операциям можно вычесть из налогооблагаемой прибыли от реализации сахара.
Во-вторых, без ограничений принимаются для целей налогообложения убытки банков от инструментов срочных сделок с валютой на неорганизованном рынке.
Налогообложение операций доверительного управления
Согласно п. 2 ст. 276 НК РФ, «доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы».
Значит, фактически обязанность вести налоговый учет операций по доверительному управлению также возложена на управляющего. Он обязан, в частности, отдельно определять налоговую базу по доходам, которые облагаются в особом порядке (например, по процентам по государственным ценным бумагам).
Согласно п. 7.2.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ, «налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, уплачивается учредителем доверительного управления не позднее 10 дней по окончании месяца, на последний день которого управляющий сообщил (должен был сообщить в соответствии с требованиями ст. 276 НК РФ) учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о начисленном (полученном) процентном доходе по государственным ценным бумагам, облагаемом по ставкам, установленным в п. 4 ст. 284 НК РФ».
В п. 3 ст. 276 НК РФ сказано, что «доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления имуществом включаются в состав его внереализационных доходов.
Расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом (включая амортизацию имущества, а также вознаграждение доверительного управляющего), признаются внереализационными расходами учредителя управления».
Таким образом, если сальдо доходов и расходов от доверительного управления за истекший квартал отрицательное, убыток в полном объеме включается в «общий котел» у учредителя управления.
В ст. 276 НК РФ содержится следующая норма: «В случае возврата имущества у учредителя управления не образуется дохода (убытка) независимо от возникновения положительной (отрицательной) разницы между стоимостью переданного в доверительное управление имущества на момент вступления в силу и на момент прекращения договора доверительного управления имуществом».
Например, если в доверительное управление передали 1000000 руб., а через год при закрытии договора получили назад 800000 руб., то отрицательная разница 200000 руб. есть не что иное, как сальдо прибылей и убытков по договору за год. Это сальдо уже отражено в налоговом учете учредителя. Повторно вычитать эти убытки из налоговой базы уже не нужно.
Согласно ст. 332 НК РФ,»… при совершении операций с имуществом, полученным в доверительное управление, доходы и расходы отражаются в соответствии с установленными настоящей главой правилами формирования доходов и расходов».
Сопоставив нормы ст. ст. 276 и 332 НК РФ, можно сделать вывод, что доверительный управляющий сначала определяет налоговую базу по правилам гл. 25 НК РФ. То есть доходы, относимые к выручке по ст. 249 НК РФ, управляющий признает как выручку, внереализационные доходы по ст. 250 НК РФ – как внереализационные. Однако после того, как налоговая база сформирована, управляющий доводит ее до сведения учредителя и тот включает ее в состав своей налогооблагаемой прибыли как внереализационный доход или расход.
Довольно сложным вопросом является налогообложение дивидендов по акциям, переданным в доверительное управление. Эти акции регистрируются в реестрах акционеров и в депозитариях на имя доверительного управляющего. В действующем законодательстве нет норм, которые бы обязывали доверительного управляющего раскрывать информацию о своих клиентах по требованию эмитента акций.
В связи с этим при выплате дивидендов управляющий может отказать эмитенту в раскрытии информации об акционерах. Эмитент обязан удержать налог у источника. В такой ситуации возникает проблема, как технически это сделать.
Согласно п. 5.2 Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги (утв. Постановлением ФКЦБ России от 17 октября 1997 г. №37), «в пределах, предусмотренных договором доверительного управления, а также законодательством Российской Федерации доверительный управляющий, принявший в свое управление ценные бумаги, осуществляет в отношении них все правомочия собственника, в том числе:
– самостоятельно и от своего имени осуществляет все права, удостоверенные находящимися в его владении ценными бумагами (право на получение дивидендов по акциям и дохода по облигациям, личные неимущественные права акционера акционерного общества, право на истребование платежа в погашение ценной бумаги и т.д.);
– самостоятельно и от своего имени осуществляет все права в отношении находящихся в его владении ценных бумаг (право на отчуждение, передачу в залог, совершение с ценными бумагами любых иных сделок или фактических действий)».
То есть доверительный управляющий в отличие от номинального держателя акций имеет более широкие полномочия и полностью заменяет собственника в правоотношениях, связанных с оборотом ценных бумаг, в том числе в операциях выплаты дивидендов.
Налогообложение операций по формированию уставного капитала
В гл. 25 НК РФ есть несколько специальных норм, связанных с операциями по формированию уставного капитала.
В пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ указано, что доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью не является доходом для целей налогообложения. Согласно п. 1 ст. 277 НК РФ, не признается доходом не только превышение цены размещения над номиналом акций, но и аналогичные суммы при размещении долей и паев (например, при формировании уставного капитала ООО).
Как сказано в пп. 2 п. 1 ст. 277, «не признается доходом (убытком) налогоплательщика-акционера (участника, пайщика) разница между стоимостью вносимых в качестве оплаты имущества, имущественных прав и номинальной стоимостью приобретаемых акций (долей, паев).
При этом стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей настоящей главы признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении».
Иными словами, не признается доходом разница между стоимостью имущества и номиналом акций. При этом стоимость имущества определяется по данным налогового учета у передающей стороны. Если в оплату акций номиналом 100 руб. вносится имущество, которое в учете у учредителя стоило 50 руб., то разница не признается доходом учредителя. Если номинал акций 100 руб., а стоимость имущества – 150 руб., то у учредителя возникает убыток, который не принимается для целей налогообложения.
При увеличении уставного капитала организация нередко несет ряд специфических расходов по подготовке эмиссии. Они относятся к внереализационным расходам.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 265 НК РФ, в состав внереализационных расходов включаются «расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности, на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг, расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы».
Налогооблагаемым доходом не считаются стоимость дополнительно полученных организацией акций или суммы увеличения их номинала, возникающие при увеличении уставного капитала за счет собственных средств эмитента (пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ). Налог здесь должен платиться при реализации таких акций с разницы между продажной и «первоначально оплаченной» стоимостью. Раньше такой порядок налогообложения был только для акций, которые оплачивались из средств, полученных от переоценки основных фондов по решению Правительства РФ.
Налогообложение негосударственных пенсионных фондов
Налогообложение НПФ регулируется ст. 295 НК РФ. Согласно п. 2 данной статьи, «к доходам, полученным от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов, предусмотренных ст. ст. 249 и 250 настоящего Кодекса, в частности, относятся доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги, осуществления инвестиций и других вложений, установленных законодательством о негосударственных пенсионных фондах, определяемые в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих видов доходов.
В целях налогообложения доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам».
Статья 295 НК РФ делит доходы НПФ на две группы: доходы от размещения пенсионных резервов и доходы от «уставной деятельности» (все прочие доходы).
Первые облагаются только в части, превышающей ставку рефинансирования, начисленную на сумму размещенных пенсионных резервов. Вторые облагаются в общем порядке.
Расходы НПФ также разделяются на две группы (п.п. 1 и 2 ст. 296 НК РФ):
1) расходы, связанные с размещением пенсионных резервов «с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о негосударственном пенсионном обеспечении». Согласно ст. 27 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», доход от размещения пенсионных резервов может быть уменьшен на сумму соответствующих расходов не более чем на 20 процент в первые три года работы фонда и 15 процентов в последующие годы;
2) прочие расходы фонда.
Статья 295 НК РФ содержит целый ряд неясных и спорных положений.
1. Неточность определения дохода от размещения пенсионных резервов.
К доходам от размещения пенсионных резервов по ст. 295 НК РФ относятся доходы, поименованные в ст. ст. 249 и 250 (в них дано общее определение доходов от реализации и внереализационных доходов) и плюс другие доходы, к которым, «в частности», относятся доходы от вложения пенсионных резервов в ценные бумаги и другие объекты, «установленные законодательством о негосударственных пенсионных фондах».
То есть по ст. 295 НК РФ в состав доходов от размещения пенсионных резервов собственно доходы от размещения этих резервов относятся лишь «в частности», не считая всех остальных доходов, перечисленных в ст. ст. 249 и 250 НК РФ.
2. Законодатель требует от НПФ определить «положительную разницу между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации». При этом расчетный доход по ставке ЦБ РФ должен быть посчитан «с учетом времени фактического размещения», а также «при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам».
Таким образом, НПФ должен рассчитать, какая сумма резервов у него размещена в каждый данный момент времени. Ведь, только имея эти данные, можно начислить на эту сумму ставку рефинансирования ЦБ РФ «с учетом времени фактического размещения». При этом ст. 295 НК РФ не устанавливает методики этого расчета, и налогоплательщик должен разработать ее самостоятельно.
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, «применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом» (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Следовательно, понятие размещенных пенсионных резервов необходимо брать из иных («неналоговых») отраслей законодательства. Там можно найти три различных определения пенсионных резервов.
В ст. 3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» пенсионные резервы определены как «совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий». В собственности в силу специфики этого права могут находиться только вещи в гражданско-правовом смысле слова. Например, ценные бумаги – это вещи, а право требования к дебитору – это хоть и вид имущества, но не вещь, на которую можно получить право собственности. Поэтому по закону о НПФ пенсионные резервы – это часть активов фонда, на которые у него есть право собственности и которая сформирована за счет пенсионных взносов и доходов от их размещения.
3. Согласно п. 8 ст. 280 и п. 2 ст. 274 НК РФ, налоговая база по операциям с ценными бумагами, а также по доходам, облагаемым по ставкам, отличным от 24 процентов, определяется отдельно. Никаких исключений для НПФ в этом плане не сделано.
Значит, расчет налоговой базы по доходам от размещения пенсионных согласно ст. 295 НК РФ, которой и без того представляет собой непростую техническую задачу, должен еще и производиться раздельно по нескольким группам доходов.
В Методических рекомендациях по применению главы 25 НК РФ НПФ предлагается разделить свои доходы на две группы: на доходы от размещения пенсионных резервов и прочие доходы. А затем доходы от размещения резервов разделить еще на пять частей:
1) доходы от размещения резервов в ценные бумаги, обращающиеся на организованной рынке;
2) доходы от размещения резервов в ценные бумаги, не обращающиеся на организованной рынке;
3) доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;
4) дивиденды;
5) доходы от прочих инвестиций.
Разделив свои доходы от размещения пенсионных резервов на пять частей, НПФ при заполнении листа 11 декларации по налогу на прибыль обязан сделать следующие расчеты:
1) по каждому из пяти видов доходов определить размер отчислений на покрытие расходов по содержанию фонда. Для этого сумма дохода умножается на норматив, установленный правилами фонда (например, 15%);
2) по доходам от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, и доходам от прочих инвестиций необходимо определить размер прямых расходов, которые связаны с получением этих доходов (строки 170, 180 и 190 листа 11 декларации по налогу на прибыль);
3) из доходов от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, а также из доходов от прочих инвестиций необходимо вычесть прямые расходы, связанные с этими доходами. Следует отметить, что прямые расходы, связанные с вложениями в ценные бумаги, – это прежде всего стоимость их покупки, а также накладные расходы по приобретению и реализации;
4) определить удельный вес каждого из пяти видов доходов в общей сумме дохода НПФ от размещения пенсионных резервов. При этом доходы от вложений в ценные бумаги, обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке, и доходы от прочих инвестиций взять за минусом прямых расходов;
5) определить доход НПФ от размещения пенсионных резервов, рассчитанный по ставке рефинансирования ЦБ РФ. Для этого фонду необходимо определить сумму своих размещенных резервов за отчетный период и начислить на нее соответствующую ставку дохода из расчета 365 дней в году;
6) разделить доход НПФ от размещения пенсионных резервов, рассчитанный по ставке рефинансирования ЦБ РФ, между пятью видами доходов согласно удельным весам каждого из них в общей сумме дохода (за минусом прямых расходов);
7) по каждому из пяти видов доходов НПФ надо вычесть из суммы дохода нормативные отчисления на содержание фонда. Далее по всем видам доходов, кроме дивидендов, необходимо вычесть расчетный доход по ставке ЦБ РФ. Затем по доходам от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, а также по доходам от прочих инвестиций, необходимо вычесть соответствующие им суммы расходов (как прямых типа себестоимости ценных бумаг, так и общехозяйственных типа оплаты доверительного управляющего или спецдепозитария). Полученные сальдо доходов и расходов (если они окажутся положительными) будут облагаться налогом на прибыль.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 181.