Описание экспериментального исследования
Наше экспериментальное исследование проводилось на выборке, состоящей из двадцати шести респондентов. Исследование проводилось на студентах третьего курса профессионально – педагогического института ( ППИ ) на кафедре психологии Волжского государственного инженерно – педагогического университета ( ВГИПУ ), а также на одном из производственных предприятий Нижнего Новгорода. В исследовании принимали участие мужчины и женщины разных возрастов (от 19 до 56 лет).
Данная выборка респондентов была разделена нами на четыре группы: мужчины и женщины, а также работники и студенты.
Для подтверждения выдвинутых нами гипотез на испытуемых были проведены следующие тесты ( см. приложение ) :
1) опросник для оценки потребности достижения успехов;
2) ассоциативный тест.
Опросник для оценки потребности достижения успехов предназначен для дифференцированной оценки двух связанных, но противоположно направленных мотивационных тенденций: стремление к успеху и боязни неудачи. Определенные сочетания этих мотивационных тенденций у человека по их силе создают определенный тип личности и предопределяют разное поведение.
Перед началом исследования по данному опроснику испытуемые получили инструкцию следующего содержания: «Перед вами - ряд утверждений, касающихся мыслей, чувств и действий человека в тех ситуациях жизни, где он может добиться успеха или избежать неудачи. Прочтя каждое утверждение опросника, выразите степень своего согласия или несогласия с ним, воспользовавшись следующей шкалой:
+ 3 – полностью согласен
+2 – согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – трудно сказать, и да, и нет
-1 – скорее не согласен, чем согласен
-2 – не согласен
-3 – полностью не согласен
Свои оценки необходимо ставить в баллах по данной шкале вместе с соответствующим знаком на отдельном листе рядом с порядковым номером суждения».
Замечание. В методике имеется два варианта опросника, мужской (форма А) и женский ( форма Б ). Они предлагаются испытуемому в соответствии с его полом.
Полученные данные обрабатывались нами при помощи ключей оценки данного опросника ( см. приложение ). Данные испытуемых по каждому из суждений переводились в баллы следующим образом. Если в ключе данное суждение помечено знаком «+», то оценки (в числителе) переводятся в баллы (в знаменателе) так:
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3
1 2 3 4 5 6 7
Если в ключе соответствующее суждение помечено знаком « - «, то пользуются следующим соотношением:
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3
7 6 5 4 3 2 1
Далее определялась сумма баллов, набранных испытуемыми по всему опроснику, и на ее основе определяли, какая мотивация доминирует у испытуемого.
Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.
Если эта сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.
И, наконец, если эта сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или неудач сделать нельзя.
На выполнение этого задания респондентам отводилось пять минут.
Ассоциативный тест, проведенный на респондентах, в нашем экспериментальном исследовании представлял собой следующую методику: испытуемым было предложено написать на листах бумаги как можно больше слов и словосочетаний, с которыми у них ассоциируются понятие «организационная (корпоративная) культура».
Целью данной методики является определение уровня представлений у респондентов о корпоративной культуре предприятия, организации.
В данном исследовании выборка была разделена нами на две группы – работники и студенты.
Время выполнения данного задания составляло пять минут.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 197.