РОСЖЕЛДОР
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
“Ростовский государственный университет путей сообщения”
(РГУПС)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»
на тему: “Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии”
Ростов-на-Дону
2008
Содержание
Введение………………………………………………………….……………....3
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции.5
1.1.Понятие конкурентоспособности продукции и ее основные показатели..5
1.2.Анализ в системе маркетинга……………………………………………...14
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Фаворит»..18
2.1.Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Фаворит»……………………………………………………………………...18
2.2.Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной деятельностью ОАО «Фаворит»………………………………………………20
2.3.Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит»………………………………………………………………….24
Глава 3. Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ОАО «Фаворит»……………………………………………………………….……...28
Заключение………………………………………………………….………..…32
Список использованной литературы……………………………………........34
Введение
В условиях перехода к рыночным отношениям объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка (маркетинг) в равной мере влияют друг па друга. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям, при ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто употребит знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определит большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели предприятия.
Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступает место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективности применения, удобству обслуживания, доступной цене и т. п.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;
Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний.
Объектом исследования в работе выступает ОАО «Фаворит».
Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит», а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:
- определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
- анализ конкурентоспособности продукции на конкретном предприятии,
- выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции
И ее основные показатели
Конкурентоспособность продукции — это ее относительная характеристика, которая отражает отличие от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
-определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
-конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
- нормативным (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);
- техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);
- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);
- организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий);
Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на рис. 1.1
Рис. 1.1 - Блок – схема анализа конкурентоспособности продукции
Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( ) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов ( ), определяемых экспертным путем:
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам( ) к групповому показателю по экономическим параметрам( ):
Если I <1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I >1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.
Качество продукции - совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- средневзвешенный балл продукции;
- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
- удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высоко
развитые промышленные страны.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
- оценивается технический уровень продукции;
- выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
- анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
- выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукцией;
- обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.
Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т. д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытании, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной опенки.
К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.
Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.
Необходимым элементом аналитической работы также является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура - перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции.
Ассортимент - перечень наименовании изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется по методу наименьшего процента либо среднего процента по формуле
К=ВП/ВП0*100
где, К - выполнение плана по ассортименту, %;
ВП - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
ВП0 - плановый выпуск продукции.
При этом изделия, выпушенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае если выполнено задание по всем видам изделий.
При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту целесообразно использовать таблицы, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований продукции.
Структура продукции - это соотношение удельного веса отдельных изделии в общем выпуске продукции.
Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит, денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Ритмичность — это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Для оценки ритмичности используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.
Коэффициент ритмичности (Критм) определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) к плановому выпуску (удельному весу) (табл. 3):
Критм=ВП1/ВП0
где, ВП1, ВП0 - фактический (без перевыполнения плановых заданий) и плановый выпуск продукции.
Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску:
где п - число суммируемых плановых заданий.
Ритмичность выпуска зависит от ритмичности работы отдельных цехов, поэтому анализ проводится также в разрезе цехов.
В заключение анализа ритмичности целесообразно определить упущенную возможность в связи с неритмичной работой путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции на соответствующее количество рабочих суток в анализируемом периоде. При этом из фактического выпуска продукции исключают выработанную за сверхурочное время.
На основании данных анализа ритмичности разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы, которыми могут быть: несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, другие нарушения поставщиками договорных условий (изменение цены, качества поставляемых материалов), отсутствие энергии не по вине предприятия, простои оборудования, потери рабочего времени и др.
Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.
Источники информации для анализа реализации продукции: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер №11, карточки складского учета готовой продукции и др.
Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарной массой. Для изучения этого показателя составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам.
В связи с тем, что предприятия могут определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации. При первом варианте объем отгрузки и реализации совпадает, поскольку нет понятия отгруженной продукции. Баланс произведенной продукции, отражающий взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованном продукции, имеет вид:
РП=ГПн+ТП-ГПк, ОП=РП,
где, РП - реализованная продукция,
ГПн, ГПк – остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода;
ТП - выпуск продукции, ОП - отгрузка продукции.
Для второго варианта баланс произведенной продукции будет следующий:
РП=ГПн+ТОн-ГПк-ТОк;
РП=ОП+ТОн-ТОк,
где, ТОн, ТОк - остатки товаров, отгруженных соответственно на начало и конец периода.
На изменение объема реализации продукции влияют факторы, приведенные в факторной модели (рис.1.2).
Рис.1.2 - Модель факторной системы объема реализации продукции
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.
Анализ в системе маркетинга
Анализ производственных результатов деятельности предприятия должен начинаться с анализа его маркетинговой деятельности.
Маркетинговое исследование выступает в качестве инструмента регулирования хозяйственной деятельностью предприятия в соответствии с рыночным спросом.
Основные показатели данного исследования:
- показатели производства;
- показатели внутреннего товарооборота;
- показатели внешнего товарооборота;
- показатели уровня цен;
- финансовые показатели.
Маркетинговое исследование является составной частью маркетингового анализа и основывается на финансовых показателях деятельности предприятия.
Процесс анализа состоит из следующих этапов:
- выделяются основные факторы, которые влияют на конъюнктуру рынка и оцениваются через систему статистических показателей;
- строятся динамические ряды по каждому показателю, с их помощью оцениваются действия данных показателей в прошлом;
- определяется значимость и степень воздействия основных факторов на конъюнктуру рынка в будущем на основе имеющихся оценок;
- определяется общий итог взаимодействия всех факторов, выявляются место и роль каждого из них.
Основными задачами маркетингового анализа являются:
- обоснование производственной программы предприятия;
- анализ основных факторов, влияющих на спрос; выявление услуг, не пользующихся спросом;
- анализ ценообразования на предприятии;
- анализ методов стимулирования сбыта услуг и выбор наиболее эффективных;
- выявление реальных и потенциальных конкурентов предприятия; оценка сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков;
- оценка конкурентоспособности услуг и предприятия в целом.
От рынков, на которых действует предприятие, зависит объем реализации услуг, средний уровень цен, себестоимость услуг, сумма полученной прибыли, рентабельность услуг. В связи с этим анализ рыночной конъюнктуры включает в себя оценку:
- структуры рынков и уровня их доходности;
- потенциальных потребителей услуг с учетом различных критериев4
- динамики потребления услуг в расчете на душу населения;
- динамики общего спроса на услуги на данном рынке;
- качества услуг, предоставляемых на данном рынке различными предприятиями;
- общей емкости рынка и рыночной доли конкретного предприятия.
Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров и услуг, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке.
На уровень спроса влияют следующие факторы: цены на услуги, качество предоставляемых услуг, потребительские предпочтения, доходы потребителей, ожидание потребителями изменения их доходов или цен на услуги, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам, стимулирующие к потреблению или накоплению и др.
Степень чувствительности спроса к изменению цены или дохода измеряется с помощью коэффициентов эластичности (Ер) по цене или доходу (Еd):
или ,
где — процентное изменение количества спроса на услугу;
— процентное изменение цен на услугу;
— процентное изменение доходов покупателей.
Спрос считается эластичным, если величина этих коэффициентов больше единицы, и неэластичным, если их величина меньше единицы. При значении коэффициента эластичности равном нулю спрос считается абсолютно неэластичным, то есть никакое изменение цены не влечет за собой изменение спроса на услугу (например, спрос на товары первой необходимости).
В зависимости от целей маркетинга стратегии могут быть различными:
- стратегия ценового проникновения. Производители устанавливают на свой товар заниженные цены с целью привлечения покупателей и увеличения объема продаж;
- стратегия среднерыночных цен;
-стратегия ценовой дискриминации. Продажа одного и того же товара разным клиентам по различным ценам;
- стратегия «ценовых линий»;
- стратегия «падающих цен». Цены снижаются редко но значительно;
- стратегия стабильных цен;
- стратегия «снятие сливок». Кратковременное повышение цен с целью максимизации прибыли.
В соответствии с маркетинговой стратегией должны развиваться активы компании и ее технологический потенциал, поэтому необходима стратегия технического развития.
Качество продукции и ее конкурентоспособность существенно зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, следовательно необходима стратегия взаимодействия компании с их поставщиками.
Создание и практическое использование системы менеджмента качества продукции зависит от людей, их квалификации и способности постоянно учиться и совершенствовать свои знания и умение, от их реального вовлечения в деятельность для решения проблемы качества. Это обусловливает необходимость стратегии эффективного управления персоналом.
Для планирования мероприятий по улучшению качества и устранению причин производства некачественных продуктов (услуг), выделение средств и людей для осуществления улучшений необходимы анализ и оценка затрат, связанных с качеством, и эффекта от улучшений, поэтому неотъемлемой составляющей стратегии компании является система прозрачного бухгалтерского и управленческого учета в рамках системы менеджмента качества продукции.
При формировании стратегии компании особое внимание следует уделять определению и развитию стержневой компетентности, т.е. тому комплексу взаимосвязанных ресурсов и внутренних возможностей компании, которые обеспечивают ее стратегическую конкурентоспособность, достижение устойчивых конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.
Формирование общей стратегии и комплекса функциональных стратегий компании предполагает не только разработку системы стратегических планов, но и формирование у руководителей и ведущих специалистов общего стратегического мышления скоординированного подхода к долгосрочным перспективам компании и принятию оперативных решений с ориентацией на них. Этого можно добиться, вовлекая в формирование стратегии более широкий круг людей, т.е. формируя соответствующую организационную культуру.
Стратегия качества (СК) должна рассматриваться как одна из важнейших функциональных стратегий и разрабатываться в виде неотъемлемой части общей стратегии компании, поэтому руководство компании, принимая решение о разработке и внедрении СК, должно задумываться о формировании всего комплекса стратегических компонентов.
Предприятия ОАО «Фаворит»
Открытое Акционерное Общество «Фаворит» зарегистрировано Министерством юстиции г. Ростова – на – Дону 01 июля 1998 г.
ОАО «Фаворит» является юридическим лицом и действует на основании Устава, Федерального закона «ОБ акционерных обществах» от 26 декабря 1995г.
Основным видом деятельности Общества является производство и реализация автомобильных запчастей.
Количество акций Общества, находящихся в собственности одного акционера не ограничивается.
Учетная политика, организация документооборота в Обществе устанавливаются приказом генерального директора.
По месту нахождения Общества ведется полная документация, в том числе:
- учредительные документы Общества, а также нормативные документы, регулирующие отношения внутри Общества, с последующими изменениями и дополнениями;
- все документы бухгалтерского учета, необходимые для проведения собственных ревизий Общества, а также проверок соответствующими государственными органами согласно действующему законодательству;
- документы, подтверждающие право Общества на имущество;
- проспекты эмиссий Общества;
- протоколы заседаний, Общих собраний акционеров, Совета директоров и ревизионной комиссии;
- перечень лиц, имеющих доверенность на представление Общества;
- список всех членов Совета директоров и должностных лиц администрации Общества;
- положения о филиалах и представительствах;
- иные документы, предусмотренные Законом “Об акционерных обществах”, Уставом Общества, внутренними документами Общества.
Эти документы должны быть доступны для ознакомления акционерами и их полномочным представителям в любое время в течение рабочего дня. Акционеры и их представители вправе снимать копии с указанных документов, кроме относящихся к коммерческой тайне Общества.
Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное предоставление отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Общества, предоставленных акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет генеральный директор Общества.
На рисунке 2.1. представлена организационная структура предприятия «Фаворит».Рис. 2.1 - «Организационная структура предприятия».
Заключение
О конкурентоспособности продукции сегодня говорят все больше и больше руководителей предприятий. Однако до сих пор для многих из них точное значение этого понятия остается неопределенным.
Термин «конкурентоспособность» применяют относительно отрасли, предприятия, продукции, услуги. Изучением конкурентоспособности занимаются специалисты в области маркетинга, менеджмента, товароведения, микро и макроэкономики. Тем не менее, главным элементом конкуренции на рынке выступает продукция или товар. С помощью этой рыночной категории потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает прибыль. Следовательно конкурентоспособность именно продукции является базовым понятием конкуренции.
В курсовой работе был рассмотрен комплексный целевой анализ производства и реализации продукции, а также выявление основных показателей влияющих на конкурентоспособность продукции ОАО «Фаворит».В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты анализа конкурентоспособности продукции: оценка технического уровня и качества продукции, анализ ритмичности работы предприятия, анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции, процесс изучения и оценки рынка.
Во второй главе был проведен анализ конкурентоспособности продукции на конкретном предприятии: выявлена маркетинговая стратегия, которая отражает интересы и особенности потребителей, характер конкурентных преимуществ продукции предприятия; были сопоставлены параметры анализируемого изделия и товара – конкурента, которые определили, что оцениваемый товар уступает базовому образцу по техническим параметрам, но превосходит его по экономическим параметрам.Третья глава содержит мероприятие по совершенствованию социальной политики предприятия ОАО «Фаворит», которое предполагает возможное увеличение выпуска продукции за счет лучшего использования трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда.Список использованной литературы
1. Абрютина М.С. «Анализ финансово – экономической деятельности предприятия» //М: Дело и сервис, 2002.
2. Басовский Л.Е. «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» //М: ИНФРА-М, 2006.
3. Булатова З.Г. «Технико – экономический анализ хозяйственной деятельности» //Москва, 2003.
4. Грачев А.В. «Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия» //М: Финпресс, 2002.
5. Ковалев В.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» //М: Проспект,2004.
6. Любушин Н.П. «Анализ финансово – экономической деятельности предприятия» // ЮНИТИ, 2001.
7. Маркин Ю.П. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» //М: Финансы и статистика, 2001.
8. Прыкина Л.В. «Экономический анализ» // ЮНИТИ, 2006.
9. Хотинская Г.И. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» //М: Дело и сервис, 2004.
10. Чечевицына Л.И. «Анализ финансово – экономической деятельности предприятия» // Феникс, 2005.
РОСЖЕЛДОР
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
“Ростовский государственный университет путей сообщения”
(РГУПС)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»
на тему: “Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии”
Ростов-на-Дону
2008
Содержание
Введение………………………………………………………….……………....3
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции.5
1.1.Понятие конкурентоспособности продукции и ее основные показатели..5
1.2.Анализ в системе маркетинга……………………………………………...14
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Фаворит»..18
2.1.Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Фаворит»……………………………………………………………………...18
2.2.Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной деятельностью ОАО «Фаворит»………………………………………………20
2.3.Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит»………………………………………………………………….24
Глава 3. Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ОАО «Фаворит»……………………………………………………………….……...28
Заключение………………………………………………………….………..…32
Список использованной литературы……………………………………........34
Введение
В условиях перехода к рыночным отношениям объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка (маркетинг) в равной мере влияют друг па друга. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям, при ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто употребит знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определит большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели предприятия.
Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступает место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективности применения, удобству обслуживания, доступной цене и т. п.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;
Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний.
Объектом исследования в работе выступает ОАО «Фаворит».
Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит», а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:
- определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
- анализ конкурентоспособности продукции на конкретном предприятии,
- выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции
Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.