Государственная служба представляет собой весьма сложный комплексный социально-политический и организационно-правовой институт, характеризующийся многообразием элементов, связей, закономерностей и особенностей. Но в настоящее время нет единой точки зрения на содержание понятия государственной службы. В законе РФ «Об основах государственной службы Российской федерации» зафиксирован деятельностный подход, предполагающий, что государственная служба – это «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов власти».
Издавна в России под словом «служба» понималось отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности оказывать услугу, защищать интересы.
Предполагалось, что служба имеет не только материальные измерения в виде времени службы либо произведенных продуктов. Она заключается в духовной, идейной, ценностной обязанности того, кому служат, и того, кто служит. Более того, - в их совместной принадлежности к какому-либо большому и важному для них идеалу, интересу, делу.
В настоящее время многие ученые смотрят на государственную службу шире и предлагают ее понимание как государственно-правового и социального института. В современной России становление государственной службы идет в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службе в Российской Федерации» (Приложение 1).
При изучении государственной службы нужно учитывать и точку зрения, трактующую государственную службу как систему публично-правовых отношений между государством и служащим, основанных на подчинении и имеющих своим содержанием обязательную деятельность, идущую от лица государства и направленную к осуществлению государственной задачи. Такой подход позволяет в полной мере учесть управленческие, организационные, экономические, правовые, психологические и многие другие аспекты государственной службы, понять сущность бюрократии как профессионального и социального слоя общества, государственного служащего как гражданина и человека.
В полной мере отражает все стороны и сущность государственной службы понятие, предложенное учеными Российской академии государственной службы: «государственная служба – это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственным служащим по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу».[2]
Более емкое определение предлагает профессор Г.В Атаманчук: «государственная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах».[3] Исполнение государственных должностей во многом напоминает труд менеджеров, специалистов в области общественного управления. Вместе с тем исполнение государственных должностей коренным образом отличается по целому ряду параметров.
Исполнение государственных должностей представляет собой конкретное осуществление общественных отношений, которые государственная власть посредством Конституции, законов, правовых статусов органов закрепила за данной должностью.
Таким образом, каждая должность имеет, во-первых, свое предназначение, содержание, формы и методы реализации, определенные ресурсы и другие элементы, обуславливающие ее значение для государства, общества и граждан.
Во-вторых, исполнение государственной должности предполагает, что лицо, ее замещающее, является носителем определенного мировоззрения, идеологии целостности общенациональных интересов и развития государства. Поэтому должности в государственном аппарате должны быть так прописаны, чтобы игнорирование идеалов, ценностей и целей государства быстро обнаруживалось бы и пресекалось.
В-третьих, исполнение государственной должности всегда связано со знаниями, опытом, творческим поиском, способностью оказывать влияние на других людей как непосредственно, так и через принимаемые правовые акты, управленческие решения и организационные действия. Государственная должность требует при ее исполнении высокой профессиональной специальной подготовки, применения обширной информации, разнообразных проявлений напряженной интеллектуальной деятельности.
В-четвертых, исполнение государственной должности – это напряженный процесс, не имеющий ограничений в пространстве и во времени. Государство, его власть, аппарат, управление с его стороны должны существовать постоянно, устойчиво, надежно и, следовательно, любые должности должны таким же образом исполняться. Государственное управленческое мышление по исполнению государственной должности не может протекать от случая к случаю, а возможно только в условиях постоянного напряжения.
В-пятых, исполнение государственной должности всегда происходит в установленном правовом режиме, в рамках и с соблюдением определенных материальных и процессуальных правовых норм.
Государственная служба имеет свое место в обществе, и необходимо стремиться к тому, чтобы оно было адекватным и эффективным, системно связанным с другими явлениями. Нельзя ни недооценивать, ни переоценивать государственную службу. С ее помощью нельзя решить все проблемы, поскольку это всего лишь один из социально-правовых институтов. Вместе с тем, это значимый фактор укрепления государства и усиления его влияния на общество.
Виды государственной службы
Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» (Приложение 1) система государственной службы в современной России включает в себя следующие виды:
1. государственная гражданская служба;
2. военная служба;
3. правоохранительная служба.
В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:
1.1 федеральную государственную гражданскую службу;
1.2 государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
С учетом принципа федеративного устройства России гражданскую службу делят на два вида:
Ø федеральную государственную гражданскую службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
Ø государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном владении.
Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
На схеме изображены основные виды государственной службы.
Рис. 1. Виды государственной службы Российской Федерации.
В Федеральном законе «О системе государственной службы в РФ» даны определения вышеперечисленных видов государственной службы, а именно:
Ø Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Ø Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Ø Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.
Ø Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Ø Военная служба – вид федеральной государственной гражданской службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.
Ø Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваивают специальные звания или классные чины.
В одном и том же федеральном государственном органе могут быть учреждены должности федеральной государственной службы различных видов. Это, например, уже сейчас имеет место в системе Министерства обороны РФ (где наряду с воинскими должностями имеют место должности федеральной государственной гражданской службы), Министерства внутренних дел РФ (здесь есть и должности правоохранительной службы, и федеральной государственной гражданской службы, и воинские должности во внутренних войсках), Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) РФ и Министерства юстиции РФ.[4]
Наряду с нормативно-правовой классификацией видов и должностей государственной службы, установленной Федеральным законом «О системе государственной службы РФ», в научных и методических целях, а также для конкретизации отдельных видовых признаков используются и иные классификации.
Так, в качестве одного из критериев классификации видов государственной службы может быть использован принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную (например, аппарат палат Федерального собрания), исполнительную (аппарат Правительства РФ) и судебную (аппарат федеральных судов) ветви власти.
На основании критерия, связанного с организационно с организационно-правовыми формами федеральных органов исполнительной власти, федеральная государственная служба может классифицироваться на следующие подвиды:
Ø служба в федеральном министерстве и его территориальных органах;
Ø федеральная служба;
Ø федеральное агентство;
Ø федеральные органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с утверждаемой главой государства структурой федеральных органов.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 201.