Система государственной службы в современной России и её виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система государственной службы в современной России и её виды

 

Выполнила студентка

факультета ГМУ группы 513

Морева Анастасия Артемовна

Научный руководитель профессор,

доктор экономических наук

Игнатов В.Г.

 

 

г. Ростов-на-Дону 2009

 


 


Оглавление

Введение

Глава 1. Система государственной службы в современной России

1.1 Взаимосвязь понятий «система государственного управления» и «система государственной службы»

1.2 Понятие государственной службы

1.3 Виды государственной службы

Глава 2. Государственная гражданская служба

2.1 Должности государственной гражданской службы, их категории и группы

2.2 Порядок прохождения государственной гражданской службы

Заключение

Список литературы

Приложения



Введение

 

Актуальность рассмотрения системы государственной службы в современной России обусловлена широким спектром проблем, возникающих на современном этапе формирования и преобразования системы государственной службы, её видов, должностей, их категорий и групп, а также порядка прохождения государственной гражданской службы. Прежде всего, эти проблемы связаны с постоянными изменениями и корректировками Федерального закона о государственной службе и вносимыми в него поправками. А происходит все это потому, что в Российской Федерации совершился резкий скачок и прежняя машина советского партийно-государственного управления, административно-командной системы была разрушена, а институты нового демократического государственного управления и местного самоуправления, институты гражданского общества, социального и правового государства, механизмы их функционирования и взаимодействия ещё только создаются.

И сегодня в Российской Федерации речь идет о государственной службе как о качественно новом общественном явлении. Необходимо сформировать государственную службу, соответствующую, с одной стороны, требованиям демократического, правового федерального, социального и светского государства с республиканской формой правления, а с другой – условиям и факторам свободного гражданского общества с рыночной экономикой, разнообразием социальных слоев и групп, плюралистической духовностью, надежной защищенностью прав и свобод человека.

А ведь в России с ее огромными территориями, самыми протяженными в мире границами и самым сложным в мире составом населения на государственных служащих лежит историческая миссия не только обеспечения стабильности и гражданского мира, но и приумножения национального богатства. И государственный аппарат, состоящий из профессионалов-управленцев, призван обеспечить эффективность всего государственного, закрепленного в институтах и изменяемого посредством их. Для этого он должен быть един, целостен, субординирован по вертикали и координирован в своих действиях. Поэтому необходимо изучать существующие проблемы, анализировать все преимущества и недостатки современной государственной службы.

Актуальностью проблемы обуславливается и степень её разработки. На протяжении длительного времени отечественные и зарубежные ученые проявляли неподдельный историко-юридический интерес к проблемам, связанным с созданием, организацией, деятельностью и принципами системы государственной службы в современной России. Потребность в изучении правовых основ и принципов системы государственной службы продиктована необходимостью преобразования современной системы госслужбы для её максимально эффективной работы, а также её стремлением извлечь из прошлого опыта арсенал идей, которые могли бы обогатить сегодняшний кадровый корпус государства рациональными формами и методами организации государственной жизни. Актуальность обозначенной проблемы, наличие значительного круга дискуссионных вопросов определили цель курсовой работы, её структуру и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Целью курсовой работы является подробное рассмотрение системы государственной службы, а также осмысление практического опыта в области организации системы государственной службы. Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:

Ø раскрыть сущность системы государственной службы;

Ø рассмотреть ее виды, основные категории и группы;

Ø определить порядок прохождения государственной службы.

Поставленная цель и задачи обусловили структуры курсовой работы. Начать хотелось бы с рассмотрения системы государственной службы в современной России.


 


Виды государственной службы

 

Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» (Приложение 1) система государственной службы в современной России включает в себя следующие виды:

1. государственная гражданская служба;

2. военная служба;

3. правоохранительная служба.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

1.1 федеральную государственную гражданскую службу;

1.2 государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

С учетом принципа федеративного устройства России гражданскую службу делят на два вида:

Ø федеральную государственную гражданскую службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

Ø государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном владении.

Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

На схеме изображены основные виды государственной службы.

 

 

 

Рис. 1. Виды государственной службы Российской Федерации.

 

В Федеральном законе «О системе государственной службы в РФ» даны определения вышеперечисленных видов государственной службы, а именно:

Ø Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Ø Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Ø Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Ø Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Ø Военная служба – вид федеральной государственной гражданской службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

Ø Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваивают специальные звания или классные чины.

В одном и том же федеральном государственном органе могут быть учреждены должности федеральной государственной службы различных видов. Это, например, уже сейчас имеет место в системе Министерства обороны РФ (где наряду с воинскими должностями имеют место должности федеральной государственной гражданской службы), Министерства внутренних дел РФ (здесь есть и должности правоохранительной службы, и федеральной государственной гражданской службы, и воинские должности во внутренних войсках), Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) РФ и Министерства юстиции РФ.[4]

Наряду с нормативно-правовой классификацией видов и должностей государственной службы, установленной Федеральным законом «О системе государственной службы РФ», в научных и методических целях, а также для конкретизации отдельных видовых признаков используются и иные классификации.

Так, в качестве одного из критериев классификации видов государственной службы может быть использован принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную (например, аппарат палат Федерального собрания), исполнительную (аппарат Правительства РФ) и судебную (аппарат федеральных судов) ветви власти.

На основании критерия, связанного с организационно с организационно-правовыми формами федеральных органов исполнительной власти, федеральная государственная служба может классифицироваться на следующие подвиды:

Ø служба в федеральном министерстве и его территориальных органах;

Ø федеральная служба;

Ø федеральное агентство;

Ø федеральные органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с утверждаемой главой государства структурой федеральных органов.

 


 


Заключение

 

Значение теории и практики государственной службы, её системы для российской страны переоценить трудно. Государство и общество переживают переходный период своего развития; разрушена советская система государственной власти и управления, и пока построен лишь каркас либерально-демократической системы. Поэтому система государственной службы, как и в целом система государственного управления ещё долго будет претерпевать значительные изменения.

Хотя проведенное исследование показало, что современная система государственной службы весьма органична и эффективна, но ещё многое предстоит сделать, для того чтобы идеальная модель российской системы государственной службы заработала в полную силу. Ведь такая модель не может быть выстроена с оглядкой только на наш прошлый опыт или только на западные образцы, потому как даже наиболее рациональные и научно обоснованные из них могут не сработать с должным эффектом в условиях современной России.

Поэтому необходимо абстрагироваться от прошлого опыта управленческой деятельности в России, и лишь учитывая его основные ошибки и преимущества создавать наиболее эффективную систему государственного управления.

Так, проведенное исследование позволило выделить основные положения решаемой проблемы и получить следующие результаты теоретического и практического характера: для того чтобы государственная служба в Российской Федерации достигала своих целей, она должна ориентироваться на следующие предъявляемые к ней требования:

Ø демократический и федеративный характер построения и функционирования;

Ø целостность государственной службы на всей территории и ориентации всех ее элементов на государственное единство Российской Федерации;

Ø согласованность концептуальных подходов в правовом регулировании и организации многообразных проявлений государственной службы в различных ее уровнях и видах;

Ø целенаправленность всех элементов и взаимосвязей государственной службы на обеспечение рациональности и эффективности процессов взаимоотношений в обществе и государственного управления;

Ø придание государственной службе Российской Федерации общественного авторитета, обеспечение доверия граждан, способности привлекать к себе лучшие интеллектуальные и нравственные силы страны.[12]

 


 


Список литературы

 

1. Н.И. Глазунова. Государственное и муниципальное(административное) управление: учеб.- М. :ТК Велби, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008. – 560 с.

2. Государственная гражданская служба. Учебник. 2-е изд. доп. и перераб., / Под ред. проф. В.Г.Игнатова.- М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005.

3. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография. – М. :Изд-во РАГС, 2002.

4. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

5. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Служебное право. Учебник. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003, 116 с.

6. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. – М., 2002. 590 стр.

7. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ»

8. Старилов Ю.Ц. Служебное право. М., 1996

9. Лытов Б.В. Государственная служба: проблемы прохождения//Власть. 2002.

10. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н/Д: издательский центр «Март»,2006.

 


 


Приложения

Приложение 1

 

Выдержка из

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

1. Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

Ø Российской Федерации;

Ø федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

Ø субъектов Российской Федерации;

Ø органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

Ø лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

Ø лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

Ø государственная гражданская служба;

Ø военная служба;

Ø правоохранительная служба.

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

Ø федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

Ø законность;

Ø приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

Ø равный доступ граждан к государственной службе;

Ø единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

Ø взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

Ø открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

Ø профессионализм и компетентность государственных служащих;

Ø защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Статья 4. Федеральная государственная служба

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Статья 5. Государственная гражданская служба

1. Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

2. Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

3. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 6, применяется со дня вступления в силу федерального закона о военной службе (статья 19 данного документа).

Статья 6. Военная служба

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 105-ФЗ)

Определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 7, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе (статья 19 данного документа).

Статья 7. Правоохранительная служба

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Статья 8. Должности государственной службы

1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

2. Должности государственной службы подразделяются на:

Ø должности федеральной государственной гражданской службы;

Ø должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

Ø воинские должности;

Ø должности правоохранительной службы.

3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.


[1] Н.И. Глазунова. Государственное и муниципальное(административное) управление: учеб.- М. :ТК Велби, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008. – 560 с.

[2] Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

[3] Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография. – М. :Изд-во РАГС, 2002.

[4] Государственная гражданская служба. Учебник. 2-е изд. доп. и перераб., / Под ред. проф. В.Г.Игнатова.- М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005.

[5] Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. – М., 2002. 590 стр.

[6] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Служебное право. Учебник. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003, 116 с.

[7] Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» - Глава 2.

[8] Старилов Ю.Ц. Служебное право. М., 1996

[9] Лытов Б.В. Государственная служба: проблемы прохождения//Власть. 2002

[10] Лытов Б.В. Государственная служба: проблемы прохождения//Власть. 2002

[11] Государственная гражданская служба. Учебник. 2-е изд. доп. и перераб., / Под ред. проф. В.Г.Игнатова.- М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005.

[12] Государственная гражданская служба. Учебник. 2-е изд. доп. и перераб., / Под ред. проф. В.Г.Игнатова.- М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005.


Система государственной службы в современной России и её виды

 

Выполнила студентка

факультета ГМУ группы 513

Морева Анастасия Артемовна

Научный руководитель профессор,

доктор экономических наук

Игнатов В.Г.

 

 

г. Ростов-на-Дону 2009

 


 


Оглавление

Введение

Глава 1. Система государственной службы в современной России

1.1 Взаимосвязь понятий «система государственного управления» и «система государственной службы»

1.2 Понятие государственной службы

1.3 Виды государственной службы

Глава 2. Государственная гражданская служба

2.1 Должности государственной гражданской службы, их категории и группы

2.2 Порядок прохождения государственной гражданской службы

Заключение

Список литературы

Приложения



Введение

 

Актуальность рассмотрения системы государственной службы в современной России обусловлена широким спектром проблем, возникающих на современном этапе формирования и преобразования системы государственной службы, её видов, должностей, их категорий и групп, а также порядка прохождения государственной гражданской службы. Прежде всего, эти проблемы связаны с постоянными изменениями и корректировками Федерального закона о государственной службе и вносимыми в него поправками. А происходит все это потому, что в Российской Федерации совершился резкий скачок и прежняя машина советского партийно-государственного управления, административно-командной системы была разрушена, а институты нового демократического государственного управления и местного самоуправления, институты гражданского общества, социального и правового государства, механизмы их функционирования и взаимодействия ещё только создаются.

И сегодня в Российской Федерации речь идет о государственной службе как о качественно новом общественном явлении. Необходимо сформировать государственную службу, соответствующую, с одной стороны, требованиям демократического, правового федерального, социального и светского государства с республиканской формой правления, а с другой – условиям и факторам свободного гражданского общества с рыночной экономикой, разнообразием социальных слоев и групп, плюралистической духовностью, надежной защищенностью прав и свобод человека.

А ведь в России с ее огромными территориями, самыми протяженными в мире границами и самым сложным в мире составом населения на государственных служащих лежит историческая миссия не только обеспечения стабильности и гражданского мира, но и приумножения национального богатства. И государственный аппарат, состоящий из профессионалов-управленцев, призван обеспечить эффективность всего государственного, закрепленного в институтах и изменяемого посредством их. Для этого он должен быть един, целостен, субординирован по вертикали и координирован в своих действиях. Поэтому необходимо изучать существующие проблемы, анализировать все преимущества и недостатки современной государственной службы.

Актуальностью проблемы обуславливается и степень её разработки. На протяжении длительного времени отечественные и зарубежные ученые проявляли неподдельный историко-юридический интерес к проблемам, связанным с созданием, организацией, деятельностью и принципами системы государственной службы в современной России. Потребность в изучении правовых основ и принципов системы государственной службы продиктована необходимостью преобразования современной системы госслужбы для её максимально эффективной работы, а также её стремлением извлечь из прошлого опыта арсенал идей, которые могли бы обогатить сегодняшний кадровый корпус государства рациональными формами и методами организации государственной жизни. Актуальность обозначенной проблемы, наличие значительного круга дискуссионных вопросов определили цель курсовой работы, её структуру и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Целью курсовой работы является подробное рассмотрение системы государственной службы, а также осмысление практического опыта в области организации системы государственной службы. Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:

Ø раскрыть сущность системы государственной службы;

Ø рассмотреть ее виды, основные категории и группы;

Ø определить порядок прохождения государственной службы.

Поставленная цель и задачи обусловили структуры курсовой работы. Начать хотелось бы с рассмотрения системы государственной службы в современной России.


 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 236.